2015-04-10 21:15:17
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Заключение договора международной купли-продажи товаров



Заключение договора международной купли-продажи товаров


Особенности регулирования оферты в договоре международной купли-продажи товаров

Каждый день в современном мире заключается большое количество договоров. Внешнеторговые договоры заключаются на основе различных правовых систем, в частности, таких, как англо-американская и континентально-европейская. Наиболее важным отличием между этими правовыми системами является момент заключения договора. В странах англо-американской системы права (Англия, США) момент заключения договора совпадает с моментом отправления акцепта, поэтому ее называют «теорией почтового ящика». Эта теория получила отражение также в гражданском законодательстве Японии. А в государствах континентальной Европы (Франции, Германии, Италии) момент заключения договора приурочивается к моменту получения оферентом сообщения об акцепте [1].

Гражданский Кодекс Российской Федерации исходит из того же принципа, что и континентально-европейская правовая система: «договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта» (п. 1 ст. 433).

Сравним два разных подхода к моменту заключения договора. В «теории почтового ящика» содержится элемент неопределенности. Например: акцептант отослал акцепт вовремя, но в связи с задержкой на почте ответ пришел с опозданием к оференту, а оферент в свою очередь уже заключил другой договор, т, к. он рассматривал неполучение своевременного ответа как отказ акцептанта от заключения договора. Исходя из возможности возникновения подобных недоразумений, предпочтение следует отдать второй концепции.

Вышеуказанная концепция отражена в ст. 23 Венской Конвенции 1980 года: «договор считается заключенным в момент, когда акцепт оферты вступает в силу в соответствии с положениями настоящей Конвенции». П. 2 ст. 18 Конвенции гласит: «акцепт оферты вступает в силу в момент, когда указанное согласие получено оферентом». Таким образом, Венская Конвенция в данном вопросе занимает позицию, характерную для континентальной Европы.

Процесс заключения договора – это всегда поиск компромисса, успешный исход вероятен, чем большими альтернативами в регламентации отношений с партнером располагает сторона. Это в свою очередь, возможно, за счет практики составления и разработки договоров, знание которой делает гибкой позицию сторон.

Первым действием, необходимым для заключения договора международной купли-продажи, как и любого другого, является направление оферты. В этом отношении весьма большое значение имеет ст. 14 Конвенции, где дается определение оферты: «предложение о заключении договора, адресованное одному или нескольким конкретным лицам, является офертой, если оно достаточно определенно и выражает намерение оферента считать себя связанным в случае акцепта».

Таким образом, в статье содержатся три основных требования, которым должно отвечать предложение о заключении договора:

1) адресат предложения – одно или несколько конкретных лиц;

2) предложение должно быть достаточно определенным, если оно содержит те условия («обозначен товар и прямо или косвенно устанавливаются количество и цена либо предусматривается порядок их определения»), без которых договор не может считаться заключенным;

3) предложение выражает намерение оферента связать себя договором в случае принятия предложения акцептантом.

Рассмотрим более подробно каждый из вышеперечисленных признаков. С начала обратимся к субъектному составу. Ясно, что оферент – это лицо, от которого исходит оферта, а акцептант—лицо, которому адресована оферта.

В Конвенции указаны две несовпадающие ситуации применительно к акцептанту. В роли акцептанта могут выступать либо несколько конкретных лиц, либо одно лицо.

Следует помнить, что под словом «лицо» в Конвенции подразумеваются как физические и юридические лица, так и их объединения, не признаваемые юридическими лицами в некоторых национальных законодательствах, например полное товарищество в Швейцарии и ФРГ или партнершип в США и Англии [2].

В соответствии с текстом Конвенции адресатом оферты могут быть несколько конкретных лиц (два или более), которые действуют совместно, например, являются участниками полного товарищества или в случае, если оферент хочет купить здание, принадлежащее нескольким лицам. Оферта может адресовываться как определенному лицу с указанием его имени, так и владельцу или владельцам предприятия или фирмы с указанием их конкретного наименования [3].

Требования к адресату оферты связаны с разным подходом национальных систем к публичным предложениям. В одних правовых системах публичные предложения рассматриваются, как приглашения сделать оферту, в других – как публичные оферты [4].

Следует отметить, что публичные оферты в тех странах, где они практикуются, как правило, применяются только во внутренней торговле или на территориях, где обычно осуществляется бизнес. Следовательно, для международной купли-продажи не характерен пример публичной оферты в форме выставления товара в витрине с указанием его цены. В тоже время в международной торговле практикуется предложения, обращенные к неопределенному кругу лиц, например публикация рекламного объявления о готовности поставить запасные части к машинам и оборудованию по каталогу с указанием цены любому лицу, на основании заказа адресата со ссылкой на каталог. Хотя, даже направление по почте рекламного объявления и каталога конкретному адресату не исключает возможности рассмотрения данного предложения в качестве вызова на оферту [5].

Данные расхождения учтены в Конвенции, ее составители избрали компромиссный вариант. В Конвенции указано общее правило о том, что для признания офертой предложения о заключении договора необходимо, чтобы оно было адресовано одному или нескольким конкретным лицам, а предложение, адресованное неопределенному кругу лиц (например, реклама, опубликованная в средствах массовой информации) рассматривается лишь как приглашение делать оферты, и может квалифицироваться в качестве оферты лишь при наличии соответствующего прямого указания лица, сделавшего такое предложение (п. 2 ст. 14 Конвенции). Вероятно, данная оговорка была включена в текст Конвенции с учетом англо-американской прецедентной практики.

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации для признания предложения публичной офертой необходимо, чтобы оно отвечало трем следующим признакам:

1) должно содержать в себе все существенные условия договора;

2) из предложения должна усматриваться воля оферента заключить договор;

3) из предложения должна следовать посылка заключить договор с любым, кто отзовется.

Интересно, что в одном из дел офертой на заключение договора перевозки была признана заявка о выделении автомобилей (Постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 1999 года № 3943/98). В другом деле офертой на заключение договора займа было признано письмо с просьбой перечислить денежные средства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23 декабря 1997 года № 5589/97). А Постановлением Президиума ВАС РФ от 9 декабря 1997 года № 4188/97 офертой т был признан прайс-лист. Отсюда можно сделать вывод, что судебная практика в настоящее время ориентируется не на конкретную формулировку, а на содержание документа, на тот смысл, который стороны придают ему с учетом сложившихся между ними отношений.

Необходимо также учесть и распространенную сегодня практику заключения договора путем выставления счета, что фактически позволяет говорить о формировании в отношении данного вопроса обычая делового оборота [6].

Достаточная определенность оферты согласно ГК РФ предполагает, что из нее адресат способен сделать правильный вывод о воле оферента. Любая неопределенность в отношении различных элементов будущего договора – указания сторон, их прав и обязанностей, предмета договора может привести к различному пониманию содержания оферты, что повлечет за собой утрату офертой своего назначения [7].

Второе требование относится к направленности оферты. Она должна быть составлена таким образом, чтобы позволить адресату сделать вывод о том, что для заключения договора достаточно выражения совпадающей с офертой воли им самим. Эти два условия помогают отграничить оферту от обычных переговоров, устных или письменных, целью которых является уточнение намерений контрагента или вызов его на контрпредложение.

Третье условие посвящено существенным условиям договора, которые определены в ст. 432 ГК РФ либо вытекают из нее. Указанный в оферте набор условий является максимальным. Соответственно, после того как адресат примет предложение, без внесения каких-либо изменений или дополнений со своей стороны, оферент не сможет менять условия, содержащиеся в оферте. Смысл этого требования к оферте может быть выражен следующим высказыванием: она должна быть настолько определенная, чтобы можно было путем ее принятия достигнуть соглашения о всем договоре.

Четвертое условие связано с адресностью оферты. Проще говоря, из нее должно быть ясно, к кому именно она обращена. Определенность адресата оферты в литературе понималась по-разному. Так, была весьма популярна точка зрения, по которой оферта должна быть всегда адресована конкретному лицу (лицам) и никогда не может быть «брошена в толпу». Этот вывод в той или иной мере был связан с принципом допустимости оферты только ad incertam personam из римского права. Сторонникам такой позиции была P.O. Халфина, которая полагала, что «предложение не может рассматриваться как оферта, поскольку здесь еще не установлен один из существенных элементов договора – его сторона» [8]. Ее позицию поддержал Ф.И. Гавзе [9].

Некоторые цивилисты выступали за то чтобы признать офертой при некоторых условиях предложение, адресованное неопределенному кругу лиц, если из него усматривалась воля оферента заключить сделки «с любым и каждым» [10].

С учетом того, что теперь участники оборота имеют возможность самим находить себе партнеров, причем в условиях жесткой конкуренции распространилась практика помещения различных приглашений к заключению договоров по радио, телевидению, в прессе, ГК РФ признал офертой предложение, которое при соблюдении всех остальных требований – достаточной определенности и полноты – выражало бы волю заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.

Так, ГК РФ допускает возможность обязать заключить договор любое лицо, давшее сообщение в печати, на телевидении и указавшие точные параметры товаров, работ и услуг в том случае, если:

1) «предложение достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение»;

2) «оферта должна содержать существенные условия договора».

Нельзя не заметить сходства этих норм с рассмотренными выше правилами, содержащимися в Конвенции 1980 года. Конвенция, с одной стороны, разработана с учетом положений, сложившихся в различных правовых системах, а, с другой, – оказывает существенное влияние на развитие национального законодательства государств-участников.

К публичной оферте можно отнести сообщение в СМИ о продаже точно указанных товаров, выполнении конкретно указанных работ или предоставления услуг, адреса оферента, готовности вступить на объявленных условиях в договор с любым желающим и т.д. С точки зрения законодателя, никакой разницы между такой офертой и обычной, адресованной конкретному лицу, нет. Иными словами обычная и публичная оферты будут иметь одинаковые последствия.

Также интересной мне представляется точка зрения профессора Ю.А. Кабалкина [11]. Он считает, что следует различать предложения, сделанные неопределенному кругу лиц, и предложения, обращенные ко всем и каждому. Так, если предложение не имеет конкретного адресата и сделано на условиях, когда оно может вызвать неопределенное число откликов, оно считается обращенным к определенному кругу лиц и признается не офертой, а вызовом на нее. Напротив, предложение рассматривается как обращение ко всем и каждому и имеет силу оферты, если в каждый момент оно может быть акцептовано лишь каким-либо одним лицом и если оно в любой момент может быть снято до наступления нового акцепта.

В соответствии с положениями Гражданского Кодекса РФ реклама, если из нее прямо не следует, что она является офертой, рассматривается только, как приглашение делать оферты. Реклама отличается от оферты тем, что она всегда обращена к неопределенному кругу лиц и ее целью является информирование потребителей о товарах, работах и услугах, а не сообщение адресатам о существенных условиях договора. В то же время согласно ст. 25 Закона « О рекламе» и ст. 437 Гражданского Кодекса РФ реклама может выступать в двух формах: как приглашение делать оферту и как публичная оферта, если в ней указаны все существенные условия договора.

Итак, в п. 1 ст. 436 ГК РФ содержится общая презумпция в пользу того, что реклама и иные предложения, которые адресованы неопределенному кругу лиц, признаются только приглашением к оферте, но не офертой. При публичной оферте определенность во взаимоотношениях сторон зависит от характера предложения, и соответственно снять неопределенность должен тот, кто обращается с предложением. Если он хочет выступить с офертой, ему надо прямо выразить это в предложении, так как вторая сторона не обязана догадываться, что следует понимать под извещением.

Было бы справедливым исходить из положений Венской Конвенции и признавать публичную оферту приглашением делать оферты, поскольку Россия является участницей данной Конвенции. Согласно п. 2 ст. 7 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора. Поэтому, любое лицо, обращающееся к оференту, выступает с предложением заключить договор на условиях, указанных в публичной оферте. Оферент, обладающий возможностью предоставить соответствующие товары, работы, услуги, заключает договор с обратившимися.

Вызов на оферту также относится к предложениям, адресованным неопределенному кругу лиц. Под ним понимается предложение вступить в переговоры о заключении договора и направлять соответствующие оферты. Офертой в данной ситуации будет считаться то заявление, которое делается лицом, откликнувшимся на приглашение. Лицо, направившее приглашение делать оферты, может отказаться от своего приглашения без наступления для него отрицательных последствий [12].

В отношении розничной купли-продажи действует специальное правило (п. 2 ст. 494 ГК). Оно выражается в том, что выставление товаров в месте продажи (на прилавке, витрине), демонстрация их образцов или представление сведений о продаваемых товарах (каталогов, описаний, фотоснимков товаров) в месте их продажи могут быть признаны публичной офертой даже в случаях, когда отсутствует цена и другие существенные условия, кроме случаев, когда продавец явно для окружающих определил, что соответствующие товары не предназначались для продажи (такое указание может быть сделано в витрине). Соответственно, в исключение из правила, установленного п. 1 ст. 437 ГК, одного выставления товара в месте продажи недостаточно для предположения о том, чтобы продавец рассматривал эти действия в качестве оферты.

В современной юридической литературе, несмотря на принятие ГК РФ с нормами о публичной оферте, высказываются мнения в пользу «конкретного адресата оферты» [13]. Таким образом, сущность публичной оферты состоит в том, что это «предложение заключить договор обращено не к неопределенному кругу лиц, а к любому и каждому» [14]. Поэтому первый, кто отзовется на публичную оферту, акцептует ее и тем самым снимает предложение (такси, стоящее на стоянке с включенным зеленым огоньком, автоматы по продаже напитков, размещенные на прилавке магазина товары и т.п.).

М.И. Брагинский и В.В. Витрянский не согласны с такой точкой зрения. Они объясняют свою позицию следующими рассуждениями [15]. Существуют две разные ситуации, связанные с публичной офертой. Одна из них действительно предполагает однократность оферты и, следовательно, поглощение ее заключенным договором. Здесь имеется ввиду то, что происходит в приведенном выше примере со стоящим на стоянке в ожидании пассажиров такси. Но гораздо большее значение, по их мнению, имеют случаи множественности адресатов публичной оферты, особенно неопределенной множественности. Это видно из примера: покупка лицом товаров в магазине не прекращает действия публичной оферты. Она сохраняет силу в полном объеме, кроме, случаев, когда приобретен «последний товар». Если в отношении магазина могут быть использованы еще и правила о публичном договоре (п. 3 ст. 426 ГК), то возможны ситуации, когда правила о таком договоре не действуют, а все же предложение с неоднократным действием, «брошенное в толпу», признается публичной офертой.

Правила о публичной оферте введены в интересах участников гражданского оборота. Поэтому сужение указанного понятия практически приводит к ограничению предоставляемых соответствующими нормами гарантий для «отозвавшихся», в числе которых большинство составляют потребители, заведомо более слабая сторона.

Любопытно, что когда в России появились первые автоматы, отпускающие в обмен на деньги конфеты и другие подобные товары, то Г.Ф. Шершеневич без колебаний признал выставление автомата офертой [16]. Есть все основания занять аналогичную позицию и теперь. Это прямо предусмотрено п. 2 ст. 498 ГК: «договор розничной купли-продажи с использованием автоматов считается заключенным с момента завершения покупателем действий, необходимых для получения товара».

В п. 2 ст. 14 Венской Конвенции публичная оферта рассматривается в качестве приглашения делать оферты. И только если сам оферент прямо укажет, что предложение заключить договор связывает его перед любым лицом, кто отзовется, то такое предложение можно считать офертой с распространением на него всех правовых последствий.

Возвратимся ко второму признаку оферты, закрепленному в Конвенции 1980 года. «Предложение будет достаточно определенным, если в нем будет обозначен товар, прямо или косвенно установлены количество и цена либо предусмотрен порядок их определения». Таким образом, количество товаров может быть определено прямо (например, «столько-то единиц такого-то оборудования») или косвенно, путем согласования порядка установления количества. Так, стороны могут договориться о продаже фактического количества товара, имеющегося у продавца или о покупке всего количества товаров, которое необходимо покупателю. Применение такой широкой формулировки оправдывается предоставлением полной свободы сторонам в данном вопросе.

Цена может быть также установлена в виде твердой суммы, либо посредством установления порядка ее исчисления. Международной договорной практике известны случаи, когда цена устанавливалась через определенные промежутки времени после заключения договора, а именно, на стадии исполнения договора. Так, стороны могут договориться об оплате оборудования по цене, преобладающей на мировом рынке в момент отгрузки товара продавцом покупателю.

Оферта может включать в себя любые другие условия, что может быть указано в самом тексте оферты, либо в ранее заключенном контракте, типовом контракте. Если в оферте не содержатся дополнительные условия, то они будут определяться на основе норм применимого права и обычаев [17].

Третий признак оферты – «намерение оферента считать себя связанным в случае акцепта». В Конвенции выделяются критерии, с помощью которых можно установить наличие такого намерения. Ст. 8 Конвенции предусматривает как субъективные критерии, позволяющие учесть сложившееся между сторонами отношения, так и объективные, основанные на понимании, которое имело бы разумное лицо, действующее в том же качестве, что и другая сторона, при аналогичных обстоятельствах. Поэтому, в спорных случаях, связанных с длительными переговорами и неоднократным обменом предложений, необходимо детально анализировать фактические взаимоотношения сторон, включая переговоры, любую сложившуюся практику во взаимоотношения сторон, обычаи, любое последующее поведение сторон.

Таким образом, в российском законодательстве требования к содержанию оферты в основном совпадают с требованиями Конвенции. Правда, в Конвенции понятие оферты сформулировано немного более общим образом, чем в Гражданском Кодексе РФ, а именно «указанием в предложении существенных условий договора (обозначение товара, его количество и цена) или порядка их определения» (ст. 14 (1) Конвенции). В то время как в ГК РФ закреплено, что «оферта должна содержать существенные условия договора» (ст. 475).

В ст. 55 Конвенции содержится критерий определения цены: «в тех случаях, когда договор был юридически действительным образом заключен, но в нем прямо или косвенно не устанавливается цена или не предусматривается порядка ее определения, считается, что стороны; при отсутствии какого-либо указания об ином, подразумевали ссылку на цену, которая в момент заключения договора обычно взималась за такие товары, продававшиеся при сравнимых обстоятельствах в соответствующей области торговли». Следовательно, если исходить из ст. 55 Конвенции, то отсутствие в предложении условия о цене не лишает его достаточной определенности. Таким образом, между ст. 14 (1) и ст. 55 Конвенции заметно противоречие, которое в литературе предлагается разрешить следующим образом [18]. Согласно ст. 6 стороны могут отступить от любого положения Конвенции или изменить его действие (при условии соблюдения письменной формы сделки – ст. 12). Отсутствие в договоре соглашения сторон о цене следует рассматривать как договоренность отступить от положения ст. 14 в отношении условия о цене. Не содержащее условия о цене предложение, если оно было акцептовано адресатом, должно признаваться офертой по смыслу Конвенции. Существует мнение, что такой подход допустим лишь в исключительных ситуациях, например, когда покупатель принял и использовал поставленный товар [19].

Наша точка зрения по этому вопросу состоит в следующем: логичнее было бы полагать, что при отсутствии упоминания о цене нельзя заключить юридически действительный договор, т.к. мы считаем, что цена должна быть существенным или необходимым условием всякого возмездного договора.

В Комментарии Секретариата ООН разрешили это противоречие, сославшись на то, что некоторые государства при ратификации Конвенции могут сделать оговорку о том, что ч. 2 Конвенции (Заключение договора) не будет применяться, если одна из сторон договора купли-продажи имеет свое коммерческое предприятие в данном государстве. Подобные оговорки сделали: Дания, Норвегия, Финляндия и Швеция, соответственно, в этих странах не будет возникать расхождений между упомянутыми статьями [20]. Вместе с тем большинство государств приняли Конвенцию целиком, поэтому для этих стран адекватное толкование взаимосвязи этих двух статей необходимо.

Конвенция не затрагивает вопроса о действительности договора или каких-либо из его положений, отсюда следует, что этот вопрос должен решаться в соответствии с применимым национальным правом. Во многих странах, прежде всего с англо-американской правовой системой, цена не считается существенным условием договора и, соответственно, он может быть признан действительным и без указания цены. В РФ цена согласно ГК РФ также не является существенным условием договора (ст. 485). Если применимое национальное право признает отсутствие цены в договоре основанием для признания договора недействительным, то ст. 55 не применяется.

Оферта вступает в силу в тот момент, когда она получена адресатом. Момент вступления оферты в силу имеет большое значение. Во-первых, до получения адресатом оферта не порождает правовых последствий, не связывает адресата и потому не может быть акцептована, даже если адресату становится известно от третьих лиц о ее отправлении. Во-вторых, до вступления в силу оферту можно отменить, уведомив об этом адресата до или одновременно с получением оферты. В-третьих, поскольку оферта вступает в силу только после ее получения адресатом, риск искажения ее содержания с помощью технических средств лежит на оференте.

Интересно, что в российском законодательстве нет нормы, определяющей момент вступления в силу оферты, поэтому на практике исходят из положений Венской Конвенции. Оферта связывает оферента с момента ее получения адресатом. Адресат в свою очередь может акцептовать оферту (тогда акцепт вступает в силу и заключается договор), или отклонить ее, в этом случае она утрачивает силу.

Адресат оферты принимает решение об акцепте в течение определенного периода времени. Этот срок обычно установлен в самой оферте, либо определяется с учетом конкретных обстоятельств (например, ориентируются на скорость использованных оферентом средств связи).

В ст. 16 Венской Конвенции указаны два вида оферты: твердые (безотзывные) и условные (свободные). Твердую оферту отозвать нельзя. Безотзывная оферта определяется в Венской Конвенции следующим образом: «в ней указывается путем установления определенного срока или иным образом, что она является твердой либо для адресата было разумным рассматривать ее в качестве безотзывной».

В ходе Венской конференции представители англо-американской и континентальной систем права по-разному истолковали первую часть обозначенного определения. Так, представители континентальной Европы считают, что оферта становится безотзывной в силу факта включения в оферту срока для акцепта. Представители другой правовой системы исходят из того, что оферта будет твердой в тех случаях, когда в ней указывается, что она действительна до какой-либо определенной даты [21].

Конвенция исходит из того, что по общему правилу, оферта считается условной (п. 1 ст. 16), если иное не следует из ее текста или из взаимоотношений сторон (п. 2 ст. 16). Сопоставление положений Конвенции и ГК РФ (ст. 435-438) об оферте свидетельствует, о том, что они аналогичны по своей сути и, следовательно, ГК РФ разработан с учетом сложившихся к настоящему времени и широко применяемых норм международного права. В тоже время их сходство не означает их полного тождества, так как в ГК характер общего правила придан не условной, а твердой оферте.

Свободную оферту часто используют при переговорах с несколькими возможными адресатами [22]. Она не обладает признаками твердой оферты и, следовательно, может быть отозвана оферентом.

До какого момента оферент вправе отозвать оферту? Как мы знаем, договор считается заключенным в момент получения акцепта оферентом. Соответственно оференту можно было бы предоставить право отозвания оферты до момента заключения договора. Но, в Конвенции данный вопрос решили в интересах добросовестного адресата, поэтому право на отзыв оферты ограничивается более коротким периодом (до отправления акцепта адресатом).

Следовательно, право оферента на отзыв оферты прекращается в момент своевременного отправления акцепта, несмотря на то, что оферент еще не получил акцепт и договор к тому моменту еще не был заключен [23]. Таким образом, своевременное направление акцепта лишает оферента права отозвания оферты и превращает тем самым оферту из условной в твердую.

Необходимо различать понятия «отмены» и «отозвания» оферты. Отменить оферту можно до ее вступления в силу. Отозвание же допускается после вступления оферты в силу и до отправки акцепта, при том только для условной оферты [24].

В ст. 17 Конвенции указано, что оферта утрачивает силу в момент получения оферентом сообщения об отклонении оферты. С этого момента оферент больше не связан принятым им обязательством (офертой) и вправе заключить договор с каким-либо другим лицом. Отказаться от оферты можно как прямым, так и косвенным путем. Примером косвенного отказа служит ответ, содержащий существенное изменение предложения, который в свою очередь является встречной офертой.

В.А. Мусин считает, что по своей правовой природе оферта представляет собой одностороннюю сделку, направленную на заключение договора [25]. Ее юридическая сила выражается в том, что в сочетании с другой односторонней сделкой – акцептом (совершенным своевременно, т.е. в пределах установленного в оферте либо – при отсутствии в ней таких указаний – разумного срока) она приводит к возникновению договорного обязательства между оферентом и акцептантом.

Ф.И. Гавзе был портив такой позиции. Он обращал внимание на то, что «эти действия – предложение (оферта) и принятие предложения (акцепт) – являются лишь составными частями двусторонней сделки – договора. Волеизъявление одного из лиц, изъявивших свою волю (оферента), направлено на получение ответного волеизъявления другого лица (акцептанта), в результате чего возникает общий волевой акт, договор, приводящий к достижению встречных результатов, желательных для них» [26].

Последняя точка зрения пользуется большим признанием среди российских цивилистов. Так, О.А. Красавчиков, также полагал, что «договор является не суммой двух односторонних сделок, а тем конечным результатом, в котором воля сторон находит свое общее выражение, то есть единым, с юридической точки зрения, «волевым актом» [27]. С моей точки зрения именно эта позиция представляется более правильной.



[1] Фомичев В.И. Международная торговля. М, 1998. С. 54.

[2] См.: Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров: Комментарий. Под ред. М.М. Богуславского. М., 1994, С. 36.

[3] Там же.

[4] Мусин В.А. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года и некоторые вопросы гражданского и международного частного права // Журнал международного частного права. № 1.1993. С. 13.

[5] См.: Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров: Комментарий. М., 1994. С. 21.

[6] Алещев И.А. Оферта или не оферта? // Экономика и жизнь. №31.2001. С. 5.

[7] Комментарий к ч.II ГК РФ для предпринимателей. М, 1995. С. 244.

[8] Халфина P.O. Значение и сущность договора в советском социалистическом гражданском праве М, 1952, С. 50.

[9] Гавзе Ф.И. Социалистический гражданско-правовой договор. М., 1972. С. 85.

[10] Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. М., 1953. С. 94.

[11] Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Научно-практический комментарий / Под ред. Т.Е. Абовой, Ю.А. Кабалкина, В.П. Мозолина. М., 1996, С. 640.

[12] См.: Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров: Комментарий. М., 1994. С. 36.

[13] Гражданское право, Т. 2, Учебник. / Под ред. Суханова Е.А. М., 1993. С. 23.

[14] Там же. С. 24.

[15] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. T, 1. М., 2000. С. 156.

[16] Шершеневич Г.Ф. Курс русского гражданского права. Т. 2. М, 1995. С. 74.

[17] См.: Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров: Комментарий. М., 1994. С. 12.

[18] См.: Лебедев С.Н. Вопросы заключения договора в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров // Материалы семинара по Конвенции об исковой давности и Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров, разработанных в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли. М., 1995. С. 59.

[19] Там же. С. 61.

[20] См.: Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров: Комментарий. М., 1994. С. 147.

[21] См.: Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров: Комментарий. М., 1994. С. 158.

[22] В.А. Мусин Международные торговые контракты. Л., 1986. С. 25.

[23] Коммерческое право. / Под ред. Попондопуло В.Ф., Яковлева В.Ф. СПб., 1998. С. 364.

[24] Брызгалов Н.Я. Контракт во внешнеэкономической деятельности: уч. пособие. Владивосток, 1996. С. 56.

[25] Мусин В.А. Международные торговые контракты. Л., 1986. С. 29.

[26] Гавзе Ф.И. Социалистический гражданско-правовой договор. М., 1972. С. 87.

[27] Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958, С. 96.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Правовое регулирование международного коммерческого арбитража
Природа, содержание и применение «публичного порядка» в международном частном праве
Нормы международного частного права (МЧП)
Правоотношение в международном частном праве (МЧП)
Правовой статус и место транснациональной корпорации в системе международного частного права
Вернуться к списку публикаций