2015-04-15 16:26:30
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Основные направления деятельности всемирной таможенной организации по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела



Основные направления деятельности всемирной таможенной организации по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела


Сближение правовых систем в сфере таможенной оценки товаров в рамках Всемирной таможенной организации.

Одним из основных направлений деятельности ВТаО по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела является сближение правовых систем в сфере таможенной оценки товаров [1].

Взимание ввозных и вывозных таможенных пошлин является важным элементом таможенного дела, поскольку составляет таможенно-тарифный метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности [2]. В современной таможенно-тарифной политике государств центр тяжести приходится на адвалорные таможенные пошлины, представляющие собой определенный процент с цены товара. Эта цена товара называется таможенной стоимостью, ее определение имеет большое значение, поскольку от нее пропорционально зависит величина подлежащих уплате таможенных пошлин.

Таможенная оценка товаров заключается в определении таможенной стоимости товара. Таможенная стоимость товара – это стоимость товара, которая используется в целях таможенного обложения, то есть в качестве расчетной базы для исчисления адвалорных таможенных платежей (пошлин, акцизов, НДС, сборов за таможенное оформление) [3]. Кроме того, таможенная стоимость является значительным элементом, используемым для ведения статистики внешней торговли, таможенной статистики, определения квот, выдачи лицензий, взимания налогов, проверки обоснованности цены товара при бартерных сделках, осуществления валютного контроля при проведении экспортно-импортных операций и т.д. [4].

Таможенная оценка или определение таможенной стоимости товара с целью установления размера взимаемых таможенных пошлин представляет собой одну из самых сложных процедур в международной таможенной практике [5]. Используя различные способы определения таможенной стоимости товаров, государства-импортеры могут значительно изменять размеры взимаемых таможенных пошлин, повышая или понижая, таким образом, уровень таможенно-тарифной защиты. Например, уровень тарифной защиты товара можно увеличить, подняв соответствующую тарифную ставку, этого же можно достичь, не меняя ставку, путем изменения базы оценки товара. Если государства будут самостоятельно на основе произвольных критериев определять таможенную стоимость импортируемых товаров, являющуюся основой для обложения таможенными пошлинами, это может превратиться в серьезный барьер во внешней торговле. Поэтому, процедуру таможенную оценки часто относят к нетарифным ограничениям [6], которые в условиях свободной и равной торговли должны быть сведены к минимуму.

Используемая в настоящее время многими странами мира система определения таможенной стоимости сложилась не сразу. Долгое время в различных государствах методы таможенной оценки или определения таможенной стоимости товара определялись совершенно по-разному. Так, в одних государствах была распространена система взимания пошлин с цены, указанной экспортером товаров в товаросопроводительных документах, в других – с цены, по которой аналогичные товары продаются на мировом рынке. В США длительное время применялась система таможенной оценки, основу которой составляла американская внутренняя цена [7]. Таким образом, часто получалось так, что экспортеру было заранее не известно какой именно метод таможенной оценки, будет использован в отношении него в конкретном случае и, соответственно, он не имел возможности определить конечную цену продаваемого товара и его конкурентоспособность с учетом затрат на уплату таможенных платежей. Поэтому в документах многих международных организаций в сфере международной торговли (ЮНКТАД, ВТО) методология таможенной оценки товара классифицировалась как серьезный и сложный дополнительный протекционистский барьер нетарифного характера на пути международной торговли. Именно эти причины и обусловили объективную необходимость унификации и гармонизации в сфере международно-правового регулирования таможенной оценки товаров.

Потребность в сближении правовых систем в этой сфере стала насущной проблемой международного таможенного сотрудничества, для решения которой мировым сообществом, в том числе и ВТаО, были предприняты определенные шаги по гармонизации процедуры таможенной оценки и выработке единой методологии определения таможенной стоимости товара. Сближение правового регулирования таможенной оценки в различных государствах было необходимо для создания равных конкурентных условий для участников внешнеэкономической деятельности, когда все они ставятся в равные условия с точки зрения методов расчета установленных законодательством таможенных пошлин и налогов при перемещении товаров через таможенные границы. Кроме того, выработка унифицированной методологии таможенной оценки была вызвана ростом международной торговли и стремлением создать общие технические нормы, регулирующие вопросы определения таможенной стоимости товаров [8].

Впервые международно-правовые нормы, определяющие общие условия и рамки единообразного правового регулирования в этой области, были сформулированы в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г. (ГАТТ). Статья VII этого основного в области международной торговли соглашения, тесно связанного с таможенными вопросами, посвящена проблеме таможенной оценки. ГАТТ, после его обновления и внесения изменений в 1994 г. (ГАТТ-1994) выполняет роль фактически учредительного акта Всемирной торговой организации, преобразованной из ГАТТ [9].

В тексте ГАТТ (ч. 2 ст. 7) определено, что: «Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на фактической стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках» [10]. В этой же статье ГАТТ были закреплены такие принципы определения таможенной стоимости, как гласность и стабильность правил. Однако, статья VII ГАТТ не содержала четких правил, регламентирующих таможенную стоимость товаров. Если расшифровать понятие фактической стоимости товара в соответствии с параграфом 2 статьи, то под этой стоимостью должна пониматься «цена, по которой этот или аналогичный товар продается или предлагается к продаже в такое время и в таком месте, которое определяется законами страны-импортера, ... в условиях полной конкуренции» [11]. Такое нормативное установление давало государству-импортеру право выбрать в качестве таможенной стоимости любую цену аналогичного товара или, по крайней мере, любую его экспортную цену. Кроме того, согласно параграфу 2 данной статьи в случае, когда фактическая стоимость не может быть определена вышеуказанным методом, она может основываться на эквиваленте такой стоимости. Данное положение ст. VII ГАТТ порождало возможность произвольных таможенных оценок товаров для государств-импортеров.

Такое противоречивое формулирование положений ст. VII ГАТТ явилось отражением реальных противоречий в определении таможенной стоимости товаров, существовавших в мире, и, прежде всего, разногласий в позициях США и стран Западной Европы.

Ст. VII ГАТТ в силу вышеизложенного не способствовала сближению правового регулирования в сфере таможенной оценки товаров, не создала единообразных методов определения таможенной стоимости.

Поэтому в 1950 г. одновременно с принятием Международной конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества (ныне – это ВТаО) от 15 декабря 1950 г. была также принята Конвенция об определении стоимости товаров для таможенных целей, вступившая в силу 28 июля 1953 г. Данная Конвенция, также как и Конвенция о создании СТС (учредительная конвенция ВТаО), была разработана в рамках деятельности Группы по изучению возможности создания Европейского Таможенного Союза наряду с Конвенцией о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах. Согласно ст. III Конвенции о создании СТС к функциям ВТаО была отнесена разработка рекомендаций, обеспечивающих единообразное толкование и применение конвенций, заключенных как в результате работы организации, так и вышеуказанных конвенций, касающихся номенклатуры для классификации товаров в таможенных тарифах и оценки товаров в таможенных целях, а также осуществление в этих целях функций, которые могут быть прямо предписаны этими конвенциями в соответствии с их положениями. Кроме того, согласно этой же статье на ВТаО возлагалась обязанность по разработке примирительных рекомендаций для разрешения споров по толкованию и применению этих конвенций, в том числе и Конвенции об определении стоимости товаров для таможенных целей от 15 декабря 1950 г. [12]. Таким образом, ответственность за действие этой конвенции была возложена на ВТаО, которая является депозитарием данного международного соглашения.

Конвенция об определении стоимости товаров для таможенных целей была подписана в Брюсселе и получила название Брюссельская конвенция о таможенной стоимости (далее – Брюссельская конвенция). Важнейшие цели этой Конвенции заключались в достижении максимального единообразия при таможенной оценке товаров, упрощение ведения переговоров по таможенным тарифам.

Брюссельской конвенцией было закреплено стандартное правило, в соответствии с которым, основой для определения таможенной стоимости товара является его нормальная цена, под которой понимается цена товара в условиях свободной конкуренции между независимым продавцом и покупателем, то есть цена товара, по которой он может быть продан в стране его назначения в момент подачи таможенной декларации.

В 1960 г. рамках ВТаО был образован Комитет по оценке товаров в таможенных целях. Его миссия заключалась в наблюдении за выполнением положений Брюссельской конвенции. Учреждение этого комитета в рамках ВТаО было обусловлено необходимостью в проведении постоянной работы, направленной на достижение максимального единообразия при таможенной оценке товаров, упрощение ведения переговоров по таможенным тарифам и содействие сопоставимости внешнеторговой статистики путем унификации базиса для таможенной оценки товаров.

К функциям Комитета по оценке товаров в таможенных целях были отнесены: сравнение и распространение информации относительно методов оценки товаров в разных странах; изучение национальных правил, процедур и практики отдельных государств по применению брюссельских принципов; выработка рекомендаций для ВТаО и ее государств-членов по сохранению единообразия в толковании и применении принципов и стандартных единых процедур [13]. Важным направлением деятельности Комитета по оценке товаров в таможенных целях стало определение терминов и понятий для таможенных целей в области таможенной оценки [14]. Комитет также занялся изданием сборников «Пояснительные записки», в которых приводятся практические советы по таможенной оценке товаров.

Брюссельскую конвенцию фактически признали и приняли свыше 70 государств и до 80-х годов она являлась самой распространенной методикой определения таможенной стоимости товаров. Эта Конвенция закрепила и кодифицировала в качестве единой методологии таможенной оценки западноевропейскую практику. Такие страны как США и Канада не подписали Конвенцию и не применяли ее положения в своей таможенной практике. Необходимо отметить, что многие страны, подписавшие Брюссельскую конвенцию, рассматривали ее как соглашение, унифицировавшее скорее чисто технические стороны определения таможенной стоимости, но не ее существо [15].

Отсутствие детального урегулирования вопросов таможенной оценки на международно-правовом уровне (положения Брюссельской конвенции не закрепили четких правил определения таможенной стоимости), а также дальнейшее развитие внешнеторговой деятельности государств потребовали выработки таких подходов к таможенной оценке, которые в наибольшей степени соответствовали бы потребностям и интересам большинства государств. Дальнейшие шаги по сближению правовых систем в сфере международно-правового регулирования таможенной оценки, осуществлялись не только в рамках ВТаО, но и всем мировым сообществом на многосторонних торговых переговорах. В результате по итогам Токийского раунда таких переговоров, проходивших под эгидой ГАТТ в 1973-1979 гг., было принято Соглашение о применении ст. VII ГАТТ «Оценка товаров для таможенных целей» (Соглашение), вступившее в силу 1 января 1981 г. [16].

В 1994 г. ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров было принято дополненное и уточненное Соглашение о применении ст. VII ГАТТ 1994 (далее – Соглашение) [17]. На сегодняшний день это Соглашение стало одной из правовых основ Всемирной торговой организации. Состоит оно из четырех частей, вступления и трех приложений, одно из которых касается ВТаО в части учреждения под эгидой этой организации Технического комитета по таможенной оценке с целью обеспечения на техническом уровне единообразия в толковании и применении Соглашения.

Если в соответствии с Брюссельской конвенцией основой для определения стоимости товара является его нормальная цена, под которой понимается цена товара в условиях свободной конкуренции между независимым продавцом и покупателем, то в ст. 1 вышеуказанного Соглашения вместо термина «нормальная цена» употребляется новый термин «цена сделки». Под ценой сделки понимается фактическая цена, уплаченная или подлежащая уплате и включающая в себя комиссионные, куртаж (вознаграждение брокера за посредничество), стоимость контейнеров, упаковки, услуг, предоставляемых вместе с товаром, и т.д., при условии, что не существует ограничений по распоряжению товаром, в отношении сделки и ее цены, которые не позволяют определить таможенную стоимость между продавцом и покупателем [18].

Соглашение установило конкретные условия применения такого подхода к таможенной оценке товаров, а также четкий перечень возможных дополнительных начислений к цене сделки в случаях, когда они не вошли в цену сделки, но, тем не менее, имели место со стороны покупателя. Кроме того, в этом международно-правовом документе прописан процесс последовательного использования шести методов определения таможенной стоимости, начиная с первого метода по цене сделки, и в случае, если таможенные органы какого-либо государства не признают эту стоимость, использования пяти других методов определения таможенной стоимости. К ним Соглашение отнесло следующие методы:

1) таможенная стоимость идентичных товаров (согласно ст. 2 Соглашения товары считаются идентичными, если они идентичны во всех отношениях, включая качество, физические характеристики и репутацию);

2) таможенная стоимость аналогичных (подобных) товаров (в соответствии со ст. 3 Соглашения товары считаются аналогичными, если они близко соответствуют оцениваемым товарам по материалу, компонентам, характеристикам, могут выполнять те же функции, в коммерческом плане – взаимозаменяемы);

3) таможенная стоимость, определенная на основе единичной стоимости, по которой идентичные или аналогичные товары продаются в наибольшем количестве на внутреннем рынке одновременно или почти одновременно с импортом товаров, подлежащих оценке (ст. 5 Соглашения);

4) расчетная стоимость, определяемая как сумма издержек производства товаров, являющихся предметом оценки;

5) если таможенная стоимость не может быть определена любым из названных методов, она может быть определена на основе данных, имеющихся в стране импорта, при условии, что гибким и разумным использованием любых из названных методов используемые критерии совместимы с положениями Соглашения и ст. VII ГАТТ (ст. 7 Соглашения) [19].

Последовательное использование этих методов таможенной оценки или определения таможенной стоимости является унифицированным положением в международном таможенном праве, то есть единой нормой, обязательной для всех государств, подписавших Соглашение о применении статьи VII ГАТТ. Однако этот международно-правовой договор содержит в себе не только признаки унификации, но и в определенной степени элементы гармонизации национальных правовых систем в области таможенного дела по вопросам таможенной оценки. Гармонизация в Соглашении выражается в установлении норм, определяющих условия и рамки единообразного правового регулирования, на основе которых государства должны разработать свои единообразные национально-правовые нормы. Например, важное значение имеет ст. 13 Соглашения, устанавливающая в случае затягивания процесса таможенной оценки товаров право импортера получить товары под гарантию оплаты пошлин и обязывающая государства-участников Соглашения установить в своих законодательствах положения, относящиеся к подобным ситуациям [20].

Таким образом, на сегодняшний день сложились две международные системы по определению таможенной стоимости товаров. Первая установлена Конвенцией об определении стоимости товаров для таможенных целей от 15 декабря 1950 г., вступившей в силу 28 июля 1953 г. Вторая регламентирована Соглашением о применении статьи VII ГАТТ 1994 г. В основе обеих систем лежит статья VII ГАТТ, что предполагает отсутствие принципиальных, существенных расхождений между ними. Различия проявляются в основном на уровне понятийного аппарата. Наибольшее распространение в мире получила система таможенной оценки, предусмотренная Соглашением о применении статьи VII ГАТТ 1994 г.

Соглашение о применении статьи VII ГАТТ 1994 г. (именуемое Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ) отличается большей обстоятельностью и разработанностью проблемы по сравнению с Брюссельской конвенцией. Поэтому ВТаО в своих Сеульской (1984 г.) и Оттавской (1987 г.) декларациях призвала государства, которые до сих пор не участвуют в Соглашении, приложить все усилия для скорейшего присоединения к этому международно-правовому акту и применения его положений на практике [21]. Если учесть, что более 90 % товаров мировой торговли оцениваются на основе методов цены сделки, основанных на объективных и измеримых данных, Соглашение обеспечивает предсказуемость, стабильность и прозрачность торговли, облегчая, таким образом, международную торговлю [22].

В соответствии со ст. 18 Соглашения под эгидой ВТаО был учрежден Технический комитет по таможенной оценке. Следует отметить, что в рамках деятельности ВТаО в настоящий момент действую два комитета по таможенной оценке: один – по Брюссельскому таможенному методу (обслуживает Брюссельскую Конвенцию), другой – по методам ст. VII ГАТТ 1994 (обслуживает Соглашение о применении ст. VII ГАТТ).

В соответствии с Приложением II к вышеуказанному Соглашению Технический комитет по таможенной оценке под эгидой ВТаО был учрежден с целью обеспечения на техническом уровне единообразия в толковании и применении Соглашения. К обязанностям Комитета согласно этому Приложению были отнесены:

1) рассмотрение конкретных технических проблем, возникающих в ходе повседневного функционирования таможенной оценки стран-членов, и вынесение консультативных заключений в отношении надлежащих решений, на основе представленных фактов;

2) изучение по запросу законов, процедур и практики в области оценки, когда они имеют отношение к Соглашению, подготовка докладов по результатам таких изучений;

3) подготовка и распространение ежегодных докладов по техническим аспектам функционирования и состояния Соглашения;

4) предоставление такой информации и рекомендаций по любым вопросам, касающимся оценки импортируемых товаров для таможенных целей, которые могут быть запрошены любой страной-членом или Комитетом по таможенной оценке, учрежденным в соответствии со ст. 19 Соглашения, такая информация или рекомендация могут иметь форму консультативных заключений, комментариев или пояснительных примечаний;

5) обеспечение по запросу технической помощи странам-членам с целью содействия расширению международного признания Соглашения;

6) проведение рассмотрения вопроса, переданного ему третейской группой согласно ст. 19 Соглашения;

7) выполнение других обязанностей, которые могут быть переданы ему Комитетом по таможенной оценке [23].

Секретариат ВТаО оказывает помощь Техническому комитету в его деятельности. В рамках Секретариата образован директорат по таможенной оценке.

Каждая страна-член Соглашения имеет право быть представленной в Техническом комитете по таможенной оценке. Государства-члены ВТаО, которые не являются членами Всемирной торговой организации, также могут быть представлены на заседаниях Технического комитета одним делегатом и одним или несколькими заместителями. Такие представители присутствуют на заседаниях в качестве наблюдателей.

Таким образом, в соответствии с Соглашением о применении ст. VII ГАТТ под юрисдикцию ВТаО были переданы функции управления Соглашением через Технический комитет по таможенной оценке. Основная задача комитета, который собирается два раза в год – гарантия однородности в интерпретации и применения Соглашения на техническом уровне. Технический комитет ВТаО поддерживает рабочие отношения с Комитетом по таможенной оценке, функционирующим в рамках Всемирной торговой организации и управляющим всеми вопросами торговой политики в области таможенной оценки.

Для реализации положений Соглашения ВТаО был разработан стратегический план, целями которого являются:

- помощь наименее развитым и развивающимся странам-членам полностью осуществлять Соглашение о применении ст. VII ГАТТ;

- поощрение государств-членов толковать и применять Соглашение однородным, предсказуемым и прозрачным способом;

- гарантирование того, что государства-члены исполняют руководящие принципы Соглашения путем выполнения соответствующей практической работы [24].

На международном уровне ВТаО поддерживает тесные длительные отношения в области таможенной оценки с Международной торговой палатой [25].

Палата имеет возможность объяснять отдельные положения коммерческой практики, выражать свои позиции по отдельным техническим вопросам. Это способствует большему пониманию членами текущей коммерческой практики и эффективному обмену мнениями с обеих сторон. В мае 2000 г. ВТаО и Международная торговая палата выпустили совместное заявление, направленное на глобальное применение Соглашения о применении ст. VII ГАТТ Всемирной торговой организации [26].

ВТаО исследует практические вопросы применения Соглашения, готовит сборники принимаемых государствами нормативных актов по таможенной оценке и совместно с Комитетом по правоохранению ВТаО занимается вопросами предупреждения нарушений правил таможенной оценки [27].

Особенность деятельности ВТаО по сближению правовых систем в сфере международно-правового регулирования таможенной оценки товаров заключается в том, что ВТаО действует, работает в этом направлении в тесном сотрудничестве с Всемирной торговой организацией. ВТаО принимала активное участие в многосторонних торговых переговорах, в том числе и Токийском и Уругвайском раундах. Так, в ходе Уругвайского раунда переговоров были приняты отдельные решения по вопросам порядка определения таможенной стоимости, а также ряд организационных решений, касающихся преобразования Совета таможенного сотрудничества во Всемирную таможенную организацию.

Между ВТаО и Всемирной торговой организацией существуют тесные рабочие отношения. Представители этих организаций имеют статус наблюдателей каждой из организаций.

Значительным достижением ВТаО в области таможенной оценки явилась подготовка:

1) Краткого руководства, в котором приводятся несколько методик для оказания помощи договаривающимся сторонам в вопросах интерпретации Кодекса по таможенной оценке ГАТТ;

2) Указателя правил проведения таможенной оценки;

3) Справочника по контролю за проведением таможенной оценки, анализу таможенных правонарушений (совместно с правоохранительным комитетом) [28].

Подача Россией заявки на вступление в Генеральной соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ с 1995 г. называется ВТО) повлекла за собой необходимость взять за основу систему определения таможенной стоимости, закрепленную статьей VII ГАТТ 1994 «Оценка товаров в таможенных целях» и Соглашением о применении этой статьи. Российское законодательство рецепировало (заимствовало) методы определения таможенной стоимости, выработанные в рамках ГАТТ. В результате сложилась система нормативно-правовых актов, формирующая методологию определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Единую международную основу этой системы составляет Соглашение о применении ст. VII ГАТТ. Несущей конструкцией системы служат Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ, Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» с изменениями и дополнениями (Закон РФ «О таможенном тарифе). Последующие уровни являются механизмом реализации установленных законом правовых норм, которые формируют нормативно-правовые акты Правительства РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона РФ «О таможенном тарифе» «определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой...» [29].

На основании части 2 ст. 13 вышеуказанного закона Правительство РФ вправе устанавливать правила применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров на основе положений настоящего закона и в целях обеспечения международных обязательств.

На сегодняшний день в международной практике кроме Соглашения о применении статьи VII ГАТТ 1994 г. используются еще и нормы, разрабатываемые ВТаО, а именно ее Техническим комитетом по таможенной оценке. Это нормы по разъяснению тех положений в Соглашении о применении статьи VII ГАТТ 1994 г., которые вызывают вопросы на практике. На сессиях Технического комитета по таможенной оценке ВТаО собираются представители таможенных служб государств практически со всего мира, где с учетом своей правоприменительной практики они выносят на обсуждение те или иные вопросы из Соглашения, которые требуют дополнительных разъяснений. Затем эти разъяснения оформляются в виде соответствующих документов: консультационных заключений, комментариев или пояснительных примечаний. При этом рассматриваются не простые сделки, а более сложные операции, например, с участием более чем двух лиц, либо конкретные формулировки из текстов, требующие пояснений. Эти нормы необходимы для обеспечения единообразного применения Соглашения всеми странами, они должны учитываться в национальных законодательствах [30].

Часть 2 ст. 13 Закона РФ «О таможенном тарифе», предоставляющая Правительству РФ соответствующие полномочия по изданию правовых актов по правилам применения методов по определению таможенной стоимости ввозимых товаров, предполагает, что данные полномочия будут реализовываться по мере появления проблем, связанных с теми или иными особенностями применения вышеуказанных методов. Существование данной нормы создает правовые предпосылки в оперативном режиме (минуя длительную процедуру подготовки законопроектов) вводить в действие по мере необходимости рекомендательные документы, разрабатываемые ВТаО, а именно ее Техническим комитетом по таможенной оценке. Учитывая, что подобные документы Технический комитет разрабатывает в соответствии с Соглашением о применении статьи VII ГАТТ 1994 г. и в целях обеспечения его единообразного применения всеми странами-участницами этого Соглашения, в данном случае введение их на национальном уровне наиболее целесообразно делать через постановления Правительства РФ. Как считает Л.A. Бондарь, эта норма имеет очень важное значение с точки зрения создания предпосылок для дальнейшего приведения в соответствие российского законодательства с международными нормами по таможенной стоимости, поскольку документы Технического комитета по таможенной оценке ВТаО ставят своей первоочередной задачей обеспечение единообразного толкования и применения положений по определению таможенной стоимости.

Приведение национального законодательства в соответствие международными нормами по таможенной стоимости является шагом вперед на пути подготовки к вступлению России во Всемирную торговую организацию. Наряду с совершенствованием нормативно-правовой базы по определению таможенной стоимости обеспечение соответствия российского законодательства международным нормам в сфере таможенной оценки создает реальные предпосылки иностранным предпринимателям для работы на российском рынке благодаря тому, что регулирование таможенной стоимости станет более понятным и знакомым, так как аналогичные нормы действуют в странах-членах Всемирной торговой организации и ВТаО [31].

Соглашение о применении статьи VII ГАТТ имеет сложный в техническом и методологическом плане характер. 24 статьи этого Соглашения, пояснительные примечания к ним, как считает Дюмулен И.И., требуют к себе позитивного отношения со стороны нашего государства и отечественных предпринимателей, поскольку с 1995 г. около 120 стран используют данные положения для определения таможенной стоимости товара ввозимого из России, а российское таможенное законодательство переходит на практику Всемирной торговой организации [32]. Поэтому России необходимо активно участвовать в деятельности ВТаО и ее Технического комитета по таможенной оценке, чтобы в наибольшей степени быть информированной по вопросам таможенной оценки, защищать и выражать свои национальные интересы при разработке ВТаО тех или иных норм, связанных с проблематикой таможенной оценки.

В этой связи вполне очевидным представляется необходимость использования Россией всех имеющихся возможностей этой организации по вопросам таможенной оценки, в том числе механизмов урегулирования споров и разъяснения практики применения Соглашения о применении статьи VII ГАТТ.



[1] См. также по вопросу о стандартизации приемов таможенной оценки товаров: Козырин А.Н. Государственно-­правовой механизм таможенной политики зарубежных стран. М. 1994. С. 29-30.

[2] См.: ст. 2 ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50, ст. 4850.

[3] См.: Бабин Э.П. Внешнеэкономическая политика: Учеб. пособие. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика». 2006. С. 147.

[4] См.: Propedia: Всемирная таможенная организация. / Под общ. ред. Н.М. Блинова. М.: РИО РТА. 2000. С. 27.

[5] Основы таможенного дела: Учебник / Под общ. ред. В.Г. Драганова. М.: ОАО « Изд-во «Экономика», 1998. С. 299.

[6] См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право. М.: ДеКА, 2002. С. 76.

[7] См.: Козырин А.Н. Государственно-правовой механизм таможенной политики зарубежных стран. М. 1994. С. 29-30; Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. Учебное издание, М.: ВАВТ, 2004. С. 220-221.

[8] Там же. С. 221.

[9] Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. 2-е изд., испр. К,: О-во «Знания». КОО. 2001. С. 190-191.

[10] Козырни А.Н. Комментарий к закону Российской Федерации «О таможенном тарифе». М.: Изд-во «Легат». 1997. С. 64.

[11] Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. Учебное издание, М.: ВАВТ, 2004. С. 221.

[12] Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря 1950 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991 г. 18 сент. № 38. ст. 1096., Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLV1I. М. 1994 г, С. 325-329.

[13] См. подробнее: Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. М.: Экзамен, 2001. С. 12-13.

[14] См.: Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: Учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП, С.- Петербургский филиал имени В.Б. Бобкова. «Знание». 2000. С. 96.

[15] Основы таможенного дела: Учебник / Под общ. ред. В.Г. Драганова. М.: ОАО « Изд-во «Экономика». 1998. С. 300.

[16] См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право. М.: ДеКА. 2002. С. 76.

[17] См. подробнее о многосторонних торговых переговорах: Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: учебник / Пер. с франц. В.П. Серебренникова, В.М. Шумилова. М.: Международные отношения. 2001. С. 88-110.

[18] Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. Учебное издание, М.: ВАВТ, 2004. С. 485-493.

[19] См.: там же. С. 223-224.

[20] Там же. С. 493.

[21] См.: Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. С. 417.

[22] См. подробнее: Жиряева Е.В. Экспертиза в таможенном деле и международной торговле. СПб.: Питер. 2003. С.175.

[23] Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. Учебное издание, М.: ВАВТ, 2004. С. 511.

[24] См.: Жиряева Е.В. Экспертиза в таможенном деле и международной торговле. СПб.: Питер. 2003. С. 175.

[25] Международная торговая палата была основана как неправительственная организация в 1919 г. Это наиболее авторитетная в мире организация частного предпринимательства, объединяющая свыше 6 тыс. компаний, 1,5 тыс. национальных союзов предпринимателей, имеющая зарубежные представительства более чем в 50 странах мира. Организация содействует развитию предпринимательства путем поощрения торговли, инвестиций и открытых рынков.

[26] См.: Жиряева Е.В. Экспертиза в таможенном деле и международной торговле. С. 175-176.

[27] Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. С. 238.

[28] Всемирная таможенная организация и Россия / Под общ. ред. Л.А. Лозбенко. М. ГТК РФ. 2003. С. 35-36.

[29] Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» // Российская газета. 5 июня 1993.

[30] См. подробнее: Бондарь Л.А. Закон тарифа без революционных потрясений // Таможня, 2006, № 14. С. 7.

[31] См. подробнее: Бондарь Л.А. Еще раз о таможенной стоимости. Теперь детально. // Иностранный капитал в России. 2006. № 10 С. 83-90.

[32] Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. Учебное издание, М.: ВАВТ, 2004. С. 226.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Многостороннее международно-правовое регулирование международной торговли услугами
Понятие договора международной купли-продажи товаров (внешнеторгового договора)
Статус международного частного права (МЧП)
Бернская конвенция 1886 года об охране литературных и художественных произведений
Правовой статус и место транснациональной корпорации в системе международного частного права
Вернуться к списку публикаций