2015-04-15 20:31:18
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Регулирование отношений по доверительному управлению имуществом в российском праве



Регулирование отношений по доверительному управлению имуществом в российском праве


Структура и характеристика источников, регламентирующих отношения по доверительному управлению имуществом.

Структура источников, регулирующих отношения доверительного управления в Российской Федерации, не является продуманной и однородной. На настоящий момент существует более двухсот нормативных актов федерального уровня, содержащих положения, регулирующие сами отношения доверительного управления имуществом или определяющие сферы возникновения таких отношений, круг их субъектов и объектов.

Центральное место в указанной системе занимает гражданский кодекс Российской Федерации.

Часть первая гражданского кодекса содержит одну общую норму (п. 4 ст. 209) и упоминает некоторые отдельные случаи возникновения отношений по доверительному управлению. Это исполнение функций опекуна (ст. 37 и 38), патронаж (ст. 41), безвестное отсутствие (ст. 43).

Исходные положения, касающиеся понятия, содержания доверительного управления, включены прежде всего в пункт 4 статьи 209. Она основана на том, что передача имущества в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности к доверительному управляющему, собственник остается прежним. Управляющий лишь осуществляет правомочия собственника в тех или иных пределах, а сам собственник в тех же пределах эти правомочия не осуществляет. При этом доверительный управляющий осуществляет функции в отношении имущества не в собственных интересах, а в интересах выгодоприобретателя – собственника или указанного им третьего лица.

Гражданский кодекс в статье 38 предусматривает, при необходимости постоянного управления недвижимым или ценным движимым имуществом подопечного, возможность передачи органом опеки и попечительства такого имущества в доверительное управление. В отношении остального имущества опекун может осуществлять свои функции в установленном для него порядке. При этом на доверительного управляющего имуществом лица, в отношении которого установлена опека, распространяются ограничения, установленные в отношении опекуна. Доверительное управление рассматривается в этом случае как альтернатива опекунству.

В регулирующей патронаж статье 41 гражданского кодекса договор доверительного управления наряду с договором поручения является одним из оснований распоряжения имуществом подопечного, при установлении в отношении него попечительства в форме патронажа.

В статье 43 гражданского кодекса передача имущества безвестно отсутствующего гражданина в доверительное управление заменила существовавшее в «Гражданском кодексе РСФСР» 1964 года установление опеки над таким имуществом.

Часть вторая гражданского кодекса содержит специальную главу 53, регулирующие доверительное управление имуществом.

Статьи 1012, 1016, 1017, 1024 главы 53 регулируют содержание, существенные условия, форму и основания прекращения договора доверительного управления имуществом. Статьи 1013, 1018, 1019 определяют объект договора доверительного управления имуществом и устанавливаемый в отношении него режим. Статья 1014 определяет учредителя управления, а статьи 1015, 1020, 1021, 1022, 1023 относятся к деятельности доверительного управляющего. Статья 1025 регулирует передачу в доверительное управление специфического объекта – ценных бумаг, а статья 1026 осуществление доверительного управления на основании закона.

О доверительном управлении имуществом речь идет также в ряде законов. Прежде всего это уже упоминавшейся в настоящей работе закон РФ «О банках и банковской деятельности» и закон РФ «О рынке ценных бумаг».

Закон РФ «О банках и банковской деятельности» определяет, что кредитная организация помимо перечисленных в нем банковских операций может осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договорам с физическими и юридическими лицами (статья 5 закона), а также доверительное управление ценными бумагами (статья 6 закона), выполняющими роль платежного средства и подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, а в случае наличия специальной лицензии – и иными ценными бумагами.

Закон РФ «О рынке ценных бумаг» содержит статью 5, которая определяет отдельный вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг – доверительное управление. Такое доверительное управление может осуществляться в отношении ценных бумаг, денежных средств, предназначенных для инвестирования в ценные бумаги, а также ценных бумаг и денежных средств, получаемых в процессе управления ценными бумагами.

Существует ряд законов, касающихся государственной службы, такие как федеральный закон «Об основах государственной службы в РФ», федеральный конституционный закон «О правительстве РФ», федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ», федеральный закон «О службе в таможенных органах РФ» и другие, – которые предусматривают обязанность государственного служащего передавать принадлежащие ему паи и акции в уставных капиталах коммерческих организаций в доверительное управление под гарантию государства или, если это муниципальный служащий или служащий субъекта федерации – под гарантию соответствующего муниципального образования или субъекта федерации.

В ряде законов договор доверительного управления имуществом упоминается среди ряда других сделок: среди сделок в отношении недвижимого имущества, подлежащих регистрации в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», среди сделок, которые могут осуществляться органом управления должника, в отношении которого введена процедура наблюдения, с разрешения временного управляющего, в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», среди оснований для определения участия лица в капитале другого лица в тексте закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и федерального закона «О естественных монополиях», или как один из способов государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп в федеральном законе «О финансово-промышленных группах».

Обращает на себя внимание закон «О сельскохозяйственной кооперации», который содержит определенное предписание в случае нежелания сельскохозяйственной организации или фермерского хозяйства участвовать в производственном кооперативе, компенсировать им стоимость паев, приходящихся на неделимые объекты инфраструктуры, либо передать эти объекты в доверительное управление производственному кооперативу (пункт 6 статьи 10 закона).

Положения Бюджетного кодекса РФ относят к статье доходов бюджетов доходы от доверительного управления государственным имуществом, а также запрещают передачу в доверительное управление бюджетных средств.

Наибольшее внимание регулированию отношений, связанных с доверительным управлением, имуществом уделено в нормотворческой деятельности Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ (ФКЦБ РФ), к ведению которой относится регулирование доверительного управления на рынке ценных бумаг. В частности, доверительное управление (что соответствует положениям закона РФ «О рынке ценных бумаг») указывается как отдельный вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в постановлениях ФКЦБ РФ о лицензировании профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (в настоящий момент действует Постановление № 26 в редакции с учетом принятых к нему изменений). В качестве лиц, осуществляющих доверительное управление на рынке ценных бумаг, могут выступать коммерческие организации в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, а также граждане-предприниматели, хотя положения регулирующие порядок лицензирования такой деятельности на граждан-предпринимателей не распространяются. К лицам, желающим получить лицензию доверительного управляющего на рынке ценных бумаг, выдвигаются требования о наличии собственного капитала в сумме эквивалентной одному миллиону экю и вводятся определенные ограничения на совмещение различных видов деятельности. В утвержденном Постановлением ФКЦБ РФ № 37 «Положении о доверительном управлении ценными бумагами» была сделана попытка осуществить подробное регулирование этой сферы деятельности, которая оказалась не совсем удачной, так как указанное Положение вызвало множество нарицаний и критических замечаний со стороны лиц, чью деятельность оно призвано было регулировать. Положение определило сферу своего регулирования, исключив из нее деятельность паевых фондов и общих фондов банковского управления, определило круг субъектов – учредителей управления и доверительных управляющих – которые призваны участвовать в процессе доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, определенными в качестве объектов такого управления. Перечень передаваемых в доверительное управление ценных бумаг в соответствии с пунктами 2.1., 2.4. Положения ограничен акциями и облигациями, из него напрямую исключаются векселя, чеки, депозитные сертификаты и складские свидетельства, хотя возможность передачи указанных видов ценных бумаг для истребования по ним денежных средств с целью последующего инвестирования в иные ценные бумаги предусмотрена пунктом 3.5. Положения. Положение также попыталось подвести правовую базу под ряд фактически существующих ситуаций: передачу акций эмитента в доверительное управление самому эмитенту, на имя которого или на имя надлежащим образом уполномоченного представителя которого выдается специальная лицензия (ранее профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, в соответствии с Постановлением Правительства РСФСР № 78 она именовалась деятельностью в качестве инвестиционных институтов, являлась исключительным видом деятельности).

Пункт 3.5. «Положения о доверительном управлении ценными бумагами» предусматривает возможность уступки требования лицу (в порядке цессии), которое в случае реализации полученных прав путем приобретения какого-либо имущества, становится доверительным управляющим такого имущества. Это противоречит норме ст. 1014 ГК РФ, ибо в случае цессии будущий доверительный управляющий, как новый кредитор, получает права требования, и истребованное им имущество становится его собственностью, а не собственностью первоначального кредитора, который предполагался в качестве учредителя управления. Следовательно, первоначальный кредитор в этом случае не может быть учредителем управления, так как не является собственником имущества, передача которого в доверительное управление предполагалась. Таким образом, необходимо пункт исключить, либо предусмотреть возможность передачи в доверительное управление права требования к третьим лицам, при реализации которого истребованное имущество станет объектом доверительного управления.

Пункт 6.2. вышеупомянутого Положения допускает передачу акций эмитента в доверительное управление самому эмитенту, на имя которого или на имя надлежащим образом уполномоченного представителя которого выдается специальная лицензия. Такой подход является фактическим изменением положений закона РФ «Об акционерных обществах», так как эмитент получает возможность осуществлять полномочия акционера, что напрямую запрещено законом (акции поступающие в распоряжение общества не предоставляют права голоса, по ним не происходит начисления дивидендов). Было бы корректно пункт 6.2. исключить и, соответственно, скорректировать положения пункта 7.8. Положения.

Еще более неудачным и совсем не нашедшим применения на практике оказалось утвержденное Постановлением ФКЦБ РФ № 38 «Положение о ведении счетов денежных средств клиентов и учете операций по доверительному управлению брокерами», даже из названия которого вытекает некая двусмыслица: брокеры, которые осуществляют один вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг почему-то ведут учет операций по доверительному управлению, которые относятся к другому виду профессиональной деятельности на этом рынке. Указанное Положение устанавливает, что брокер осуществляет доверительное управление денежными средствами клиента, передаваемыми брокеру в рамках брокерского договора с клиентом, для чего открывает последнему специальные денежные счета. Таким образом, в соответствии с Положением доверительное управление может осуществляться не на основании договора доверительного управления имуществом, а на основании договора комиссии, что противоречит гражданскому кодексу РФ, предусматривающему осуществление доверительного управления имуществом на основании договора доверительного управления или по иным основаниям, предусмотренным законом (статья 1026 гражданского кодекса РФ). ФКЦБ РФ вышло за рамки предоставленных ему полномочий, руководствуясь благими намерениями – установить обязательное обособление передаваемого брокеру клиентом имущества и защитить тем самым интересы рядовых инвесторов. Однако, указанный правовой акт не прошел надлежащей правовой экспертизы и обсуждения в среде его предполагаемых субъектов, в результате чего он содержит противоречия с нормами действующего законодательства Российской Федерации и механизм реализации, для осуществления которого на практике не существует объективных предпосылок.

Объемным является регулирование ФКЦБ РФ деятельности паевых инвестиционных фондов, а последнее время также уделяется внимание деятельности инвестиционных фондов, не связанных с выпуском специального вида ценных бумаг – паев. Создание паевых инвестиционных фондов было санкционировано в Указе Президента РФ № 765 от 26 июля 1995 года, в соответствии с положениями которого паевым инвестиционным фондом, является имущественный комплекс без создания юридического лица, доверительное управление имуществом фонда осуществляет на основании договора доверительного управления специализированная управляющая компания. ФКЦБ РФ установила порядок осуществления такой деятельности, определила требования к управляющим компаниям паевых инвестиционных фондов и другим субъектам указанной деятельности: специализированным регистраторам, осуществляющим регистрацию прав на паи, и специализированным депозитариям, осуществляющим учет имущества паевого фонда. Целью создания паевых фондов было желание аккумулировать средства мелких инвесторов для их последующего направления на инвестирование в определенные финансовые инструменты (большие денежные суммы создают больше возможностей для инвестирования), с минимальными издержками (при объединении переданных в управление средств издержки управляющего остаются прежними и распределяются между всеми инвесторами), минимизацией рисков (у управляющего есть возможность распределить средства между различными инвестиционными инструментами различного уровня доходности и различной степени надежности, в то время как с небольшими суммами это осуществить достаточно сложно) и максимальной защитой инвесторов от возможных злоупотреблений (функции управления имуществом, его учета, оценки, распределяются между различными организациями: управляющим, специализированным депозитарием и специализированным оценщиком, – а также установлена жесткая система требований и отчетности).

Центральный банк РФ регламентировал осуществление кредитными учреждениями доверительного управления имуществом, утвердив Приказом № 02-287 от 2 июля 1997 года Инструкцию № 63 «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации». В соответствии с Инструкцией «Объектами доверительного управления для кредитной организации, выступающей в качестве доверительного управляющего, могут быть денежные средства в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, ценные бумаги, природные драгоценные камни и драгоценные металлы, производные финансовые инструменты, принадлежащие резидентам Российской Федерации на правах собственности». Инструкция предусматривает возможность заключения индивидуального договора управления имуществом и создания общих фондов банковского управления (ОФБУ), по целям создания и структуре аналогичных паевым инвестиционным фондам. Инструкция Центрального банка является детальным и тщательно проработанным документом, регламентирующим, прежде всего, создание, деятельность, учет имущества и прекращение общих фондов банковского управления, с приложением примерных форм документов: общих условий фонда (договора доверительного управления), сертификата долевого участия, а также форм банковской отчетности по указанному виду деятельности.

Изложенное выше позволяет говорить о том, что нормативно-правовая база в сфере регулирования отношений по доверительному управлению имуществом активно формируется органами различного уровня и в различных сферах правового регулирования. С введением в российское гражданское право договора доверительного управления имуществом, возникла необходимость распространить на него действие требований и ограничений, связанных как с отчуждением имущества, например, при государственной регистрации договоров доверительного управления недвижимым имуществом, так и с владением имуществом, например, голоса по находящимся в доверительном управлении акциям учитываются, как принадлежащие доверительному управляющему, при определении относится ли его деятельность к монополистической. Нормативно-правовые акты, регулирующие государственную службу, предусмотрели договор доверительного управления в качестве основания передачи государственными служащими на время исполнения ими своих полномочий принадлежащих им долей в капитале коммерческих организаций третьим лицам, с целью добиться их незаинтересованности в деятельности той либо иной коммерческой структуры. Цели такого нововведения понятны, но не вполне достигаемы, во-первых по причине отсутствия механизма такой передачи и контроля за его исполнением, во-вторых по причине сохранения за государственным служащим права собственности на долю в капитале коммерческой организации с возможностью получения выгоды от ее использования, что не позволяет говорить о беспристрастности государственного служащего, в третьих по причине отсутствия надежных доверительных управляющих таким имуществом, что является существенной помехой для передачи долей в доверительное управление, несмотря на наличие непонятно в чем состоящей гарантии государства.

Осуществлено правовое регулирование института доверительного управления в тех сферах, где его применение является не теоретически смоделированной абстракцией, а реальностью – это прежде всего управление денежными средствами, так как постоянно существует необходимость выгодного вложения денег, но не все могут сделать это эффективно ввиду небольшого объема собственных денежных средств или отсутствия необходимых профессиональных навыков, а также управление ценными бумагами, которые могут являться высокодоходным инструментом, но для эффективного управления которыми требуется наличие специальных знаний и профессиональных навыков. В отношении форм управления коллективным имуществом: паевых инвестиционных фондов и общих фондов банковского управления, – такая регламентация является достаточно детальной и эффективной, в отношении доверительного управления индивидуальным имуществом – нормативно-правовая база является поверхностной и противоречивой.


Ковалев Сергей Иванович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Понятие международно-правового регулирования и механизма международно-правового регулирования
Условия ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира при международной авиаперевозке
Заключение договора международной купли-продажи товаров
Процессуальная составляющая и иные проблемы международного коммерческого арбитража
Международные Соглашения девяностых годов и законодательство об охране авторских прав в России
Вернуться к списку публикаций