2015-04-12 21:03:56
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Правовое регулирование международного коммерческого арбитража



Правовое регулирование международного коммерческого арбитража


 

Классификация источников правового регулирования международного коммерческого арбитража.

Экономическое сотрудничество стран, усиливающаяся глобализация мировой экономики, стирание государственных границ, стремительно развивающаяся международная торговля повлекли за собой расширение и усложнение торговых отношений Рост внешней торговли привел к огромному количеству международных сделок, которые, к сожалению, не всегда исполняются надлежащим образом, вызывая тем самым значительное число конфликтов и вынуждая мировое торговое сообщество искать оптимальные пути разрешения возникающих споров.

С учетом сложившейся ситуации международная практика выработала и активно использует несколько наиболее эффективных способов разрешения возникающих споров. При этом наибольшую популярность приобрел международный коммерческий арбитраж, поскольку, являясь саморегулируемой, политически и процессуально независимой системой негосударственного разрешения споров в международной коммерции, предоставляет спорящим субъектам довольно широкий круг возможностей.

В частности, руководствуясь своей волей, используя принцип ex aequo et bono (по справедливости, доброму разумению), торговые обычаи и обычаи делового оборота, субъекты различных государств могут, подписав соответствующее соглашение, определить согласительный порядок об органах арбитража и выборе арбитров, уполномочиваемых на рассмотрение спора, а также избрать применимое право в отношении обязательственного статута сделки.

К настоящему времени правовое регулирование международного коммерческого арбитража характеризуется разнообразием нормативно-правовой базы и разнородностью положений и правил. К источникам регулирования этого института относят, во-первых, нормы международных договоров и национальных законодательных актов, которые стороны обязаны учитывать при разрешении коммерческого спора. Здесь следует сделать оговорку по поводу национального законодательства. Речь идет о нормах, регулирующих международный коммерческий арбитраж в целом, т.е. это специальные нормы.

Во-вторых, значительную роль в регламентации международного коммерческого арбитража играют положения различных типовых документов. Типовые документы – результат унификации и гармонизации права. Гармонизацией в теории международного частного права называют деятельность по устранению или уменьшению различий между правовыми системами различных государств, направленную на сближение этих систем [1]. В теории также выделяют две разновидности гармонизации: одностороннюю и взаимную. Последняя, как правило, проводится на международном уровне, в рамках международных организаций. Именно здесь создаются типовые документы [2].


Классификация источников правового регулирования международного коммерческого арбитража

Рис. 1. Классификация источников правового регулирования международного коммерческого арбитража



К основным типовым документам на международном уровне можно отнести Типовой закон Комиссии ООН по праву международной торговли (здесь и далее ЮНСИТРАЛ) о международном коммерческом арбитраже 1985 г. [3], Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г. [4]. Помимо Типового закона и Регламента сюда входят Арбитражный регламент Экономической комиссии ООН для Европы 1966г., Правила международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966 г. и не относящийся напрямую к международному коммерческому арбитражу Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ 1980 г.

Типовые документы не являются международными договорами и не имеют обязательной юридической силы [5]. Одни из них принимаются в качестве рекомендаций для государства при разработке национальных нормативных актов (в первую очередь по проблемам арбитража). Другие могут применяться только тогда, когда стороны прямо оговорили это в контракте [6]. Иными словами, стороны не обязаны учитывать положения типовых актов.

Отметим также два новых типовых документа, разработанных ЮНСИТРАЛ, которые хоть и не связаны с международным коммерческим арбитражем, но могут стать очень важными для него. Речь идет о Типовом законе об электронной коммерции [7] и Типовом законе об электронных подписях [8].

Помимо международных типовых документов существуют также национальные типовые документы, которые могут регулировать вопросы международного коммерческого арбитража. Например, Единообразный арбитражный закон США, принятый в августе 2000 года на 109-й ежегодной Национальной конференции уполномоченных по разработке единообразных законов штатов [9]. Несмотря на то, что в комментарии к этому закону отмечается, что он не регулирует вопросы, связанные с международным коммерческим арбитражем, непосредственно, никаких ограничений в случае, если стороны сошлются на арбитражный закон какого-либо штата, принятый на основе Единообразного арбитражного закона, нет. Кроме того, Единообразный закон содержит в себе отдельные положения, заимствованные из Типового закона ЮНСИТРАЛ и других актов, регулирующих международный коммерческий арбитраж [10].

В-третьих, к источникам международного коммерческого арбитража можно отнести Регламенты институционных арбитражей. Под институционным понимается арбитраж, существующий на постоянной основе [11].

В литературе среди всех институционных арбитражей выделяются несколько наиболее известных и авторитетных. Так, в работе М.Г. Федорова называются Арбитражный суд Международной торговой палаты, расположенный в Париже, Лондонский международный третейский суд и Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты [12]. Помимо трех этих форумов Т.К. Дмитриева называет Американскую арбитражную ассоциацию, которая также занимается рассмотрением коммерческих споров и находится в Нью-Йорке. Также существует Международный центр по урегулированию инвестиционных споров [13]. Как видно из его названия, это специализированный орган. Другим специализированным арбитражным учреждением является Центра арбитража и медиации Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) [14]. Отметим, что здесь названы лишь наиболее известные и популярные в мировом масштабе институционные арбитражи. На самом деле, подобных организаций, действующих как на региональном, так и на национальном уровнях очень много [15].

Поскольку регламенты институционных арбитражей не имеют обязательной юридической силы, они должны быть введены в действие. Во-первых, так же, как и типовые документы, регламенты могут приобрести юридическую силу для сторон спора при непосредственном указании на них в соглашении между сторонами. Это возможно когда стороны указывают в арбитражном соглашении не только название институционного арбитража, который будет рассматривать возникший или предполагаемый спор, но и указание на то, что спор будет разрешен в порядке, предусмотренном регламентом именно этого арбитража. Стороны также могут дать указание на применение иного регламента. Во-вторых, если стороны не указали конкретный регламент или не пришли к согласию относительно регламента, решение о выборе последнего принимают арбитры, которые будут рассматривать спор [16].

За недавнее время произошли изменения во многих регламентах национальных арбитражей. Были изменены правила Лондонского, германского, китайского, шведского, бельгийского и других арбитражей. Были также изменены правила арбитражного производства Международного суда при МТП, Центра арбитража и медиации Всемирной организации интеллектуальной собственности и др. Подведению итогов этих процессов была посвящена Двухлетняя конференция Международной Федерации Организаций Коммерческого Арбитража, прошедшая в Женеве в Октябре 1997 г. [17]. Следующие основные вопросы нашли отражение в измененных регламентах: а) многосторонние арбитражные разбирательства; б) ускоренный арбитраж и т.д.

В-четвертых, к непосредственным источникам международного коммерческого арбитража относятся многочисленные арбитражные соглашения, заключаемые сторонами как до, так и после возникновения коммерческого спора. Арбитражное соглашение - важнейшая часть международного коммерческого арбитража, без которой все остальные составляющие не имели бы никакого значения. Арбитражное соглашение базируется на одном из важнейших принципов международного частного права – принципе автономии воли сторон, подразумевающем практически ничем неограниченное право выбора сторонами в определении всех аспектов разрешения спора. Наличие этого принципа и повсеместное его применение является одной из сторон международного коммерческого арбитража, отличающей его от системы урегулирования споров в национальных государственных судах, в которой право выбора у сторон ограничивается лишь выбором применимого права.

Наконец, на наш взгляд, следует отнести к источникам международного коммерческого арбитража и применимое право, под которым понимаются нормы права, подлежащие применению в конкретном споре для разрешения дела по существу. Отметим, что такие виды применимого права как национальные законы, международные договоры и другие нормативные акты никакой специфики относительно международного коммерческого арбитража не имеют. Однако некоторые специалисты по международному частному праву называют в качестве возможного применимого права в арбитраже lex mercatoria и так называемую «справедливость» [18].

Под lex mercatoria понимаются в узком значении обычаи международной торговли [19], а в более широком «особую нормативную систему – так называемые общепризнанные принципы международного права, регулирующие договорные отношения» [20]. Такое возможно как в случае, если стороны уполномочат арбитров в рассматриваемом споре именно на применение lex mercatoria, так и в случае, если такое решение принимает арбитр, которому предоставлена возможность выбирать применимое право самому. Международный коммерческий арбитраж «по справедливости» (ех aequo et bono) также требует специального указания сторон. В этом случае рассмотрение дела могло бы означать, что арбитр будет исходить исключительно из соображений справедливости, не основываясь на нормах права. Следовательно, «по справедливости» означает, что арбитр при рассмотрении спора будет исходить из здравого смысла при толковании норма права, а также может игнорировать отдельные юридические нюансы [21].

Особенность указанных видов применимого права состоит в том, что использование их возможно только в случае, если стороны обозначат это в арбитражном соглашении. При рассмотрении спора в национальных судах стороны, как правило, могут указывать в качестве применимого права только национальное право какого-либо государства. Таким образом, lex mercatoria и «справедливость» можно с полной уверенностью отнести к особенностям международного коммерческого арбитража.

Рассмотренное выше разнообразие источников международного коммерческого арбитража обусловлено правовой природой данного института, как явления комплексного: не только судебный орган или процедура рассмотрения спора, но особый правовой комплекс, включающий в себя большое число элементов. Наличие всех этих элементов обусловливает необходимость признания в качестве источников столь разных по форме и характеру правовых и иных актов.

Рассмотрим правовое регулирование международного коммерческого арбитража с точки зрения научной классификации источников. Как отмечают отдельные авторы, регламентация международного коммерческого арбитража имеет место в трех правовых формах:

- соглашениями сторон, устанавливающими компетенцию арбитражного суда разрешать возникающие между ними споры;

- национально-правовыми актами различных государств;

- международно-правовыми актами [22].

Подобная классификация хотя и полностью отражает систему правовой регламентации международного коммерческого арбитража, но нуждается в некотором совершенствовании, поскольку не позволяет понять состав этой системы более детально. В частности, в данной классификации очевидны два критерия:

1) Субъектный: источники международного коммерческого арбитража могут происходить как от частных субъектов (сторон в споре, торговых палат): арбитражное соглашение, регламенты институционных арбитражей; так и от публичных субъектов (государств и различных международных организаций, принимающих участие в создании специальных норм, регулирующих международный коммерческий арбитраж): национальные законы, международные договоры, типовые документы международного характера.

2) Территориальности: регулирование международного коммерческого арбитража может быть осуществлено на национальном уровне: национальные законы, арбитражное соглашение, хотя и подписанное сторонами из разных государств, но имеющее юридическую силу, определяемую законом одного (выбранного сторонами или определяемого коллизионными нормами) государства, и регламенты институционных арбитражей, создаваемого, как правило, при национальной торговой палате. Регулирование также может быть на международном уровне: международные договоры, типовые документы международного характера.

3) Третий критерий не столь очевиден из приведенной выше классификации. Он основан на обязанности сторон в споре учитывать положения национальных и международных актов. Обязанность учитывать, а не безоговорочно следовать положениям актов вытекает из диспозитивного характера большинства этих положений.

Под диспозитивным характером подразумевается распространение юридической силы тех или иных положений только в случае, если стороны в арбитражном соглашении указали конкретно на них. Если стороны определили, материальное право какой страны будет применяться, полностью предусмотрели всю процедуру разбирательства и другие вопросы, то содержащиеся в нормативных актах коллизионные нормы о применимом праве, нормы об определении правил процедуры и другие нормы не будут напрямую регулировать отношения между этими сторонами. Однако стороны не могут полностью игнорировать все эти нормативные акты, поскольку их право на самостоятельное урегулирование всех вопросов предусмотрено именно этими актами.

Итак, стороны в споре обязаны учитывать положения национальных законодательных актов и международных договоров. И, соответственно, они могут не учитывать положения типовых актов и регламентов институционных арбитражей, поскольку их применение носит диспозитивный характер.

Таким образом, целесообразно классифицировать источники международного коммерческого арбитража по трем критериям: 1) субъектному; 2) территориальному; 3) обязательной силе положений национальных и международных актов.



[1] См. Международное частное право. Учебник. / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2000. С. 186.

[2] Там же. С. 187-188.

[3] Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже//Хоз-во и право. - М., 1994. - № 6. - C.I25-138.

[4] Международное частное право. Сборник документов. - М., 1997. С. 887-898.

[5] Дмитриева Г.К. Международный коммерческий арбитраж. Учебно-практическое пособие. М., 1997. С. 25.

[6] Там же.

[7] Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной коммерции. Принят на 29-й сессии ЮНСИТРАЛ 16 декабря 1996 г. См. Internet: http://www.uncitral.org/english/texts/electcom/ml-ecomm.htm

[8] Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях. Принят на 34-й сессии ЮНСИТРАЛ 5 июля 2001 г. См. Internet: http://www.uncitral.org/english/texts/electcom/ml-elecsig-e.pdf

[9] Uniform arbitration act with prefatory note and comments. August 4, 2000 // Internet: www.nccusl.org

[10] Там же.

[11] Дмитриева Г.К. Указ соч. С. 20-21.

[12] Федоров А.Г. Международный коммерческий арбитраж. Учебное пособие. – М., 2000. С. 29-30.

[13] Шмитгофф К.М. Экспорт: право и практика международной торговли. М., 1993. С. 353.

[14] См. Брунцева Е.В. Международный коммерческий арбитраж. СПб., 2001. С. 90. ВОИС или WIPO (World Intellectual Property Organization) является международной межправительственной организацией в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), занимающейся вопросами защиты интеллектуальной собственности на межгосударственном уровне.

[15] Так, практически в каждой стране, которой известна арбитражная практика (включая и международный коммерческий арбитраж) есть свой постоянно действующий арбитражный орган, и при этом зачастую не один.

[16] Арбитры в подавляющем большинстве случаев ограничиваются своим регламентом.

[17] С материалами этой конференции можно ознакомиться на официальном сервере Арбитражного суда ВОИС по адресу: http://arbiter.wipo.int/events/conferences/1997/october/index.html.

[18] Шмитгофф К.М. Указ. соч. С. 346-347.

[19] Международное частное право. Учебник. / Под ред. Г.К. Дмитриевой. С. 337.

[20] Шмитгофф К.М. Указ. соч. С. 346.

[21] Подробнее см. Шмитгофф М.К. Указ. соч. С. 347.

[22] Курс международного торгового права/Тынель А., Функ Я., Хвалей В. Минск, 2000. С. 617.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Многостороннее международно-правовое регулирование международной торговли услугами
Предмет международного частного права (МЧП)
Понятие международно-правового регулирования и механизма международно-правового регулирования
Природа, содержание и применение «публичного порядка» в международном частном праве
Общие вопросы правового статуса воздушного пространства
Вернуться к списку публикаций