2015-04-15 16:33:50
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Международно-правовой статус Всемирной таможенной организации как институциональной основы международного сотрудничества в области таможенного дела



Международно-правовой статус Всемирной таможенной организации как институциональной основы международного сотрудничества в области таможенного дела


Важнейшими характеристиками современного мира являются постоянно развивающиеся процессы экономической интеграции. Их существование обусловливается объективными причинами развития общества и хозяйственных отношений в нем: международным разделением труда, научно-техническим прогрессом, интернационализацией производства, расширяющимися взаимосвязями и взаимозависимостями между людьми, экономиками государств и непосредственно самими государствами.

Экономическая интеграция представляет собой сближение и взаимоприспособление национальных хозяйств. Обеспечивается она путем снятия ограничений на перемещение товаров, капиталов и услуг, согласованной межгосударственной и внешнеэкономической политикой [1].

Процессы экономической интеграции основываются на согласовании интересов различных участвующих в них государств и предполагают их целенаправленное взаимодействие друг с другом на международном уровне в рамках того или иного вида международного сотрудничества.

Международное сотрудничество в различных сферах общественных отношений является одним из основных факторов благополучного существования и развития государств в современном мире. В условиях усиливающейся интернационализации мирового хозяйства, принявшей масштабы глобализации, международное общение, взаимодействие государств представляются особенно актуальными.

Международное сотрудничество – важный способ реализации государствами своих национальных интересов, так как на нынешнем этапе развития общества в ситуации нарастающих процессов глобализации ни одно государство не может выжить в условиях экономической, политической изоляции [2].

Принцип сотрудничества государств является одним из основополагающих принципов международного права [3]. Этот принцип проходит через все содержание устава Организации Объединенных Наций (далее – ООН). Его нормативное содержание изложено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом ООН 1970 г. [4].

Международное сотрудничество осуществляется практически во всех сферах человеческой деятельности. В зависимости от той или иной сферы международных отношений, выделяют, различные виды сотрудничества, например; сотрудничество в уголовно-правовой сфере, международное сотрудничество в области здравоохранения, охраны интеллектуальной собственности, прав и свобод человека, международное сотрудничеств в области таможенного дела и т.д.

Существуют такие сферы человеческой деятельности, которые по своей природе выходят за рамки суверенитета конкретного государства и нуждаются в урегулировании на международном уровне. К ним, в первую очередь, относятся: международная торговля, транспорт, связь, таможенное дело. В этих сферах человеческой активности международное сотрудничество является необходимым условием их эффективного бесконфликтного существования и развития.

Международное сотрудничество в области таможенного дела (международное таможенное сотрудничество) относится к вышеуказанным видам международного сотрудничества, поскольку связано с трансграничным перемещением лицами товаров и транспортных средств. Осуществление государствами сотрудничества в этой сфере носит объективный характер и предопределено необходимостью согласовывать свои действия по регулированию процессов перемещения товаров и транспортных средств через государственные (таможенные [5]) границы.

Международное сотрудничество в области таможенного дела самым непосредственным образом связано с экономической интеграцией государств в современном мире и представляет собой одно из ее важных направлений [6].

Под таможенным делом следует понимать сферу деятельности государства, связанную с обеспечением соответствующими государственными органами (таможенными органами) порядка и правил, при соблюдении которых лица могут осуществить право на перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Перемещение товаров через таможенные границы часто происходит в рамках международной торговли, которая также как и таможенное дело носит трансграничный характер. Посредством таможенного дела государства осуществляют регулирование своей внешнеторговой деятельности таможенно-тарифными и нетарифными методами. Если исходить из понимания таможенного дела с точки зрения его целей, то оно представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенные границы государств [7]. Но в целом, с точки зрения сущностного подхода, таможенное дело – сфера деятельности государств, связанная с обеспечением таможенными органами соблюдения законодательства, касающегося перемещения лицами товаров и транспортных средств через таможенные границы.

Внешнеэкономическая деятельность государства, составной частью которой является внешнеторговая деятельность, непосредственно сопряжена с таможенным делом. Таможенное дело опосредует международный товарооборот, международную торговлю государств в рамках их внешнеэкономической деятельности, в том числе деятельности, связанной с экономической интеграцией государств.

Специфика таможенных отношений заключается в том, что они связаны с транснациональным движением товаров и транспортных средств, и просто объективно предполагают необходимость взаимодействия государств по этим вопросам, и более того требуют укрепления и глубокого развития международного сотрудничества этой сфере. Таможенные отношения «наиболее близко стоят к сфере, регулируемой международным правом» [8], они возникают на стыке государственных границ различных государств, на стыке различных право порядков, таким образом, по своей природе и сути эти отношения носят трансграничный характер и нуждаются в урегулировании на международно-правовом уровне, поскольку не возможно их эффективное урегулирование в рамках только лишь одного государства.

Международно-правовые нормы, регулирующие международное сотрудничество в области таможенного дела составляют складывающуюся отрасль международного публичного права – международное таможенное право, которое в настоящий момент выделяется из международного экономического права и находится в стадии своего формирования [9].

Международное сотрудничество в области таможенного дела осуществляется в определенных формах. Под формами сотрудничества понимаются те рамки, в которых осуществляется сотрудничество между государствами [10].

Можно выделить три основные формы международного сотрудничества в области таможенного дела: 1) сотрудничество в рамках международных организаций, 2) сотрудничество путем заключения международных соглашений, 3) сотрудничество в рамках международных конференций.

В зависимости от представительства государств в той или иной форме сотрудничества можно также выделить двустороннее сотрудничество и многостороннее сотрудничество, которое, в свою очередь, подразделяется на универсальное сотрудничество, то есть сотрудничество в рамках мирового сообщества, и сотрудничество в рамках региона, то есть региональное сотрудничество.

Самой распространенной формой международного сотрудничества в области таможенного дела является сотрудничество на основе заключения международных договоров. Международных договоров, заключенных по вопросам таможенного дела, достаточно много, это и двусторонние и многосторонние договоры. Важными для развития международного сотрудничества в области таможенного дела являются многосторонние универсальные международные договоры, поскольку они имеют наибольшее представительство государств и в них определяются стратегические направления совершенствования таможенного дела. Это, например, такие универсальные международные договоры, как Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г., Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г., Международная конвенция о взаимной административной помощи для предотвращения, расследования и наказания за таможенные правонарушения от 9 июня 1977 г. и т.д.

Двусторонние международные договоры в области таможенного дела имеют более узкую направленность и заключаются государствами, как правило, по вопросам оказания взаимной помощи в таможенных делах и касаются исключительно двусторонних отношений. Например: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 14 ноября 1997 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 13 января 1988 г., аналогичное соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики от 10 февраля 1998 г. и т.д. [11].

Одной из форм международного сотрудничества в области таможенного дела является также сотрудничество в рамках международных межправительственных конференций. Эти конференции представляют собой коллективные органы государств, которые сами решают все вопросы, касающиеся целей и принципов их проведения [12]. Созываются международные конференции для решения конкретных проблем и действуют в течение определенного срока работы, не имея своих постоянных органов и не являясь международными организациями и субъектами международного права.

Так, например, вопросы систематизации и унификации норм международного таможенного права обсуждались на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в 1943 г. В 1954 г. была созвана дипломатическая конференция по таможенным формальностям, на которой были выработаны три международно-правовых документа: Конвенция о таможенных льготах для туристов; Дополнительный протокол к Конвенции о таможенных льготах для туристов, касающийся ввоза рекламных туристских документов и материалов, Конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств [13].

По мере развития международного сотрудничества в той или иной сфере международных отношений все большее значение и распространение получает такая форма международного сотрудничества как сотрудничество государств в рамках международных организаций. На сегодняшний день международные организации играют определяющую роль в деле укрепления, расширения и углубления международного сотрудничества. Международные организации являются основным организатором общения государств. Сложность и важность вопросов, подлежащих разрешению на межгосударственном уровне, требует их оперативного решения. Оперативности можно достичь при помощи институционального постоянно действующего механизма. Таким механизмом и призваны быть международные организации [14]. Нельзя не согласиться с мнением О.С. Оос, считающей, что в рамках международных организаций международное сотрудничество получает соответствующую постоянную институциональную основу [15].

Следует отметить, что все формы международного сотрудничества в целом, и в области таможенного дела в частности, тесно связаны между собой. Так, на основе международных договоров создаются международные организации, в свою очередь, деятельность международных организаций приводит к заключению международных договоров, результатом работы многих международных конференций также может быть заключение международных договоров.

Современные тенденции расширения международного сотрудничества государств в сфере внешнеэкономической деятельности в условиях либерализации торгово-экономических отношений и роста экономической интеграции с неизбежностью влекут за собой расширение и углубление международного сотрудничества в области таможенного дела в его различных формах, в том числе и в рамках международных организаций.

Таможенное дело, как уже выше отмечалось, теснейшим образом связано с международной торговлей, оно напрямую влияет на мировые процессы товарообмена, опосредует мировую торговлю. Деятельность таможенных органов, осуществление ими таможенных формальностей и процедур может служить как барьером на пути международной торговли, так и средством интенсификации торговых связей, «инструментом тонкой настройки экономики» [16]. Национальные таможенные органы можно образно сравнить с «воротами» государства, через которые происходит транснациональное перемещение товаров и транспортных средств [17]. И от того, как будут работать эти «ворота», будет зависеть уровень развития внешнеэкономических связей государств.

Движение к установлению широких внешнеэкономических связей, созданию благоприятных условий для международной торговли было бы практически невозможно без скоординированных усилий мирового сообщества в рамках международного сотрудничества в области таможенного дела на институциональной постоянной основе. Поэтому вполне закономерно стремление мирового сообщества к созданию в системе международных таможенных отношений различных форм взаимодействия государств, и в частности, к образованию международных таможенных организаций.

Если обратиться к истории международного сотрудничества в области таможенного дела, то необходимо заметить, что первоначально оно носило лишь информационный характер. Так, в 1890 г. на основе Конвенции о создании Международного союза для публикации таможенных тарифов, заключенной по инициативе правительства Бельгии, была создана международная таможенная организация – Международное бюро публикации таможенных тарифов [18].

Основными задачами этой организации являлись систематизация, издание и распространение информации о таможенных тарифах и таможенном законодательстве различных государств. В целях осуществления задач Международного бюро государства-участники обязались ежегодно предоставлять ему специальные документы: 1) национальные таможенные законы и таможенный тариф; 2) постановления о внесении изменений в национальное таможенное законодательство и тарифы; 3) национальные циркуляры, инструкции, правила таможенных учреждений о применении тарифов или классификации товаров; 4) тексты двусторонних торговых договоров, международных конвенций и внутренних законов, имеющих прямое отношение к действующим таможенным тарифам. Тексты этих документов подлежат публикации в сборнике «Международный таможенный бюллетень».

В дальнейшем, с развитием таможенного дела стало очевидно, что для обеспечения международного сотрудничества в этой области одного взаимного информирования недостаточно. Поэтому в рамках Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (далее – ЕЭК ООН) (рабочая группа по таможенным вопросам, рабочая группа по транспорту) был разработан ряд документов с целью упрощения таможенных формальностей и документов, которые оказали влияние и на международный товарооборот [19].

Рабочая группа ЕЭК ООН по таможенным вопросам приняла также ряд резолюций и рекомендаций по упрощению, ограничению и унификации таможенных процедур и документов, используемых в международном товарообороте.

Кроме того, еще в начале 1923 г. Лигой Наций была подписана в Женеве международная конвенция по упрощению процедуры таможенного оформления. Некоторые таможенные вопросы были также включены в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1947 г. [20].

В дальнейшем все вышеуказанные акты были использованы в работе образованной в 1950 г. универсальной международной межправительственной организации – Совет таможенного сотрудничества [21].

Перед этой организацией были поставлены широкие задачи по организации международного сотрудничества в области таможенного дела, в том числе подготовка проектов международных таможенных соглашений и рекомендаций по их единообразному толкованию и применению. Уже в рамках этой международной организации были заключены основные международные таможенные соглашения, направленные на сближение правового регулирования таможенных режимов и упрощение таможенного оформления товаров в государствах-членах организации.

История Совета таможенного сотрудничества (далее – СТС) ведет свой отсчет со второй половины XX в,, когда в период после второй мировой войны обостряются противоречия в мировом рыночном хозяйстве и растет потребность в комплексном совершенствовании механизма регулирования мирохозяйственных связей. Под воздействием научно-технического прогресса происходят большие изменения в товарной структуре мировой торговли в пользу обрабатываемой продукции и быстро расширяется ее номенклатура, развиваются новые сферы внешнеэкономических связей. Все это требует разработки международных стандартных таможенных правил, унифицированных таможенных процедур и единой классификации товаров, а также создания специальной международной организации, которая бы всем этим специально занималась.

12 сентября 1947 г. 13 европейских государств-членов Комитета по Европейской Экономической Кооперации приняли совместную декларацию о создании Исследовательской Группы для изучения возможности учреждения одного или нескольких внутриевропейских таможенных союзов, базирующихся на принципах, заложенных в Генеральном соглашении о тарифах и торговле (ГАТТ). В 1948 году Исследовательской Группой были учреждены два комитета – Экономический комитет и Таможенный Комитет. Деятельность Экономического комитета впоследствии была приостановлена, его права и обязанности переданы в порядке правопреемства Организации по экономическому сотрудничеству в Европе (ОЭСЕ). Эта организация занималась распределением американской помощи в Европе и позже была преобразована в Организацию по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСЕР) [22].

Образованный Таможенный комитет приступил, в свою очередь, к работе по сравнительному изучению различных аспектов таможенного дела, в том числе таможенных процедур в государствах-участниках, для их последующего упрощения и стандартизации, а также создания единой товарной номенклатуры и унифицированных правил таможенной оценки товаров. В результате деятельности Таможенного комитета 15 декабря 1950 г. в г. Брюсселе были приняты три международных соглашения в области таможенного дела:

1. Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (вступила в силу 4 ноября 1952 г.);

2. Конвенция об оценке товаров для таможенных целей (вступила в силу 28 июля 1953 г.);

3. Конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах (вступила в силу 11 сентября 1956 г.) [23].

Принятые международные таможенные конвенции заложили фундамент современного международного таможенного права. А самая первая конвенция стала учредительным актом универсальной международной таможенной организации – Совета таможенного сотрудничества.

С момента вступления в силу 4 ноября 1952 г Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря 1950 г. ведет свой отсчет деятельность международной межправительственной организации – Совет таможенного сотрудничества (далее – СТС). Инаугурационная сессия СТС состоялась в столице Бельгии – Брюсселе – 26 января 1953 г. В ее работе приняли участие 17 государств-членов СТС. День 26 января стал отмечаться как международный день таможенника.

СТС был образован не только как исполнительный орган для реализации в жизнь разработанных под эгидой организации международных таможенных конвенций, но, прежде всего, как институциональная основа международного сотрудничества в области таможенного дела. Как указывается в учредительным акте СТС – Конвенции о создании СТС от 15 декабря 1950 г. – организация призвана обеспечить возможно более высокий уровень согласованности и единообразия таможенных систем государств-членов и усилить изучение проблем, возникающих в ходе развития и улучшения таможенной техники и таможенного законодательства» [24].

Быстрое развитие мировой торговли и ее товарной номенклатуры, обусловили общую потребность государств в совершенствовании правовой базы таможенного дела. Все большее количество стран ощутили необходимость в упрощении и унификации национальных таможенных систем путем сближения национальных правовых систем в области таможенного дела, сокращения таможенных формальностей и таможенных процедур, а также координации деятельности таможенных органов. Эти процессы, соответственно, не могли не повлиять на масштабы функционирования СТС. Постепенно из региональной организации, ограниченной рамками Европы, СТС преобразовался в многостороннюю международную организацию мирового масштаба. Первой неевропейской страной, которая присоединилась к СТС, стал Пакистан, В числе первых неевропейских государств, подписавших Конвенцию о создании СТС от 15 декабря 1950 г. были также: Египет (1956 г.), Габон (1956 г.), Индонезия (1957 г.), Гаити (195В г.), Иран (1959 г.), Сирийская Арабская республика (1959 г.), Япония (1964 г.), Соединенные Штаты Америки (1970 г.), и др. [25].

В 1994 г., чтобы подчеркнуть общемировую суть деятельности организации, СТС в качестве рабочего принял новое название – «Всемирная таможенная организация» [26].



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Правовое регулирование международного коммерческого арбитража
Принципы международного частного права (МЧП)
Предмет международного частного права (МЧП)
Lex mercatoria, его структура и соотношение с международным частным правом
Метод унификации в механизме международно-правового регулирования международной торговли услугами
Вернуться к списку публикаций