2015-04-15 16:30:27
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Международно-правовые основы деятельности всемирной таможенной организации по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела



Международно-правовые основы деятельности всемирной таможенной организации по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела


Деятельность ВТаО по сближению национальных правовых систем не сводится исключительно к выработке правовых и рекомендательных норм, направленных на единообразное правовое регулирование в области таможенного дела, а включает в себя также и обеспечение применения соответствующих норм, их толкование, в необходимых случаях – изменение и дополнение (корректировку, актуализацию), то есть сближение – это не только выработка соответствующих правовых предписаний, но и широкая деятельность по их внедрению, обеспечению функционирования. Сама по себе выработка норм, единообразно регулирующих определенные виды общественных отношений, не самоцель, они создаются для установления единого и единообразного правового регулирования общественных отношений.

Для проведения последовательных, целенаправленных работ по сближению правовых систем необходим специальный институциональный механизм. Существует множество международных организационно-правовых форм сближения права: в процессе работы международных конференций, в результате международных переговоров, в рамках деятельности международных организаций.

Наиболее распространенной и эффективно функционирующей институциональной формой сближения правовых систем являются международные организации. Международные организации представляют собой основу взаимодействия, сотрудничества государств на международной арене. Значение международных организаций в системе международно-правового регулирования определяется, главным образом, тем, что они воздействуют на государства, организуют взаимодействие государств в создании и введении в действие норм международного права, в том числе направленных на сближение правового регулирования.

В мире постоянно возрастает количество международных организаций, для которых сближение права в той или иной области международного взаимодействия является либо основным направлением деятельности (Гаагская конференция по международному частному праву (ГКМЧП), Международный институт унификации частного права (УНИДРУА), Организация по гармонизации частного права в Африке (ОГАДА) и др.), либо одним из приоритетных (Всемирная торговая организация (ВТО), Международная организация труда (МОТ), и др.).

Для ВТаО деятельность по сближению права в области таможенного дела является приоритетным направлением деятельности.

Как уже выше отмечалось, сближение правовых систем в области таможенного дела представляет собой важнейшее направление сближения национальных правовых систем в целом. Вопрос о важности международных таможенных отношений для отдельных государств и всего мирового сообщества в целом не требует особых доказательств. Об этом свидетельствует и деятельность ВТО, ВТаО и других организаций, согласование на международном уровне государственных мер по регулированию таможенных тарифов и нетарифных мер в международной торговле. Государства-члены этих организаций обязались строить свои внешнеэкономические отношения по принципу наибольшего благоприятствования в таможенном обложении, отмены протекционизма в тарифной политике, запрете предоставления новых таможенных льгот и преференций, решения спорных таможенных вопросов на основе взаимных консультаций [22], что требует координации ими правовых вопросов, сближения правовых систем в этой сфере.

Деятельность по сближению правовых систем в области таможенного дела оказывает определяющее воздействие на эффективность функционирования комплекса таможенных международно-правовых отношений в целом. От согласованности таможенных международно-правовых норм с таможенными национально-правовыми нормами напрямую зависит действенность, эффективность всей системы международных таможенных отношений и как следствие уровень, развития мировой торговли. На согласованность международных и национальных правовых норм в сфере таможенного дела, в свою очередь, влияет точность и конкретность предписаний международно-правовых таможенных норм. Чем более точно сформулированы применяемые международно-правовые таможенные нормы, тем больше практическая вероятность существования таких национально-правовых таможенных отношений, которые полностью согласуются с международно-правовыми таможенными отношениями, и тем самым, исключаются коллизии при осуществлении соответствующим государством своих суверенных прав в сфере таможенного дела. Вследствие этого большое практическое значение приобретает проблема сближения правовых систем в области таможенного дела [23].

Международных организаций, разрабатывающих международно-правовые таможенные нормы, направленные на сближение правовых систем в области таможенного дела, достаточно много. Это и ВТО/ГАТТ, ООН, ее вспомогательные органы: ЕЭК ООН, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД ООН) и др. Однако, среди группы этих организаций следует отдельно выделить ВТаО, поскольку именно эта международная организация способна к выработке наиболее значимых, программных, общих международно-правовых предписаний в области таможенного дела.

Деятельность ВТаО по сближению правовых систем в области таможенного дела на основе разработки единых и стандартных [24] норм, имеет определенные преимущества перед способами создания таких норм другими организациями или же путем созыва международных конференций. Это объясняется тем, что ВТаО лучше ориентирована по вопросам необходимости выработки соответствующих правовых норм, направленных на сближение права в области таможенного дела. Постоянное изучение ситуации в сфере, относящейся к компетенции организации, консультации между государствами-членами организации (составляющих практически мировое представительство и контролирующих до 99 % мировой торговли [25]) позволяют глубоко изучить наиболее проблемные вопросы, выявить потребности и совпадение интересов различных государств, согласовать их позиции, в связи этим осуществить в подходящее время правильный выбор предмета и границ сближение права в области таможенного дела.

Кроме того, ВТаО имеет в своем распоряжении специальные органы, которые непосредственно изучают необходимость регламентации тех или иных таможенных отношений, проведения работ по сближению правовых систем в той или иной сфере международных таможенных отношений.

Особенностью организационной структуры ВТаО является то, что эта организация создает специальные подразделения по реализации и обеспечению действия принятых под эгидой ВТаО международных таможенных конвенций, направленных на сближение правового регулирования в области таможенного дела. Так, например, ВТаО имеет в своем составе Комитет по Гармонизированной системе, предусмотренной Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г, Комитет по Таможенной оценке, предусмотренной Соглашением о применении статьи VII ГАТТ 1979 г., ВТаО образует и другие комитеты, создание которых будет необходимо для целей конвенций, принятых в рамках ВТаО или иных целей, подпадающих под компетенцию ВТаО.

Наличие необходимого аппарата, квалифицированного административно-технического персонала (Генеральный секретариат организации) дает ВТаО возможность осуществлять достаточно трудоемкую подготовительную работу по разработке текстов международных таможенных конвенций, направленных на сближение правовых систем в области таможенного дела, а также работу по контролю за их соблюдением государствами-членами и внесением своевременных изменений и дополнений в них.

Деятельность ВТаО по сближению правовых систем в области таможенного дела имеет свои цели, которые согласуются с общими целями сближения правовых систем в целом. В качестве основной цели сближения правовых систем можно выделить согласование правовых систем. В современных условиях общей глобализации национальные правовые системы должны быть совместимыми и способными взаимодействовать друг с другом.

Согласование таможенных систем государств требует согласования правового регулирования таможенного дела в национальных правовых системах. Таким образом, необходимость согласования права влечет за собой его сближение. Общей целью деятельности ВТаО по сближению правовых систем является согласование и достижение как можно более высокого уровня единообразия правового регулирования в области таможенного дела государств-членов организации. Деятельность ВТаО по сближению правовых систем в области таможенного дела призвана обеспечить, и является формой разрешения противоречий между нормативными установлениями, предписаниями национальных правопорядков, национальных правовых систем (их законодательств) в области таможенного дела [26].

В рамках общей цели на основе анализа правовых и рекомендательных актов ВТаО [27] в деятельности организации по сближению правовых систем в области таможенного дела можно выделить следующие цели:

- упрощение таможенных правил (таможенно-правовых норм) и таможенных процедур;

- облегчение понимания правовых актов в области таможенного дела участниками внешнеэкономической деятельности;

- обеспечение терминологического единства в сфере правового регулирования таможенного дела.

Таким образом, разрабатываемые ВТаО нормы, единообразно регулирующие таможенные вопросы, должны отвечать поставленным целям. В конечном итоге все цели деятельности ВТаО по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела направлены на осуществление миссии организации – облегчение международной торговли путем устранения таможенных барьеров на основе упрощения таможенных правил и процедур.

Одним из важнейших факторов, способствующих облегчению мировой торговли, является именно деятельность ВТаО по разработке единообразных норм, направленных на упрощение таможенных правил и процедур при обеспечении в полном объеме контрольных и фискальных функций таможни.

Почему именно упрощение таможенных правил и процедур? Представляется, что это связано, прежде всего, с тем, что международные таможенные отношения теснейшим образом связаны, переплетены с отношениями внешнеэкономическими, и в первую очередь, с международными торговыми отношениями. На пути транснационального движения товаров, транспортных средств, лиц лежат таможенные барьеры, то есть деятельность таможенных органов, как органов контролирующих эти перемещения через таможенные границы. От того, насколько будут сложны и затратны по времени и финансовым вложениям процедуры таможенного оформления и таможенного контроля (таможенные формальности, процедуры), зависит уровень и состояние международных товаропотоков, международных обменов. Для наибольшего облегчения и стимулирования всех этих процессов движения товаров, транспортных средств необходимы прозрачные, упрощенные, понятные и доступные таможенные процедуры, и, что особенно важно, – ясная, точная и единообразная правовая регламентация таких таможенных процедур и формальностей, основанная на международных нормах, единообразно регулирующих эти вопросы.

Кроме того, для обеспечения облегчения мировой торговли, разрабатываемые в рамках деятельности ВТаО по сближению правовых систем в области таможенного дела международные нормы, должны быть направлены на обеспечение ускорения осуществления всех таможенных процедур в целях облегчения мировой торговли (уменьшения затрат (финансовых, временных, моральных) участников внешнеэкономической деятельности на прохождение всех таможенных формальностей).

Сближение правовых систем в области таможенного дела, как и сближение правовых систем в целом осуществляется в основном на двух уровнях: региональном и универсальном. Государства могут одновременно участвовать в процессах сближения права на обоих уровнях. В данном случае мы не рассматриваем одностороннее сближение права, именуемое рецепцией права, под которой понимается одностороннее заимствование одним государством опыта правотворчества другого государства. Данное правовое явление находится вне сферы международно-правового регулирования и является внутренним делом соответствующего государства [28].

Большое значение сближение правового регулирования на региональном уровне имеет для международных экономических интеграционных объединений. Как правило, чем выше уровень взаимодействия в рамках таких объединений, тем больше возникает необходимость в обеспечении единого правового пространства. Движение от свободных экономических зон (через интеграционные зоны, таможенный союз, общий рынок) к полному экономическому союзу предполагает необходимость «сближения правового регулирования широкого спектра отношений» [29]. Определяя задачу тесной интеграции, рассматриваемые группировки вынуждены осуществлять сближение в таких сферах, как налоговое, денежно-кредитное законодательство, об интеллектуальной собственности, а также законодательство, регулирующее движение рабочей силы, товаров и транспортных средств, и самое главное – таможенное законодательство.

В качестве примера интеграционного объединения, в рамках которого осуществляется сближение права в целом и, в частности, в области таможенного дела, можно привести Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Эта международная организация интеграционного типа была создана на основе Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества 2000 г. [30] в целях углубления процесса экономической интеграции на постсоветском пространстве на основе Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 г. [31].

Целями ЕврАзЭС являются формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства государств-участников объединения.

Органом парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, решающим вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства государств-членов и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, является Межпарламентская ассамблея. Договором 2000 г. установлено, что Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС разрабатывает основы законодательства в базовых сферах правоотношений, принимает типовые проекты, на основе которых разрабатываются акты национального законодательства и таким образом, в рамках данной организации осуществляется сближение права на региональном уровне.

Сближение права, в том числе и в области таможенного дела, осуществляется также и в рамках других интеграционных объединений: Европейского союза, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Таможенного и экономического союза Центральной Африки (ЮДЕАК) и т.д. Страны-участники данных экономических интеграционных группировок осуществляют работы по сближению своих законодательств на основе единых и единообразных норм, разработанных в процессе деятельности данных объединений.

Помимо сближения права на региональном уровне важную роль в современном мире играет универсальное сближение права или сближение права во всемирном масштабе.

Региональные процессы сближения права не отменяют и не могут заменить собой сближения права на универсальном уровне. Как бы ни было успешным региональное сближение, оно не облегчит торгово-экономических, технических, финансовых, научно-культурных связей во всемирном масштабе. Универсальное сближение имеет то неоспоримое преимущество, что отражает потребность в сближении правовых систем на всемирной основе [32].

Универсальное и региональное сближение права всегда осуществляются параллельно, и представляется нецелесообразным их противопоставление.

ВТаО осуществляет свою деятельность по сближению правовых систем в области таможенного дела на универсальном уровне. Это имеет большое значение для развития процессов правовой интеграции стран в целом, поскольку ВТаО определяются наиболее общие ориентиры, даются стратегические направления для регионального сближения права в области таможенного дела в рамках тех или иных экономических интеграционных объединений, (например, ЕврАзЭС).

Как справедливо отмечает С.В. Бархин, к обеспечению универсальности разрабатываемых проектов, направленных на сближение права, и привлечению к участию в них максимально широкого числа стран стремятся многие международные организации, в сферу деятельности которых входит сближение права в специальных областях (Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), МОТ и др.), в том числе и ВТО. Универсальность стала, по сути дела, главной характерной чертой современного международного права [33].

В деятельности ВТаО по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела можно выделить три основных направления:

- сближение правовых систем в сфере классификации и кодирования товаров в таможенных целях;

- сближение правовых систем в сфере таможенной оценки товаров;

- унификация и гармонизация правовых систем в сфере таможенных процедур.

Выделение данных направлений деятельности ВТаО по сближению правовых систем в области таможенного дела обусловливается следующими обстоятельствами.

1) Вопросы, касающиеся классификации и кодирования товаров в таможенных целях, а также их таможенной оценки, имеют общее, сквозное значение для всего таможенного дела в целом. Классификация и кодирование товаров, их таможенная оценка применяются при производстве всех таможенных процедур, без них невозможен таможенный контроль. В свою очередь, таможенные процедуры, составляют основное содержание таможенного дела. Значение таможенных процедур заключается в том, что их осуществление является необходимым условием перемещения лицами товаров и транспортных средств через таможенные границы государств. И поэтому единообразное правовое регулирование всех этих вопросов, а именно; классификации и кодирования товаров, их таможенной оценки и таможенных процедур, является важнейшей задачей, решение которой в рамках ВТаО позволяет содействовать облегчению мировой торговли на основе сближения правовых систем в области таможенного дела.

2) Данные направления деятельности ВТаО по сближению правовых систем в области таможенного дела можно выделить, исходя из анализа основных международных документов, разработанных ВТаО и посвященных именно этим проблемам: классификации и кодированию товаров в таможенных целях, таможенной оценке товаров и таможенным процедурам. Например, в рамках ВТаО разработаны и действуют следующие международные таможенные конвенции; Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г., Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола 1999 г. (Киотская конвенция), Международная конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах от 15 декабря 1950 г., Конвенция об определении стоимости товаров для таможенных целей, от 15 декабря 1950 г. и т.д.

3) В рамках указанных направлений деятельности ВТаО по сближению правовых систем в области таможенного дела специально созданы и действуют соответствующие органы (комитеты) в структуре ВТаО: Технический комитет по таможенной оценке товаров, Комитет по Гармонизированной системе, созданный для претворения в жизнь положений Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г., Управляющий комитет, образованный на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола 1999 г.

Примерной точки зрения по вопросу о выделении основных направлений сближения правовых систем в области таможенного дела в целом придерживаются авторы учебника Международное право под редакцией Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой, которые считают, что «регулирование международных таможенных отношений имеет три основных направления: унификация и стандартизация процесса таможенной оценки; оценка товаров для взимания таможенных пошлин, унификация таможенных процедур и таможенных формальностей; унификация товарной номенклатуры, обеспечение ее сопоставимости с номенклатурой, используемой во внешнеэкономических связях» [34].

Можно выделить некоторые положительные моменты деятельности ВТаО по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела.

Во-первых, сближение права в области таможенного дела на основе разработки ВТаО международных норм, единообразно регулирующих таможенные отношения, очень выгодно и полезно для всех участников внешнеэкономической деятельности, поскольку существенно облегчает им ориентацию в правовом пространстве, исключая необходимость изучать все таможенные законодательства стран-партнеров по международным (внешнеэкономическим) сделкам. Нормы, единообразно регулирующие таможенные отношения, дают участникам внешнеэкономической деятельности знание основных требований национальных таможенных законодательств, минимальные нормы правового регулирования той или иной страны – импортера или экспортера в области таможенного дела.

Во-вторых, сближение правовых систем в области таможенного дела позволяет одним государствам учитывать в своей таможенной практике отработанные механизмы работы таможенных служб других государств, перенимая, таким образом, их положительный опыт, и тем самым облегчить включение национальных экономик в мировую систему хозяйствования.

В-третьих, соответствие национальных законодательств международным единым и стандартным нормам в области таможенного дела позволит создать в государствах более благоприятный инвестиционный климат. Ведь несовершенство таможенных законодательств часто образует одно из существенных препятствий для иностранных инвестиций в национальную экономику государств.

Таким образом, деятельность ВТаО по сближению правовых систем в области таможенного дела является важнейшим средством реализации основной цели организации, зафиксированной в ее учредительном акте, и развивается в русле основных современных тенденций развития права в условиях глобализации – интернационализации и правовой интеграции.

Сближение правовых систем в области таможенного дела в рамках ВТаО на основе выработки норм, единообразно регулирующих таможенные вопросы, способствует динамичному развитию мировой торговли в целом, а также совершенствованию таможенного дела в государствах-членах ВТаО.



[1] См.: Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря 1950 г. // Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991.18 сент. № 38, ст. 1096.

[2] См.: там же.

[3] См.: Информационная паутина. Что дает таможне электронная сеть CEN // Таможня. 2005. № 12. С, 24-25.

[4] См.: Меморандум о понимании между Всемирной таможенной организацией и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации относительно создания в Москве регионального учебного центра Всемирной таможенной организации // Навигут. 2003, № 6. С. 207-208.

[5] См.: Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП, С.- Петербургский филиал РТА имени В.Б. Бобкова, «Знание», 2000. С. 89.

[6] См.: Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, С.- Петербургский филиал РТА имени В.Б. Бобкова, «Знание». 2000. С. 90.

[7] См.: Иванов Г.Г., Маковский А.Л. Между народное частное морское право. Л. 1984. С. 34.

[8] См., например: ст. 1 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г, № 61-ФЗ // Российская газета. 3 июня. 2003. № 106 (3220).

[9] Лист Ф. Международное право: Пер. с нем. Юрьев. 1997. С. 284.

[10] См.: Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря 1950 г. // Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991.18 сент. № 38, ст. 1096.

[11] См.: Бархин С.В. Сотрудничество государств по сближению национальных правовых систем: унификация и гармонизация права. С. 11.

[12] Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря 1950 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991 г., 18 сент. № 38. ст. 1096.

[13] См.: там же.

[14] См.: Шишков Ю.В. Два лица глобализации. // Наука и жизнь. 2000. №11.

[15] См.: Сотников А.В. Российская Федерация и Республика Беларусь: межгосударственное экономическое взаимодействие. М. 2001. С. 11.

[16] Бархин С.В. Сотрудничество государств по сближению национальных правовых систем; унификация и гармонизация права. С. 5.

[17] Там же. С. 21.

[18] См.: Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. 2002. № 3. С. 115; Лукьянова Е.Г. Основные тенденции развития российского права в условиях глобализации // Государство и право. 2004, № 7. С. 84.

[19] См.: Лукашук И.И. Международное право в судах государств. СПб., 1993. С. 280; Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. С. 12.

[20] Бархин С.В. Сотрудничество государств по сближению национальных правовых систем: унификация и гармонизация права. С. 21.

[21] См.: там же. С. 22.

[22] См. подробнее: Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН. 1997. С. 11.

[23] См.: Мкртумян С.И. Правовое обеспечение таможенного сотрудничества стран-членов СЭВ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Киев. 1983. 22 с.

[24] Согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова, одно из значений слова «стандартный» - являющийся стандартом, то есть образцом, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам. / С.И. Ожегов. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1990. С. 760.

[25] Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли ВТаО. / Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли ВТаО. Опубликованы на сайте www.tks.ru, Колесников П.Ю. Анализ концепции развития таможенных администраций на основе рамочных стандартов Всемирной таможенной организации // Исследование проблем таможенного дела: Сб. науч. труд. адъюнктов и соискателей РТА. М.: РИО РТА. 2006. С. 49.

[26] См. подробнее по поводу понятия согласования: Буткевич В.В. Теоретические основы взаимодействия международного и внутригосударственного права. Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. Киев. 1980 г. С. 29-39.

[27] См.: Резолюция ВТаО об утверждении Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли, Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола 1999 г., Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря 1950 г., Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г., Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г, многочисленные акты рекомендательного характера ВТаО.

[28] См.: Бархин С.В. Сотрудничество государств по сближению национальных правовых систем: унификация и гармонизация права. С. 120-121.

[29] См.: Данько Т.П., Округ З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: Учеб. пособие. М. 1998. С. 15-16.

[30] Бюллетень международных договоров. 2002. № 5. С. 9-15.

[31] Бюллетень международных договоров. 2001. № 12. С. 3-19.

[32] Бархин С.В. Сотрудничество государств по сближению национальных правовых систем: унификация и гармонизация права. С. 145.

[33] Там же. С. 147.

[34] Международное право: Учебник, Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Международные отношения. 2000. С. 660.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Международно-правовой статус Всемирной таможенной организации как институциональной основы международного сотрудничества в области таможенного дела
Процессуальная составляющая и иные проблемы международного коммерческого арбитража
Понятие международной торговли услугами
Регулирование отношений по доверительному управлению имуществом в российском праве
Международно-правовые основы деятельности всемирной таможенной организации по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела
Вернуться к списку публикаций