2015-04-14 17:16:16
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Участие России в международно-правовом регулировании международной торговли услугами



Участие России в международно-правовом регулировании международной торговли услугами


Участие России в международно-правовом регулировании торговли услугами в рамках региональных интеграционных объединений и в рамках сотрудничества с региональными интеграционными объединениями.

Участие России в международно-правовом регулировании торговли услугами в рамках Содружества Независимых Государств.

Понимание необходимости сохранения тесных экономических связей между бывшими республиками Советского Союза, нашедшее отражение в первых документах Содружества Независимых Государств (СНГ), тем не менее не остановило процесс разрушения существовавших в рамках единого когда-то экономического пространства хозяйственных связей. Все принятые наспех договоренности имели прежде всего декларативный, политический характер и не имели под собой существенной основы для развития процесса экономической интеграции.

В Минском соглашении о создании Содружества Независимых государств от 8 декабря 1991 г., в Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 г. содержались намерения сотрудничества в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики, в развитии систем транспорта и связи. Было принято Заявление о координации экономической политики. В последующих соглашениях был заметен акцент на формирование рыночной экономики как основы общего экономического пространства. Участники СНГ подписали ряд договоров в сфере экономического сотрудничества: Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности от 15 мая 1992 г., в соответствии с которым государства согласились консультироваться друг с другом по вопросам внешнеэкономической деятельности, включая разработку мер государственного регулирования, в т.ч. нетарифных методов регулирования и развития нормативной базы; Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства от 9 октября 1992 г. и др.

Рассматривая вопросы международно-правового регулирования торговли услугами нельзя не отметить принятое 13 марта 1992 г. Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации [1], в соответствии с которым стороны признают действующие стандарты «ГОСТ» в качестве межгосударственных; осуществляют работы по сертификации на основе общих организационно-методических положений через создаваемые правительствами национальные органы по сертификации; согласованно решают правовые, экономические и организационные вопросы стандартизации, метрологии и сертификации (ст.1).

Тем не менее, принятие соглашений существенно не повлияло на развитие торговли, в том числе услугами, между государствами – членами СНГ. Как правильно отмечено в литературе, «СНГ в первые годы после своего образования представляло собой не форму интеграции независимых стран, а способ развода составных частей когда-то единой страны, попытку сохранить в этих условиях эффективные хозяйственные связи [2].

В ст. 19 Устава СНГ, принятого 22 января 1993 г. Советом глав государств-участников СНГ, была поставлена цель сотрудничества государств в сфере формирования общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; развития систем транспорта и связи, энергетических систем; содействия развитию торгово-экономических связей государств – членов; поощрения и взаимной защиты инвестиций; содействия стандартизации и сертификации промышленной продукции и товаров.

14 мая 1993 г. года были приняты Декларация о поэтапном движении к экономическому союзу и Решение о подготовке соответствующего договора и сопутствующих ему соглашений, в соответствии с которыми главы государств-участников СНГ заявили о своей твердой решимости идти по пути глубокой интеграции, создания нормальных рыночных условий для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на общем экономическом пространстве.

Договор о создании Экономического союза был подписан 24 сентября 1993 г. В соответствии со ст. 3 Договора Экономический союз предполагает: свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; согласованную денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику; гармонизированное хозяйственное законодательство; наличие общей статистической базы [3].

Государства-участники договора предусмотрели создание Экономического Союза путем поэтапного углубления интеграции. Вначале предусматривалось создание межгосударственной ассоциации свободной торговли. На этом этапе, в частности, предполагались последовательное снижение и отмена таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных и всех иных равнозначных им по своим последствиям ограничений; гармонизация таможенного законодательства, механизмов тарифного и нетарифного регулирования; поэтапное сближение тарифов на перевозки грузов и пассажиров, транзитных тарифов при соблюдении принципа свободы транзита. На втором этапе создания Экономического Союза предусматривалось создание таможенного союза, при котором полностью отменялось тарифное и нетарифное регулирование перемещения товаров, работ и услуг, устанавливался общий таможенный тариф в отношениях с третьими государствами; осуществлялась координация внешнеторговой политики в отношении государств, не участвующих в Договоре. На третьем этапе должен быть создан общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, для чего стороны обязались создать необходимые правовые, экономические и организационные условия, а кроме этого планировалось создание условий для добросовестной конкуренции. Государства-участники обязались проводить согласованную политику в области развития транспорта и коммуникаций, направленную на осуществление эффективных перевозок грузов и пассажиров и обеспечить равные экономические условия для взаимного инвестирования капиталов в развитие экономик, создать действенный механизм защиты прав и интересов инвесторов. Кроме этого, в договоре предусмотрено применение во взаимной торговле свободных (договорных) цен и содержится запрет на ценовую дискриминацию в отношении хозяйствующих субъектов. В ст. 9 Договора стороны обязались не осуществлять без взаимного согласования односторонние действия неэкономического характера с целью ограничения доступа на свои рынки, что однако, не препятствует введению временных защитных и иных мер по взаимной торговле, в том числе, по соображениям национальной безопасности в порядке и на условиях, установленных соответствующими соглашениями.

В развитии торговли услугами интерес представляет положение ст. 10 Договора, предусматривающее обеспечение национального правового режима для деятельности хозяйствующих субъектов-резидентов государств-участников на своих территориях. Кроме этого, стороны в соответствии с Договором должны содействовать развитию прямых экономических связей между хозяйствующими субъектами (ст. 11), созданию совместных предприятий транснациональных производственных объединений, сети коммерческих и финансово-кредитных учреждений и организаций (ст. 12), координировать свою инвестиционную политику (ст. 13).

Завершающий, четвертый этап создания Экономического Союза предусматривает создание валютного (денежного) союза, путь к которому лежит через предварительное создание платежного союза (ст.ст. 15-16).

Важные положения, касающиеся развития торговли услугами содержатся в гл.5 Договора. В частности, сюда относятся положения ст. 19, предусматривающей обеспечение безвизового режима перемещения граждан государств-участников в пределах территории Экономического союза и положения ст. 22 Договора, предусматривающие взаимное признание документов об образовании и квалификации работников без дополнительного их подтверждения, если этого не требуют условия и характер работы.

Таким образом, Договор о создании Экономического союза содержит необходимые условия для полной либерализации торговли услугами между государствами-участниками, прежде всего свободу передвижения, свободу платежей, свободу инвестиций, унифицированное и гармонизированное законодательство, регулирующее экономические отношения. Однако договор не содержит конкретных сроков реализации тех или иных договоренностей, не создает механизма принятия строго обязывающих решений и механизма их исполнения, в результате чего большинство его положений остаются не реализованными.

24 сентября 1993 г. вступило в силу Соглашение об обмене информацией в области внешнеэкономической деятельности, в соответствии с которым стороны обязались обмениваться нормативными актами, информацией и текстами документов по определенным в Соглашении направлениям.

В целях реализации первого этапа Договора о создании Экономического союза было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) от 15 апреля 1994 г. [4], в соответствии со ст. 17 которого участники выразили желание стремиться к постепенной отмене ограничений в целях создания условий для свободного оказания услуг в пределах территории Соглашения. Однако виды услуг, на которые распространяется действие указанной статьи должны быть определены специальными соглашениями, в которых также должны быть выделены приоритетные виды услуг в области непосредственного обслуживания товарооборота, в отношении которых вопросы либерализации импорта и экспорта подлежат решению в первоочередном порядке. Кроме этого предусмотрено право государств-участников Соглашения согласовывать вопросы, связанные с оказанием услуг как на многосторонней, так и на двусторонней основе (п. 3 ст. 17 Соглашения).

Одним из принципов Соглашения указан принцип свободы транзита (ст. 10), однако предусмотрено, что условия транзита, включая тарифы на перевозку любыми видами транспорта и оказание услуг, определяются отдельными соглашениями. В целях реализации этого принципа 4 июня 1999 г. в Минске было подписано Соглашение о порядке транзита через территории государств-участников Содружества Независимых Государств. В ст.8а Соглашения предусмотрено освобождение товаров, работ и услуг, экспортируемых с таможенной территории одной стороны на таможенную территорию другой стороны, косвенными налогами (НДС и акцизами). Ряд статей Соглашения направлен на развитие конкуренции (ст. 17а и др.).

В Соглашении предусмотрены исключения и специальные торговые меры, применяемые, в частности, при наличии ущерба или угрозы ущерба для отрасли экономики, установленных на основе изучения предусмотренных факторов или фактов. Предусмотрена возможность приостановления действия Соглашения или его отдельных положений в отношении государства-нарушителя, а также исключение такого государства из числа участников.

В целом, Соглашение от 15 апреля 1994 г. можно назвать рамочным соглашением, закрепляющим принципы недискриминации, взаимности и наибольшего благоприятствования. Как отмечается в литературе, оно представляется настолько значимым для экономического сотрудничества стран СНГ, что без него невозможно двигаться вперед [5].

Тем не менее, многие государства-участники не спешили ратифицировать данное Соглашение, что обусловило принятие дополнительных решений. 2 апреля 1999 г. был подписан Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение, 4 июня 1999 г. – Решение об основных направлениях работы по выполнению установки президентов от 2 апреля 1999 г. по формированию зоны свободной торговли, Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбе с правонарушениями в этой сфере, а также уже упоминавшееся Соглашение о порядке транзита через территорию государств-участников СНГ. Ряд документов был принят на заседании Совета глав правительств СНГ, проходившем 8 октября 1999 г. в Ялте.

Однако в ходе прошедших в марте 2000 г. в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации парламентских слушаний «Россия и зона свободной торговли СНГ» был сделан вывод, что Россия пока не готова перейти в полном объеме к зоне свободной торговли со странами СНГ, поскольку не достигнуто в полной мере согласование экономических интересов, в частности, не согласован общий перечень изъятий из режима свободной торговли, который должен стать составной частью соглашения. На прошедшем 15 декабря 2000 г. заседании Экономического совета СНГ было отмечено, что зона свободной торговли формируется между Россией, с одной стороны, и Арменией, Киргизией и Казахстаном – с другой. В этот же день Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации ратифицировала соглашения России с указанными государствами о режиме свободной торговли.

19 сентября 2003 г. на дипломатическом саммите Совет глав государств-участников СНГ принял решение о завершении формирования зоны свободной торговли и развитии взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере, а также утвердил План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере в 2003-2010 годах [6].

Важное значение для развития рынка услуг в рамках СНГ придавалось подписанному 21 октября 1994 г. Соглашению о создании Платежного союза, в котором государства-участники обязались отказаться от директивной котировки валюты, считать все денежные единицы участников Союза взаимно конвертируемыми, не допускать ограничений в приеме и использовании валют партнеров. Особый интерес в рамках настоящего исследования представляют, в частности, положения Соглашения о недопущении административных ограничений в части определения валюты платежей при заключении контрактов между хозяйствующими субъектами; предоставление нерезидентам возможности владения национальной валютой и ее использования для оплаты товаров и услуг.

На первом этапе достижение целей Соглашения предусматривалось посредством двух- и многосторонних соглашений, на следующем этапе предусматривалось создание многосторонней системы расчетов в коллективной валюте. 26 мая 1995 г. в Минске было подписано Соглашение о создании Межгосударственного валютного комитета (МВК) как постоянного органа Платежного союза государств – участников СНГ. Однако, как отмечается в литературе, «развитие межгосударственных платежных отношений существенно сдерживает их неурегулированность... Отдельным государствам невыгодно вводить прозрачную систему взаиморасчетов на основе межнациональной валюты. Прежде всего это касается Украины и Грузии. Неопределенный статус их долгов перед Россией и Туркменистаном позволял им долгое время не платить по этим долгам...» [7]. В результате, «Платежный союз... напоминает клуб с переменным и неопределенным составом участников. Реальные формы организационного управления деятельности Платежного союза в Соглашении отсутствуют» [8].

Остается надеяться, что принятая в Астане 15 сентября 2004 г. Концепция сотрудничества и координации деятельности государств – участников Содружества в валютной сфере позволит перейти к согласованным действиям по созданию отдельных элементов общего валютного пространства [9].

Необходимо отметить, что в рамках СНГ действует большое количество нормативных актов в транспортной сфере. Созданный Совет по железнодорожному транспорту принял свыше 80 соглашений, правил, инструкций, положений и других документов, регламентирующих межгосударственные перевозки пассажиров и грузов, совместное использование грузовых вагонов и контейнеров, многие другие вопросы сотрудничества и взаимодействия, которые обеспечивают бесперебойное действие системы железных дорог на всем пространстве СНГ [10].

Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 21 декабря 1991 г. установило «единое воздушное пространство» стран СНГ. 15 мая 1992 г. подписано Соглашение об использовании воздушного пространства. В рамках СНГ работает Межгосударственный авиационный комитет, по инициативе которого подписаны соглашения о сотрудничестве со многими государствами Западной Европы, Азии, Африки и Америки. После заключения межправительственного соглашения с США о взаимном признании систем сертификации авиационной техники и ее производств, авиационные стандарты и система сертификации, действующие в странах СНГ, получили статус международных [11].

Наиболее актуальные направления по формированию общего транспортного пространства определяет утвержденная Советом глав правительств Концепция согласованной транспортной политики государств – участников СНГ на период до 2010 года [12].

Определенный интерес в рамках рассматриваемой темы представляют принятое в ноябре 1995 г. в рамках СНГ Соглашение о создании общего научно-технологического пространства [13], направленное на развитие библиотечных, книгоиздательских, полиграфических, информационных и некоторых иных услуг, а также Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании, подписанное главами правительств 15 сентября 2004 г. в целях выполнения Межгосударственной программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ от 29 ноября 2001 [14] и вступившее в силу 27.09.2005 г. [15].

В сфере развития международной торговли образовательными услугами можно отметить Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г.; Решение о Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств и Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 г. Важное значение в этой сфере имеют Соглашение о координации работ в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений государств – участников Содружества Независимых Государств, подписанное в Москве 29 ноября 2001 г., которым утверждены Общие рекомендации о порядке аттестации и аккредитации образовательных учреждений государств – участников СНГ и Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах – участниках Содружества Независимых Государств от 28 сентября 2001 г., которым одобрено Типовое решение по созданию филиалов высших учебных заведений на территории одной из сторон – участниц.

В целом развитие международно-правового регулирования торговли услугами в рамках СНГ, как и развитие интеграционных процессов, не дает повода для оптимизма. Переходящие из договора в договор нормы соглашений, в той или иной мере затрагивающие вопросы торговли услугами, сводятся к предоставлению сторонам режима наибольшего благоприятствования, хотя содержат положения, предусматривающие дальнейшую либерализацию торговли услугами. Стоит отметить, что эти положения носят во многом декларативный характер, так как не предусматривают механизма их реализации. Основная слабость Содружества, по мнению большинства аналитиков, заключается в том, что отсутствует политическая воля руководства стран СНГ укреплять эту организацию, сделать ее достаточно эффективной, работоспособной [16].

Председатель Интеграционного комитета стран СНГ Н. Исингарин назвал три причины невыполнения положений Договора об Экономическом союзе от 24 сентября 1993 г. и ряда последующих соглашений [17]. Нужны были, во-первых, воля и желание правящих элит новых государств создать экономический союз; во-вторых, действенный координирующий орган, который мог бы совместить интересы национальные и общие; и, в-третьих, определенный (3-5 лет) период, в течение которого можно было спокойно реализовать общие решения. Но, к сожалению, ни один из этих факторов себя не проявил. По образному выражению российского экономиста Семенова К.А. «реанимация административно-натуральной интеграции не состоялась, так как почти все бывшие республики Союза ССР вели себя как известные герои крыловской басни: кто пятился в «советское» прошлое, кто изо всех сил тянул в национальную заводь, а кто на крыльях либерализации цен пытался взлететь в заокеанское поднебесье» [18].

Нельзя обойти вниманием экономические причины неудач в попытках создания Экономического союза: кризис экономики государств-участников; разная скорость и глубина экономических реформ; различия в механизмах управления экономикой; неурегулированность платежно-расчетных отношений; несоответствие краткосрочных и долгосрочных экономических интересов различных государств. Как отмечается в литературе, различия в степени либерализации и роста цен, в увеличении доходов населения, в налогообложении, в условиях кредитов, в уровне сокращения государственных расходов обусловливают существенную разницу в качестве экономической среды для хозяйствующих субъектов [19].

Очевидно, что без серьезных мероприятий экономического характера как внутри отдельных государств СНГ, так и в отношениях между ними, ускоренное принятие решений на высшем уровне не приведет к желаемому результату.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Правоотношение в международном частном праве (МЧП)
Общие вопросы правового статуса воздушного пространства
Природа, содержание и применение «публичного порядка» в международном частном праве
Проблемы систематизации законодательства в области МЧП
Теоретические вопросы истоков и правовой природы международного частного права
Вернуться к списку публикаций