2015-04-15 16:26:30
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Основные направления деятельности всемирной таможенной организации по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела



Основные направления деятельности всемирной таможенной организации по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела


Сближение правовых систем в сфере классификации и кодирования товаров в таможенных целях рамках Всемирной таможенной организации.

Одним из основных направлений деятельности ВТаО по сближению правовых систем в области таможенного дела является сближение правовых систем в сфере классификации и кодирования товаров в таможенных целях.

Как уже выше отмечалось, таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенные границы [1]. Таким образом, таможенное дело можно определить как механизм реализации мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности [2]. В условиях рыночной экономики и либерализации внешней торговли важным методом регулирования внешнеторгового оборота является таможенно-тарифное регулирование, представляющее собой основной инструмент торговой политики государств, основывающийся на применении таможенного тарифа.

Таможенный тариф любого государства – это систематизированный перечень (номенклатура) товаров, подлежащих таможенному оформлению и таможенному контролю, с указанием ставок таможенных пошлин, которыми эти товары облагаются [3]. При этом ставки таможенных пошлин являются едиными и не изменяются в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенные границы, за исключением случаев, предусмотренных законами того или иного государства. В свою очередь, таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, безвозмездно взимаемый таможенными органами при перемещении товаров через таможенные границы и являющийся условием такого перемещения. Объектом взимания таможенных пошлин, ставки которых содержатся в таможенных тарифах государств, является конкретный товар, перемещаемый через таможенную границу.

Для целей взимания таможенных пошлин государствам необходимо иметь четкий перечень всех товаров, которые могут стать объектами таможенного оформления и таможенного контроля и как следствие объектами начисления и взимания таможенных пошлин. Данный перечень или номенклатура товаров является основой для определения структуры таможенного тарифа.

Современные таможенные тарифы включают тысячи наименований товаров. Общее число товарных позиций в тарифах развитых государств достигает 2-3 тысяч. Помимо этого, каждая товарная позиция может дробиться на более мелкие подпозиции и субпозиции. Данное обстоятельство является следствием тенденции увеличения количества готовых товаров, товаров, облагаемых таможенными пошлинами. Кроме того, это объясняется также и стремлением государств проводить более гибкую таможенно-тарифную политику [4]. Детальное деление товаров в таможенном тарифе, выделение тех или иных товаров в отдельные товарные позиции позволяет государствам воздействовать в нужном направлении на ввоз и вывоз этих товаров, и тем самым обеспечивать тарифную защиту производству стратегически важных для данного государства товаров. «Чем более дробной является товарная структура таможенного тарифа, тем эффективней он может быть использован в торгово-политических целях или для защиты национальной экономики» [5]. Таким образом, группировка товаров в таможенных тарифах представляет собой сложную не только техническую, но и торгово-политическую задачу государств.

Проблема группировки или классификации товаров в таможенных тарифах решается путем создания товарной номенклатуры таможенного тарифа, базирующейся на определенных принципах построения (классификации товаров). Классификационная схема, положенная в основу национального таможенного тарифа, во многом определяет его экономическую эффективность.

До второй половины XX века таможенные тарифы государств имели различные национальные системы классификации и кодирования товаров. Однако, бурное развитие производства, международных торговых отношений, углубляющееся мировое разделение труда и появление транснациональных корпораций поставили вопрос о необходимости сближения правовых систем в сфере классификации и кодирования товаров в таможенных тарифах. Национальные таможенные тарифы очень часто становятся объектами международных переговоров, международного таможенного сотрудничества. Отсутствие единообразия в товарных номенклатурах таможенных тарифов различных государств влекло за собой возникновение проблем в мировой торговле, в частности, таких как:

- необходимость проверки и исправления данных о товарах, при их трансграничном перемещении, повышающая издержки участников мировой торговли;

- сложность сбора и сопоставления внешнеторговых статистических данных по товарам на международном уровне и как следствие – трудности в процессе ведения международных торговых переговоров;

- необходимость двойного описания товаров;

- сложность сопоставления ставок таможенных пошлин национальных таможенных тарифов по аналогичным товарам.

Кроме того, различные системы классификации и кодирования товаров в товарных номенклатурах таможенных тарифов служат основным источником ошибок, затрудняющих их применение, а также являются инструментом нетарифного протекционизма. Последнее обстоятельство лишает участников мировой торговли изначально одинаковых стартовых возможностей на мировом рынке, что, в свою очередь, негативно сказывается на развитии мировых обменных процессов, сужает возможности мировой торговли. В результате всего вышеперечисленного возникла объективная необходимость в международно-правовом регулировании вопросов, связанных с классификацией и кодированием товаров в таможенных целях, то есть, в товарных номенклатурах таможенных тарифов. При этом международно-правовое регулирование должно было быть направлено в сторону сближения национально-правовых норм, касающихся принципов построения товарных номенклатур в таможенных тарифах. Необходимо было создать механизм сближения таможенных тарифов на основе единой (унифицированной) товарной номенклатуры.

Определяющую роль в деле сближения национальных правовых систем в сфере классификации и кодирования товаров в таможенных целях, то есть в области товарной номенклатуры таможенных тарифов, сыграла ВТаО, сделав данное направление своей деятельности одним из главных и приоритетных.

Можно выделить два основных этапа в процессе сближения правовых систем в сфере классификации и кодирования товаров в таможенных целях в рамках деятельности ВТаО: 1 этап – разработка и принятие Международной конвенции о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах от 15 декабря 1950 г.; 2 этап – разработка и принятие Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г.

Следует сказать о том, что попытки унифицировать товарную номенклатуру таможенных тарифов предпринимались также в рамках деятельности других организаций. Так, еще в 20-е годы идеи единой основы товарной номенклатуры таможенных тарифов выдвигались в рекомендациях Всемирной экономической конференции, работавшей под эгидой Лиги наций. В результате этого была принята Женевская номенклатура, которая все же не обеспечила необходимое сближение товарных номенклатур таможенных тарифов. В дальнейшем данная номенклатура была положена в основу «Международной стандартной торговой классификации» (МСТК), разработанной в рамках деятельности ООН, Однако достичь необходимой степени унификации товарной номенклатуры таможенных тарифов удалось лишь в результате создания ВТаО, в рамках деятельности которой и были разработаны и приняты основные международно-правовые инструменты сближения правовых систем в сфере классификации и кодирования товаров в таможенных целях, то есть в сфере номенклатуры товаров в таможенных тарифах.

Первым этапом сближения правовых систем по данному направлению деятельности ВТаО стала разработка и принятие в рамках ВТаО в декабре 1950 г. Международной конвенции о классификации товаров для таможенных целей. Эта конвенция вступила в силу в сентябре 1959 г. и впоследствии стала называться Конвенцией о Брюссельской товарной номенклатуре (далее – Конвенция о БТН). Все государства, подписавшие данную конвенцию, обязались строить свои таможенные тарифы по закрепленным в ней принципам классификации и кодирования товаров с сохранением названий разделов, глав, позиций и их нумерации.

БТН содержала 21 крупный раздел и 99 более узких глав. Товары смежных отраслей группировались в один крупный раздел, а внутри раздела товары соответствующих отраслей объединялись в главы. Главы в свою очередь разбивались на товарные позиции, подпозиции и субпозиции, исходя из степени обработки товара. Каждая товарная позиция имела четырехзначный унифицированный код, где первые две цифры обозначали номер главы, а последние две – номер товарной позиции внутри главы.

Конвенция о БТН, определив общие принципы построения товарной номенклатуры и унифицируя крупные товарные позиции, разрешала государствам-участникам конвенции выделять более мелкие позиции в своих товарных номенклатурах в соответствии с их национальными интересами. В связи с этим построенные по Конвенции о БТН таможенные тарифы государств содержали тысячи неунифицированных товарных позиций и подпозиций. В различных странах количество неунифицированных товарных подпозиций в тарифах составляло от 2000 до 7000 [6]. Это позволило государствам использовать неунифицированные товарные позиции в таможенных тарифах в протекционистских целях. В целом, однако, Конвенция о БТН получила большое распространение в мире, поскольку основанная на ней классификация товаров устроила многие государства и являлась достаточно гибкой. К концу 60-х г. XX века на основе Брюссельской товарной номенклатуры были построены таможенные тарифы более 100 государств и около 75 % международного товарооборота облагалось пошлинами по этой системе [7]. Брюссельская товарная номенклатура была взята за основу таможенных тарифов стран Западной Европы, Японии и некоторых других стран. Развитие процессов региональной экономической интеграции в немалой степени способствовали ее дальнейшему распространению.

Развитие мирового производства товаров, усложнение товарной структуры мировой торговли обусловили все больший рост количества неунифицированных товарных позиций в таможенных тарифах. Следствием этого стали существенные расхождения товарных номенклатур таможенных тарифов отдельных государств. Это обстоятельство поставило перед ВТаО задачу создания новой товарной номенклатуры, более приспособленной к требованиям времени. Работа по созданию унифицированных международно-правовых норм, касающихся новой товарной номенклатуры таможенных тарифов была начата ВТаО в 1973 г. и проводилась в рамках Рабочей группы в составе 59 стран и при участии более 20 международных организаций, таких как ГАТТ, ЮНКТАД, ИСО (Международная организация по стандартизации) и др. Создание новой товарной номенклатуры базировалось на одном из последних вариантов Брюссельской товарной номенклатуры, позже переименованным в Номенклатуру Совета таможенного сотрудничества. В работе над новым товарным классификатором были также использованы 12 различных международных и национальных товарных номенклатур. Создание новой товарной номенклатуры было завершено в 1981 г. А в 1983 г. ВТаО разработала и приняла проект Международной конвенции, закрепившей новую товарную номенклатуру. 14 июня 1983 г. под эгидой ВТаО была принята и открыта для подписания государствами Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее – Конвенция о ГС). Таким образом, наступил второй этап процесса сближения правовых систем в сфере классификации и кодирования товаров в таможенных целях в рамках деятельности ВТаО.

Конвенция о ГС была разработана под руководством ВТаО в связи с тем, что технологические сдвиги и изменения в структуре мировой торговли обусловили необходимость внесения существенных изменений в Конвенцию о БТН. Это международно-правовое соглашение уже не могло обеспечивать соответствующую степень детализации товарных групп, адекватную требованиям таможенных органов, а также требованиям, предъявляемым к торговой статистике со стороны правительств и торговых групп [8].

Необходимость создания новой товарной номенклатуры обусловливалась потребностями в многоцелевой товарной номенклатуре, которая могла бы обеспечить сопоставимость национальных статистических данных о внешней торговле и более тесную увязку между внешнеторговой и производственной статистикой различных стран [9], а также машинную обработку документации и статистических данных. Новая товарная номенклатура должна была более полно охватить все обращающиеся в международном товарообороте товары, учитывая технологию их изготовления.

Деятельность ВТаО в данной сфере была направлена на разработку унифицированных международно-правовых норм, регулирующих классификацию товаров, приемлемую для всех государств, фиксацию единого понятийного аппарата таможенного дела, облегчающего понимание сотрудников таможенных органов, экспертов, участников мировой торговли разных стран. Кроме того, задачей принятия ВТаО новой номенклатуры – Гармонизированной системы описания и кодирования товаров – явилось создание возможности использования ее не только в таможенных, но и в статистических целях.

Принятая ВТаО 14 июня 1983 г. Конвенция о ГС вступила в силу 1 января 1988 г. На сегодняшний день участниками этой конвенции являются большинство стран мира, на которые приходится 85 % объема мировой торговли [10]. Соответственно, основу таможенных тарифов данных государств составляет товарная номенклатура, закрепленная вышеуказанной конвенцией – Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

Гармонизированная система описания и кодирования товаров (далее – ГС) представляет собой многоцелевую международную классификационную систему, используемую в таможенном деле, статистике внешней торговли, производстве. Состоит ГС из товарной номенклатуры (объединенной тарифной и статистической номенклатуры), Основных правил интерпретации и Примечаний.

В своей основе ГС базируется на двух самостоятельных таможенно-правовых понятиях – системе классификации и системе кодирования товаров. Под системой классификации подразумевается группировка товаров по каким-либо признакам в соответствии с определенными правилами и принципами. Система кодирования товаров представляет собой технический прием, с помощью которого классифицированный товар можно представить в виде совокупности знаков (цифрового кода) по установленным правилам кодирования [11].

В ГС код товара состоит из шести знаков (цифр): первые две цифры означают группу товара, вторые две – товарную позицию, третьи – субпозицию товара. Таким образом, применяется шестиразрядная система кодирования товаров, что говорит о большей детализации товарных групп в ГС по сравнению с Брюссельской товарной номенклатурой.

Конвенция о ГС была разработана и принята государствами под руководством ВТаО в целях унификации систем классификации и кодирования товаров и основанных на них товарных номенклатур национальных таможенных тарифов путем введения в действие единой для всех государств-участников Конвенции Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. В преамбуле этой Конвенции указываются основные цели ее создания:

- содействие международной торговле;

- упрощение сбора, сопоставления и анализа статистических данных, относящихся к международной торговле;

сокращение расходов, вызываемых повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли;

- способствование стандартизации внешнеторговой документации и передаче статистических данных;

- обеспечение сопоставимости данных для ведения международных торговых переговоров;

- учет в ГС изменений в технологии производства товаров и в структуре международной торговли и т.д. [12].

Конвенция о ГС является источником международного таможенного права, универсальным (многосторонним) международным договором, содержащим четко закрепленные международно-правовые обязательства подписавших и присоединившихся к нему государств. Данные международные обязательства вместе с самой ГС, которая является приложением и неотъемлемой частью Конвенции, составляют в целом рассматриваемый международно-правовой договор.

Международные обязательства, предусмотренные Конвенцией о ГС, заключаются в обязанности государств-участников конвенции применять Гармонизированную систему описания и кодирования товаров в таможенных и статистических целях, строго придерживаясь содержащихся в ней цифровых кодов и описания товаров, а также общих правил интерпретации ГС и примечаний к группам и подгруппам системы. Так, в соответствии со ст. 3 Конвенции о ГС каждое государство, участвующее в ней, обязуется обеспечить соответствие своих таможенно-тарифной и статистической номенклатур Гармонизированной системе описания и кодирования товаров путем:

а) использования всех товарных позиций и субпозиций Гармонизированной системы, а также относящихся к ним цифровых кодов без каких-либо дополнений и изменений;

б) применения основных правил интерпретации Гармонизированной системы, а также всех примечаний к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям и неизменения содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозиций Гармонизированной системы;

в) соблюдения порядка кодирования, принятого в Гармонизированной системе.

Кроме того, согласно данной статье Конвенции о ГС, каждое государство-участник обязано публиковать свои статистические данные по ввозу и вывозу товаров в соответствии с шестизначным кодом ГС, если ограничение таких публикаций не вызывается особыми случаями, как например, сохранение коммерческой тайны или ненанесение ущерба интересам государственной безопасности. При этом государства-участники Конвенции могут создавать в своих таможенно-тарифной и статистической номенклатурах подразделы для более глубокой классификации товаров, чем в ГС, при условии, что любые такие подразделы будут дополнены и кодированы сверх шестизначного цифрового кода, приведенного в Приложении к Конвенции [13].

Таким образом, конвенционно установлено, что страны, применяющие Гармонизированную систему, не могут произвольно изменить классификацию товаров и их цифровой код в пределах первых шести знаков. Вместе с тем, каждое государство-участник Конвенции о ГС может еще больше детализировать свою товарную номенклатуру таможенного тарифа, добавляя дополнительные разряды и соответственно цифровые знаки сверх шестого с учетом интересов национальной экономики. Таким образом, система классификации ГС позволяет использующим ее государствам осуществлять дальнейшую более мелкую товарную классификацию, если это отвечает их интересам. Посредством такой унифицированной международно-правовой нормы достигается определенная стабильность международных таможенных отношений в сфере классификации и кодирования товаров, а также унификация национально-правовых таможенных норм в данной области таможенного дела.

Обязательная для государств шестиразрядная система описания и кодирования товаров позволяет закодировать все товары унифицированно на уровне первых шести знаков и тем самым унифицировать таможенные тарифы всех государств, применяющих ГС. Следует, однако, отметить, что более глубокая детализация товарных позиций, разрешенная Конвенцией о ГС, применяется государствами-участниками Конвенции по своему усмотрению, но все-таки достаточно единообразно, поскольку методологические основы и критерии более глубокой классификации товаров одинаковы во всех странах, применяющих ГС. Так, в приложения к Конвенции о ГС включены «Основные правила интерпретации Гармонизированной системы», определяющие важнейшие принципы классификационной системы и устанавливающие порядок включения какого-либо конкретного товара в определенную товарную позицию, а затем и в соответствующую субпозицию.

Приложения содержат также примечания практически ко всем разделам и группам, а также некоторым субпозициям. Кроме того, в них даются определения точных пределов этих квалификационных блоков, приводятся различного рода определения, в которых могут быть отражены технология изготовления товара, его технические характеристики. Фактически примечания представляют собой свод международных стандартов (международно-правовых норм, направленных на гармонизацию правовых систем в этой сфере), касающихся классификации товаров, Поскольку оба эти документа составляют неотъемлемую часть Конвенции о ГС, они имеют такую же юридическую силу, как и сама номенклатурная часть.

Задачам единообразной классификации и кодирования товаров сверх шестизначного кода ГС в немалой степени способствует деятельность Комитета по Гармонизированной системе, созданного в структуре ВТаО на основе ст. 6 Конвенции о ГС.

В условиях постоянного роста производства, научно-технического прогресса и, как следствие, перманентного расширения номенклатуры товаров, обращающихся в мировой торговле, существует необходимость в постоянном совершенствовании ГС, как международной основы национальных таможенных тарифов различных государств. Тем более, что ГС построена таким образом, что обладает резервами для дальнейшего развития. В случае появления новых товаров, они могут быть размещены в действующей классификационной системе. Изменения в структуре международного товарообмена должны адекватно и своевременно отражаться в международной основе национальных таможенных тарифов – Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. ВТаО проводится постоянная работа по уточнению наименований товарных позиций ГС, критериев отнесения того или иного товара к товарной позиции. Это необходимо для того, чтобы обеспечить единообразное применение ГС при классификации и кодировании товаров в таможенных целях.

В рамках деятельности ВТаО всеми международно-правовыми вопросами применения и развития ГС занимается упоминавший выше Комитет ВТаО по Гармонизированной системе. Комитет по Гармонизированной системе состоит из представителей государств-участников Конвенции о ГС и собирается не реже двух раз в год. Его заседания созываются Генеральным секретарем ВТаО и проводятся в штаб-квартире организации, если участники Конвенции не договорятся о другом месте их проведения.

В соответствии со ст. 7 Конвенции о ГС Комитет по Гармонизированной системе осуществляет следующие функции:

а) предлагает такие поправки к Конвенции о ГС, которые представляются ему желательными, с учетом, в частности, потребностей пользователей и изменений в технологии производства товаров или структуре международной торговли;

б) разрабатывает Пояснения, Классификационные решения и прочие рекомендации, необходимые для интерпретации Гармонизированной системы;

в) разрабатывает рекомендации с целью обеспечения единообразных интерпретации и применения Гармонизированной системы;

г) по своей инициативе или по чьему-либо запросу предоставляет государству-участнику Конвенции, а также межправительственным или другим международным организациям информацию или рекомендации по любым вопросам, касающимся классификации товаров в Гармонизированной системе, которые Комитет может счесть необходимыми;

д) на каждой сессии ВТаО представляет отчет о своей деятельности, включая предложенные поправки, Пояснения, Классификационные решения и другие предложения;

е) осуществляет в отношении Гармонизированной системы другие подобные полномочия и функции, которые ВТаО или государства-участники Конвенции могут счесть необходимыми [14].

Согласно ст. 10 Конвенции о ГС любые споры между участниками Конвенции, которые не урегулированы путем переговоров, передаются ими в Комитет по Гармонизированной системе, который рассматривает эти споры и дает рекомендации по их урегулированию. Если Комитет по Гармонизированной системе не в состоянии урегулировать спор, он передает его на рассмотрение ВТаО, которая дает соответствующие рекомендации [15].

Предложения о поправках к Конвенции о ГС, разработанные Комитетом по Гармонизированной системе, рассматриваются ВТаО на сессиях. В соответствии со ст. 8 Конвенции о ГС, Пояснения, Классификационные решения, иные советы по интерпретации ГС и рекомендации, имеющие цель обеспечить единообразную интерпретацию и применение ГС, которые были подготовлены в ходе сессии Комитета по Гармонизированной системе, считаются утвержденными ВТаО, если по истечении одного месяца, следующего после месяца закрытия сессии, ни один участник Конвенции не уведомит Генерального секретаря ВТаО о необходимости передачи этого вопроса на рассмотрение ВТаО [16].

Все изменения в ГС должны быть внесены в национальные товарные номенклатуры государств, подписавших Конвенцию о ГС. Это, соответственно, требует корректировки национальных нормативно-правовых актов, касающихся внешнеэкономической деятельности того или иного государства, использующего коды товарной номенклатуры ГС, кроме того, эти изменения должны быть учтены при сборе статистических данных и т.д.

Конвенция о ГС является бессрочной. Однако любой участник Конвенции может ее денонсировать, и такая денонсация вступает в силу через год после получения Генеральным секретарем ВТаО уведомления о денонсации, если в нем не указан более поздний срок.

В соответствии со ст. 102 Устава ООН по представлению Генерального секретаря ВТаО данная Конвенция была зарегистрирована в Секретариате ООН. Депозитарием Конвенции является ВТаО.

Таким образом, необходимость унификации систем классификации и кодирования товаров в таможенных целях, то есть для создания основы таможенных тарифов – товарных номенклатур – повлекла за собой проблему разработки и принятия международно-правовых норм, направленных на сближение национальных правовых систем в данной сфере в форме унификации и гармонизации. Важнейшую роль при этом сыграла ВТаО, в рамках деятельности которой и была разработана и принята универсальная международная таможенная конвенция – Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г.

В настоящее время Гармонизированная система описания и кодирования товаров применяется большинством государств в международной торговле. Опыт ее использования показал, что она существенно сократила количество времени, необходимого для таможенного контроля и таможенного оформления товаров, позволила гораздо более полно, широко и эффективно использовать автоматические системы таможенного контроля и обработки данных, повысила достоверность и оперативность сбора информации об экспортных и импортных операциях, как на международном, так и на национальном уровнях [17].

Россия является участницей Конвенции о ГС с 1 января 1997 г. Правительство Российской Федерации Постановлением от 3 апреля 1996 г. № 372 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» постановило принять предложение Государственного таможенного комитета РФ о присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г. Для России Конвенция вступила в силу с 1 января 1997 г.

Присоединение России к Конвенции о ГС означало принятие ею всех вышеперечисленных международно-правовых обязательств, в том числе обязательство использовать все товарные позиции и субпозиции ГС, а также относящиеся к ним цифровые коды без дополнений и изменений, применять основные правила классификации для толкования ГС, все примечания к разделам, соблюдать порядок кодирования, принятый в ГС и т.д.

Участие России в Конвенции о ГС предоставило нашему государству значительные внешнеторговые преимущества (таможенные, статистические, переговорные), но, в то же время, потребовало приведения стандартов производства в соответствие с нормами Конвенции, с целью обеспечения российской продукции конкурентоспособности на внешнем рынке [18].

Гармонизированная система описания и кодирования товаров получила свое дальнейшее развитие в Соглашении о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, подписанном 3 ноября 1995 года в Москве. В результате этого Соглашения в целях унификации форм таможенной документации и упрощения таможенных процедур была принята Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), основанная на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров ВТаО. ТНВЭД СНГ была создана для осуществления мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, совершенствования ведения статистического учета и обмена статистической информацией между государствами-членами СНГ [19].

В соответствии с Соглашением ведение ТН ВЭД СНГ осуществляет таможенная служба Российской Федерации. К компетенции российской таможенной службы относятся слежение за изменениями международной основы ТН ВЭД СНГ, приведение ТН ВЭД СНГ в соответствие с ее международной основой, осуществление ведения и хранения эталонного экземпляра ТН ВЭД СНГ, обеспечение опубликования ТН ВЭД СНГ, пояснений к ней и другое.

К компетенции Совета руководителей таможенных служб государств-участников Содружества относится утверждение решений о приведении ТН ВЭД СНГ в соответствие с ее международной основой – Гармонизированной системой описания и кодирования товаров – и пояснения по толкованию ТН ВЭД СНГ.

Таким образом, ТН ВЭД СНГ, основывается на ГС в ее шестизначном варианте. В свою очередь, международными основами ТН ВЭД России являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров ВТаО, а также ТН ВЭД СНГ. В ТН ВЭД России используется десятизначный код товара. При этом первые шесть знаков кода являются унифицированными знаками ГС, еще два знака взяты из Комбинированной номенклатуры стран Европейского Союза, девятый знак – из ТН ВЭД СНГ, десятый знак предназначен для национальной детализации России.

Десятизначный код товара, определенный в соответствии с ТН ВЭД России является основой для определения ставки таможенной пошлины, применения мер нетарифного регулирования для данного вида товара, решения вопроса о начислении и взимании налога на добавленную стоимость, акциза, статистики внешней торговли и таможенной статистики, принятия решения компетентными органами в случае таможенного правонарушения. Правильное определение положения товара в товарной номенклатуре имеет определяющее значение для установления того или иного режима государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, под который подпадает данный товар. Правильная классификация товара в соответствии с товарной номенклатурой напрямую влияет на величину таможенной пошлины, налогов на этот товар, выполнение мер запрещения или ограничения его к свободной реализации, квотирования, лицензирования, регистрирования контрактов, получения разрешений соответствующих государственных органов, под контролем которых эти товары находятся.

Вышеуказанное свидетельствует о важности правильной классификации и кодирования товаров в таможенных и других целях, а также процессов сближения национальных правовых систем в этой сфере.

Россия, являясь на протяжении длительного времени членом Политической комиссии и Финансового комитета ВТаО, также активно участвует и в работе Комитета ВТаО по Гармонизированной системе. Статус России в ВТаО значительно повысился в связи с тем, что в июле 2000 г. русскому языку был придан статус рабочего языка ВТаО (наряду с английским, французским и испанским) для использования его в целях Гармонизированной системы описания и кодирования товаров [20].

Делая выводы, необходимо отметить следующее.

Деятельность ВТаО по сближению права в сфере классификации и кодирования товаров является важнейшим направлением сближения права в области таможенного дела. Разработанные и принятые в рамках ВТаО международные таможенные конвенции являются международно-правовой основой, способствующей более динамичному, эффективному развитию международного товарооборота, облегчению мировой торговли.

Разработанная ВТаО и действующая в большинстве развитых государств мира Международная таможенная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г., создала общую международно-правовую основу для товарной классификации всех товаров, обращающихся в мировой торговле. Как справедливо указывает И.И. Дюмулен, «цифровые коды Гармонизированной системы стали общим международным цифровым языком, к которому привязаны все внешнеторговые документы, необходимые для таможенного оформления» [21].

Это обстоятельство существенно упростило, ускорило и унифицировало вопросы, связанные с классификацией и кодированием товаров в таможенных целях.

Следует заметить, что Конвенция о ГС является инструментом как унификации, так и гармонизации национальных правовых систем. Сближение правовых систем в сфере классификации и кодирования товаров в таможенных целях в рамках ВТаО, привело к тому, что на сегодняшний день Гармонизированная система используется практически всеми странами в качестве основы для построения таможенных тарифов, предусматривающих унифицированную классификацию товаров по шести первым знакам их кодирования. В результате, это значительно облегчило развитие мировой торговли, а также создало благоприятные условия для конструктивного, более понятного общения и взаимодействия таможенных служб различных государств мира при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров.

В рамках данного направления деятельности ВТаО по сближению правовых систем в области таможенного дела имеет место сочетание форм унификации и гармонизации права, что предопределено особенностью классификации и кодирования товаров, обусловленной, в свою очередь, процессами мирового разделения труда, специализацией и кооперацией различных стран в производстве тех и или иных товаров, необходимостью развивать ту или иную отрасль производства (оказания поддержки развитию).

Унификация выражается в том, что все страны, присоединившиеся в Международной конвенции о ГС, в обязательном порядке имеют в своих товарных номенклатурах таможенных тарифов унифицированные коды и описания товаров на уровне первых шести знаков. Таким образом, все товарные номенклатуры внешнеэкономической деятельности государств-участников Конвенции о ГС имеют в своей основе в пределах первых шести знаков кода международную составляющую, единую (унифицированную) для всех государств, взявших на себя международно-правовые обязательства по Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г.



[1] Законодательное определение понятия таможенное дело дано в ст. 2 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // Российская газета. 3 июня. 2003. № 106 (3220).

[2] См.: Баландина Г. Таможенный кодекс: строка за строкой. // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. № 5. 2006. С. 29.

[3] См.: Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ. 2004. С. 172.

[4] См.: Бабин Э.П. Внешнеэкономическая политика. М.: ЗАО «Издательство «Экономика»». 2006. С. 139.

[5] Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ. 2004. С. 180.

[6] См.: Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ. 2004. С. 181.

[7] См.: Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. М.: Экзамен. 2001. С. 27.

[8] См. подробнее: Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб.: ИВЭСЭП. С.-Петербургский филиал РТА имени В.Б. Бобкова, «Знание». 2000. С. 95., Стрельник В.А. Участие России во Всемирной таможенной организации и международных конвенциях. // Юридический бюллетень предпринимателя. М. I99S. № 1. С. 93.

[9] См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право. М.: ДеКА. 2002. С. 77.

[10] См.: Бабин Э.П. Внешнеэкономическая политика. С. 144.

[11] См.: Шорников А.В. Участие Российской Федерации в международном таможенном регулировании: международно-правовые аспекты. Дис. ... канд. юр. наук. М. 1999, С. 150.

[12] Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г. // Таможенные ведомости. 1996. № 8.

[13] См.: там же.

[14] См.: там же.

[15] См.: там же.

[16] См.: там же.

[17] Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. С. 187.

[18] См.: Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. С. 94.

[19] См.: Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества независимых государств от 3 ноября 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 1996. № 3.

[20] См.: Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России , 3-е изд. доп. / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. М.: РУСИНА-ПРЕСС. 2004. С. 552-553; Дудкова В. WCO: по пути безопасности и упрощения торговли // Таможня. 2006. № 13. С. 2.

[21] Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. С. 188.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Общие вопросы правового статуса воздушного пространства
Объем и размер возмещения международного авиаперевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира
Правоотношение в международном частном праве (МЧП)
Природа и содержание отношений доверительного управления имуществом в Российской Федерации
Правовая природа и договорная составляющая международного коммерческого арбитража
Вернуться к списку публикаций