2015-04-15 16:26:30
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Основные направления деятельности всемирной таможенной организации по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела



Основные направления деятельности всемирной таможенной организации по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела


Конвенция о карнете АТА и Стамбульская конвенция вступили в силу для России 18 июля 1996 г. Присоединение России к этим конвенциям, хотя последняя отменяет и заменяет первую, объясняется тем, что Конвенцию о карнете АТА используют при режиме временного ввоза и транзита порядка 60 стран, включая основных торговых партнеров России. К Стамбульской конвенции о временном ввозе присоединилось пока гораздо меньше стран. Поэтому, чтобы использовать возможности и преимущества режима временного ввоза и транзита с большим числом стран, было решено присоединиться к обеим конвенциям [24].

На основании вышеуказанного Постановления Правительства России функции выдающей карнеты АТА и гарантирующей ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ, что связано со сложившейся международной практикой, согласно которой ассоциациями-гарантами функционирования системы АТА в государствах-участниках Конвенций, выступают, как правило, национальные торговые палаты, образующие международную гарантирующую сеть АТА Международного бюро торговых палат. Именно благодаря наличию этой сети ассоциаций-гарантов обеспечивается четкость и надежность функционирования системы АТА во всем мире [25].

Нормы Стамбульской конвенции практически полностью инкорпорированы в российское таможенное законодательство путем принятия ТК РФ, в котором прописывается таможенная процедура временного ввоза, подзаконных нормативных актов органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (ранее Государственный таможенный комитет, ныне Федеральная таможенная служба РФ). Как правило, юридико-технически нормы международных договоров составляют приложение к соответствующему нормативно-правовому акту органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, а сам нормативно-правовой акт органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, содержит нормы об обязательности соблюдения таможенными органами России положений конкретного международного договора.

Нормы Стамбульской конвенции в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ имеют прямое действие на таможенной территории РФ, поскольку Россия является участником этой Конвенции. Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ о присоединении РФ к таможенным конвенциям о временном ввозе было принято Распоряжение Государственного таможенного комитета РФ [26] от 9 февраля 2000 г. № 01-99/152 «О таможенном оформлении товаров с применением карнетов АТА» [27], в соответствии с которым отдельные категории товаров, перечисленные в Приложениях к Стамбульской Конвенции, могут проходить процедуру таможенного оформления и таможенного контроля в упрощенном порядке. Декларирование временного ввоза с применением карнета АТА может производиться в таможенных органах, перечень которых установлен Приказом ГТК РФ от 1 марта 2004 г. № 255 «Об утверждении перечня таможенных органов, компетентных совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА» [28] (в редакции Приказа ГТК РФ от 15 июня 2004 г. № 760 «Об утверждении Перечня таможенных органов, компетентных совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА») [29].

Присоединение России к Стамбульской конвенции является важным фактором, определяющим привлекательность страны для интересов ее деловых партнеров по международным экономическим связям.

Разработанная ВТаО Стамбульская конвенция сблизила правовое регулирование таможенной процедуры временного ввоза в государствах-участниках Конвенции, существенно упростила и ускорила процесс ее прохождения [30].

Проблема сближения правовых систем в сфере международно-правового регулирования таможенных процедур в рамках ВТаО решалась не только в отношении таможенной процедуры временного ввоза, но касательно и других таможенных процедур. Так, в рамках ВТаО была разработана Таможенная конвенция о международной транзитной перевозке грузов от 7 июня 1971 г. [31]. Эта Конвенция содержит международно-правовые нормы, регулирующие процедуры наложения пломб и другие меры по обеспечению сохранности грузов во время перевозки. В соответствии с положениями Конвенции таможенные органы в рамках таможенной процедуры транзита могут действовать по упрощенной форме досмотра товаров, ограничиваясь проверкой транзитной декларации и целостности таможенной пломбы на транспортном средстве в момент пересечения таможенной границы.

Таможенная конвенция о международной транзитной перевозке грузов от 7 июня 1971 г. применяется к перевозкам грузов всеми видами транспорта: контейнерами, дорожными транспортными средствами, железнодорожными вагонами, лихтерами, баржами и т.д. Такой универсальный характер Конвенции относительно транспортных средств позволяет существенно упростить процедуру таможенного транзита, путем осуществления сквозных смешанных перевозок с минимальными потерями времени в пути от экспортера к импортеру [32].

Впервые международно-правовые нормы, касающиеся практически всех таможенных процедур в целом, были, сформулированы в Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, принятой ВТаО 18 мая 1973 г. в г. Киото (Япония) и вступившей в силу 25 сентября 1974 г. (далее – Киотская конвенция). Эта международная таможенная конвенция была разработана Постоянным техническим комитетом ВТаО и включала 19 статей основного текста и 31 Приложение, являвшихся неотъемлемой частью Конвенции и фактически представлявших собой самостоятельные конвенции по отдельным таможенным процедурам: ввоз, вывоз, таможенный транзит, таможенный склад, свободная зона, временный вывоз и т.д.

Приложения Конвенции имели своей целью упрощение и гармонизацию таможенных процедур. Каждое Приложение включало в себя, в частности, определения основных таможенных терминов, используемых в нем, нормы, общее применение которых признавалось необходимым для достижения гармонизации и упрощения таможенных процедур, рекомендуемую практику в виде положений, которые признаны прогрессивными в плане гармонизации и упрощения таможенных процедур, и максимально широкое применение которых считалось желательным. Договаривающиеся стороны Киотской конвенции взяли на себя обязательство содействовать упрощению и согласованию таможенных процедур и с этой целью обеспечивать соблюдение норм и рекомендуемой практики, указанных в Приложениях.

Недостатком Киотской конвенции явилось то, что в ней отсутствовали общие обязательные положения, касающиеся регулирования всех таможенных процедур. Условием участия государств в Конвенции было принятие как минимум одного из ее Приложений, что в значительной степени не способствовало должному сближению правового регулирования таможенных процедур в государствах-участниках Конвенции.

В Киотской Конвенции участвовало 60 государств мира, на долю которых приходилось 70 % внешнеторгового оборота России, в том числе США, Канада, Япония, Австралия, Европейское сообщество [33]. Следует согласиться с мнением, К.К. Сандровского о том, что Киотскую конвенцию без преувеличения можно считать «своеобразным кодексом поведения государств в их таможенных отношениях друг с другом» [34].

Принятая в 1973 г. Киотская конвенция в дальнейшем очень быстро перестала соответствовать потребностям развития таможенных процедур, и поэтому с начала 90-х годов в рамках ВТаО была начата работа по подготовке принятия новой редакции этого международного соглашения. В работе над Конвенцией приняли участие многие международные организации, представляющие интересы участников мировой торговли, и, прежде всего, Международная торговая палата. Пересмотр Киотской конвенции имел своей целью разработку норм, направленных на гармонизацию правовых систем в сфере таможенных процедур, призванных служить основой для их правового регулирования в XXI веке.

26 июня 1999 г. г. Брюсселе представители 114 таможенных служб мира, присутствовавшие на 94-й сессии ВТаО, единогласно приняли Протокол об изменении Киотской конвенции (Брюссельский протокол) [35]. Целями обновленной Киотской конвенции согласно Брюссельскому протоколу и преамбуле Конвенции являются: устранение различий между применяемыми Договаривающимися сторонами таможенными правилами и процедурами, которые могут нанести ущерб международной торговле и другим видам международного обмена, удовлетворение потребностей участников международной торговли в облегчении, упрощении и гармонизации таможенных правил и процедур, возможности адекватного реагирования таможенных служб на важнейшие изменения в коммерческой практике, формах и методах административно-хозяйственного управления.

Таким образом, Киотская конвенция в редакции Брюссельского протокола (далее – обновленная Киотская конвенция) призвана способствовать достижению высокой степени упрощения и гармонизации таможенных правил и процедур, что является одной из основных целей ВТаО, и тем самым внести существенный вклад в создание благоприятных условий для международной торговли [36].

Структуру обновленной Киотской конвенции составляют: Протокол об изменении Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г., сам текст Конвенции в измененной редакции и приложения к ней – Генеральное приложение и 10 Специальных приложений. Основной текст Конвенции включает преамбулу и 5 глав.

В Генеральном приложении Конвенции даются общие положения и определения, касающиеся всех таможенных процедур и таможенного регулирования в целом. Так, в Генеральном приложении сформулированы принципы таможенного контроля и таможенных процедур, уплаты таможенных платежей, принципы обжалования по таможенным вопросам, отношений между таможенной службой и третьими лицами и т.д. Генеральное приложение представляет собой свод норм и принципов, подлежащих применению ко всем таможенным правилам и процедурам, отнесенным к регулированию Конвенции. Принятие Генерального приложения является обязательным условием участия государств в обновленной Киотской конвенции. Отказ от соблюдения положений Генерального приложения означает отказ от участия в Конвенции в целом (ст. 12 Конвенции) [37].

Специальные приложения обновленной Киотской конвенции посвящены отдельным таможенным процедурам (ввоз, вывоз, транзит, переработка, временный ввоз, таможенные склады, свободные зоны и т.д.), а также таможенным правонарушениям, специальным таможенным процедурам и правилам происхождения товаров. При присоединении к Конвенции Договаривающаяся сторона вправе принять любое из Специальных приложений, либо какую-либо главу (главы) Специального приложения [38].

Положения обновленной Киотской конвенции сформулированы не в виде единых норм или норм прямого действия, а в виде международно-правовых норм, определяющих общие условия и рамки единообразного правового регулирования, которые являются базой для выработки на их основе единообразных национально-правовых норм. Тем самым разработка, внедрение положений обновленной Киотской конвенции представляют собой договорный механизм гармонизации правовых систем в сфере таможенных процедур.

Конвенция содержит три вида норм: Стандартные правила, Стандартные правила с переходным сроком и Рекомендуемые правила. Применение Стандартных правил (в том числе с переходным сроком) определяется Конвенцией как необходимое для достижения гармонизации и упрощения таможенных правил и процедур (ст. 1 Конвенции) [39]. Рекомендуемые правила, признаются содействующими достижению цели гармонизации и упрощения таможенных правил и процедур, их более широкое применение определяется Конвенцией как желательное [40].

Генеральное приложение Конвенции содержит только Стандартные правила, в отношении которых государства-участники Конвенции не имеют права делать оговорки. Применение Стандартных правил и Стандартных правил с переходным сроком является обязательным. Срок внедрения и применения Стандартных правил для государств-участников Конвенции составляет 36 месяцев. Стандартные правила с переходным сроком должны начать применяться не позднее чем через 60 месяцев с момента вступления Конвенции в силу в отношении соответствующего государства-участника (ст. 13 Конвенции).

Специальные приложения Конвенции содержат как Стандартные правила, так и Рекомендуемые правила. В отношении Рекомендуемых правил, государства-участники Конвенции могут делать оговорки. Если оговорка не сделана, Рекомендуемые правила подлежат применению автоматически. Однако, если оговорка все же сделана, то в последующем она может быть снята. Кроме того, Конвенцией прописывается, что Договаривающаяся сторона не просто вправе отзывать оговорки по Рекомендуемым правилам, но обязана пересматривать указанные оговорки каждые три года и информировать о результатах такого пересмотра Генерального секретаря ВТаО с указанием тех положений ее национального законодательства, которые не позволяют отозвать оговорки (п. 3 ст. 12 Конвенции).

Все приложения и главы обновленной Киотской конвенции содержат рекомендации ВТаО по их внедрению. Рекомендации охватывают подробную информацию по всем таможенным процедурам в Приложениях, методам их применения. Рекомендации – это пояснения к положениям Генерального приложения и Специальных приложений, определяющие возможные варианты применения Стандартных правил, Стандартных правил с переходным сроком и Рекомендуемых правил. Рекомендации описывают передовой опыт и примеры, которые могут способствовать наибольшей эффективности применения таможенных процедур. Рекомендации не имеют юридической силы, поскольку не являются частью юридического текста Конвенции. Рекомендации – это инструмент ВТаО по пересмотру и обновлению Конвенции. В них включается весь накопленный передовой опыт. Таким образом, важным преимуществом обновленной Киотской конвенции является возможность постоянной актуализации ее положений.

Понятийный аппарат Конвенции в целом, сформулирован в главе 2 Генерального приложения «Определение понятий». Помимо этого, каждая глава Специальных приложений Конвенции предваряется определениями понятий, используемых в этой главе, где сформулированы основные черты таможенной процедуры, о которой идет речь в главе. Положения обязательного для государств-участников Генерального приложения Конвенции являются универсальными. Об этом свидетельствует тот факт, что в каждой главе Специального приложения имеется Стандартное правило, в соответствии с которым процедура, изложенная в этой главе, регулируется данной конкретной главой и, в той степени, в какой это применимо, положениями Генерального приложения. Таким образом, во всех государствах-участниках обновленной Киотской конвенции в независимости от выбора ими для подписания того или иного Специального приложения, должны действовать единообразные национально-правовые таможенные нормы, разработанные на основе Стандартных правил Генерального приложения.

В обновленной Киотской конвенции заложен достаточный ресурсный потенциал для ее развития с учетом постоянно происходящих в мире изменений. Так, для обеспечения выполнения положений Конвенции, принятия мер по ее единообразному толкованию и применению, а также подготовки предложений по внесению в нее изменений, на основе ст. 6 Конвенции создан и действует в рамках ВТаО Управляющий Комитет [41]. Членами Управляющего комитета являются государства-участники Конвенции. Кроме того, в заседаниях Управляющего комитета могут присутствовать в качестве наблюдателей представители международных правительственных и неправительственных организаций и государства, имеющие право на присоединение к Конвенции согласно положениям ст. 8 Конвенции (любой член ВТаО и любой член ООН или ее специализированных учреждений).

Основными функциями Управляющего комитета являются, в частности: а) внесение предложений по изменению основного текста Конвенции, предложений по внесению изменений в Генеральное приложение, Специальные приложения и их Главы, а также по введению новых Глав в Генеральное приложение; б) принятие решений о внесении изменений в Рекомендуемые правила или о введении новых Рекомендуемых правил в Специальные приложения или их Главы; е) информирование Постоянного технического комитета ВТаО о принятых решениях и т.д.

Предложения по вопросам Конвенции государства-участники направляют Генеральному секретарю ВТаО с просьбой включить их в повестку дня заседания Управляющего комитета. Голосования на заседаниях Управляющего комитета проводятся раздельно по каждому Специальному приложению и каждой Главе Специального приложения. Решения о внесении изменений и дополнений в Конвенцию принимаются большинством в две трети голосов участников заседания, обладающих правом голоса. По остальным вопросам решения Управляющего комитета принимаются простым большинством голосов (статьи 6, 7 Конвенции).

Таким образом, для развития Конвенции предусмотрена возможность обновления Генерального и Специальных приложений новыми положениями, отражающими передовой опыт. Предполагается также возможность придания в перспективе Рекомендуемым правилам статуса Стандартных правил, пересмотр сделанных государствами оговорок, а также обновление рекомендаций для включения в них прогрессивных идей.

В обновленной Киотской конвенции уточнены и приведены в систему международно-правовые нормы, касающиеся, в частности, всех таможенных процедур: транзита, ввозы, вывоза и т.д. Более того, обновленная Киотская конвенция является универсальным кодифицированным международно-правовым актом в области таможенного дела, регулирующим, несмотря на название, практически все таможенные вопросы: таможенные процедуры, таможенные формальности, связанные с действиями до подачи таможенной декларации, обеспечение таможенными методами безопасности мировой торговли, налаживание информационного обмена таможенных органов и деловых кругов, проблемы таможенной стоимости, таможенных правонарушений. Учитывая этот универсальный кодифицированный акт в области международного таможенного сотрудничества, можно констатировать становление, формирование новой отрасли международного публичного права, выделившейся из международного экономического права – международного таможенного права.

Обновленная Киотская конвенция – это самый значительный международно-право вой документ в сфере унификации и гармонизации таможенных процедур в рамках ВТаО. Конвенция выступает в качестве ориентира для построения национальных таможенных законодательств многих стран. Она представляет собой свод международно-правовых норм, на которых должны базироваться национально-правовые единообразные нормы государств-участников Конвенции.

Обновленная Киотская конвенция разработана с учетом принципов, касающихся таможенных вопросов, сформулированных в нормах Всемирной торговой организации – Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ). Так, в Конвенции нашли отражение Статья V ГАТТ «Свобода транзита», Статья VIII ГАТТ «Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом» и некоторые другие.

В старой редакции Киотской конвенции отсутствовали единые для регулирования всех таможенных процедур и таможенного дела в целом принципы, обязательность которых бы устанавливалась для всех государств-участников конвенции. В обновленной Киотской конвенции такие принципы четко определены. Эти принципы, по сути, как нам представляется, являются специальными принципами международного таможенного права, как складывающейся самостоятельной отрасли международного публичного права.

В обновленной Киотской конвенции зафиксированы следующие семь принципов регулирования таможенных процедур и таможенного дела в целом, которые следует считать специальными принципами международного таможенного права: 1) принцип сотрудничества таможенных органов с другими органами власти, таможенными службами иностранных государств и торговыми сообществами; 2) принцип следования международным стандартам в области таможенного дела; 3) принцип предоставления заинтересованным сторонам всей необходимой информации о правовых актах в области таможенного дела; 4) принцип обеспечения беспрепятственного доступа заинтересованным сторонам к административным и судебным процедурам обжалования; 5) принцип применения современных методов работы, таких как контроль на основе управления рисками и методов аудита и максимальное практическое использование информационных технологий; 6) принцип предсказуемости, последовательности и открытости при применении таможенных правил и процедур; 7) принцип эффективности таможенных правил и процедур [42].

Перечисленные принципы, зафиксированные в обновленной Киотской конвенции, носят конвенционный характер и должны быть учтены, соблюдены в национальных законодательствах государств-участников Конвенции. По нашему мнению, эти принципы необходимо распространить на все международно-правовое регулирование таможенных отношений в целом, то есть учитывать их как основные начала такого регулирования.

Выделяемые в научной литературе специальные принципы международного таможенного права, по нашему мнению, являются скорее принципами международного экономического права. Так, к основным принципам международного таможенного права такие исследователи как К.Г. Борисов, В.М. Малиновская, К.А. Бекяшев, Е.Г, Моисеев относят, в частности: принцип содействия становлению нового экономического порядка, основанного на суверенном равенстве национальных экономик, принцип запрещения прямых или косвенных действий, препятствующих осуществлению экономического суверенитета государств, принцип равноправного использования государствами преимуществ международного разделения труда, принцип совершенствования организационного механизма международного таможенного сотрудничества [43]. Все вышеперечисленные принципы, за исключением последнего принципа, лишь косвенно затрагивают таможенные вопросы и касаются в основном международных экономических отношений. Как представляется, международное таможенное право является отдельной формирующейся отраслью международного публичного права, выделившейся из международного экономического права, и имеет самостоятельные принципы, не относящиеся к принципам международного экономического права. Как правильно указывает В.М. Малиновская, «Международное таможенное право составляют принципы и нормы, регулирующие экономические и неэкономические отношения в сфере межгосударственного таможенного сотрудничества» [44].

Выделяемые нами специальные принципы международного таможенного права получают свою дальнейшую конкретизацию и развитие в международных договорах в области таможенного дела, в деятельности государств и международных организаций.

ВТаО как институциональная основа международного сотрудничества в области таможенного дела развивает положения этих принципов в своих резолюциях (актах рекомендательного характера), принимаемых государствами-членами организации (более 170 государств мира) на сессиях Совета ВТаО (например, в Рамочных Стандартах безопасности и облегчения мировой торговли 2005 г.).

В специальных принципах международного таможенного права находят свое развитие и конкретизацию общепризнанные принципы международного права, в частности, принцип сотрудничества закрепляется и развивается в принципе сотрудничества таможенных органов с другими органами власти, таможенными службами иностранных государств и торговыми сообществами, принцип уважения прав человека и основных свобод получает свое развитие в следующих специальных принципах международного таможенного права: предоставления заинтересованным сторонам всей необходимой информации о правовых актах в области таможенного дела; предсказуемости, последовательности и открытости при применении таможенных правил и процедур; обеспечения беспрепятственного доступа заинтересованным сторонам к административным и судебным процедурам обжалования.

Принцип следования международным стандартам в области таможенного дела закрепляется в Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г., Конвенциях о временном ввозе, Соглашении о применении ст. VII ГАТТ 1979 г., Соглашении о единой ТН ВЭД СНГ 3 ноября 1995 г. и т.д.

Некоторые из специальных принципов международного таможенного права сложились до их закрепления в обновленной Киотской конвенции (например, принцип следования международным стандартам в области таможенного дела), другие – находятся в стадии своего становления, формирования, например, принцип применения современных методов работы, таких как контроль на основе управления рисками и методов аудита и максимальное практическое использование информационных технологий.

Выделяемые нами специальные принципы международного таможенного права по своему содержанию определяют стратегические ориентиры развития международных таможенных отношений и таким образом подлежат воплощению в международных договорах по таможенным вопросам, которые будут заключаться в дальнейшем государствами и другими субъектами международного права как на двусторонней, так и на многосторонней основе, в том числе во исполнение и развитие положений обновленной Киотской конвенции, а также рекомендательных актов ВТаО.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Правовой статус воздушного пространства, находящегося под суверенитетом государств
Метод унификации в механизме международно-правового регулирования международной торговли услугами
Правоотношение в международном частном праве (МЧП)
Общие вопросы правового статуса воздушного пространства
Регулирование отношений по доверительному управлению имуществом в российском праве
Вернуться к списку публикаций