2015-04-14 17:30:13
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Становление и развитие международно-правового регулирования международной торговли услугами



Становление и развитие международно-правового регулирования международной торговли услугами


Интенсивное развитие международной торговли во второй половине XX века, обусловленное процессом интернационализации, вызвало к жизни новые формы и методы ее правового регулирования. Многостороннее международно-правовое регулирование торговли на региональном уровне стало дополняться универсальным регулированием международных торговых отношений, что дало начало процессу формирования общемирового правового пространства в рассматриваемой сфере.

Историю его формирования можно вести с момента вступления в силу ГАТТ-47, все участники которого взяли на себя обязательство применять ч. II Соглашения, содержащую кодекс правил международной торговли, в максимально полном объеме. Это влекло за собой процесс «приспособления» национального внешнеторгового законодательства к нормам ГАТТ и тем самым достигалась совместимость национальных систем регулирования внешней торговли, устранялись многие барьеры в международной торговле.

Несмотря на происходящие изменения в структуре международной торговли за счет стремительного увеличения доли услуг, торговля услугами осталась за рамками регулирования ГATT.

Это было обусловлено, прежде всего, разнообразием услуг [1], их разнохарактерностью и многоплановостью, сложностью унифицированного подхода к регулированию их ввоза и вывоза, к применению в отношении торговли услугами общепринятых норм международной торговли, в частности режима наибольшего благоприятствования и национального режима [2].

До середины 90-х годов прошлого века международная торговля отдельными видами услуг регулировалась, в основном, двусторонними соглашениями, а на многостороннем уровне такое регулирование осуществлялось отраслевыми межгосударственными соглашениями и соглашениями, действующими в рамках интеграционных объединений.

Как отмечается в литературе, «отсутствие международных норм, регулирующих торговлю услугами, серьезно ограничило досягаемость многосторонней торговой либерализации» [3].

В наибольшей степени либерализации услуг удалось добиться в рамках таких интеграционных объединений, как ЕС, НАФТА, ОЭСР.

Между тем интенсивный рост торговли услугами, превращение их в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК, их тесная взаимосвязь с товарами, торговля которыми уже регулировалась в рамках ГАТТ, протекционистская политика в сфере услуг со стороны государств, поставили вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на универсальном уровне.

Как отмечается в литературе, «коммерция, имеющая международный характер, получает больше выгод в случае наличия многосторонней системы, основанной на юридических правилах, и гарантирующей, вне всякого сомнения, определенную предсказуемость и надежность по сравнению с системой, основанной на двусторонних отношениях между крупными экономическими блоками» [4].

Большую роль в развитие торговли услугами внесла Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в рамках которой международные операции по предоставлению услуг впервые стали рассматриваться с точки зрения их влияния на международную торговлю в целом [5].

США, являясь лидером международной торговли услугами, выступили с инициативой о включении вопроса международно-правового регулирования сферы услуг в предмет многосторонних переговоров [6].

В 1987 году в ходе восьмого раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, открывшегося в 1986 году в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) и завершившегося 15 апреля 1994 года подписанием Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации, получили обоснование следующие принципы, регулирующие торговлю услугами: рыночной конкуренции; режима наибольшего благоприятствования; специфического и дифференцированного отношения к развивающимся странам.

В 1990 году был подготовлен проект, 15 апреля 1994 года принято, а с 1 января 1995 года вступило в действие Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services – GATS).

ГАТС наравне с другими многосторонними соглашениями, заключенными в рамках ГАТТ и в ходе «Уругвайского раунда» вошло в качестве неотъемлемой и составляющей части в пакет документов о создании ВТО.

Нужно отметить, что соглашение об образовании этой организации повлекло за собой создание новой договорно-правовой системы регулирования торговли. Если ГАТТ-47 требовало от государств-участников, чтобы его нормы были максимально совместимы с внутренним законодательством, т.е. действовал принцип приоритета норм внутреннего права, то в системе ВТО действует принцип приоритета международно-правовых норм и государства-участники обязаны привести свое внутреннее право в соответствие с международно-правовым режимом, действующим в системе этой организации.

Членство в ВТО автоматически означает для государств принятие на себя в полном объеме всего пакета соглашений и договоренностей «Уругвайского раунда» (кроме четырех соглашений, имеющих ограниченное число участников), в том числе и ГАТС.

С момента вступления в силу ГАТС можно говорить о многостороннем регулировании практически всей сферы торговли услугами на универсальном (глобальном) уровне.

Таким образом, в настоящее время в зависимости от источника можно выделить следующие формы международно-правового регулирования торговли услугами:

1) двустороннее регулирование, выражающее согласованную волю двух государств в отраслевых и торгово-экономических соглашениях (Договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии от 9 ноября 1992 г. [7]; Договор между Российской Федерацией и республикой Польша о торговле и экономическом сотрудничестве от 25 августа 1993 г. [8]; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Грузия о координации деятельности железнодорожного транспорта от 15 сентября 1995 г. [9] и др.);

2) многостороннее регулирование:

- выражающее согласованную волю группы государств, чаще одного экономического региона, в отраслевых соглашениях (Соглашение о проведении согласованной политики в области определения транспортных тарифов от 17 января 1997 г. [10]; Соглашение о международном прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении (МЖВС) от 14 декабря 1959 г. [11] и др.);

- выражающее согласованную волю группы государств в рамках интеграционного объединения (гл. 3 Римского договора и др.);

- выражающее согласованную волю большинства государств, представляющих основные правовые системы мира (международного сообщества в целом) и охватывающее круг специфичных вопросов (Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г. и др.) или всю сферу услуг (Генеральное соглашение по торговле услугами).

Международно-правое регулирование торговли услугами выступает в качестве предпосылки для возникновения различных отношений в сфере услуг, участниками которых могут быть как государства, так и иные субъекты международного общения, суверенной властью не обладающие.

Многообразие международных общественных отношений в сфере услуг обуславливает невозможность их регулирования какой-либо одной системой права: международно-правовое регулирование, имеющее объектом межвластные (публичные) отношения, дополняется национально-правовым регулированием, которое имеет объектом частно-правовые отношения по торговле услугами и обслуживающие их публично-правовые отношения (лицензирование, сертификация и т.д.).

Предметом международных соглашений в сфере международной торговли услугами являются обязательства государств по обеспечению этой торговли в целях ее расширения при одновременном обеспечении экономической безопасности государств-участников. Между тем развитие международной торговли услугами и тем самым реализация интересов источников регулирования, зависит от эффективной деятельности поставщиков услуг. Поэтому международно-правовое регулирование торговли услугами направлено также на реализацию позитивных интересов и иных субъектов международно-правового общения, прежде всего, физических и юридических лиц, вступающих в отношения по торговле услугами. Например, в п.1 ст. 2 части 2 Генерального соглашения по торговле услугами предусмотрено предоставление режима наибольшего благоприятствования для услуг и поставщиков услуг в отношении любой меры, охватываемой Соглашением.

С другой стороны, эффективная деятельность поставщиков услуг может иметь место при условии достаточной либерализации сферы услуг.

Однако процесс либерализации международной торговли услугами имеет определенные сложности, о которых уже говорилось выше и которые являются препятствиями для полноценного международно-правового регулирования сферы услуг. Негативное влияние здесь оказывает также отсутствие гармонизированной системы классификации услуг и статистики по их структуре и объемам. Это обусловлено тем, что зачастую нелегко отделить поставку услуг от поставки товаров, выделить стоимость фирменного обслуживания из стоимости проданной бытовой техники. Часто происходит размывание границ между отдельными видами услуг, например, в случае, когда банк выполняет функции транспортного агента.

Сферу услуг обслуживают различные виды договоров. Наиболее распространенными из них являются: договор подряда, которым опосредуется широкий круг хозяйственных работ, посреднические соглашения (договор комиссии, поручения и др.), договоры хранения, страхования, аренды, международной перевозки грузов, транспортно-экспедиторские договоры, договор о предоставлении туристических услуг, договоры по международным расчетам. Все эти виды договоров объединяет то, что их предметом являются не объекты материального мира, а деятельность, осуществляемая исполнителем.

Сложность международно-правового регулирования торговли услугами заключается также в том, что оценить качество услуги до того, как она будет предоставлена, в большинстве случаев невозможно. А это, в свою очередь, обуславливает определенные требования государства к производителю данной услуги и всем ее свойствам, прежде всего, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителей услуги и населения в целом.

Таким образом, более тесная, по сравнению с товарами, связь услуг с человеком также является препятствием для того, чтобы осуществить либерализацию торговли услугами в той же степени, как торговли товарами [12]. При этом оказание ряда услуг без непосредственного контакта потребителя и поставщика услуги представляется невозможным, что требует свободы перемещения как поставщиков, так и потребителей.

Кроме того, для осуществления международной торговли услугами зачастую необходимо открытие за рубежом постоянных представительств, что в большой степени зависит от благоприятного инвестиционного режима и возможности репатриации капиталов.

Таким образом, услуги зачастую не могут существовать без их производителей, сопровождаются инвестированием, прежде всего в форме создания предприятий, зависят от валютного порядка.

Как отмечается в литературе, «невозможно эффективно обеспечить на международном уровне свободу оказания услуг, не обеспечив при этом свободы платежей, свободы инвестиций, свободы миграции людей» [13].

Можно отметить, что благодаря деятельности МВФ удалось обеспечить свободу платежей, касающихся торговли услугами, на универсальном уровне [14]. Что касается либерализации режима пребывания на территории государства иностранных лиц, предоставляющих услуги, свободы и защиты инвестиций, то значительный прогресс в решении этих вопросов удалось достичь в рамках интеграционных объединений, прежде всего в ЕС. На универсальном уровне эти вопросы требуют своего решения.

Как уже отмечалось, у каждой отрасли, подотрасли, института международного права имеется свой метод или набор методов, в которых учитывается специфика регулируемых отношений [15].

В рамках системы международного права, где международное торговое право выступает в качестве подотрасли международного экономического права, международно-правовое регулирование торговли услугами представляет собой соответственно институт международного экономического права, при этом исключительно сложный, комплексный институт: в его составе находятся такие самостоятельные образования (субинституты), как, например, правовое регулирование международной торговли финансовыми услугами, транспортными услугами и др. Многие из них также носят комплексный характер, что обусловлено, прежде всего, разнообразием услуг. Помимо этого, часть норм, входящих в рассматриваемый институт, входит одновременно в международно-правовые институты, включаемые в состав иных отраслей международного права. Например, режим рынка услуг в области авиаперевозок устанавливается международным воздушным правом. Отсюда вытекает и большое разнообразие методов международно-правового регулирования торговли услугами.

Между тем международно-правовое регулирование торговли услугами не является исключением при использовании императивного и диспозитивного метода с сочетанием таких основных способов правового регулирования, как запрещение, дозволение, обязывание.

Например, запрещена дискриминация иностранных услуг и их поставщиков, однако допускается различное отношение к услугам при условии, что это не является результатом конкуренции [16]. В секторах, где приняты специфические обязательства, каждый член обеспечивает, чтобы все меры общего применения, влияющие на торговлю услугами, применялись разумным, объективным и беспристрастным образом (п.1 ст. VI ГАТС).

Особенностью международно-правового регулирования торговли услугами является институциональный подход, то есть осуществление регулирования при помощи различных межправительственных организаций, первые из которых были созданы еще во второй половине 19 века [17]. Наибольшее количество международных организаций было создано для регулирования сферы транспортных слуг (Международная морская организация (ИМО) [18], Международная организация гражданской авиации (ИКАО) [19], Международный союз железных дорог [20], Международный союз автомобильного транспорта [21] и др.).

В сфере торговли услугами роль национально-правового механизма реализации международно-правовых норм весьма значительна. Реализация осуществляется не только благодаря совокупности уже существующих норм национального права (например, конституционных норм), но также путем создания норм права специально в целях выполнения государством взятых на себя обязательств в соответствии с тем или иным международным соглашением.

Услуги не проходят таможенный контроль и в связи с этим регулирование этой сферы имеет свою специфику и на внутригосударственном уровне. Государство имеет в своем арсенале различные инструменты государственного регулирования международной торговли услугами. Оно посредством административного, таможенного, финансового, налогового и иного законодательства устанавливает правовые режимы торговли услугами, статус лиц, осуществляющих поставку услуг, условия доступа услуг и их поставщиков на внутренний рынок, принципы расчетов и т.д.

На национальном уровне сфера услуг защищается в большей степени, чем торговля товарами. Государство использует такие защитные меры, как количественные ограничения импорта услуг, лицензирование, тарифы, дискриминационные налоги, специальные процедуры оформления паспортов и виз и т.д. Часто государство резервирует за собой ту или иную сферу обслуживания внешнеэкономических связей (например, вводит обязательное страхование импорта национальными предприятиями через национальную государственную страховую фирму). Некоторые государства не допускают иностранных поставщиков услуг в банковскую сферу, не допускают конкуренции в области связи и при предоставлении транспортных услуг.

В зависимости от формы международной торговли услугами, инструменты государственного регулирования могут быть классифицированы следующим образом:

«При предоставлении услуги иностранному потребителю через границу обычно используются количественные ограничения: лимитируется количество или стоимость специфических продуктов, воплощающих услуги, доля иностранных поставщиков услуг, сумма иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг. Такие ограничения применяются, в частности, для защиты рынков транспортных услуг (соглашения в области воздушного транспорта, ограничения каботажного характера и т.п.) и секторов, связанных с информацией (квоты на демонстрацию кинофильмов, программ телевидения и т.п.).

В случае предоставления услуги за границу путем перемещения потребителя в страну производителя услуг (туризм) меры по регулированию чаще вводятся в экспортирующей стране и включают в себя процедуры оформления паспортов, виз, медицинских сертификатов, ограничения вывозимой суммы иностранной валюты, выездные сборы и т.п. Меры в стране назначения могут включать в себя выездные визы, вид на жительство, подтверждение наличия финансовых средств, необходимых для проживания и выезда, повышенные ставки в гостиницах и т.п.

При предоставлении услуг путем перемещения в страну – импортер поставщика услуг, как правило, в качестве мер регулирования используются разрешения на выезд на работу, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками, и др.

Для регулирования коммерческого присутствия поставщика услуг на территории другой страны обычно применяются меры, оказывающие косвенное влияние на такое присутствие: национальные правила учреждения и деятельности иностранных компаний, налогообложения, операций с иностранной валютой, требования о найме местной рабочей силы и др.» [22]. Помимо защитных мер, государства применяют инструменты государственного регулирования, направленные на либерализацию торговли услугами, если это отвечает их интересам.

Государства создают территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для организаций, занимающихся продажей финансовых, страховых и иных видов услуг (сервисные зоны). В наиболее распространенных сервисных зонах – налоговых (вольных) гаванях и оффшорных зонах создается льготный валютно-финансовый, фискальный режим, пользоваться которым могут только нерезиденты государства оффшорной зоны, не извлекающие прибыль на ее территории.

Как отмечает проф. Шумилов В.М., государство может заложить во внутренний правовой режим политику протекционизма или открытой Экономики, может предусмотреть определенные льготы и преференции в импортном режиме для той или иной группы государств [23].

Стоит отметить, что в связи с развитием науки и техники появляются новые явления, которые требуют правового урегулирования как на национальном, так и на международном уровнях. В частности, это относится к электронной торговле услугами. Такая торговля в настоящее время свободно осуществляется консалтинговыми, дизайнерскими, дистрибьюторскими, посредническими и иными услугами. Большое развитие получила электронная торговля финансовыми и телекоммуникационными услугами. При этом возникают определенные проблемы как публично-правового характера (например, нарушение законодательства) так и частноправового характера (например, сложности с доказательством факта получения услуги).

В то же время, как отмечается в литературе, любые попытки отдельного государства самостоятельно регулировать Интернет, характеризующийся внетерриториальностью, является спорным с точки зрения юрисдикции государства [24].

Работа по подготовке документов, направленных на создание правовой базы использования электронных средств в процессе осуществления международной торговли, в частности конвенции, регулирующей вопросы электронного заключения договоров в настоящее время ведется в рамках ЮНСИТРАЛ. Отдельные элементы регулирования электронной торговли услугами содержатся Генеральном соглашении по торговле услугами.

В целом можно отметить, что в процессе глобализации мировой экономики роль международно-правового регулирования международной торговли услугами в решении возникающих проблем значительно возрастает.


Дубинкина Светлана Николаевна



[1] Например, в соответствии с классификатором услуг, подготовленным Секретариатом ГАТТ на базе единого классификатора ООН, насчитывается более 30 видов транспортных услуг, более 20 видов услуг связи и т.д.

[2] Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. - М.: Экономика, 2003. С. 5.

[3] Hans van Houtte. The law of international trade – 2 ed – London: Sweet & Maxwell, 2002. С. 128.

[4] Demaret P. The Metamorphoses of the GATT from the Havana Charter to the World Trade Organization // Columbia Journal of Transnational Law. 1995. Vol. 34. № 1. P. 133.

[5] См.: Викторов С.В. Услуги торговли и торговля услугами. Внешняя торговля России на рубеже веков. - М.: «Издательство «Экономика», 2001. С. 138.

[6] См.: Michael J. Trebilcock and Robert Howse. The regulation of international trade – Routledge. London and New York, 1995, p. 278-280.

[7] Договор ратифицирован Российской Федерацией Постановлением ВС РФ от 29 апреля 1993 г. № 4897-1.

[8] Договор ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 17 декабря 1994 г. № 62-ФЗ.

[9] Текст соглашения опубликован в Ведомственном приложении к «Российской газете» от 14 октября 1995 г., в Бюллетене международных договоров, 1995. № 12. С. 42.

[10] Соглашение вступило в силу 22 июня 1998 г. Текст Соглашения опубликован в Ведомственном приложении к «Российской газете» от 1 февраля 1997 г.

[11] Утверждено Советом Министров СССР 19 февраля 1960 г. Текст Соглашения опубликован в Сборнике действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М., 1967 г. - вып. XXI. С. 429.

[12] М. Van Empel, «The visible hand of the invisible trade», 1990/2, LIEI 26-27, 38-39.

[13] Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - С. 210.

[14] Подробнее см.: Карро Д, Жюйар П. Международное экономическое право. Учеб. ник/ Пер. с франц. В.П. Серебренникова, В.М. Шумилова. - М:Междунар отношения, 2001. С. 280-282.

[15] См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право. – Ростов н/Д, 2003. - С. 20.

[16] Лукашук И.И. Указ. соч. С. 187.

[17] В 1865 г. был создан Всемирный телеграфный союз, в 1884 г – Всемирный почтовый союз и Международная ассоциация железнодорожных конгрессов.

[18] Создана в 1948 г.

[19] Создана в 1944 г.

[20] Создан в 1922 г.

[21] Создан в 1948 г.

[22] Пузакова Е.П. Международные экономические отношения. Учеб. пособие. Ростов н/Д.: «МарТ», 2000. С. 64.

[23] Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. М.: НИМП, 2001. С. 36.

[24] Мозолина О.В. Вопросы международно-правового регулирования Интернета // Московский журнал международного права. - №4. 2004.







Интересное:


Реализация норм международного частного права (МЧП)
Заключение договора международной купли-продажи товаров
Международные Соглашения девяностых годов и законодательство об охране авторских прав в России
Общие вопросы правового статуса воздушного пространства
Процессуальная составляющая и иные проблемы международного коммерческого арбитража
Вернуться к списку публикаций