2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяПедагогика и психология — Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних



Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних


Существующая в система правосудия в отношении несовершеннолетних требует кардинального изменения. В целях обеспечения приоритета судебных форм защиты прав и законных интересов несовершеннолетних предлагаются различные варианты создания ювенальной юстиции. Во многих демократических странах мира ювенальная юстиция доказала свою жизненность и эффективность. Так, в основу Российской Концепции реформирования системы защиты прав детства при поддержке Международного Детского Фонда (ЮНИСЕФ) положен многолетний позитивный опыт функционирования ювенальной юстиции во Франции. Это не просто создание специализированных судов для несовершеннолетних, а функционирование целой системы правовых и социально- психологических конструкций, способной обеспечить оптимальное решение вопросов защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, обеспечения их физического и психического благополучия. Нам следует учесть специфику и особенности национальной правовой системы, наполнить их конкретным организационным содержанием, обеспечить взаимодействие с заинтересованными социально- правовыми и государственными структурами. Суды по делам несовершеннолетних как подсистема национального правосудия изначально должны создаваться в соответствии со статьей 40 Конвенции ООН «О правах ребенка», предполагающей признание каждой страной права каждого ребенка, нарушившего законодательство, на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека. Создание ювенальной юстиции должно соответствовать определенным международным стандартам. Минимальными стандартными правилами ООН (Пекинские правила) усматривается обеспечение государством содержательной жизни подростка в обществе, которая должна благоприятствовать процессу развития личности в получении образования и быть свободной от возможности совершения противоправных действий. Заботясь о детях, общество заботится о своем будущем. Юридические процедуры расследования и судебного разбирательства предполагают обеспечение эффективного, справедливого и гуманного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Обязательно соблюдение таких незыблемых процессуальных гарантий, как презумпция невиновности, право быть поставленным в известность о содержании предъявленного обвинения, право на отказ давать показания, право иметь адвоката, право присутствовать на судебных заседаниях и участвовать в процессе родителям и опекунам, право на очную ставку со свидетелями и их перекрестный допрос, право на апелляцию в вышестоящие инстанции и другие. В ювенальной системе правосудия участие неюристов должно быть расширено. Заседателями целесообразно привлекать врачей, педагогов, психологов, социологов, интересующихся проблемами защиты прав несовершеннолетних. Крайне важно введение в правового института суда присяжных, что повысит гарантии права обвиняемого подростка на защиту, обеспечение его права на высокое качество осуществления правосудия.

Ювенальная юстиция предполагает в первую очередь разбирательство по делам несовершеннолетних компетентным, независимым и беспристрастным судом. Уже на нынешнем этапе возможно введение в нашей стране элементов ювенальной юстиции: специализация подготовленных судей, обладающих большим жизненным опытом, знаниями педагогики и психологии, привлечение к участию в суде подростковых психологов. Судебным органам в целях выполнения задач правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних следует учитывать фактор усложнения личностных характеристик подростков, сопоставлять соответствие несовершеннолетних правонарушителей тем требованиям, которые общество предъявляет к ним.

Ювенальная юстиция предполагает также самостоятельную систему наказаний, применяемых к несовершеннолетним, установление меньших ограничений, связанных с наказанием, определение особенностей наказания и перевоспитания. Условия содержания несовершеннолетних в специальных воспитательных учреждениях должны определяться Законом. Тем временем эти вопросы регламентированы ведомственными нормативными актами. Так. Примерное положение о специальном профессионально- техническом училище утверждено приказом Министра образования Республики Беларусь от : июня 1997 года № 292.

По сведениям ООН, в различных противоправных действиях обычно участвует около 30% несовершеннолетиних, каждый шестой из которых совершает преступления. Ювенальная юстиция призвана учитывать личность подростка как несформировавшуюся, поэтому за преступления должна в первую очередь не назначать наказания, а исправлять нравственные дефекты личности и принимать меры по предотвращению условий совершения противоправных действий. Каждый судебный процесс в отношении несовершеннолетних должен повышать ответственность тех должностных лиц, которые непосредственно отвечают за воспитание. Практика показывает, что сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних в последние годы в судебных процессах по делам о преступлениях несовершеннолетних в качестве субъектов уголовно- процессуальной деятельности привлекаются все реже. По большинству дел участие представителей комиссий по делам несовершеннолетних и ИДН носит формальный характер, им не всегда разъясняются права в соответствии со ст.282 УПК Республики Беларусь. Это обусловлено тем, что в законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие конкретные формы участия этих и других органов и учреждений в уголовном процессе, их права и обязанности четко не определены. Важность создания в Республике Беларусь ювенальной юстиции требует разработки теоретической концепции с широким общественным обсуждением и принятием соответствующих законов в парламенте.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Эволюции менеджмента в производственной сфере - объективная предпосылка педагогического менеджмента
Наследие функционализма: прикладная психология
Анализ существующей системы организации подготовки будущих менеджеров иноязычному профессиональному общению
Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода
Психологическая коррекция личности: применение художественных текстов
Вернуться к списку публикаций