2015-04-15 16:26:30
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Основные направления деятельности всемирной таможенной организации по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела



Основные направления деятельности всемирной таможенной организации по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела


Унификация и гармонизация правовых систем в сфере таможенных процедур в рамках Всемирной таможенной организации.

Важными составляющими таможенного дела в любом государстве являются таможенные процедуры. В них выражается основное содержание, суть таможенного дела. Значение таможенных процедур заключается в том, что их прохождение является необходимым условием перемещения товаров и транспортных средств через таможенные границы государств. В зависимости от применяемых таможенных процедур уплачиваются те или иные таможенные пошлины и налоги, товары и транспортные средства приобретают различные статусы для таможенных целей. Именно в процессе осуществления таможенных процедур достигаются основные цели таможенного дела – обеспечение применения мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Таможенные процедуры можно определить как совокупности действий, производимых таможенными органами и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенные границы государств, в отношении этих товаров и транспортных средств, определяющие их правовой режим в зависимости от целей такого перемещения.

Различия в правовом регулировании таможенных процедур в национальных правовых системах государств существенно затрудняют трансграничные перемещения товаров и транспортных средств в процессе международной торговли. Кроме того, сложность таможенных процедур, затратность их прохождения участниками внешнеэкономической деятельности являются серьезным нетарифным барьером для международной торговли [1]. Все это обусловливает необходимость в сближении правовых систем государств в сфере правового регулирования таможенных процедур, с целью упрощения и ускорения процесса их прохождения. Решение данной задачи возложено мировым сообществом на ВТаО.

Унификация и гармонизация национальных правовых систем в сфере таможенных процедур в целях упрощения и ускорении их прохождения лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенные границы государств, в настоящий момент является узловой проблемой международного сотрудничества в области таможенного дела. Решение данной проблемы ВТаО осуществляется в основном международно-правовыми средствами путем разработки международных таможенных конвенций, направленных на установление единого и единообразного правового регулирования таможенных процедур в государствах-членах. Основным механизмом сближения правовых систем в этой сфере в рамках ВТаО является договорный механизм.

К важнейшим международным договорам, разработанным ВТаО и направленным на унификацию и гармонизацию правовых систем в сфере таможенных процедур, относятся: Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола 1999 г. [2], Конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. [3], Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г. [4], Таможенная Конвенция о временном ввозе профессионального оборудования от 8 июня 1961 г., Таможенная конвенция о порядке ввоза товаров для демонстрации на выставках, ярмарках, конференциях и подобных мероприятиях от 8 июня 1961 г., Таможенная конвенция о временном ввозе упаковок 1960 г., Таможенная конвенция о временном ввозе педагогических материалов 1970 г. [5], Таможенная конвенция о международной транзитной перевозке грузов от 7 июня 1971 г. [6]. Одними из первых международных таможенных конвенций, разработанных в рамках деятельности ВТаО по сближению правовых систем в сфере таможенных процедур, явились таможенные конвенции, касающиеся такой таможенной процедуры как временный ввоз.

Необходимость в сближении правового регулирования таможенной процедуры временного ввоза с целью ее упрощения и единообразного применения государствами возникла в связи с развитием внешних связей государств экономического, гуманитарного, культурного характера. Временный ввоз товаров является одной из самых распространенных таможенных процедур любого государства, которая не требует применения мер тарифного регулирования, то есть взимания с временно ввезенных товаров таможенных пошлин и налогов, а также применения запрещений и ограничений нетарифного характера. Практически во всех государствах мира временный ввоз товаров осуществляется беспошлинно, поскольку товары ввозятся в ту или иную страну на время с обязательством обратного вывоза и, таким образом, не оказывают влияния на национальную экономику, как, например, в случае с таможенной процедурой импорта товаров, при которой создается конкуренция ввозимых и отечественных товаров на внутреннем рынке. Таким образом, при временном ввозе отсутствует необходимость в применении мер тарифного и нетарифного регулирования, и это обстоятельство обусловило стремление мирового сообщества максимально облегчить и упростить таможенную процедуру временного ввоза товаров.

Как правило, под процедуру временного ввоза помещают товары, временно ввозимые в то или иное государство для проведения выставок и ярмарок, а также для перемещения товарных образцов, профессионального оборудования, педагогических материалов, упаковки и т.д.

В рамках деятельности ВТаО сначала были разработаны международные таможенные конвенции, регламентирующие временный ввоз по отдельным категориям товаров, например: Таможенная конвенция о временном ввозе упаковок 1960 г., Таможенная Конвенция о временном ввозе профессионального оборудования 1961 г., Таможенная конвенция о порядке ввоза товаров для демонстрации на выставках, ярмарках, конференциях и подобных мероприятиях от 8 июня 1961 г. В дальнейшем возникла потребность в кодификации вышеуказанных конвенций в одну универсальную конвенцию для более эффективного международно-правового регулирования этой процедуры и сближения на ее основе национальных правовых систем государств в этой сфере.

В 1961 г. ВТаО совместно с договаривающимися сторонами ГАТТ и ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) с учетом рекомендаций Международной торговой палаты, разработала Международную таможенную конвенцию о карнете АТА . для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. (далее – Конвенция о карнете АТА).

Основная цель Конвенции о карнете АТА – принятие единого порядка временного беспошлинного ввоза товаров, пользующихся значительными преимуществами в международной коммерческой и культурной сферах деятельности, предусматривающего достижение более высокой степени гармонизации и унификации в таможенных системах Договаривающихся сторон [7]. Вышеуказанная Конвенция предусматривает применение государствами-участниками карнета АТА – единого международного таможенного документа, заменяющего национальные таможенные декларации и позволяющего осуществлять упрощенное и ускоренное таможенное оформление временного ввоза товаров. Аббревиатура «АТА» является комбинацией начальных букв французского и английского словосочетаний, выражающих одно понятие – временное допущение.

В ст. 1 Конвенции о карнете АТА раскрывается содержание понятия временный ввоз. Под этим понятием подразумевается временный ввоз товаров, необлагаемый ввозными пошлинами в соответствии с положениями ст. 3 Конвенции или национальным законодательством и правилами страны ввоза [8].

В ст. 3 Конвенции о карнете АТА определяется область применения Конвенции и устанавливается международно-правовое обязательство каждой Договаривающейся стороны, принимать вместо своих национальных таможенных документов карнеты АТА, действующие на ее территории и выданные и используемые согласно Конвенции на товары, временно ввезенные в соответствии с положениями: а) Таможенной конвенции о временном ввозе профессионального оборудования 1961 г., б) Таможенной конвенции о порядке ввоза товаров для демонстрации на выставках, ярмарках, конференциях и подобных мероприятиях 1961 г., в случае если Договаривающаяся сторона является участницей этих конвенций. В этой статье указывается также, что карнеты АТА могут приниматься в соответствии с положениями других международных конвенций о временном ввозе (например, Соглашение ЮНЕСКО о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера 1950 года; Европейская конвенция о таможенном оформлении поддонов, используемых в международных перевозках) или для процедур временного ввоза согласно национальному законодательству и для транзита на основе положений Конвенции. При этом особо указывается, что товары, предназначенные для переработки или для ремонта, не могут ввозиться по карнетам АТА [9].

В Конвенции о карнете АТА устанавливается единый для всех государств-участников порядок выдачи карнетов АТА, определяются субъекты выдачи этих документов и субъекты, гарантирующие уплату сумм импортных пошлин и любых иных сумм в случае невыполнения условий временного ввоза товаров. Так, в ст. 1 Конвенции в качестве субъекта выдачи карнетов АТА указывается выдающая ассоциация, в качестве субъекта, гарантирующего суммы, подлежащие уплате в случае невыполнения условий временного ввоза – гарантирующая ассоциация. Закрепляется также положение о том, что деятельность выдающих и гарантирующих ассоциаций осуществляется с разрешения национальных таможенных органов. В качестве приложения к Конвенции приведен образец карнета АТА.

Конвенция о карнете АТА устанавливает минимум льгот в отношении использования карнетов АТА и не запрещает использование более широких льгот государствами-участниками Конвенции (ст. 17) [10].

Условием присоединения к Конвенции является принятие всех ее положений, с возможностью только лишь одной оговорки, касающейся права государства-участника не принимать карнеты АТА по Конвенции для почтового обмена.

Функции по контролю за соблюдением положений Конвенции о карнете АТА, а также функции депозитария возложены самим соглашением на ВТаО в лице ее Генерального секретариата и Генерального секретаря. Согласно ст. 18 Конвенции Генеральный секретарь ВТаО по запросу любой из Договаривающихся сторон созывает встречи государств-участников для рассмотрения вопросов действия Конвенции, рассмотрения мер по обеспечению ее единообразного толкования и применения. При этом закрепляется, что такие встречи должны проходить в штаб-квартире ВТаО [11].

Конвенция о карнете АТА сочетает в себе элементы как унификации права, например, в части определения терминов, так и гармонизации права, в частности, по вопросам установления общих положений относительно порядка и условий таможенной процедуры временного ввоза с использованием единого международного таможенного документа – карнета АТА.

Таким образом, Конвенция о карнете АТА, путем введения единого международного таможенного документа и порядка его использования при временном ввозе, значительно упростила данную таможенную процедуру и сблизила ее правовое регулирование в государствах-участниках Конвенции. В настоящее время в систему карнета АТА входит около шестидесяти стран, ставших участниками Конвенции о карнете АТА [12].

Практика применения карнетов АТА в течение нескольких десятков лет выявила необходимость дальнейшего совершенствования международно-правовых норм, унифицирующих и гармонизирующих правовые системы государств относительно процедуры временного ввоза. С развитием внешнеэкономических связей государств, а также в условиях нарастания процессов глобализации, возникла проблема разработки и принятия нового международно-правового акта кодифицированного характера, который объединил бы в себе все ранее принятые международные конвенции по временному ввозу и актуализировал международно-правовые нормы, касающиеся данной таможенной процедуры.

В результате работ, проведенных Постоянным техническим комитетом ВТаО, была разработана и принята в 1990 г. в г, Стамбуле (Турция) Конвенция о временном ввозе, заменившая собой ранее существовавшие пятнадцать международных соглашений (в том числе Конвенцию 1952 года об упрощении ввоза коммерческих образцов и рекламных материалов, Таможенную Конвенцию 1968 года о временном ввозе научного оборудования и многие другие), с инкорпорированием в нее текста Конвенции о карнете АТА 1961 г. [13].

Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г. (далее – Стамбульская конвенция), объединив ранее принятые международно-правовые соглашения в сфере временного ввоза, способствовала унификации и гармонизации национально-правовых таможенных норм государств-участников Конвенции [14]. Следует согласиться с мнениями А.Н. Козырина и А.В. Шорникова, полагающих, что природа и сущность Стамбульской конвенции о временном ввозе заключаются в том, что она представляет собой единый кодифицирующий международно-правовой акт о временном ввозе товаров [15].

В преамбуле Стамбульской конвенции Договаривающимися сторонами отмечается, что рост числа и усиливающаяся разрозненность принятых ранее международных таможенных конвенций о временном ввозе грозят резкому ухудшению ситуации в этой области. «Упрощение и гармонизация таможенных режимов и, в частности, принятие единого международного договора, который охватил бы все существующие конвенции о временном ввозе, смогут обеспечить доступ к действующим международным постановлениям, касающимся временного ввоза, и эффективно способствовать развитию международной торговли и других форм международного обмена» [16].

Стамбульская конвенция включает в себя основной текст и тринадцать Приложений, каждое из которых представляет собой упрощенную процедуру временного ввоза для конкретного вида товара. Условием подписания Конвенции является обязательное присоединение государства-участника к Приложению А, в котором утверждаются документы временного ввоза – карнеты АТА и CPD – и по крайней мере еще к одному из тринадцати Приложений [17], Возможность выбора того или иного Приложения Стамбульской конвенции позволяет государствам, присоединяющимся к этому международному договору, варьировать свои международно-правовые обязательства.

Стамбульская конвенция дает определения основных используемых ею понятий. Так, под временным ввозом Конвенцией понимается таможенный режим, позволяющий ввозить на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения импортных запрещений или ограничений экономического характера некоторые товары (включая транспортные средства), ввозимые с определенной целью и вывозимые в определенный срок без каких-либо изменений за исключением обычного обесценения в результате их использования. Документом о временном ввозе согласно Конвенции является международный таможенный документ, приравниваемый к таможенной декларации, позволяющий идентифицировать товары (включая транспортные средства) и включающий международно-действующую гарантию на уплату ввозных пошлин и сборов.

Стамбульская конвенция от Конвенции о карнете АТА 1961 г. предусмотрела два вида международных таможенных документов по временному ввозу: 1. книжку АТА – документ о временном ввозе, используемый для временного ввоза грузов, за исключением транспортных средств; 2. книжку CPD – документ о временном ввозе, используемый для временного ввоза транспортных средств.

Важным понятием Стамбульской конвенции является также гарантия, под которой понимается: «То, что к удовлетворению таможни, обеспечивает выполнение какого-либо обязательства по отношению к ней» [18].

Стамбульская конвенция охватывает широкий круг товаров, в отношении которых применяются ее положения. Это, например: грузы, включая транспортные средства (Приложение А.1); товары, предназначенные для показа или использования на выставках, ярмарках, конгрессах или других подобных мероприятиях (Приложение В.1); профессиональное оборудование, например, представителей прессы, радио, кино, телевидения и др. (Приложение В.2); контейнеры, поддоны, упаковки, образцы и другие грузы, ввозимые в рамках торговых операций (Приложение В.3); товары, ввезенные с учебной, научной или культурной целью (Приложение В.5); личные вещи путешественников и грузы, ввезенные в спортивных целях (Приложение В.6); оборудование для рекламы в области туризма (Приложение В.7) и т.д.

Все вышеуказанные категории товаров пропускаются через таможенные границы государств-участников Стамбульской конвенции без уплаты ввозных пошлин и сборов при условии предъявления в качестве гарантии документа о временном ввозе, выданного в соответствии с предусмотренными в каждом Приложении правилами (статьи 4, 5) и в течение обусловленного каждым Приложением срока вывоза (ст. 7) [19]. Таможенные органы государств, участвующих в Конвенции и ее отдельных Приложениях, могут либо устанавливать более поздний срок вывоза, чем срок, предусмотренный в каждом Приложении, либо продлевать первоначальный срок.

Стамбульская конвенция, также как и Конвенция о карнете АТА, сочетает в себе элементы унификации и гармонизации. Конвенция содержит как диспозитивные положения, которые могут применяться по усмотрению сторон, так и императивно закрепленные положения, накладывающие на государства-участников международно-правовые обязательства. Так, в ст. 20 Конвенции предусматривается, что всякое нарушение положений Конвенции должно влечь за собой санкции на территории государства, где совершено нарушение, в соответствии с его законодательством (для государств-участников). Таким образом, Конвенция накладывает на каждое государство, участвующее в ней, международно-правовое обязательство установить в своем национальном законодательстве нормы об ответственности за нарушение положений Конвенции.

Депозитарием Стамбульской конвенции является ВТаО в лице ее Генерального секретаря, который хранит Конвенцию со всеми подписями и все документы о ратификации или о присоединении к Конвенции.

В целях применения Стамбульской конвенции и изучения мер по обеспечению ее одинакового толкования и применения, а также изучения предложенных поправок к ней Конвенция предусмотрела создание Административного комитета (ст. 22), принимающего решения о включении в Конвенцию новых Приложений [20].

Созыв Административного комитета организуется ВТаО по просьбе не менее двух государств-участников Конвенции. При этом ВТаО предоставляет необходимые услуги своего секретариата. Административный комитет на каждой своей сессии избирает председателя и заместителя председателя. Государства-участники Конвенции, представленные на сессии Комитета, имеют на заседании один голос. Предложения, не касающиеся внесения поправок в Конвенцию, принимаются в Административном комитете большинством голосов присутствующих и голосующих членов Комитета, а предложения о поправках принимаются большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих членов Комитета. По итогам сессии Административный комитет утверждает доклад о работе в период между сессиями, а также принимает решения о включении в Конвенцию новых Приложений.

Все споры государств-участников Конвенции, не урегулированные ими путем прямых переговоров, передаются спорящими сторонами на обсуждение Административного комитета, который рассматривает их и выносит рекомендации по урегулированию. При этом спорящие стороны могут заранее согласиться принять рекомендации Административного комитета.

В соответствии со ст. 28 для целей голосования в Административном комитете каждое Приложение рассматривается как отдельная Конвенция. Стамбульская конвенция зафиксировала важное положение о том, что с момента вступления в силу какого-либо ее Приложения оно отменяет и заменяет ранее принятые по данным вопросам конвенции в отношениях между государствами-участниками Конвенции, принявшими это Приложение и являющимися Договаривающимися сторонами этих конвенций. Например, ст. 19 Приложения А.1 устанавливает, что «в соответствии с положениями ст. 27 настоящей Конвенции со времени своего вступления в силу настоящее Приложение отменяет и заменяет Конвенцию о карнете АТА для временного ввоза грузов от 6 декабря 1961 г. в отношениях между Договаривающимися сторонами, принявшими это Приложение и являющимися Договаривающимися сторонами этой конвенции» [21]. Практически в каждом Приложении Стамбульской конвенции заложена идея постепенного вытеснения многочисленных ранее принятых однопорядковых конвенций единым кодифицированным актом о временном ввозе. В частности, Приложение В.2 о профессиональном оборудовании призвано заменить аналогичную по объекту регулирования Конвенцию 1961 г., Приложение В.5 о товарах, ввезенных с учебной научной или культурной целью, заменяет четыре подобных, принятых в 1960,1972 и 1952 г.г. конвенции и т.д. [22].

Таким образом, при разработке. Стамбульской конвенции ВТаО стремилась не только создать международно-правовые нормы по временному ввозу, направленные на унификацию и гармонизацию правовых систем в этой сфере, но и совершенствовать международно-правовую базу по этим вопросам, объединив все конвенции по временному ввозу в один кодифицированный международно-правовой акт – Стамбульскую конвенцию.

Стамбульская конвенция занимает значительное место в системе международных таможенных конвенций, разработанных в рамках ВТаО, и находит широкое применение в практике международных таможенных отношений.

Россия как государство-член ВТаО присоединилась к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и

Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. на основании Постановления Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. № 1084 «О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 с принятием ряда приложений» [23]: Приложения А. «О документах временного ввоза (карнеты АТА и карнеты CPD)»; Приложения В. 1 «О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях»; Приложения В. 2 «О профессиональном оборудовании»; Приложения В. 3 «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией»; Приложения В. 5 «О товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей».

При этом Правительство РФ поручило Торгово-промышленной палате России выполнять работу по оформлению и выдаче карнетов АТА и взять на себя функции гарантирующей ассоциации по указанным конвенциям; Внешторгбанку выступить гарантом Торгово-промышленной палаты перед Международным бюро торговых палат; Государственному таможенному комитету осуществлять общий контроль за соблюдением выполнения условий конвенций в Российской Федерации.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Метод унификации в механизме международно-правового регулирования международной торговли услугами
Правовой статус и место транснациональной корпорации в системе международного частного права
Реализация норм международного частного права (МЧП)
Процессуальная составляющая и иные проблемы международного коммерческого арбитража
Правовая природа и договорная составляющая международного коммерческого арбитража
Вернуться к списку публикаций