2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяПедагогика и психология — Время как ресурс развития личности



Время как ресурс развития личности


Новое тысячелетие - это не только новое время, это и новое пространство для больших и малых систем, поэтому в самых различных делах все чаще приходится применять системный подход. Необходимость и важность такого подхода возрастают с каждым днем и, в том числе, в отношении к человеку. Человек - это та удивительная система в мире других систем, которая познает себя, совершенствуется и развивается, влияя в той или иной мере на все космическое Мироздание. Именно поэтому человек должен стать не средством, а целью будущей государственной политики нашей страны. И именно поэтому человек должен стать хозяином своей жизни, ответственным за свой мир и за свое время.

Мировой опыт взаимодействия человека с фактором времени побуждает к интеграции ценных знаний прикладного характера в этой области в единую систему - Систему Управления Временем (СУВ). Этот опыт требует также философского осмысления и экологической цензуры.

В основе разработанной Системы (авторы Л.В. Гибадуллина и С.В. Чеботарева) многие научные подходы и концепции. И, прежде всего, она объединяет самые современные исследования в области квантовой физики с последними достижениями психологии. Задействованной оказалась и относительно новая научная дисциплина в области управления - гомеостатика, которая и направила авторов Системы по пути системно-информационного анализа, разработанного Ю.М. Горским. Нам показался особенно интересным один из методов этого анализа - метод отображения степени недостижения цели, который, по сути, является анализом роли противоречий в процессе управления. В СУВ системно-информационный анализ приобретает свои особенности и, к тому же, часто переходит в психологический анализ внутренних противоречий человека, которые проявляются в виде кажущихся неразрешенных проблем, отрицательных эмоций, негативного поведения и т.п. - ведущим к депрессивным и другим нежелательным состояниям человека.

Применение системно-информационного анализа к человеку как личности представляется целесообразным, так как такой анализ выступает в роли действенного инструмента для стимулирования эффективности жизнедеятельности и развития человека как живой сложной системы.

Следует отметить, что представление об управлении временем человека, с нашей точки зрения, неразрывно связано с целым набором понятий, три из которых:

- система;

- информация;

- организованность.

Книга И. Пригожина и И. Стенгерс «Порядок из хаоса» побуждает по новому взглянуть на понятие «система». Авторы данной Системы разделяют мысли И. Пригожина о необходимости «слияния открытий в исследованиях окружающего нас мира и мира внутри нас» для формирования нового целостного системного экологического мышления человека будущего тысячелетия.

Разработанная нами СУВ - попытка создания мощного естественного живого системного механизма как побудителя развития человека в соответствии с его потенциальными возможностями.

«Некоторые из сложных процессов образования стабильных структур управляются механизмами, которые известны нам достаточно хорошо. Механизмы других мы знаем хуже. О третьих можем только догадываться. Наконец о четвертых сегодня мы даже и догадываться не можем…» (Н.Н. Моисеев).

Наша Система включает возможности работы с противоречиями, проникающими помехами, возмущениями извне («отклик реальности» по К. Ректору) за счет механизмов ее адаптационности, самокомпенсации, а также синхронизации и гармонизации с различными жизненно важными процессами. Это самоорганизующаяся и саморазвивающаяся Система, стремящаяся к идеалу. Идеальной системой является та, которой нет, а функции ее выполняются.

В свое время Ганс Селье, критикуя существующие методы моделирования управления в живом за то, что они не рассматривают антагонистических отношений (противоречий) между частями живого, сказал: «…если удастся включить в модели, отражающие работу живых систем, противоречия, да еще при этом понять, почему природа, создавая живое, пошла по такому пути, это будет новым прорывом в тайны живого с большим практическим выходом.»

В определенной степени это завещание Г. Селье выполнено: такая модель гомеостата учеными уже разработана и ее основные свойства выявлены. Мы же ее использовали как живую основу для разработанной нами СУВ.

Сутью СУВ является: определение иерархии целей развития человека, выявление стоящих перед ним задач и алгоритмов их достижения - на основе получения, накопления и преобразования информации, затрагивающей, как осознанные, так и неосознанные интересы человека. На первый план здесь выступают смысловые и ценностные характеристики информации.

Информация в СУВ является не только основным средством достижения стоящих перед человеком целей и задач, но и средством их корректировки - «отделение зерен от плевел» - осознания истинности или ложности тех или иных устремлений человека. Фактически, информация в СУВ является мерилом самого времени, отражая в себе все его характеристики: точность, актуальность, наполненность самыми разнообразными мыслями и чувствами человека. Меры количества, осмысленности и ценности информации разнятся. По нашему мнению, ценность информации в СУВ обретается не за счет ее количества, а в результате доли ее осмысленности. В СУВ важны три аспекта информации:

1. отражение определенного события как следствия породившей его причины, где информация выступает и как следствие, и одновременно как его глубинная причина;

2. степень недостижения (или достижения) определенных целей, где информация выступает как отражение объективных изменений в процессах достижения стоящих перед человеком задач («отклик реальности»);

3. возможность системного управления временем, где информация выступает как средство изменения причины, лежащей в основе случившихся событий и ситуаций.

Наша СУВ является Системой, работающей не только с информацией о причинно-следственных связях, но и с казуальной (причинной) потенцией.

Смысловые показатели информации рассматриваются в СУВ с точки зрения их полезности и использования для эффективного развития потенциала человека.

Организованность - это понятие относительное, оно для нас представляет интерес только применительно к СУВ. В ней организованность имеет смысл рассматривать в трех основных разрезах:

1. структура (упорядоченность) и состояние (простота) системы;

2. динамика функционирования системы;

3. динамика развития системы.

Для оптимизации управления, когда цели и задачи уже поставлены, важно видеть и знать не столько абсолютную организованность информации, сколько ее неорганизованность, так как именно она является важной оперативной информацией о качестве управления, то есть служит для СУВ эффективной обратной связью.

Важнейшим видом организованности является целевая организованность. Неправильный выбор целей проявляется постепенно и вызывает большие отрицательные последствия.

Основным инструментом для организованности информации в СУВ является специально разработанный Ежедневник. Кроме того, нами разработан обучающий семинар по формированию навыков управления личным и деловым временем, который ориентирован на руководителей и специалистов экономического профиля, но может быть полезен и специалистам в любой другой области.

Такой подход представляет новые возможности для более емкого и целостного взгляда на время как на невосполнимый личностно-всесторонний ресурс человека.

Таким образом, СУВ разрешает проблему непроизводительных, нетворческих потерь личного времени, тем самым высвобождает временное пространство для духовного и эволюционного развития человека.







Интересное:


Учебно-методический комплекс на базе коммуникативных технологий личностно-ориентированной, профессиональной направленности, как средство дистанционного обучения иностранным языкам
Аксиологические основы воспитания
Реализация модели благотворительного ясли - сада
Особенности социализации личности ребенка в условиях национального дошкольного образовательного учреждения
Наследие функционализма: прикладная психология
Вернуться к списку публикаций