2015-04-14 17:21:44
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Многостороннее международно-правовое регулирование международной торговли услугами



Многостороннее международно-правовое регулирование международной торговли услугами


Регулирование торговли услугами в рамках Северо-Американской ассоциации свободной торговли (НАФТА).

Начало экономической интеграции между США и Канадой было положено в 1947 году, когда в Канаде был принят «план Эббота», предусматривающий поощрение производства товаров для нужд американского рынка. Дальнейшее развитие экономического сотрудничества привело к подписанию в 1988 г. соглашения о свободной торговле (ФТА). Соглашение о создании Северо-Американской ассоциации свободной торговли (НАФТА) было подписано в 1992 году, когда к США и Канаде присоединилась Мексика [29]. Тем самым был создан крупнейший рынок, охватывающий более 400 млн. человек. Особенностью этой организации, объединившей географически близкие государства, является различный уровень развития ее участников: Мексика значительно отстает в экономическом развитии, США доминируют.

Степень либерализации в НАФТА оказалась выше, чем в канадско-американском соглашении. Например, если в ФТА каждая страна устанавливала свои внешние тарифы, то соглашение о создании НАФТА предусмотрело постепенную (согласно графикам, согласованным на двусторонней основе) ликвидацию всех таможенных пошлин между государствами-участниками.

Соглашение затрагивает следующие аспекты: доступ к рынкам; инвестиции; гарантии; услуги; права интеллектуальной собственности; государственные закупки; меры, связанные с соблюдением стандартов; временный въезд для бизнесменов; разрешение споров. Предусматривается отмена большинства тарифов и нетарифных барьеров, применение единых санитарных, фитосанитарных норм, стандартов и требований безопасности товаров, действие унифицированных таможенных правил, распространение национального режима в сфере торговли товарами и услугами.

НАФТА содержит условия о выравнивании национальных правил защиты окружающей среды и национального трудового законодательства, «с тем чтобы производственные затраты на экологическую защиту и на оплату и защиту труда не создавали неравенства конкурентных условий для стран-участниц» [30].

Нужно отметить, что к настоящему времени почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами-участницами ликвидированы и созданы условия, способствующие свободной конкуренции в торговле.

В сфере торговли услугами большое значение имеют положения Соглашения о свободном движении услуг между государствами.

Под международной торговлей услугами в Соглашении понимается:

- предоставление услуги с территории одного государства на территорию другого;

- предоставление услуги поставщиком одного государства иностранному лицу;

- предоставление услуги поставщиком одного государства на территории другого.

Соглашение предусматривает в сфере торговли услугами национальный режим и режим наибольшего благоприятствования: иностранные поставщики услуг пользуются режимом, не менее благоприятным, чем в подобных обстоятельствах предоставляется собственным поставщикам (ст. 1202), при этом режим, предоставляемый им, не может быть менее благоприятным, чем предоставляется в подобных обстоятельствах другому государству-участнику Соглашения или иному государству (ст. 1203). Предусматривается, что государство не может обуславливать предоставление соответствующего режима наличием представительства иностранного предприятия на его территории и нахождения поставщика в его резидентах.

Соглашение хотя и допускает количественные ограничения, оговоренные сторонами в их Списках, однако предусматривает их периодический пересмотр в сторону либерализации или полной отмены. Такие ограничения постепенно должны быть заменены такими мерами, как лицензирование требований к услугам и иными «справедливыми» мерами (ст. 1207).

Меры должны соответствовать критериям, предусмотренным Соглашением. Прежде всего, это могут быть меры, связанные с международными стандартами. В соответствии со ст. 904 Соглашения стороны вправе применять любые, связанные со стандартами меры (предусмотренные Соглашением по техническим барьерам и др. международными соглашениями) в целях защиты безопасности и здоровья людей, животных, растений, окружающей среды или потребителей. При этом каждая сторона должна использовать уместные международные стандарты или международные стандарты, соблюдение которых необходимо. Не могут применяться меры, которые не являются эффективными или не соответствуют законной цели (ст. 905).

Каждая сторона может в целях безопасности или защиты людей, животных, растений, здоровья, окружающей среды и потребителей устанавливать те уровни защиты, которые посчитает необходимыми. Однако не допускается дискриминация или замаскированные ограничения в торговле. Принимаемые меры не должны создавать ненужные препятствия для торговли между сторонами, должны быть совместимы с основными правами и обязательствами сторон и соответствовать положениям Соглашения о предоставлении национального режима и режима наибольшего благоприятствования.

Специальные нормы Соглашения предусматривают меры, связанные с лицензированием и сертификацией. Эти меры должны основываться на объективных и прозрачных критериях компетентности и способности лица осуществлять деятельность по оказанию услуги и не должны выходить за рамки требований, необходимых для гарантии ее качества. При этом меры не могут выступать в качестве скрытого ограничения на поставку услуг.

Соглашение содержит критерии взаимного признания государствами-участниками профессиональных дипломов, лицензий и сертификатов специалистов, предусматривает упрощенный порядок въезда представителей бизнеса для оказания профессиональных (т.е. требующих специального образования или опыта [31]), и деловых услуг на территории принимающего государства. Однако Соглашение не предусматривает свободного перемещения иных трудовых ресурсов, кроме «белых воротничков», что делает либерализацию торговли услугами недостаточно полной. При этом либерализация затронула не все виды услуг: каждое государство содержит свой перечень видов деятельности, где оно может ограничивать иностранное участие. Например, Канада выделила для этой цели такие секторы, как здравоохранение, социальное обеспечение, образование, культура, водные и авиаперевозки. Кроме этого, Соглашение полностью не охватывает такие сферы услуг, как услуги в области энергетики и услуги, связанные с нефтехимическими товарами и воздушными перевозками [32].

Соглашение не содержит обязательств государств признавать в соответствии с принципом национального режима образование, опыт, лицензии, сертификаты, полученные на территории другой стороны, однако государства-члены должны предоставить другим участникам соглашения адекватную возможность продемонстрировать, что образование, опыт, лицензии и сертификаты соответствуют предъявляемым данным государством требованиям и должны быть признаны, или же должно быть заключено соглашение или договоренность сопоставимого эффекта. Применение указанных критериев способствует деятельности поставщиков деловых и профессиональных услуг путем коммерческого присутствия.

Предусмотрено постепенное устранение всех различий между поставщиками услуг, являющимися гражданами или резидентами государства и поставщиками, таковыми не являющимися, в специфических секторах, предусмотренных в Списках сторон. Эти различия могут быть установлены или восстановлены в качестве эквивалентного требования по отношению к тому участнику, который имеет в специфическом секторе такие различия.

Что касается иностранных инвестиций, то в соответствии с соглашением здесь действует национальный режим или режим наибольшего благоприятствования, что во многом способствует развитию торговли услугами в рамках организации.

Под инвестициями в рамках Соглашения понимаются не только прямые, но и другие, в частности, портфельные инвестиции. Национальным режимом пользуются также те филиалы иностранных компаний, которые находятся в одной из стран-участниц и осуществляют на ее территории «существенную хозяйственную деятельность» (ст. 1132). Наложение на инвестиции требований по учету местных условий, передаче технологии или вывозу прибыли является незаконным.

Отдельные ограничения сохраняются по отношению к нефтяному сектору в Мексике, культурной сфере в Канаде, авиаперевозок и радиокоммуникаций в США. Действуют также исключения, вытекающие из преференционных соглашений. Однако часть исключений была зафиксирована с указанием срока снятия ограничений и с оговоркой, что они могут быть только либерализованы, но не усилены. Наибольшее количество исключений приходится на Мексику, как страну, имеющую низкий уровень экономического развития, но в то же время оговаривается, что эта страна предпримет меры по пересмотру своего законодательства, приближая его к законодательству партнеров [33].

Для развития торговли услугами важное значение имеет режим свободного перевода платежей всех видов (прибыли, дивидендов, процентов, роялти, управленческих платежей, выручки от продаж, включая полную или частичную ликвидацию) в свободно конвертируемой валюте, по рыночному курсу на день перевода. Запрещается навязывать какие-либо ограничения по части условий функционирования капитала.

Следует отметить, что финансовые услуги в Соглашении выделены в специальную главу 14.

Относительно международной торговли в секторе финансовых услуг Соглашение обеспечивает как «подвижность потребителя» так и «подвижность поставщика». Финансовые поставщики услуг могут установить коммерческое присутствие в других странах, за исключением ограничений, внесенных в Списки.

Соглашение также рассматривает финансовые услуги, которые на момент его заключения не существовали. Относительно «новых финансовых услуг», предусмотрено положение, в соответствии с которым банковским учреждениям другой стороны государства-участники будут разрешать любое новое финансовое обслуживание, такое же, какое в подобных обстоятельствах обеспечивается внутригосударственным правом (ст. 1407.1) [34].

Стоит отметит, что Соглашение (гл.20) содержит ряд положений по рассмотрению споров, которые могут быть урегулированы в рамках комитетов и рабочих групп организации, арбитражной комиссией или переданы на рассмотрение в арбитраж в рамках ВТО. При этом для рассмотрения споров в сфере финансовых услуг предусматривается специальный механизм, для чего составляется список, включающий до 15 физических лиц, обладающих специальным опытом, которые являются независимыми и действуют на основании специального кодекса поведения. Из этой группы выбираются арбитры для рассмотрения спора. Если будет установлено нарушение обязательства, другая сторона может приостановить выполнение своих обязательств в том же секторе по отношению к нарушителю [35].

Соглашение в сфере финансовых услуг допускает применение сторонами разумных мер в целях защиты инвесторов и иных участников рынка, а также поддержания безопасности, разумности, финансовой ответственности банковских учреждений или гарантии целостности и стабильности финансовой системы стороны (ст.1410).

Торговля услугами в сфере телекоммуникаций регулируется главой 13 Соглашения. Стороны взяли на себя обязательства обеспечить доступ поставщиков услуг к основной сети коммуникаций для ведения их бизнеса на разумных и недискриминационных условиях. Однако это относится только к частным коммуникациям и сетям передачи данных, обслуживаемым фирмами для их внутреннего использования и к некоторым иным услугам, охваченным Соглашением. Государство-участник может вводить ограничения в целях защиты секретности, в целях общественного обслуживания и в других случаях.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 103 Соглашения стороны подтверждают их права и обязанности, предусмотренные ГАТТ и другими международными соглашениями, однако в случае коллизии НАФТА обладает преимущественной силой, за исключением случаев, предусмотренных в самом Соглашении.

Рассматривая отдельные аспекты Соглашения можно найти подтверждение высказыванию профессоров Сорбонского университета Д. Карро и П. Жуйара о том, что рынок поглотил государство [36]. Действительно, влияние национальных государственных институтов на экономические связи в странах-участниках НАФТА было существенно уменьшено за счет предоставления прав корпорациям. Так, в соответствии с гл. 11, предусматривающей права и гарантии инвесторов, предусмотрено право корпораций напрямую оспаривать законы и решения регулирующих органов и сложившийся порядок ведения дел в государстве, если он подрывает способность инвестора извлекать максимальную прибыль. Корпорация вправе предъявить государству иск, требуя через суд компенсации за потенциальные потери будущих доходов.

В то же время Соглашение не предусматривает создания единой валюты, общих тарифов, а также осуществления координации внешней политики и безопасности, как это предусмотрели участники ЕС. В рамках НАФТА отсутствуют и специальные органы, регулирующие сотрудничество, аналогичные существующим в ЕС. Все решения принимаются на встречах министров соответствующих ведомств. Деятельность по соблюдению Соглашения осуществляют трехсторонняя Комиссия по свободной торговле (центральный орган на уровне министров, собирается по мере необходимости, но не реже раза в год), более 25 комитетов и рабочих групп по различным направлениям, три постоянных национальных Секретариата.

Примечательно, что НАФТА с момента его появления рассматривалось «как ответ Северной Америке Европейскому блоку торговли» [37]. Однако государства – члены организации с самого начала не преследовали цели создания всестороннего экономического союза, а лишь стремились создать зону свободной торговли. Тем не менее, уже при создании Организации были высказаны смелые предположения о дальнейшей интеграции государств. В частности было замечено, что «может быть экономическая интеграция – лошадь, которая тянет телегу, и тянет Северную Америку к некоторому политическому и социальному союзу, который, действительно, в настоящее время никто не рассматривает или не желает» [38].

Учитывая, что Соглашение предусмотрело возможность присоединения к организации других стран, можно предположить, что НАФТА изначально рассматривалась как организация, лежащая в центре более широкой интеграции стран Западного полушария.

На очередном заседании руководителей 34-х стран Западного полушария весной 2001 г. было принято решение о создании такой зоны к 2005 г. с населением 800 млн. человек.

В 2004 г. США и пять стран Центральной Америки (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор) и Доминиканская Республика подписали Центральноамериканское соглашение о свободной торговле (FTAA), которое снимает барьеры в торговле США со странами, общее население которых достигает 44 млн. человек. Несмотря на выявленные позднее разногласия в этом вопросе между США и некоторыми странами Латинской Америки, работа по созданию FTAA, очевидно, будет продолжена.

Таким образом опыт НАФТА показывает, что либерализация международной торговли, в том числе услугами, возможна вне политического союза, в рамках наиболее простой формы экономической интеграции. В рамках этой формы легче всего расширить состав участников объединения, что сейчас и происходит. В то же время, учитывая дальнейшее развитие процесса интеграции стран Западного полушария, можно предположить, что, объединив большинство государств континента, объединение последовательно будет проходить все последующие стадии интеграции.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Статус международного частного права (МЧП)
Порядок предъявления требований к перевозчику при международной перевозке воздушным транспортом
Lex mercatoria, его структура и соотношение с международным частным правом
Регулирование отношений по доверительному управлению имуществом в российском праве
Природа и место международного частного права в правовой системе Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций