2015-04-15 16:30:27
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Международно-правовые основы деятельности всемирной таможенной организации по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела



Международно-правовые основы деятельности всемирной таможенной организации по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела


Сближение национальных правовых систем в области таможенного дела в системе основных направлений деятельности Всемирной таможенной организации.

Основные направления деятельности международных организаций, или по-другому, их функции определяются в учредительных актах международных организаций и обусловливаются теми целями и задачами, которые государства-учредители поставили перед ними. Международные организации не могут по своей воле определять основные направления деятельности, поскольку это заранее определено государствами в соответствующем международном договоре об учреждении организации как вторичного субъекта международного права. Вопрос об основных направлениях деятельности (функциях) международных организаций имеет важное как теоретическое, так и практическое значение. Он позволяет рассмотреть международную организацию не только в статике, то есть со стороны ее правового статуса, структуры, но и в динамике, с точки зрения функционирования международной организации.

Основные направления деятельности ВТаО определены в ее учредительном акте – Конвенции о создании СТС. Согласно преамбуле Конвенции целями учреждения организации является обеспечение возможно более высокого уровня согласованности и единообразия таможенных систем государств, изучение проблем, возникающих в ходе развития и улучшения таможенной техники и таможенного законодательства, а также содействие сотрудничеству государств в этих вопросах в интересах международной торговли при учете экономических и технических факторов [1].

Таким образом, миссия ВТаО заключается в содействии развитию международной торговли инструментами таможенного дела.

В соответствии с заявленными целями учреждения организации в статье III Конвенции о создании СТС определяются функции ВТаО. К ним относятся:

- изучение всех вопросов, касающихся таможенного сотрудничества;

- изучение технических аспектов таможенных систем, равно как и связанных с ними экономических факторов, с целью предложения членам организации практических средств достижения возможно более высокого уровня согласованности и единообразия;

- подготовка проектов конвенций и поправок к конвенциям, а также вынесение рекомендаций относительно их принятия заинтересованными государствами;

- разработка рекомендаций, обеспечивающих единообразное толкование и применение конвенций, заключенных в результате деятельности организации, а также осуществление в этих целях функций, которые могут быть прямо предписаны этими конвенциями в соответствии с их положениями;

- разработка примирительных рекомендаций для разрешения споров по толкованию и применению вышеупомянутых конвенций;

- обеспечение распространения информации, касающейся таможенного регулирования и процедур;

- предоставление заинтересованным государствам по своей инициативе или по их просьбе информации или советов по таможенным делам и вынесение в связи с этим рекомендаций;

- сотрудничество с другими межправительственными организациями по вопросам, входящим в компетенцию организации [2].

ВТаО реализует свои основные направления деятельности для достижения цели создания организации – обеспечения согласованности и единообразия таможенных систем государств-членов в интересах международной торговли. Таким образом, целью международного сотрудничества в области таможенного дела также является согласование таможенных систем государств мира для облегчения международной торговли.

На ВТаО возложены широкие задачи по организации международного сотрудничества в области таможенного дела. Организация занимается всеми вопросами, касающимися таможенного дела, обеспечивая постоянную институциональную основу международному таможенному сотрудничеству.

ВТаО – это центр международного сотрудничества, место постоянных контактов представителей таможенных служб различных государств мира, где происходит их оперативное информирование по таможенному делу.

Основываясь на положениях учредительной конвенции ВТаО можно обобщенно вывести основные направления деятельности организации.

К одному из важных направлений деятельности ВТаО относится обеспечение распространения информации, касающейся таможенного регулирования, предоставление заинтересованным государствам по своей инициативе или по их просьбе информации или советов по таможенным делам и вынесение в связи с этим рекомендаций. ВТаО обеспечивает перманентный обмен информацией между государствами-членами и организацией по таможенным вопросам. Согласно ст. IV учредительной конвенции ВТаО, организация имеет право требовать предоставления государствами-членами любой информации и документов, необходимых для исполнения функций ВТаО. Данное право осуществляется, однако, при условии, что ни одному из государств-членов не придется выдавать секретную информацию, раскрытие которой будет препятствовать применению его законов или иным образом противоречить государственным интересам или ущемлять законные торговые интересы любого предприятия, как государственного, так и частного.

В рамках правоохранительной работы ВТаО занялась созданием глобальной правоохранительной сети «CEN» региональных узлов связи («RILO»). Данная сеть состоит из 11 «RILO», расположенных на всех континентах мира и объединяющих таможенные службы мира по субрегиональному принципу. Основной целью глобальной сети является повышение эффективности двустороннего и многостороннего сотрудничества таможенных служб мира в обмене информацией правоохранительного характера [3].

Важным направлением деятельности ВТаО является также подготовка кадров для таможенных органов, включающая в себя обучение работников таможенных служб и создание региональных учебных центров по подготовке кадров. Так, созданы и действуют региональные учебные центры ВТаО, где обучаются и повышают свою квалификацию сотрудники таможенных органов государств-членов организации (в г. Будапеште действует региональный учебный центр для стран-кандидатов на вступление в Европейский союз, в г. Баку – для Кавказа и государств Центральной Азии, в г. Бейрут – для арабского региона). В 2002 г. ВТаО совместно с таможенной службой Российской Федерации учредили Региональный учебный центр ВТаО в г. Москве в целях проведения региональных встреч по вопросам подготовки кадров, технического содействия, а также других мероприятий по таможенным вопросам [4].

Региональные учебные центры ВТаО являются действенным рычагом деятельности организации по координации взаимодействия таможенных служб мира в предотвращении и снижении возможных негативных последствий глобализации путем проведения обучающих семинаров и продвижения международно-правовых актов в области таможенного дела. Региональные учебные центры занимаются обучением сотрудников таможенных служб, путем организации различных курсов, семинаров по таможенным вопросам [5].

ВТаО является аккумулятором общего позитивного опыта в сфере таможенного дела. Создание региональных учебных центров позволяет напрямую использовать огромный потенциал, который наработан мировым сообществом по таможенным вопросам.

Немаловажной функцией ВТаО, зафиксированной в учредительной конвенции, является функция сотрудничества с другими международными межправительственными организациями по вопросам, входящим в компетенцию организации. В принятой в июле 1987 г. Декларации ВТаО «О развитии ВТаО до 2000 г.» в качестве основных задач были определены: усиление взаимодействия с Всемирной торговой организацией (далее – ВТО), более тесное сотрудничество с государствами и международными организациями [6].

ВТаО тесно взаимодействует с ВТО, осуществляя для нее технические функции по вопросам таможенной оценки и правил происхождения товаров. ВТаО руководит по предписанию ВТО «Системой таможенной оценки товаров ГАТТ/Всемирная торговая организация». В разработке ВТаО международно-правовых норм активное участие принимают такие международные организации как Международная торговая палата, специализированные учреждения ООН.

Исходя из анализа функций, закрепленных за ВТаО в ее учредительной конвенции, а также основной цели создания организации – достижение возможно более высокого уровня согласованности и единообразия таможенных систем государств-членов – можно сделать вывод о том, что приоритетным направлением деятельности ВТаО является деятельность по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела.

По сути дела достижение высокого уровня согласованности и единообразия таможенных систем государств можно обеспечить на основе сближения правовых основ этих систем, то есть национальных правовых систем в области таможенного дела. Чтобы достичь наибольшей степени согласованности и единообразия таможенных систем различных государств мира, необходимо сблизить правовое регулирование таможенного дела в этих государствах. Таким образом, главная цель ВТаО – достижение наибольшей степени согласованности таможенных систем – достигается организацией путем сближения национальных правовых систем в области таможенного дела.

Осуществление приоритетного направления деятельности ВТаО происходит путем выполнения тех функций, которые установлены ее учредительным актом, а именно: изучения всех вопросов, касающихся таможенного сотрудничества, подготовки проектов таможенных конвенций и поправок к ним, а также вынесения рекомендаций относительно их принятия заинтересованными государствами, разработки рекомендаций, обеспечивающих единообразное толкование и применение вышеуказанных конвенций, разработки примирительных рекомендаций для разрешения споров по толкованию и применению вышеупомянутых конвенций.

Основываясь на положениях своего учредительного акта, ВТаО занимается продвижением разработанных в ее рамках международно-правовых актов, разъяснением целесообразности присоединения к таможенным конвенциям.

Приоритетность работ по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела в системе основных направлений деятельности ВТаО обусловливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, существуют сферы человеческой деятельности, которые носят трансграничный характер и невозможны без международно-правового регулирования, то есть регулирования, выходящего за рамки компетенции одного государства. К таким областям, в частности, относится сфера внешнеэкономической деятельности, и, в первую очередь, международная торговля. По мнению A.Л. Маковского для отношений международного экономического оборота сближение правового регулирования фактически неизбежно [7]. Трансграничный, международный характер внешнеэкономической деятельности, мировой торговли, предполагает, соответственно, и международное регулирование, основанное на единых или единообразных нормах, направленных на установление сходного (или единого) порядка регулирования определенного вида общественных отношений.

Таможенное дело самым тесным образом связано с внешнеэкономической, в том числе, внешнеторговой деятельностью государств, более того, оно служит средством обеспечения соблюдения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности [8].

В сфере таможенного дела происходит непосредственное взаимодействие и соприкосновение интересов различных государств. Таможенные отношения носят трансграничный характер, поскольку представляют собой вид общественных отношений, складывающихся в сфере перемещения лицами товаров и транспортных средств через таможенные границы государств и контролем со стороны таможенных органов за этим перемещением. Трансграничный характер таможенных отношений обусловливает необходимость их правового урегулирования на международном уровне.

Кроме того, взаимоотношения государств по вопросам сближения правового регулирования в области таможенных отношений не затрагивают их суверенитет в сфере экономики, поскольку таможенные вопросы направлены на обеспечение государственной политики в области регулирования внешнеторговой деятельности и носят технический характер, не влияют на тарифную и нетарифную политику государства, а являются инструментами воплощения ее в жизнь. Как писал Ф. Лист; «Из суверенитета государственной власти вытекает автономия ее торговой политики» [9]. Таможенное дело не затрагивает торговую политику государств, а лишь реализует тарифные и нетарифные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Поэтому в данном случае представляется необходимым вести речь о сближении правовых систем в области таможенного дела, упрощении и единообразии в правовом регулировании таможенных вопросов, для облегчения и стимулирования развития международной торговли.

Различия национальных правовых систем, касающиеся регулирования таможенного дела, серьезно осложняют международный товарообмен, препятствуют развитию мировой торговли, создают определенного рода трудности, таможенные барьеры на пути международного товарооборота. Устранение этих преград превращается в настоящее время в одну из самых актуальных задач, решение которой возложено государствами на ВТаО. В этой связи, деятельность по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела в рамках этой организации приобретает важное, приоритетное значение.

Таким образом, таможенное дело относится к тем видам деятельности государств, которые носят трансграничный характер и нуждаются в международно-правовом регулировании, направленном на сближение национальных правовых систем в области таможенного дела.

Во-вторых, приоритетность деятельности ВТаО по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела определяется формально-юридически, из анализа ее учредительного акта – Конвенции о создании СТС.

Согласно данной Конвенции целью создания организации является обеспечение возможно более высокого уровня согласованности и единообразия таможенных систем государств-членов [10]. Через деятельность по достижению данной цели осуществляется миссия ВТаО – содействие инструментами таможенного дела эффективному развитию мировой торговли. Высокий уровень согласованности и единообразия таможенных систем государств-членов организации в рамках ВТаО можно обеспечить путем сближения таможенных систем государств-членов на основе сближения правового регулирования таможенного дела в этих государствах. Таким образом, сближение таможенных систем осуществляется через сближение национальных правовых систем в области таможенного дела.

Сближение правовых систем в области таможенного дела – это один из способов достижения цели ВТаО – сближения таможенных систем государств-членов организации. Другими словами, сближение правовых систем в области таможенного дела можно обозначить как одну из задач функционирования ВТаО, решение которой необходимо для достижения цели и миссии организации. Способ достижения поставленной задачи – это деятельность по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела.

Именно сближение национальных правовых систем в области таможенного дела позволяет продвинуться к определенному уровню согласованности и единообразия таможенных систем различных государств. Общеизвестно, что право является важным регулятором отношений в обществе. Кроме того, право – это основной инструмент государства, с помощью которого реализуются цели и задачи последнего, происходит упорядочивающее регулирование общественных отношений. Правовые нормы, как вид социальных норм, обладают той важнейшей характеристикой, которая придает им силу, действенность и практическую реализацию – обеспеченность силой государственного принуждения в случае их неисполнения. В системе международных отношений таким основным регулятором также является право, или совокупность международно-правовых норм. Однако, международное право регулирует отношения в основном между суверенными государствами, в механизме его функционирования не существует надгосударственной власти. Единственным способом образования норм в системе международного права является их создание путем согласования воль субъектов международного права, их соглашение. Соответственно в системе международных отношений нет и некоего наднационального органа, который бы обеспечивал соответствующую реализацию государствами принятых ими к исполнению международно-правовых обязательств. В данной системе гарантиями реализации этих норм являются сами государства, разработавшие эти международно-правовые нормы и взявшие на себя обязательства по их исполнению. Определенную контролирующую, обеспечительную функцию здесь осуществляет само сообщество государств, по согласованию воль которых установлены нормы международного права, а также международные организации, в рамках которых (или при посредничестве которых) разрабатывались соответствующие международно-правовые нормы.

Нормы международного публичного права играют значимую роль в деле урегулирования международных, в том числе межгосударственных, отношений. Достижение государствами целей, поставленных в рамках сотрудничества в международных организациях, в большей степени возможно именно посредством установления международно-правовых норм, поскольку именно за нарушение международно-правовых норм, могут последовать неблагоприятные последствия в форме международно-правовой ответственности государств и международных организаций. Именно поэтому цель создания ВТаО – сближение таможенных систем государств-членов – можно достигнуть, прежде всего, посредством установления международно-правовых норм, направленных на сближение правовых основ таможенных систем различных государств.

Кроме того, сближение национальных правовых систем как особое направление сотрудничества государств осуществляется наиболее эффективно лишь при помощи международно-правовых средств. Вне международно-правовых обязательств, принимаемых на себя государствами, создание эффективных регуляторов в виде единых и единообразных нормативных предписаний практически невозможно [11].

Деятельность по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела предполагает наличие у ВТаО правотворческих полномочий. В соответствии со ст. III учредительной конвенции ВТаО к функциям организации, в частности, относится: подготовка проектов таможенных конвенций и поправок к конвенциям, а также вынесение рекомендаций относительно их принятия заинтересованными государствами; разработка рекомендаций, обеспечивающих единообразное толкование и применение конвенций, заключенных в результате деятельности организации, а также осуществление в этих целях функций, которые могут быть прямо предписаны этими конвенциями в соответствии с их положениями [12]. Для достижения цели создания организации учредительная конвенция ВТаО предусматривает не столько право, сколько обязанность организации участвовать в процессе международного правотворчества в области таможенного дела (например, п. п. I, 3 ст. III Конвенции о создании СТС) [13].

Таким образом, учредительная конвенция ВТаО предусматривает обязанность организации осуществлять деятельность по разработке международно-правовых таможенных норм. Учитывая цель создания организации – согласование таможенных систем – данные правовые нормы должны быть направлены на сближение правового регулирования в области таможенного дела в государствах-членах организации.

Сближение правовых систем в области таможенного дела представляет собой важнейшее направление сближения национальных правовых систем в целом. Сближение национальных правовых систем осуществляется путем разработки норм, направленных на установление единого и единообразного правового регулирования. Сближение правовых систем означает сближение правового регулирования в этих системах. Таким образом, данные понятия неразрывно связаны между собой и их можно рассматривать как синонимичные понятия.

Сближение национальных правовых систем является сопутствующим моментом такого характерного для современного мира явления как глобализация, или процесс нарастания всеобщего. Глобализация носит объективный характер и обусловливается, прежде всего, возрастающим взаимодействием, взаимозависимостью между различными государствами и обществами. По определению Ю.В. Шишкова, глобализация – это новейшая стадия давно идущего процесса интернационализации экономического, политического и культурного взаимодействия разных стран. На сегодняшний день этот процесс приобрел всемирный масштаб [14]. В основе глобализации лежит развитие международных экономических связей, обусловленное международным разделением труда, взаимосвязанностью и взаимозависимостью национальных хозяйств, научно-техническим прогрессом и т.д.

Составной частью глобализации являются процессы экономической интеграции. Экономическая интеграция представляет собой сближение и взаимоприспособление национальных хозяйств, обеспечиваемые путем снятия ограничений на перемещение товаров, капиталов и услуг, согласованной межгосударственной и внешнеэкономической политикой [15].

Мировые процессы экономической интеграции государств с необходимостью влекут за собой как свою основу и инструмент для дальнейшего развития сближение правовых систем в соответствующих областях (сближение правового регулирования). Объединение и кооперация государств в экономической сфере невозможны без создания единого или единообразного правового регулирования. Установление сходного правового регулирования является действенным стимулом для углубления и расширения процесса экономической интеграции. Как правильно отмечает С.В. Бархин, «...интеграционные процессы и координация в области правовой политики – это две стороны одной медали: интеграция невозможна без создания единых или сходных правовых норм, а последние, в свою очередь, служат стимулом к интенсификации интеграционного процесса» [16].

Деятельность по сближению национальных правовых систем неотъемлемо сопутствует интеграционным процессам и является составляющей понятия правовая интеграция. Правовая интеграция возникла на фоне тенденций глобализации и представляет собой, по мнению С.В. Бархина, кардинальное направление международно-правового сотрудничества государств, выражающееся в целенаправленной деятельности по обеспечению сбалансированного, бесконфликтного существования правовых систем [17]. Сближение национальных правовых систем права (далее – сближение права) выступает как часть правовой интеграции.

Помимо правовой интеграции процесс сближения права лежит также и в основе интернационализации права [18], как важнейшей тенденции развития права в условиях глобализации. Однако, следует различать данные понятия. Если правовая интеграция – это деятельность, специально направленная на обеспечение сбалансированного, бесконфликтного функционирования правовых систем, то интернационализация права представляет собой процесс стихийного взаимовлияния, взаимопроникновения национальных систем права.

Данные правовые явления вызваны развивающимися интеграционными процессами, усилением взаимодействия и взаимозависимости государств и в современных условиях имеют тенденцию к углублению и расширению. Как отмечает профессор И.И. Лукашук, сближение правовых систем – процесс глобального характера, который в дальнейшем будет постоянно прогрессировать [19].

Деятельность по сближению правовых систем, являясь составной частью правовой интеграции, имеет так же, как и общее понятие, целенаправленный характер и призвана способствовать развитию экономической интеграции в необходимых направлениях. В современных условиях вне «интеграционных усилий в сфере правового сотрудничества невозможно нормальное сосуществование государств на планете, осуществление совместной деятельности и решение проблем, общих для всего человечества» [20].

Существующие различия национальных правовых систем в правовом регулировании тех или иных общественных отношений, существенно затрудняют международное взаимодействие государств, особенно в сфере внешнеэкономической деятельности. Кроме того, глобальный мировой порядок нуждается в своем поддержании на основе общих для всех государств принципов и норм. Все это обусловливает необходимость в проведении целенаправленных работ по сближению права в различных областях международного взаимодействия (сотрудничества), то есть выработке норм, единообразно регулирующих определенный вид общественных отношений и установлению на их основе единообразного правового регулирования.

Как уже выше отмечалось, сближение права может носить как стихийный характер и осуществляться в процессе интернационализации права, так и быть целенаправленной, построенной на договорном взаимодействии государств деятельностью в рамках правовой интеграции.

Осуществляемая в рамках правовой интеграции, деятельность по сближению национальных правовых систем заключается в выработке норм, единообразно регулирующих определенный вид общественных отношений (единые или единообразные нормы). В более широком смысле сближение правовых систем включает в себя не только разработку соответствующих норм, но и также работы по введению их в действие, обеспечению применения и толкования, а в необходимых случаях также изменение и дополнение этих норм.

Создание соответствующих правовых предписаний следует рассматривать как очень важный, но лишь начальный этап в реализации правовой интеграции. Вслед за этим неизменно следует деятельность по введению разработанных правовых регуляторов в действие, обеспечению их применения, толкованию, а в необходимых случаях корректировке или замене на новые. Иными словами выработки соответствующих правовых предписаний недостаточно, поскольку необходима более ли менее широкая деятельность по обеспечению их функционирования [21].



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Правовой статус и место транснациональной корпорации в системе международного частного права
Lex mercatoria, его структура и соотношение с международным частным правом
Понятие общих принципов международного частного права
Многостороннее международно-правовое регулирование международной торговли услугами
Метод правового регулирования в международном частном праве (МЧП)
Вернуться к списку публикаций