2015-04-15 16:33:50
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Международно-правовой статус Всемирной таможенной организации как институциональной основы международного сотрудничества в области таможенного дела



Международно-правовой статус Всемирной таможенной организации как институциональной основы международного сотрудничества в области таможенного дела


В настоящее время Всемирная таможенная организация (далее – ВТаО) является единственной международной межправительственной организацией мирового масштаба в области таможенного дела, основным звеном международного сотрудничества в области таможенного дела, его институциональной основой. ВТаО объединяет более 170 государств мира [27] и обладает серьезным политическим авторитетом в мировом сообществе.

Россия присоединилась к деятельности этой международной организации 1992 году как правопреемница Союза Советских социалистических республик (СССР). Верховный Совет СССР принял Постановление от 9 октября 1990 года № 1712-1 «О присоединении Правительства СССР к Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря 1950 года». Конвенция вступила в силу для СССР 8 июля 1991 г. [28].

26 декабря 1991 г. Министерством иностранных дел Российской Федерации была направлена нота Генеральному секретарю СТС Т. Хейесу о том, что членство СССР в Совете таможенного сотрудничества во всех его органах, а также во всех заключенных в его рамках или под его эгидой конвенциях, соглашениях и других международно-правовых инструментах продолжается Российской Федерацией и что в этой связи в Совете таможенного сотрудничества вместо названия «Союз Советских социалистических республик» должно использоваться наименование «Российская Федерация», В ноте МИД России было также указано о сохранении за Россией ответственности за все права и обязательства СССР в Совете таможенного сотрудничества, включая финансовые обязательства. Таким образом, с 1992 г. Российская Федерация является членом СТС, а ныне продолжает свое членство в этой крупнейшей международной межправительственной организации с новым наименованием – Всемирная таможенная организация – ВТаО.

Таким образом, создание ВТаО как институциональной основы международного сотрудничества в области таможенного дела явилось итогом закономерных процессов, происходивших в общемировом торгово-экономическом развитии. Потребность в появлении специальной международной организации, ответственной за выработку и распространение международно-правовых таможенных норм, направленных на упрощение и унификацию таможенных процедур, а также необходимость создания постоянной институциональной основы международного таможенного сотрудничества выразились в образовании международной организации всемирного масштаба – Всемирной таможенной организации (ВТаО).

На сегодняшний день ВТаО представляет собой единственную универсальную по составу участников международную межправительственную организацию мирового масштаба, занимающуюся исключительно таможенными вопросами.

Однако образование и деятельность специализированной таможенной организации универсального характера не означало, что к вопросам международного сотрудничества в области таможенного дела не будут обращаться другие международные организации, сферу деятельности которых это в какой-то мере затрагивает. Например, в Европе к унификации и гармонизации таможенного права обращается не только ЕЭК ООН, но и Совет Европы, в рамках которого были приняты такие международные соглашения как: Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам 1962 г., Соглашение об упрощении и унификации таможенного оформления ярмарочных и выставочных грузов 1965 г., Соглашение о таможенном оформлении временно ввозимых и вывозимых автотранспортных средств 1965 г., Соглашение об унификации таможенных норм в пассажирском сообщении 1968 г. и др. [29].

Особую роль в международном сотрудничестве в области таможенного дела государств играет ООН и ее органы. В частности, большое значение для развития международного таможенного сотрудничества имело образование Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), специализированного учреждения ООН, созданного в 1964 г. Эта международная организация взяла на себя функции по организации сотрудничества в рамках региональных экономических и таможенных союзов в сфере снижения ставок таможенных пошлин [30].

При характеристике международного сотрудничества государств в области таможенного дела нельзя не принять во внимание Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГATT), под которым понимается не только система международных соглашений, но и сложившаяся впоследствии международная организация. За время своего существования ГАТТ стало своеобразным «генератором процессов по упрощению и унификации таможенных формальностей и процедур в других международных организациях». В частности на базе ГАТТ и в значительной мере по инициативе ГАТТ, в рамках Всемирной торговой организации (далее – ВТО), ЕЭК ООН, ЮНКТАД и иных международных организаций был выработан ряд конвенций, регламентирующих функционирование таможенно-тарифных систем. «Эти положения – как указывает И.И. Дюмулен – сближаются с положениями ГАТТ, создавая единую систему норм, требований и положений, на основе которых функционирует международная торговая система и построены национальные системы регулирования внешней торговли подавляющего большинства стран мира» [31].

Следует согласиться с мнением А.В. Шорникова, полагающего, что международное таможенное регулирование, осуществляемое в рамках международного сотрудничества в области таможенного дела, явление комплексное и многогранное, направленное на решение современных международных торговых проблем [32]. Вполне очевидно, что в данной ситуации необходимо наличие единой институциональной основы международного сотрудничества в области таможенного дела универсального масштаба, которая бы координировала и концентрировала в себе все усилия мирового сообщества в этой сфере.

Таким центром, основным звеном международного таможенного сотрудничества, его постоянной институциональной основой и стала Всемирная таможенная организация.

Таким образом, международное сотрудничество в области таможенного дела представляет собой важное направление международного сотрудничества государств и международных организаций в целом и заключается в совместной координации их усилий в сфере общественных отношений, связанных с обеспечением таможенными органами порядка и правил перемещения лицами через таможенные границы государств товаров и транспортных средств.

Важность и необходимость международного сотрудничества в данной области человеческой деятельности не нуждаются в особых доказательствах и выражаются во все возрастающем объеме международных таможенных соглашений, заключаемых как на двусторонней, так и на многосторонней основе, в деятельности ВТаО, других международных организаций, сфера активности которых затрагивает таможенное дело, а также в появлении большого количества региональных международных организаций в рамках процессов экономической интеграции. При этом центром, институциональной основой международного сотрудничества в области таможенного дела универсального масштаба является ВТаО, как международная межправительственная организация мирового масштаба.

Международные организации являются вторичными субъектами международного права. Они обретают свой международно-правовой статус благодаря первичным субъектам международного права, то есть государствам. При этом, международные организации подразделяются на международные межправительственные организации и международные неправительственные организации. Статусом субъектов международного права согласно господствующей в теории международного права точке зрения обладают только международные межправительственные организации [33]. В данном исследовании понятие международная организация будет использоваться нами исключительно в значении международной межправительственной организации.

Выделяют шесть признаков международной организации: 1) создание организации в соответствии с международным правом; 2) учреждение на основе международного договора; 3) осуществление международной организацией сотрудничества в конкретных областях деятельности; 4) наличие постоянной организационной структуры; 5) наличие прав и обязанностей организации; 6) самостоятельные международные права и обязанности организации [34]. Проверим, обладает ли ВТаО всеми этими признаками.

Согласно первому признаку международная организация должна быть создана в соответствии с международным правом. Этот признак имеет важнейшее значение, поскольку любая международная организация должна учреждаться на правомерной основе. А это означает, что учредительный договор международной организации должен соответствовать всем общепризнанным принципам и нормам современного международного права, и, прежде всего, принципам jus cogens в смысле ст. 53 Венских конвенций о праве международных договоров 1969 и 1986 г.г. [35].

ВТаО создавалась как Совет таможенного сотрудничества, государствами на основе общепризнанного принципа международного права – принципа суверенного равенства государств. Это нашло свое отражение в отдельных положениях статей учредительного акта ВТаО (Конвенции о создании СТС от 15 декабря 1950 г.), касающихся, в частности, равных прав государств-членов организации на участие в ней, справедливости и равенстве распределения их голосов. Так, согласно ст. VIII Конвенции о создании СТС от 15 декабря 1950 г. каждый член Совета обладает одним голосом [36]. О принципе суверенного равенства государств в рамках ВТаО свидетельствует также и то, что статья XVIII вышеуказанной Конвенции определяет право любого государства, не подписавшего Конвенцию, на присоединение к организации [37].

В соответствии со вторым признаком международная организация должна быть образована на основе международного договора, то есть учредительным актом (уставом) международной организации должен быть международный договор. При этом этот международный договор является договором особого рода, поскольку он не только устанавливает права и обязанности сторон, но и создает международную организацию, определяя ее компетенцию, структуру, правовое положение ее членов, служащих и т.д.

Большинство исследователей международного права, как зарубежных, так и отечественных, признает договорную основу (так называемый конвенционный базис) одним из основных признаков международной организации. Как показывает практика, почти все международные организации универсального характера были созданы именно на основании заключения международного договора государствами. Кроме того, договорная основа является одним из основных критериев разграничения межправительственных и неправительственных организаций [38]. Без наличия международного договора невозможно было бы создать международную организацию государствами, ибо именно международный договор как международное соглашение позволяет выявить и закрепить суверенную волю государств на создание международной организации.

Образование Совета таможенного сотрудничества (СТС), ныне именуемого Всемирной таможенной организацией (ВТаО), было основано на международном договоре – Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря 1950 г., которая вступила в силу 4 ноября 1952 г. (далее – Конвенция о создании СТС).

Согласно преамбуле данной Конвенции Правительства государств, ее подписавшие, «выражая желание обеспечить, возможно, более высокий уровень согласованности и единообразия их таможенных систем и усилить изучение проблем, возникающих в ходе развития и улучшения таможенной техники и таможенного законодательства, будучи убеждены, что содействие сотрудничеству между Правительствами в этих вопросах будет осуществляться в интересах международной торговли, принимая во внимание экономические и технические факторы, связанные с этим» [39], согласились создать Совет таможенного сотрудничества. Таким образом, Правительства, подписавшие от имени своих государств международный договор – Конвенцию о создании СТС – зафиксировали в ней политическую волю представляемых государств на создание этой организации.

Третий признак международной организации – осуществление ею сотрудничества в конкретных областях деятельности. Любая международная организация создается для реализации сотрудничества, координации деятельности государств в той или иной сфере международных отношений. Международные организации становятся как бы посредниками между государствами-членами, которые передают им для обсуждения и решения наиболее сложные вопросы международных отношений. Международные организации оттягивают на себя значительное количество вопросов, по которым до этого отношения между государствами имели непосредственный двусторонний или многосторонний характер [40].

Из самого наименования ВТаО следует, что эта организация призвана заниматься вопросами международного сотрудничества в области таможенного дела. Согласно Конвенции о создании СТС государства, подписавшие этот международный договор, выразили желание сотрудничать в сфере обеспечения согласованности и единообразия их таможенных систем и усиления изучения проблем, возникающих в ходе развития и улучшения таможенной техники и таможенного законодательства в интересах международной торговли.

Статья III Конвенции о создании СТС к функциям организации относит изучение всех вопросов, касающихся таможенного сотрудничества, которому Договаривающие стороны согласились содействовать в соответствии с основными целями Конвенции [41]. Таким образом, учредительный акт ВТаО точно определил сферу международного сотрудничества, для осуществления которого была создана международная организация, – это международное сотрудничество в области таможенного дела.

Четвертый признак международной организации – наличие постоянной организационной структуры. Этот признак свидетельствует об институционализации международного сотрудничества государств и подчеркивает постоянную, а не временную основу деятельности международной организации. Организационная структура, то есть система органов организации, составляет механизм сотрудничества в рамках международной организации и, по мнению В.И. Маргиева, это отличает ее от других многочисленных форм международного сотрудничества (например, международных конференций) [42].

Организационная структура международной организации обычно соответствует выполняемым ею функциям. Именно посредством органов международной организации и реализуются ее функции. Правовое положение органов международной организации, их компетенция и отношения между собой чаще всего определяются в учредительных документах организации в соответствии с преследуемыми ею целями и задачами деятельности.

ВТаО как международная организация также обладает определенной организационной структурой, которая в общем виде определена в ее учредительном акте – Конвенции о создании СТС.

Высшим органом ВТаО является Совет, выполняющий также функции представительного органа организации, поскольку в нем участвуют представители таможенных служб всех государств-членов ВТаО. Согласно статье VII Конвенции о создании СТС Совет созывается на свои сессии не менее двух раз в год и ежегодно избирает из числа делегатов Председателя Совета и не менее двух его заместителей [43]. Совет ВТаО устанавливает свои собственные правила процедуры большинством не менее двух третей голосов его членов. Этот высший представительный орган ВТаО наделен полномочиями по созданию необходимых органов для обеспечения нормальной деятельности организации,

К основным функциям Совета ВТаО относятся: 1) утверждение ежегодного бюджета организации и контроль за его исполнением, 2) определение перспективных направлений деятельности ВТаО, Все важные политические решения ВТаО принимаются именно ее Советом как высшим, представительным органом организации.

Вспомогательными органами при Совете являются Политическая комиссия и Финансовый комитет. Данные органы не были предусмотрены в учредительном акте ВТаО – Конвенции о создании СТС. Однако, их образование и деятельность не противоречат положениям Конвенции, поскольку п. 3 статьи VI Конвенции предусматривает возможность создания других органов организации, образование которых будет необходимо для целей деятельности организации [44].

Политическая комиссия ВТаО состоит из представителей 24 государств-членов организации и также как и Совет ВТаО является представительным органом. Основное предназначение Политической комиссии ВТаО – выработка советов и предложений по важным политическим вопросам. Кроме того, Политическая комиссия занимается подготовкой проведения сессий Совета ВТаО, рассматривает и дает рекомендации по основным стратегическим направлениям деятельности организации. Решения политической комиссии, требующие финансирования, перед их рассмотрением на сессии Совета ВТаО выносятся на рассмотрение Финансового комитета, который и решает этот вопрос [45].

Политическая комиссия собирается два раза в год под руководством председателя Совета ВТаО. Председатель Политической комиссии имеет шесть вице-председателей, на которых возложены дополнительные функции по представлению шести мировых регионов:

- Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока;

- Западной и Центральной Африки;

- Восточной и Южной Африки;

- Дальнего Востока, Юга и Юго-восточной Азии, Австралии и островов Тихого океана;

- Южной Америки, Северной Америки, Центральной Америки и стран Карибского бассейна;

- Европы.

Представительство мировых регионов в рамках ВТаО было обусловлено широким географическим масштабом деятельности организации, что и вызвало ее переход на работу по региональному принципу.

Финансовый комитет ВТаО осуществляет разработку финансовых вопросов для высшего органа ВТаО – Совета ВТаО. В его состав входит 17 государств-членов.

В организационную структуру ВТаО включены также и исполнительные (рабочие) органы организации. К ним относятся технические комитеты ВТаО.

Во многом именно благодаря работе технических комитетов ВТаО осуществляется деятельность организации, реализуются основные направления международного сотрудничества в области таможенного дела в рамках ВТаО.

Конвенция о создании СТС предусмотрела создание в структуре ВТаО Комитета по номенклатуре, Комитета по Таможенной оценке, Постоянного технического комитета [46].

Учредительным актом ВТаО – Конвенцией о создании СТС – определяется также право организации создавать иные необходимые для целей организации комитеты.

В настоящее время в структуре ВТаО существуют различные технические комитеты, подразделяющиеся по кругу изучаемых проблем на четыре группы.

1) Вопросами номенклатуры и классификации товаров в таможенных целях занимаются Комитет по Гармонизированной системе, Подкомитет по пересмотру Гармонизированной системы, Подкомитет по науке.

2) Проблема таможенной оценки товаров решается Техническим комитетом по таможенной оценке товаров (обслуживает Соглашение о применении статьи VII ГАТТ) и Техническим комитетом по таможенной оценке (обслуживает Брюссельскую Конвенцию о таможенной стоимости).

3) Технические средства таможни – сфера деятельности Постоянного технического комитета, Подкомитета по автоматизированной обработке данных.

4) Вопросы определения страны происхождения товаров рассматривает Технический комитет по определению страны происхождения товаров [47].

Особенностью организационной структуры ВТаО является то, что ВТаО создает специальные подразделения по реализации принятых под эгидой этой организации международных соглашений (международных таможенных конвенций). Так, например, Комитет по Гармонизированной системе был создан для претворения в жизнь положений Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, принятой 14 июня 1983 г. [48]. Другим примером является Технический комитет по таможенной оценке товаров, призванный способствовать реализации установлений Международного соглашения о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1979 г., вступившего в силу 1 января 1981 г.

Конвенцией о создании СТС предусмотрено также образование Генерального Секретариата ВТаО. Генеральный секретариат является исполнительным и вспомогательным органом ВТаО. В структуру этого органа входит Генеральный секретарь, его заместитель и директоры директоратов (например, по номенклатуре и классификации, по таможенной технике, по таможенной оценке). Эти должностные лица составляют руководящее звено организации и избираются на свои должности государствами-членами ВТаО на срок – 5 лет, В их деятельности им помогают другие должностные лица организации, которые, в свою очередь, назначаются на пятилетнюю службу по контракту на основании Приказа Генерального секретаря ВТаО.

Государства-члены ВТаО направляют в Генеральный секретариат в распоряжение его должностных лиц своих экспертов (технических атташе), работа которых оплачивается таможенными органами стран их гражданства. Должностные лица Генерального секретариата ВТаО постоянного состава, то есть работающие на контрактной основе, набираются из числа местного населения Бельгии, в столице которой, в г. Брюсселе, находится штаб-квартира ВТаО. Технический персонал ВТаО пополняется за счет представителей таможенных служб государств-членов организации. Все сотрудники Генерального секретариата должны придерживаться нейтральной позиции и представлять интересы организации в целом, а не таможенных служб своих государств.

Генеральный секретариат ВТаО осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с техническими комитетами ВТаО. Основная задача Генерального секретариата – обеспечение бесперебойного функционирования всей организации [49].

Таким образом, ВТаО полностью соответствует четвертому признаку международной организации и обладает развитой, действенной организационной структурой, включающей в себя как высшие представительные, так и исполнительные, вспомогательные органы, действующие на постоянной основе.

Пятый признак международной организации – наличие прав и обязанностей организации. Этот признак является одним из важнейших, поскольку без наличия прав и обязанностей у международной организации, она не может существовать, а тем более – реализовывать основные направления своей деятельности в целях достижения поставленных целей и задач.

Возведение наличия прав и обязанностей организации в признак, характеризующий международную организацию, свидетельствует о признании за последней правоспособности. Права и обязанности любой международной организации закрепляются в ее учредительных документах (Уставе). Это, в частности, означает, что права и обязанности международной организации производны от воли государств-членов. Только от воли государств-членов зависит, обладает ли данная организация именно таким (а не иным) комплексом прав, что на нее возложено исполнение данных обязанностей [50]. В учредительных документах международной организации закрепляются те права и обязанности, которые государства-члены желают видеть у международной организации.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Объем и размер возмещения международного авиаперевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира
Воздушное пространство международной территории общего пользования
Заключение договора международной купли-продажи товаров
Порядок предъявления требований к перевозчику при международной перевозке воздушным транспортом
Становление и развитие международно-правового регулирования международной торговли услугами
Вернуться к списку публикаций