2015-04-14 17:16:16
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Участие России в международно-правовом регулировании международной торговли услугами



Участие России в международно-правовом регулировании международной торговли услугами


Участие России в международно-правовом регулировании международной торговли услугами в рамках Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Организации региональной интеграции.

Соглашением о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г. [20] было предусмотрено создание Таможенного союза, 15 апреля 1994 г. подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах. В целях гармонизации таможенного законодательства 10 февраля 1995 г. приняты Основы таможенных законодательств государств – участников СНГ [21]. Однако создание Таможенного союза в рамках всего СНГ оказалось затруднительным, в результате чего его формирование стало проходить в рамках первоначально трех, а затем пяти государств: Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана.

Соглашение о Таможенном союзе [22] было подписано 20 января 1995 г. [23]. Оно содержит положение о том, что цели, принципы формирования, механизм и этапы создания, порядок функционирования союза, а также распределение таможенных пошлин, налогов и сборов, условия введения временных ограничений и таможенного контроля определяются Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г. [24].

Соглашение о создании Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории государств-участников союза и создание однотипного регулирования экономики на основе унифицированного законодательства.

Целями Таможенного союза, в том числе являются: обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами; гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции; создание условий для формирования общего экономического пространства, а также для активного выхода государств – членов Таможенного союза на мировой рынок. В соответствии с Договором учреждены органы управления интеграцией.

Государства – участники Таможенного союза одновременно являются участниками Договора от 29 марта 1996 г. об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» [25]. Договор ставит целью создание в перспективе Сообщества интегрированных государств путем углубления интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере и иных областях. Целями договора являются, в том числе: формирование единого экономического пространства, предусматривающего эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; развитие единых транспортных, энергетических, информационных систем; создание равных возможностей получения образования и доступа к достижениям науки и культуры; гармонизация законодательства (ст.2 Договора).

Члены Таможенного союза обязались создать необходимые условия функционирования общего рынка, обеспечивать равно благоприятные условия для свободной экономической деятельности хозяйствующих субъектов своих государств; равное право на приобретение имущества в собственность, владение, пользование и распоряжение им на территории любого из этих государств в соответствии с их национальным законодательством; поощрять создание транснациональных объединений; создать единое научно-технологическое пространство и эффективную платежно-расчетную систему; сотрудничать в целях принятия единых стандартов экологической безопасности (ст.ст. 3, 6, 7, 8, 9 Договора). Кроме этого, предусмотрено создание сторонами единой модельной нормативной базы гражданского законодательства и государственного регулирования экономики (ст. 3 Договора). В соответствии со ст. 7 Договора на первоначальном этапе развития интеграции стороны добиваются полной конвертируемости национальных валют, обеспечивают равный доступ субъектов – резидентов Сторон на рынки валют государств – участников Договора; на последующих этапах интеграции предусмотрен переход к единым стандартам и практике регулирования банковской деятельности, а также введение единой валюты.

Безусловно, все указанные меры направлены на развитие международной торговли услугами между государствами-участниками Договора. Кроме этого важными представляются положения ст. 12 и ст. 13 Договора, в соответствии с которыми Стороны определяют межгосударственную стратегию образования, разрабатывают совместные программы обучения студентов, подготовки и переподготовки специалистов. Стороны взаимно признают без легализации дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении ученой степени и ученого звания. Гражданам Сторон, постоянно проживающим на территории других государств – участников настоящего Договора, предоставляется правовой статус, установленный их национальным законодательством, двусторонними и многосторонними договорами; обеспечивается упрощенный порядок приобретения гражданства.

Реализация Соглашения о Таможенном союзе имела значительные трудности, вызванные, прежде всего, отсутствием согласованной экономической политики между его участниками. Как отмечается в литературе, «во многом несовпадение интересов участников Таможенного союза предопределялось значительным различием их экономических потенциалов, структуры экономики, неодинаковыми темпами проведения экономических реформ и существенными отличиями в их характере» [26]. Большим ударом для экономической интеграции государств-участников явилось вступление в 1998 Киргизии в ВТО.

На заседании Межгосударственного совета в январе 1998 г. были одобрены предложения Казахстана по разработке Договора о создании единого экономического пространства. Его целями, в частности, признаны: отсутствие внутренних границ; свободное передвижение людей, товаров, услуг и капиталов; общая транспортная политика; сближение национальных законодательств. В апреле 1998 г. на Межгосударственном совете Главами государств было принято Заявление «О десяти простых шагах навстречу простым людям» [27].

Заявление предусматривает следующие шаги:

первый – введение упрощенного порядка принятия гражданства, обеспечение гражданам одного государства, постоянно проживающим на территории другого государства, максимально благоприятных условий пребывания;

второй – обеспечение гражданам свободного и равного права пересечения границ государств-участников, пограничного, таможенного и иных видов контроля;

третий – создание гражданам одного государства, находящимся на территории другого государства, одинаковых условий для получения неотложной медицинской помощи;

четвертый – разрешение беспрепятственного перемещения через границы государств – участников иностранной валюты на согласованную сумму;

пятый – расширение возможности беспрепятственного провоза в согласованном порядке багажа граждан, не предназначенного для производственной или иной коммерческой деятельности;

шестой – обеспечение свободной подписки и доставки газет, журналов и других периодических изданий каждой из стран – участниц на территории других;

седьмой – создание благоприятных условий для распространения программ телевидения и передач радио государств – участников на территории друг друга;

восьмой – взаимное признание аттестатов о среднем образовании, дипломов о высшем и специальном образовании, документов об ученых званиях и степенях; возможность поступления на равных правах в учебные заведения государств – участников при наличии соответствующего уровня подготовки;

девятый – облегчение процедуры осуществления денежных переводов и почтовых отправлений между государствами – участниками;

десятый – создание максимально льготных условий для занятия малым и средним бизнесом в государствах – участниках.

Таким образом, реализация этих шагов должна во многом способствовать развитию торговли услугами в рамках единого экономического пространства.

Тогда же был подписан Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства. 28 ноября 1998 г. правительства и национальные банки государств-участников подписали Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств – участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты [28].

26 февраля 1999 г. на заседании Межгосударственного Совета государствами Россия, Беларусь Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве [29].

Ст. 2 Договора определяет Единое экономическое пространство как пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Основными целями формирования Единого экономического пространства выступают: эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда; создание условий для структурной перестройки экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения; проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики; развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем; создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технической информации (ст. 3 Договора).

Формирование Единого экономического пространства осуществляется на принципах недискриминации и взаимной выгоды, а также общих (универсальных) принципов: взаимопомощи, добровольности, равноправия, ответственности за принятые обязательства, открытости (ст. 4 Договора).

Формирование единого экономического пространства предусмотрено поэтапно. На первом этапе должно быть завершено формирование Таможенного союза и единой экономической территории. На втором этапе предполагается создание Единого экономического пространства включающего формирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение общей экономической политики и создание единой инфраструктуры, завершение гармонизации законодательства Сторон, обеспечивающего функционирование Единого экономического пространства. На последующих этапах экономического сотрудничества Стороны будут стремиться к согласованию параметров основных макроэкономических показателей (ст. 7).

В соответствии со ст. 37 Договора государства-участники обязуются стремиться предоставлять друг другу на взаимной основе национальный режим доступа на рынок услуг. Имеющиеся ограничения доступа на национальные рынки услуг для физических и юридических лиц должны быть постепенно устранены. Предусмотрено принятие общей программы развития торговли услугами в рамках Единого экономического пространства, при подготовке которой стороны будут придерживаться общепризнанных международных норм и правил. Статья 38 Договора предусматривает проведение согласованной политики торговли услугами в отношении третьих стран. Стороны взяли обязательства при установлении режима торговли услугами с третьими странами предоставлять друг другу преференциальный режим путем изъятия из режима наибольшего благоприятствования в пользу Сторон, формирующих Таможенный союз.

Интерес представляет установленное ст.39 Договора свободное передвижение граждан государств-участников внутри Единого экономического пространства. Свободное передвижение предполагает отмену любой дискриминации в отношении граждан Сторон и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости. В соответствии со ст. 41 Договора каждая из Сторон берет на себя обязательства не вводить без согласования с другими Сторонами дополнительные ограничения на право выбора места жительства и осуществление экономической деятельности на их территории для граждан других государств-участников со дня подписания настоящего Договора. Предусмотрена поэтапная отмена ограничений на право выбора места жительства и осуществления экономической деятельности, включая право на создание юридических лиц гражданами государств-участников на территориях друг друга. Важное значение для развития торговли услугами имеет ст.45 Договора, в соответствии с которой Стороны обеспечат создание согласованной системы образования, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, единых правил и условий поступления в общеобразовательные и профессиональные школы, высшие учебные заведения, аспирантуры, а также взаимное признание и эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях.

В договоре предусмотрено продолжение последовательной либерализации валютной политики в части отмены ограничений на использование валюты других государств по текущими операциям, введения единого обменного курса национальной валюты по текущим операциям платежного баланса, допуска банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмены ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банкам. Однако реализация мер по обеспечению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем должна быть осуществлена на основании соответствующих протоколов. Статья 49 Договора содержит обязательство государств-участников по формированию платежной системы для обслуживания расчетов по товарообороту как в межгосударственной, так и предпринимательской сферах, неторговым операциям, услугам транспорта, связи и других отраслей, а также по государственным, банковским и коммерческим кредитам, обменным валютным операциям. Допустимо принятие в области движения капитала временных защитных мер с условием незамедлительного уведомления других участников Договора, если существующее движение капитала вызывает нарушения в функционировании внутреннего рынка капитала (ст.50 Договора).

Глава V Договора предусматривает меры, направленные на сближение и унификацию законодательства государств-участников Договора.

На заседании Межгосударственного совета, состоявшемся 26 октября 1999 г. в Москве, было подписано Соглашение о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

10 октября 2000 г. в Астане президентами государств – участников Таможенного союза – Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Кыргызской Республики и Российской Федерация – было создано Евразийское экономической сообщество. 25 января 2005 года был подписан протокол о присоединении к договору Узбекистана.

Цели и задачи ЕврАзЭС определены в ст.2 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества. К ним относятся: эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства; реализация других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве в соответствии с намеченными в этих документах этапами. Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 3 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества органами управления интеграцией названы Межгосударственный Совет, Интеграционный Комитет, Межпарламентская Ассамблея и Суд Сообщества, которые, в пределах своей компетенции, осуществляют контроль за выполнением взятых государствами обязательств.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 16 мая 2001 г. одобрила этот Договор, а также Соглашение о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве и приняла Обращение к депутатам парламентов Азербайджана, Армении, Грузии, Молдовы, Туркменистана, Узбекистана и Украины с призывом рассмотреть возможность присоединения их стран к указанным договорам [30].

19 сентября 2003 г. руководителями Беларуси, Казахстана, России и Украины было подписано Соглашение «О формировании Единого экономического пространства», а 23 февраля 2003 года на встрече в Москве президенты указанных государств заявили об образовании нового регионального объединения – Единого экономического пространства (ЕЭП), а также о создании Организации региональной интеграции (ОРИ). Под Единым экономическим пространством стороны понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории государств-участников, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная (в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности) налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.

Стороны взяли на себя обязательства содействовать развитию торговли и инвестиций между Сторонами, обеспечивающему устойчивое развитие экономик Сторон на базе общепризнанных принципов и норм международного права, а также правил и принципов ВТО; укреплению единства и развитию экономических потенциалов, а также повышению конкурентоспособности экономик Сторон на внешних рынках (ст.1). В соответствии со ст. 2 Соглашения стороны ставят перед собой следующие задачи: формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предполагающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки; унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм; создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; гармонизация законодательств сторон в той мере, в какой это необходимо для функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентную политику; обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.

Мероприятия по решению указанных задач предусмотрены Концепцией по формированию Единого экономического пространства, являющейся неотъемлемой частью Соглашения (ст. 3). Как указано в Концепции, основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников. При этом принцип обеспечения свободного движения услуг предполагает формирование общих правил и подходов для обеспечения полного доступа на рынок услуг и поставщиков услуг в рамках ЕЭП, а также проведение согласованной политики по доступу на рынок услуг и поставщиков услуг третьих стран. Принцип обеспечения свободного движения капитала предполагает поэтапное снятие всех ограничений на движение капитала из государств-участников в рамках ЕЭП.

В целях либерализации торговли услугами в рамках ЕЭП подготовлен Проект Соглашения о торговле услугами между государствами – участниками ЕЭП, в соответствии с которым стороны гарантируют неприменение мер внутреннего регулирования и практики, создающих неоправданные барьеры в торговле услугами. В частности отмечено, что меры, относящиеся к квалификационным требованиям, процедурам, требованиям лицензирования, не должны создавать неоправданных барьеров во взаимной торговле услугами. В отношении любой меры, охватываемой Соглашением применяется режим наибольшего благоприятствования, а в отношении поставки услуг осуществляемой «трансгранично» услугам и поставщикам услуг любой стороны Соглашения предоставляется либо режим наибольшего благоприятствования, либо национальный режим в зависимости от того, какой из этих режимов для них лучше. Одним из ключевых принципов Соглашения является транспарентность.

В отношении услуг, поставляемых на территории одной Стороны потребителю услуг другой Стороны, государства берут на себя обязательства не применять меры, ограничивающие доступ их лиц к потреблению услуг поставщиков других Сторон. Каждая Сторона обеспечивает лицам других Сторон свободный доступ к услугам, оказываемым на ее территории.

В отношении поставки услуг, осуществляемой посредством «перемещения физических лиц» (т.е. поставщиком услуг одной Стороны, не имеющим коммерческого присутствия на территории другой Стороны, посредством присутствия физических лиц одной Стороны на территории другой Стороны) стороны не устанавливают ограничений в отношении въезда, пребывания и доступа к трудовой деятельности на ее территории граждан других Сторон, если такие граждане временно пребывают на территории Стороны с целью реализации договора о предоставлении персонала.

Проектом Соглашения предусмотрено, что каждая Сторона предоставляет другим Сторонам в отношении учреждения на ее территории дочерних компаний, филиалов и представительств компаний Сторон режим наибольшего благоприятствования или национальный режим, в зависимости от того, который из них лучше. В отношении деятельности дочерних компаний, филиалов и представительств компаний Сторон предоставляется национальный режим. Кроме этого, инвесторам гарантируется въезд, пребывание, а также допуск к трудовой деятельности в созданной ими на территории другой Стороны дочерней компании без каких-либо ограничений, а ключевому персоналу – въезд, пребывание и допуск к трудовой деятельности без каких-либо ограничений.

Проект предусматривает, что по результатам переговоров каждой из Сторон может быть определен перечень: (а) видов услуг, доступ к которым потребителей услуг других Сторон ограничен, (б) секторов экономики, допуск в которые инвестиций Сторон ограничен; (в) секторов экономики, в отношении которых обязательства по учреждению и допуску дочерних компаний и филиалов компаний других Сторон не принимаются, (г) секторов услуг, в отношении которых не принимаются обязательства по предоставлению национального режима и/или могут быть введены меры, ограничивающие торговлю услугами. Предусмотрено, что Соглашение не будет применяться к тем секторам услуг, которые определены сторонами и являются предметом переговоров, а также к услугам, поставляемым при осуществлении государственных полномочий.

Помимо рассмотренного проекта, в рамках ЕЭП ведется разработка и иных документов, способных оказать влияние на развитие сектора торговли услугами в рамках объединения.

Так, в соответствии с проектом отраслевого соглашения государств-участников Единого экономического пространства по телекоммуникациям, регулированию тарифов и условиям доступа к сетям и услугам, каждая из Сторон обеспечивает возможность недискриминационного доступа любого оператора другой Стороны к сетям и услугам электросвязи в пределах своей территории. Стороны обеспечивают свободный доступ потребителей к общедоступным (универсальным) услугам телекоммуникаций и услугам, отнесенным к сфере естественной монополии, исходя из принципа недискриминации. Определены критерии при разработке тарифов на услуги, механизмы взаиморасчётов, а также соответствующие меры с целью предупреждения и пресечения действий операторов, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции в сфере телекоммуникаций.

Проект соглашения об инвестиционной деятельности и свободном движении капитала на территории государств-участников Единого экономического пространства направлен на создание благоприятных условий для активизации инвестиционного процесса и обеспечения свободного движения капитала на территории государств-участников ЕЭП посредством развития и прозрачного функционирования эффективных национальных финансовых рынков, создания условий для интеграции их инфраструктуры в соответствии с лучшей мировой практикой и тенденциями в мировой экономике. Задачи, поставленные в Соглашении должны быть реализованы:

1) путем проведения в согласованном режиме законодательного и институционально-правового реформирования финансовых рынков в направлении создания механизмов надежной защиты прав инвесторов и потребителей услуг профессиональных участников данных рынков;

2) путем устранения законодательных и административных препятствий и ограничений для эмитентов, инвесторов и профессиональных участников финансовых рынков на пути создания интегрированной торговой, учетной и расчетной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование всех сегментов данных рынков на современном технологическом уровне.

Проект Соглашения по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, направлен на создание благоприятных условий для прямого инвестирования компаний участников соглашения в различные проекты. Основной задачей стороны видят содействие свободному движению капитала на территории стран-участниц.

Соглашение «О формировании Единого экономического пространства» предусматривает, что ЕЭП будет формироваться поэтапно на принципах добровольности и экономической взаимовыгодности, а также с учетом разноуровневой и разноскоростной интеграции, что в свою очередь отражает экономические и политические особенности каждого из государств – участников. Однако, как отмечается в литературе, «подход к «поэтапности» интеграции оставляет на усмотрение государств в том числе и вопросы, существенные для развития интеграционных процессов как таковых... нетрудно предположить, что многие государства предпочтут задержаться на низких «ступенях» и «скоростях» интеграции, правомерно пожиная плоды, которые принесет активная интеграция (читай исполнение большего объема обязательств в системе ЕЭП), осуществляемая отдельными государствами, находящимися на «высоких» стадиях интеграции» [31]. В связи с этим возникает угроза, что либо интеграционный процесс не получит развития, либо основная нагрузка в этом процессе ляжет на Российскую Федерацию, которая «будет еще и оплачивать дефекты формирования и функционирования ЕЭП» [32]. Между тем, как отмечают специалисты, исходя из опыта интеграции в мире, «России пора прекратить имеющуюся еще пока в некоторых случаях практику сдачи своих экономических интересов в обмен на политические уступки со стороны партнеров по интеграционным процессам, стратегические экономические интересы России должны иметь приоритет над политическими тактическими интересами в интеграции» [33].



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Предмет международного частного права (МЧП)
Порядок предъявления требований к перевозчику при международной перевозке воздушным транспортом
Источники и методы гражданско-правового регулирования внешнеторговых договоров
Участие России в международно-правовом регулировании международной торговли услугами
Значение и сфера применения конструкции доверительной собственности в системе англо-саксонского права
Вернуться к списку публикаций