2015-04-15 16:26:30
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Основные направления деятельности всемирной таможенной организации по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела



Основные направления деятельности всемирной таможенной организации по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела


Обновленная Киотская конвенция вступила в силу 5 февраля 2006 г., когда в соответствии с условиями ст. 3 Протокола об изменении Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1999 г. истекли три месяца после того, как сороковая страна (Индия) выразила свое согласие на обязательность для нее вышеуказанного Протокола [45].

Обновленная Киотская конвенция является особенно актуальной для России, как государства, подавшего заявку на вступление во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО). Как отмечает И.И. Дюмулен, Рабочая программа ВТО по проблеме содействия развитию торговли содержит, в частности, положение о включении в качестве части правовой системы ВТО стандартов и рекомендаций, которые могут быть созданы на основе Киотской конвенции [46]. Кроме того, присоединение России к обновленной Киотской конвенции приведет к большей открытости и понятности национального таможенного законодательства для торговых партнеров России. По словам главы департамента торговых переговоров Министерства экономического развития России М. Медведкова таможенное оформление является одной из наиболее сложных и тяжелых тем на переговорах по присоединению России к ВТО [47].

Таким образом, приведение национального таможенного законодательства в соответствие с положениями обновленной Киотской конвенции является основной задачей России в свете предстоящего вступления в ВТО и присоединения к этому универсальному международному договору в области международного таможенного сотрудничества. Принятие Россией международных стандартов таможенных процедур предполагает решение задачи юридического соответствия уже действующих положений Таможенного кодекса РФ (далее – ТК РФ) [48] положениям обновленной Киотской конвенции. После присоединения России к Конвенции отечественный законодатель получит постоянные ориентиры таможенного нормотворчества для развития и совершенствования отдельных таможенных процедур, поскольку нормы обновленной Киотской конвенции будут перманентно совершенствоваться на основе деятельности ее Управляющего комитета.

При определении объема международно-правовых обязательств России по Конвенции необходимо учитывать, что в соответствии со Стандартным правилом 1.2 Генерального приложения Конвенции условия и порядок применения таможенных правил и процедур Генерального приложения, а также Специальных приложений определяются национальным законодательством.

В Конвенции не закрепляется требование о буквальном соответствии национальных таможенных законодательств положениям обновленной Киотской конвенции, в этом проявляется действие механизмов гармонизации как формы сближения правовых систем. Главное, чтобы национальное законодательство, во-первых, предусматривало условия и порядок применения таможенных правил и процедур, содержащихся в Конвенции; а во-вторых, содержало сами правила, закрепленные в ней. При этом по условиям Конвенции государствам-участникам разрешается устанавливать в своих национальных таможенных законодательствах, более благоприятные условия, чем те, которые предусмотрены в Конвенции (ст. 2 Конвенции).

При подготовке действующего ТК РФ была учтена перспектива присоединения России к обновленной Киотской конвенции. Российское таможенное законодательство восприняло философию этого документа, его основные принципы, позволяющие обеспечить ускорение и упрощение таможенных процедур за счет применения методов таможенного контроля на основе пост-аудита и управления рисками. Положения действующего ТК РФ, которые полностью либо частично соответствуют содержанию Глав и Приложений обновленной Киотской конвенции, включая необходимые условия и порядок их применения, не потребуют внесения серьезных изменений в законодательство.

Немало таможенных процедур, изначально ориентированных на положения Конвенции, закреплены в ТК РФ и уже имеют положительную практику применения (таможенные процедуры, предшествующие подаче таможенной декларации, таможенное декларирование товаров, таможенные режимы и специальные таможенные процедуры), Однако более точное соответствие отечественного таможенного законодательства нормам обновленной Киотской конвенции потребует внесения ряда поправок в ТК РФ.

В частности, как отмечает Н. Глазунова, директор по спецпроектам ЗАО «Международная Ассоциация по правовым и налоговым вопросам» «И.Л. Т.С.», три процедуры, предусмотренные Специальными приложениями Конвенции, пока не нашли закрепления в российском таможенном законодательстве. Это процедуры: «перевозка» и «каботажная транспортировка» (главы 2 и 3 Специального приложения Е «Транзит»), а также процедура «возврат» (глава 3 Специального приложения F «Переработка» [49]. Представляется необходимым стремиться к максимальному соответствию Стандартным нормам обновленной Киотской конвенции, учитывая, что Россия желает стать членом ВТО и на равных с другими государствами участвовать в процессах международной торговли.

Анализ современного состояния ТК РФ свидетельствует о том, что еще немало его положений подлежит ревизии на основе Стандартных правил обновленной Киотской конвенции. Не все положения таможенных процедур, прописанных в ТК РФ, включая терминологический аппарат, соответствуют положениям Конвенции. В качестве примера, можно привести терминологическую неопределенность и несоответствие положений ТК РФ аналогичным установлениям обновленной Киотской конвенции. Очевидно, что терминологическое единство является первичным условием для единообразного понимания и применения правовых установлений вообще. Тем более, что в положениях обновленной Киотской конвенции зафиксировано в качестве международно-правового обязательства государств, участвующих в ней, что «условия и порядок применения таможенных правил и процедур Генерального приложения Конвенции, а также Специальных приложений определяются национальным законодательством и должны быть предельно простыми [50]». Условия и порядок применения норм Конвенции как представляется, в первую очередь, включают в себя установление соответствующего понятийного аппарата. Вышеуказанное международно-правовое требование относится, в том числе, и к понятийному аппарату национальных таможенных законодательств.

К основным понятиям, используемым в области таможенного дела, относятся: таможенные процедуры, таможенные формальности, таможенные режимы. К сожалению, следует отметить, некоторый недочет самой обновленной Киотской конвенции, которая не содержит определения основного, дающего наименование договору, понятия – таможенные процедуры. Между тем в ней имеется определение понятия таможенные формальности, которое по смыслу и логике Конвенции является наиболее общим понятием для всех таможенных процедур и для таможенного дела в целом. Под таможенными формальностями обновленная Киотская конвенция понимает совокупности действий, подлежащих совершению соответствующими лицами и таможенными органами в целях исполнения требований таможенного законодательства [51].

В порядке совершенствования международно-право вой базы в области таможенного дела в рамках ВТаО представляется необходимым внести в обновленную Киотскую конвенцию дополнение, касающееся определения в тексте Генерального приложения Конвенции такого основного понятия как таможенные процедуры. Исходя из определения данного понятия в ст. 11 ТК РФ, а также понимания его сути в тексте обновленной Киотской конвенции, по нашему мнению, понятие таможенные процедуры может быть сформулировано следующим образом: таможенные процедуры – это совокупность действий, подлежащих совершению соответствующими лицами и таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенные границы, определяющая их правовой режим в зависимости от целей такого перемещения.

Следует отметить, что в обновленной Киотской конвенции термином таможенные процедуры обозначаются только такие совокупности действий, которые в ТК РФ подпадают под понятие таможенные режимы [52]. Если для ТК РФ общим понятием является понятие таможенные процедуры (таможенные режимы есть вид таможенных процедур), то в обновленной Киотской конвенции таким общим понятием является понятие таможенные формальности (таможенные процедуры – это вид таможенных формальностей). С учетом заявленной цели присоединения России к обновленной Киотской конвенции [53] данное терминологическое несоответствие должно быть устранено.

Например, поскольку в ТК РФ такое понятие как таможенные формальности отсутствует вообще, в целях совершенствования российского таможенного законодательства, на основе определения понятия таможенные формальности, зафиксированного в п. E9./F16 Главы 2 Генерального приложения вышеуказанной Конвенции, представляется необходимым сформулировать и закрепить данное понятие в ТК РФ, как наиболее общее в области таможенного дела. Понятие таможенные режимы в ТК следует обозначить также как и в Конвенции – таможенные процедуры.

Определение в ТК РФ понятий «таможенная процедура» и «таможенный режим», не соответствует положениям Стандартного правила 1.2 обновленной Киотской конвенции, согласно которому условия и порядок применения таможенных правил и процедур, определяемые национальным законодательством должны быть предельно простыми. Это касается, в первую очередь, закрепления в национальных законодательствах простого и ясного понятийного аппарата. Понятия таможенные процедуры, таможенные режимы сформулированы в ТК РФ таким сложным образом [54], что они явно не соответствуют требованиям простоты и ясности изложения, которые, также как и в Конвенции, зафиксированы в ТК РФ [55].

Приведенный пример терминологической неопределенности и несоответствия является не единственной проблемой в процессе приведения российского таможенного законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартными нормами обновленной Киотской конвенции. Однако именно от терминологического единства необходимо отталкиваться в этом процессе, поскольку, не определившись с понятийным аппаратом, сложно вести речь о возможном упрощении таможенных процедур на основе норм обновленной Киотской конвенции, полном соответствии национально-правовых актов положениям международных договоров и обеспечении их единообразного понимания и применения.

Национальное таможенное законодательство должно быть логичным, последовательным, простым в понимании и применении, что позволит исключить нормотворчество и произвол таможенных чиновников и тем самым улучшить инвестиционный климат в России. Решение этой задачи должно осуществляться на основе Стандартных правил обновленной Киотской конвенции. Отечественному законодателю необходимо определить объем обязательств России, принимаемых в связи с присоединением к Специальным приложениям Киотской Конвенции (полностью либо в части отдельных Глав и/или оговорок в Рекомендуемых правилах).

Результаты сравнительного анализа положений ТК РФ, Генерального приложения и Специальных приложений Конвенции показывают следующее.

Во-первых, положения Генерального приложения обновленной Киотской Конвенции практически полностью находят свое отражение в содержании разделов, глав, параграфов и статей ТК РФ.

Во-вторых, содержание Специальных приложений Киотской Конвенции и их отдельных Глав имеет некоторые расхождения с таможенным и иным отраслевым законодательством РФ. Такие несоответствия относятся, в частности, к: Специальному приложению «D» Таможенные склады и свободные зоны (глава 2 «Свободные зоны»); Специальному приложению «Е» Транзит (глава 2 «Перегрузка», глава 3 «Каботажная транспортировка товаров»); Специальному приложению «F» Переработка (глава 3 «Возврат»); Специальному приложению «Н» Правонарушения. Устранение указанных несоответствий не потребует ревизии всего таможенного законодательства, а также не коснется общих начал и порядка уплаты таможенных пошлин, налогов, механизма привлечения к ответственности лиц, совершивших таможенные правонарушения. Отдельные установления по использованию и перевозке товаров, включая полный либо частичный возврат уплаченных сумм таможенных платежей, вполне могут быть разработаны и прописаны в законодательстве в течение отводимого трехлетнего периода адаптации положений обновленной Киотской Конвенции в национальном законодательстве РФ.

Таким образом, в России уже сейчас имеется достаточная законодательная и, частично, подзаконная база для полного присоединения к обновленной Киотской Конвенции без ущерба национальным интересам и целям таможенного регулирования. Кроме того, на положениях этого универсального кодифицированного международно-правового акта в области таможенного дела базируется такой определяющий для развития таможенной службы России документ как Концепция развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 2225-р.

Обновленная Киотская конвенция является важным международно-правовым инструментом ВТаО по сближению национальных правовых систем не только в сфере таможенных процедур, но и в области таможенного дела в целом.

Помимо международно-правовых средств гармонизации правовых систем в сфере таможенных процедур ВТаО применяются также и неправовые механизмы такого сближения. Так, ВТаО разрабатываются нормы рекомендательного характера, направленные на сближение правовых систем в сфере таможенных процедур. Самым значимым документом, разработанным ВТаО за последнее время и содержащим нормы рекомендательного характера, направленные на гармонизацию правовых систем в области таможенного дела, и, в частности, в сфере таможенных процедур, являются Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли 2005 г. [56].

Основная цель этого документа, как можно понять из его названия, – обеспечение безопасности и облегчения мировой торговли путем создания единого набора международных стандартов и достижение, таким образом, единообразия и предсказуемости в работе таможенных органов [57]. По своей природе этот документ носит рекомендательный характер, то есть не является источником международного права. Принят он в форме резолюции Совета ВТаО о Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли от 23 июня 2005 г. руководителями таможенных служб 166 государств мира на ежегодно проводимой сессии ВТаО в штаб-квартире организации в Брюсселе.

В Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли (далее – Рамочные стандарты) закрепляются основные цели их создания, которые по своей сути соответствуют принципам обновленной Киотской конвенции, которые считаются нами принципами международного таможенного права. В частности, в Рамочных стандартах зафиксированы следующие цели: 1) установление стандартов, обеспечивающих повышение безопасности и облегчающих функционирование международной цепи поставок товаров на глобальном уровне с целью достижения большей определенности и предсказуемости; 2) укрепление сотрудничества между таможенными службами различных государств с целью расширения их возможностей по обнаружению отправок повышенного риска (на основе управления рисками); 3) укрепление сотрудничества между таможенными структурами и предпринимательским сообществом; 4) содействие непрерывному движению грузов по всей безопасной международной цепи поставок товаров.

Рамочные стандарты направлены на создание системы соглашений между национальными таможенными службами государств с целью содействия непрерывному прохождению грузов по надежным международным цепям поставки товаров. Такая система соглашений должна обеспечить обмен своевременной и точной информацией, что позволит таможенным службам на более раннем этапе осуществлять контроль международной цепи поставок товаров (когда товар еще не дошел до таможенной границы), и таким образом, более эффективно управлять рисками. Кроме того, Рамочные стандарты предусматривают в определенных обстоятельствах взаимное признание таможенного контроля государствами, что существенно облегчит и упростит применение таможенных процедур. Применение Рамочных стандартов позволит таможенным службам мира получить более широкую и полную картину международной цепи поставок товаров и создаст возможности для устранения дублирования и многочисленных требований в отношении отчетности.

Основная цель Рамочных стандартов – обеспечение безопасности и облегчения мировой торговли – выглядит внешне противоречиво, поскольку возрастающие требования таможенных органов, направленные на повышение безопасности мировой торговли, вовсе не способствуют ее облегчению. ВТаО видит выход из этого противоречия в применении таможенными службами автоматизированных систем управления рисками (СУР), признании унифицированных международных стандартов в области таможенных процедур и необходимости комплексного управления грузовыми потоками.

Применение СУР в общем виде предполагает упрощенное прохождение таможенных процедур для товаров незначительного риска, которые составляют подавляющую часть грузооборота, и применение дополнительных мер контроля (в основном таможенного досмотра) для товаров с высоким уровнем риска [58]. При этом под риском понимается вероятность совершение в связи с перемещением товаров таможенных правонарушений.

Рамочные стандарты, базируются на двух опорах: 1) системе соглашений между таможенными службами государств; 2) партнерских отношениях между таможенными службами и предпринимательским сообществом. Каждая опора содержит стандарты или стандартные правила, раскрывающие содержание опор и представляющие собой минимальные требования к правовому регулированию этих вопросов. Являясь нормами рекомендательного характера, Рамочные стандарты, тем не менее, накладывают на государства определенные политические обязательства по их постепенному внедрению в деятельность национальных таможенных служб. По словам заместителя Генерального секретаря ВТаО Кунио Микурия, сказанным им на встрече с руководящим составом ФТС России, к началу сентября 2005 г. 95 стран, включая Россию, письменно подтвердили свое одобрение Рамочных стандартов. Однако, тот факт, что практически все государства-члены ВТаО согласны с необходимостью координации и общих правил, еще не означает, что трактовка и применение этих правил везде и сразу будут одинаковыми. Рамочные стандарты еще предстоит внедрить в реальную таможенную практику разных стран [59].

Прозрачность и предсказуемость таможенных процедур, баланс между обеспечением безопасности и мерами, содействующими развитию торговли, партнерство таможенных органов и предпринимательского сообщества – эти принципы Рамочных стандартов в полном объеме заложены в одобренную Правительством Российской Федерации Концепцию развития таможенных органов России [60].

Рамочные стандарты – это один из самых глобальных и универсальных документов в области таможенного дела, выходящий за рамки таможенных процедур. Его цели, соответствующие принципам обновленной Киотской конвенции, представляются программными целями развития таможенного дела в целом в мире, а их реализация – одной из актуальнейших и важнейших задач международного сотрудничества в области таможенного дела. Представляется, что для более эффективного процесса внедрения Рамочных стандартов в деятельность таможенных служб государств-членов ВТаО, необходимо повысить статус этого документа и придать его нормам характер международно-правовых норм.

Для возложения на государства-члены ВТаО международно-правовых обязательств по применению Рамочных стандартов, а также для достижения цели ВТаО по сближению правовых систем в сфере таможенных процедур необходим договорный механизм сближения, то есть, Рамочным стандартам следует придать статус международной таможенной конвенции. А поскольку этот документ разрабатывался с учетом мнения и при непосредственном участии государств-членов ВТаО, и, кроме того, был принят единогласно государствами-членами ВТаО, в инициировании договорного механизма сближения правовых систем в сфере таможенных процедур и таможенного дела в целом на основе Рамочных стандартов не должно быть существенных осложнений.

Делая выводы, следует отметить, что такое направление сближения правовых систем в области таможенного дела как сближение в сфере таможенных процедур реализуется в рамках ВТаО в основном через применение договорного механизма унификации и гармонизации правовых систем. Разработка ВТаО международных таможенных конвенций, направленных на сближение правового регулирования таможенных процедур, имеет своей целью и результатом не только унификацию и гармонизацию правовых систем в этой сфере, но также и совершенствование соответствующей международно-правовой базы, путем разработки международно-правовых кодифицированных актов в сфере таможенных процедур (например, Стамбульская конвенция, обновленная Киотская конвенция).

Вообще, кодификация международного права, то есть систематизация международно-правовых норм, осуществляется субъектами международного права и предполагает приведение в единую систему действующих международно-правовых норм, уточнение их формулировок и отражение в договорной форме международно-правовых обычаев [61]. Разработанные в рамках ВТаО конвенции (Стамбульская конвенция и обновленная Киотская конвенция) систематизировали международно-правовые нормы, касающиеся таможенных процедур (Стамбульская конвенция заменила собой ранее существовавшие пятнадцать международных соглашений по временному ввозу; обновленная Киотская конвенция уточнила и привела в систему международно-правовые нормы, касающиеся, в частности, всех таможенных процедур: транзита, ввозы, вывоза и т.д.).

Таким образом, кодификация международного таможенного права неразрывно связанная с прогрессивным развитием международного права в целом, является сопутствующим моментом деятельности ВТаО по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела.


Буваева Наталья Эрнестовна



[1] См. подробнее по вопросу о нетарифных барьерах в международной торговле: Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. Учебное издание. М.: ВАВТ. 2004. С. 301-302.

[2] См.: Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола 1999 г. // Таможенный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года / под ред. Л.А. Лозбенко. М.: Норма. 2004. С. 491-618.

[3] См.: Конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. // Таможенные ведомости. 1996. № 1.

[4] См.: Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г. // Таможенные ведомости. 1996, № 2.

[5] См.: Всемирная таможенная организация и Россия / Под общ. ред. Л.А. Лозбенко. М.: ГТК РФ. 2003. С. 38-41.

[6] См.: Борисов К.Г. Международное таможенное право. Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН. 1997. С. 137.

[7] Конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. // Таможенные ведомости. 1996. № 1; Сандровский К.К. Международное таможенное право: учебник. 2-е изд., испр. К.: О-ао «Знания», КОО. 2001. С. 227.

[8] См.: там же.

[9] См.: Конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. // Таможенные ведомости, 1996. № 1; Карнеты АТА, Сборник нормативных документов. Справочное приложение журнала «Экспо плюс». М. 1999. С. 22-23.

[10] См.: там же.

[11] См.: там же.

[12] Курникова Л.П. Карнет АТА как инструмент международной интеграции // Академический вестник. 2005. № 3.С. 32.

[13] См.: там же. С. 32.

[14] См.: Присоединение России к международной конвенции о временном ввозе товаров. // Международный бизнес товаров. 1996. № 6. С. 3-5.

[15] См.: Козырин А.Н. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М. 1996. С. 106.; Шорников А.В. Участие Российской Федерации в международном таможенном регулировании: международно-правовые аспекты. Дис. ... канд. юрид. наук, М. 1999. С. 134.

[16] См.: Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г. // Таможенные ведомости. 1996. №2.

[17] См.: п. 4 ст. 24 Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. // Таможенные ведомости. 1996. № 2.

[18] См.: ст. 1 Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г. // Таможенные ведомости. 1996. № 2.

[19] См.: Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г. // Таможенные ведомости. 1996. №2.

[20] См.: там же.

[21] См.: там же.

[22] См. подробнее: Сандровский К.К. Международное таможенное право. С. 245.

[23] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 45. Ст. 4339.

[24] См. подробнее: Стрельник В.А. Участие России во Всемирной таможенной организации и международных конвенциях. // Юридический бюллетень предпринимателя, М. 1998. № 1. С. 101.

[25] См.: Карнеты АТА. Сборник нормативных документов. Справочное приложение журнала «Экспо плюс». М., 1999. С. 1.

[26] Ныне переименованного в Федеральную таможенную службу России на основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. 12 марта. № 50.

[27] Таможенные ведомости. 2000. № 4.

[28] Российская газета. 2004. 23 марта. № 58.

[29] Российская газета. 2004. 21 июля. № 174, см. также по этому вопросу: Халипов С.В. Таможенное право: Учебник, 2-е изд., перераб, и доп. М.: Зерцало-М, 2005. С. 289-291.

[30] По состоянию на момент присоединения России к Стамбульской конвенции в мире было выдано около 200 тысяч карнетов АТА на общую сумму 12 миллиардов долларов США // Таможня. 2003. № 7. С. 6.

[31] Борисов К.Г. Международное таможенное право. Учеб. пособие, М,; Изд-во РУДН. 1997. С. 137.

[32] См. подробнее: Сандровский К.К. Международное таможенное право. С. 230.

[33] См.: Киотская конвенция как международный правовой документ в таможенном деле, // Таможенные ведомости. 2000. № 1. С. 11.

[34] Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. 2-е изд., испр. К.: О-во «Знания», КОО. 2001, С. 179.

[35] См.: Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. 3-е изд., доп. / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. М.: РУСИНА-ПРЕСС. 2004. С. 554.

[36] См.: Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 г. // Таможенный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года / под ред. Л.А. Лозбенко. М.: Норма. 2004. С. 491-495.

[37] Там же. С. 501.

[38] Там же. С. 501.

[39] Там же. С. 495.

[40] См.: там же. С. 495.

[41] Там же. С.497.

[42] См.: Преамбула Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 г. // Таможенный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года / под ред. Л.А. Лозбенко. М.: Норма. 2004, С. 494.

[43] См. подробнее: Борисов К.Г. Международное таможенное право. С. 32-33; Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учеб. пособие. С. 136-137; Малиновская В.М. Система международного таможенного права. // Международное публичное и частное право. 2006. № 1. С. 53.

[44] Малиновская В.М. Система международного таможенного права. // Международное публичное и частное право. 2006. № 1. С. 53.

[45] См. подробнее: Досье таможни // Таможня, 2006. № 4. С. 11.

[46] Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. Учебное издание. М.: ВАВТ. 2004. С. 410.

[47] См.: Коммерсант, 14 января 2005 г.; Пресс-бюллетень ФТС России. 2005. № 1.

[48] Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // Российская газета. 3 июня. 2003. № 106 (3220).

[49] См.: Досье таможни // Таможня. 2006. № 4. С. 11.

[50] См.: Стандартное правило 1.2 Главы 1 Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола 1999 г. // Таможенный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года / под ред. Л.А. Лозбенко. С. 510.

[51] П. E9./F16 Главы 2 «Определение понятий» Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола 1999 г. // Таможенный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года / под ред. Л.А. Лозбенко. С. 511.

[52] См.: там же. С. 422, 538; Колесников П.Ю. Оценка возможности присоединения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур // Таможенное дело, экономика и право накануне вступления России в ВТО: сборник научных трудов / Под общ. ред. В.И. Дьякова; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. Владивосток. 2007.С. 167-168.

[53] См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р «О концепции развития таможенных органов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 09.01.2006. № 2. ст. 260, Российская бизнес-газета. № 2- 17.01.2006.

[54] Согласно п. 21 и п. 22 ст. 11 ТК РФ таможенная процедура - это совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей; таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

[55] См.: ст. 6 Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // Российская газета. 3 июня. 2003. № 106 (3220).

[56] http://www.wcoomd.org.

[57] Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли 2005 г. ВТаО. Брюссель. 2005. С. 10.

[58] См. подробнее: Колесников П.Ю. Анализ концепции развития таможенных администраций на основе Рамочных стандартов Всемирной таможенной организации. // Исследование проблем таможенного дела: Сборник научных трудов адъюнктов и соискателей РТА. М.: РИО РТА. 2006. С. 47-48.

[59] См.: Путинцев А. Стандарты для мировой торговли: единство и гибкость. // Таможня. 2005. № 18 (137). С. 6-7.

[60] См.: Отчет ФТС России за 2005 г. С. 3.

[61] См.: Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М.: Консалтбанкир. 2000. С. 19-20.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Правоотношение в международном частном праве (МЧП)
Понятие договора международной купли-продажи товаров (внешнеторгового договора)
Lex mercatoria, его структура и соотношение с международным частным правом
Вопросы квалификации коллизионных норм и обратной отсылки в процессе выбора и применения иностранного права
Значение и сфера применения конструкции доверительной собственности в системе англо-саксонского права
Вернуться к списку публикаций