2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяПедагогика и психология — Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних



Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних


В обобщенных информациях, направляемых органами внутренних дел соответствующим субъектам профилактики, традиционно обращается внимание не только на необходимость нейтрализации объективных факторов семейного неблагополучия, обеспечения трудовой занятости и организации досуга молодежи, но и на осуществление мероприятий по регулированию порядка производства и реализации населению алкогольной продукции, наркотикосодержащих лекарственных препаратов, рынка печатных изданий и кино - видеопродукции, проведения мероприятий по технической и физической защите объектов, которые наиболее часто подвергаются посягательствам со стороны преступных групп несовершеннолетних.

Профилактика групповых преступлений несовершеннолетних предполагает:

- освещение в вечернее и ночное время остановок общественного транспорта, автостоянок,

- укрепление мест хранения материальных ценностей,

- предварительное создание условий, способствующих быстрому обнаружению преступлений с помощью сигнализирующих и контролирующих приборов и средств, которые в силу своей наглядности усиливают предупредительное воздействие на группы несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений,

- разъяснительные меры, связанные с доведением до сведения частных лиц, учреждений и фирм рекомендаций по вопросам безопасности,

- усиление патрулирования и прикрытие сотрудниками органов внутренних дел тех криминогенных участков обслуживаемой территории, на которых наблюдается наибольшая концентрация групповых противоправных проявлений несовершеннолетних, в том числе хулиганских действий в местах проведения массовых мероприятий, (спортивных матчей, эстрадных концертов, праздничных гуляний), выставлять дополнительные посты.

Важное место в системе общего предупреждения органами внутренних дел групповой преступности несовершеннолетних занимает правовая пропаганда. Широкое информирование различных групп населения через средства массовой информации, посредством проведения тематических бесед, лекций о механизме формирования преступных групп несовершеннолетних, роли в этом взрослых и ранее судимых лиц, о влиянии групповых норм на психологию и поведение молодых людей, о допустимых способах удовлетворения своих потребностей - меры, необходимые для общего оздоровления криминогенной обстановки. За последние годы личный состав подразделений и служб органов внутренних дел существенно обновился. Это требует организации обучения сотрудников навыкам профилактики групповых преступлений, проведения с личным составом занятий по методике выявления, разобщения и переориентации криминогенных групп подростков, изобличение взрослых организаторов и подстрекателей преступлении несовершеннолетних.

Руководителям органов внутренних дел на местах требуется обеспечить надлежащее взаимодействие оперативных и профилактических служб, обмен информацией в процессе выявления преступных групп несовершеннолетних и осуществления в отношении них мер профилактического воздействия. Вклад оперативных служб и участковых инспекторов милиции в эту работу до сих пор остается очень низким. Только каждая шестая - седьмая группа по их информации ставится на учет. Главное свое внимание сотрудники этих служб сосредоточивают на раскрытии преступлений несовершеннолетних, и то, как показывает изучение, подчас запоздалом. Радикальные экономические и социальные изменения в государстве создают новые трудности для огромного количества семей, которым в период рыночной экономики приходится переживать свой «семейный» переходный период. Известно, что семья, характер существующих в ней личных взаимоотношений, нравственно-психологическая атмосфера, материальное состояние играют решающую роль в деле воспитания детей.

В этой связи рост преступности несовершеннолетних можно объяснить не только отрицательным влиянием на подростка улицы, неформальных групп несовершеннолетних, недостаточным педагогическим влиянием учебных заведений, общественности, но и факторы, детерминирующие образование преступных групп несовершеннолетних: нехватка учреждений по позитивной социализации несовершеннолетних; отчужденность несовершеннолетних от общества; отсутствие в обществе мероприятий, направленных на формирование у подростков потребностей в занятии содержательным, требующим интеллектуального и эмоционального напряжения видом деятельности; избыток возможностей потребления алкоголя, наркотиков, занятий противоправными действиями; половая распущенность; аморальность; слабая информированность средствами массовой информации деятельности молодежных групп положительной социальной направленности; семейное неблагополучие; нерешенность проблем трудовой занятости; безработица.

Профилактика групповых преступлений несовершеннолетних: организация досуга несовершеннолетних; развитие сети клубов по интересам; создание лагерей труда и отдыха; работа спортивных секций; восстановление деятельности кружков технического творчества.

Защита от групповых преступных посягательств несовершеннолетних: освещение улиц, подъездов, укрепление мест хранения материальных ценностей, установка сигнализации.

Главная особенность преступности несовершеннолетних в том, что она носит преимущественно групповой характер, а ее уровень в два-три раза превышает уровень групповой преступной активности взрослых и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Причинами высокого уровня групповой преступности несовершеннолетних являются:

- несправедливое имущественное расслоение общества,

- относительное обнищание широких слоев населения;

- общая психологическая напряженность в обществе;

- неопределенность перспектив дальнейшего его развития;

- пересмотр этических норм и ценностей, общепринятой картины истории и культуры;

- моральный и правовой нигилизм;

- сужение возможностей молодежи в приобщении к социально полезной деятельности, удовлетворении своих потребностей и интересов посредством институционных форм.

Условиями, способствующими росту групповых преступлений несовершеннолетних, выступают:

- неорганизованность досуговой сферы жизнедеятельности подростков,

- безнадзорность,

- отсутствие своевременного и эффективного профилактического воздействия,

- слабое реагирование на факты предпреступного и преступного поведения несовершеннолетних и их взрослых соучастников,

- кризис системы уголовных наказаний и ресоциализации ранее осужденных.

Групповая преступность несовершеннолетних все больше приобретает корыстный характер. В группах несовершеннолетними совершаются в основном тяжкие преступления. В соучастии со взрослыми несовершеннолетние совершают более половины групповых преступлений. Имеется тенденция к усилению влияния взрослых преступников на преступность несовершеннолетних. По численному составу наибольшую распространенность приобрели группы несовершеннолетних из 2-4 человек. Преступные группы численностью более 5 человек формируются в основном под влиянием взрослых и характеризуются элементами организованности. Срок существования преступных групп несовершеннолетних и количество совершаемых ими преступлений находятся в прямой зависимости от степени их устойчивости, возрастного их состава, вида совершаемых, преступлений, а также от своевременности принятия мер по выявлению групп и разоблачению их участников. Преступные группы несовершеннолетних в своем развитии проходят длительный путь от диффузного состояния аморальных неформальных групп, стихийно формирующихся в ходе досугового общения, преимущественно по месту жительства, до устойчивой общности слабо восприимчивых к профилактическому воздействию лиц. Предотвращение возникновения таких групп - одно из главных направлений борьбы с групповой преступностью несовершеннолетних. В основе образования преступных групп несовершеннолетних лежит отсутствие в обществе полноценной среды социализации, отчужденность подростков от основных сфер позитивной жизнедеятельности: семьи, учебных заведений, досуговых учреждений, трудовых коллективов. Традиционные институты социализации переживают в настоящее. время кризис, обусловленный негативными последствиями происходящих в обществе социально-экономических и политических преобразований, и не. в состоянии эффективно выполнять свои социальные функции.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности
Содержание, функции коммуникации как системного педагогического процесса
Теоретические проблемы исследования психологического отношения к соблюдению нравственных норм
Воспитание гражданина - основные идеи, система, цель и задачи, условия реализации
К проблеме развития творческого мышления будущего учителя
Вернуться к списку публикаций