2015-04-10 21:09:15
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Условия договора международной купли-продажи товаров



Условия договора международной купли-продажи товаров


Условия о цене в договоре международной купли-продажи товаров

Третьим важным условием международного договора купли-продажи является условие о цене. Цена – (англ. price; нем. Preis) – является денежным выражением обязательства произвести платеж за проданный товар, выполненные работы или оказанные услуги. Используется также для определения суммы договора либо денежного обязательства стороны, нарушившей договор или причинившей ущерб, возместить убытки или уплатить неустойку (штраф, пени) [1].

Вопрос о цене контракта имеет важное практическое значение, так как именно с ней участники правоотношения соотносят величину экономических санкций, предусматриваемых на случай нарушения денежного обязательства. Так, договорная неустойка почти всегда устанавливается в процентном отношении к сумме договора и чаще всего составляет внушительную сумму. Санкции, исчисленные в процентном отношении к взысканным суммам основного долга, составляют сотни миллионов рублей [2].

В отечественной цивилистической литературе ученые ведут оживленную дискуссию о том, является ли цена существенным (обязательным) условием договора. На сегодняшний момент существует три основных позиции. Первая группа ученых считает, что цена не признается действующим российским законодательством существенным условием договора (О.Н. Садиков, В. Бублик, Т.П. Лазарева). Вторая группа утверждает, что в договоре купли-продажи цена является существенным условием только в случаях, прямо предусмотренных законом (Ю.К. Толстой, А.П. Сергеев). Одним из представителей немногочисленной третьей группы выступает В.В. Витрянский. Его позиция заключается в следующем: цена любого возмездного договора является существенным условием при условии, что термин договор понимается как правоотношение [3].

В.В. Витрянский не согласен, что существенными условиями договора могут быть признаны только такие условия, отсутствие которых в тексте договора влечет признание его незаключенным. Он обосновывает свою точку зрения следующими аргументами: например, в отношении договора купли-продажи в современной юридической литературе зафиксированы положения о том, что «к существенным условиям договора купли-продажи (ст. 455 ГК РФ) относит только наименование и количество товара. Такие важные условия, как, качество и цена, не признаны существенными, так как при их отсутствии применяются правила определения цены, установленные ст. 424 ГК, а качества – ст. 469 ГК» [4]. В.В. Витрянский указывает на то, что в некоторых литературных источниках говорится что: «цена договора купли-продажи является его существенным условием лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, например, при продаже товара в рассрочку или продаже недвижимости, в т. ч. предприятия. В других видах договора купли-продажи условие о цене может и отсутствовать, что не подрывает действительность сделки. В этом случае применяется п. 3 ст. 424 ГК: при отсутствии в договоре соответствующего условия товар должен быть оплачен по цене, которая «при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары» [5].

Несмотря на то, что позиция В.В. Витрянского – цена является существенным условием всякого возмездного договора, противоречит буквальному толкованию п. 3 ст. 424 ГК он делает следующий вывод. «В заключенном договоре для его сторон нет условий обычных или случайных, основных или второстепенных. Все условия должны исполняться должным образом, нарушение любого из условий договора влечет применение надлежащей ответственности. Таким образом, все условия заключенного договора являются существенными» [6].

Предыдущее российское законодательство признавало условие договора купли-продажи о цене существенным. Договор, в котором не была определена цена товара, считался не заключенным. В современном гражданском кодексе существуют некоторые неточности, которые имеют особую значимость для сторон, заключивших международный договор купли-продажи, Редакция нормы, содержащейся в п. 3 ст. 424 ГК, существенно отличается от формулировки правила, предусмотренного ст. 55 Венской Конвенции: «в тех случаях, когда договор был юридически действительным образом заключен, но в нем прямо или косвенно не устанавливается цена или не предусматривается порядок ее определения, считается, что стороны, при отсутствии какого-либо указания об ином, подразумевали ссылку на цену, которая в момент заключения договора обычно взималась за такие товары, продававшиеся при сравнимых обстоятельствах в соответствующей области торговли». В Конвенции особое значение придается содержанию оферты в отношении цены договора. Поэтому, в ней логично предусматривается цена, действовавшая в отношении аналогичных товаров в момент заключения договора.

Российский ГК РФ прямо не указывает, на какой момент должен ориентироваться суд, применяя цену «по аналогии»: на цену, действовавшую в момент заключения сделки, либо на цену, которая установлена на момент исполнения договора. Скорей всего, под этим подразумевается второй вид цены. Обозначая действие должника, законодатель использует не прошедшее, а настоящее время. В п. 3 ст. 424 ГК говорится, что «исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары», а не «взималась». Между тем для российских и иностранных участников внешнеторговых отношений данный вопрос очень актуален, так как внешнеторговые обязательства, будучи оцененными в иностранных валютах, зависят от их курсов, которые в РФ имеют тенденцию к непрогнозируемым скачкам. В силу ч. 2 п. 2 ст. 7 ГК суд в таких случаях должен применять ст. 55 Венской Конвенции, ориентируясь на цену, которая обычно взималась в то время, когда сделка заключалась, а не исполнялась.

Подавляющее большинство договоров является возмездными, т.е. договорами, по которым сторона должна получить плату или иное встречное представление за исполнение своих обязанностей. В большинстве случаев встречным предоставлением является денежная сумма за выполненную работу, оказанную услугу, отгруженные товары. Я согласен с мнением В.В. Витрянского – цена является существенным условием всякого возмездного договора. Так как заключенный договор является возмездным, то в нем, так или иначе, необходимо решить вопрос о цене.

В п. 3 ст. 424 ГК РФ содержится диспозитивная норма в отношении цены товара, поэтому она подлежит применению в том случае, если стороны не согласуют договорного условия о цене. Следовательно, цена не является существенным условием возмездного договора. Однако, данный вывод противоречит сущности возмездных договоров. Именно поэтому, на мой взгляд, необходимо внести изменения в ст. 424 и 432 ГК РФ, указав, что в возмездном договоре должна быть указана цена или хотя бы способ ее определения.

И в связи с этим ч. 1 п. 1 ст. 424 ГК РФ предлагается изложить в следующей редакции:

«Исполнение возмездного договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон непосредственно либо путем указания на способ ее определения».

Желательно также изложить в следующей редакции ч. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ:

«Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, либо условия, которые являются необходимыми для договоров данного вида в силу их характера, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение».

Как показывает российская предпринимательская практика, по многим товарам достаточно сложно определить цену. Зачастую отсутствует информация о многих видах товаров в данном регионе, неясно, какие источники информации использовались [7], каким образом следует толковать предусмотренные в п. 3 ст. 424 ГК РФ «сравнимые обстоятельства». Сведения о цене продажи или покупки могут относится к коммерческой тайне.

В п. 54 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ» указывается, что наличие сравнимых обстоятельств, позволяющих однозначно определить какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной. При существовании разногласий по условию о цене и недостижении сторонами соответствующего согласия договор считается незаключенным [8].

При разъяснении этого пункта постановления председатель Высшего Арбитражного суда РФ Яковлев В.Ф. указал, что «если в договоре нет прямого указания о цене, тем не менее, это условие считается присутствующим, поскольку оплата должна производится по обычно применяемой цене [9]». Из данного разъяснения можно сделать вывод, что цена является существенным условием любого возмездного договора.

О противоречиях п. 1 ст. 14 и ст. 5 Венской Конвенция ООН 1980 речь шла в первой главе. Напомним, что с одной стороны она провозглашает цену существенным условием договора, с другой – делает исключение из данного правила. Логично было бы предположить исходя из смысла ст. 14 Конвенции, что юридически действительный договор нельзя заключить без условия о цене. Таким образом, Конвенция учитывает разные подходы в национальных законодательствах к данному вопросу и занимает компромиссную позицию, что делает возможным участие в Конвенции государств, как признающих, так и не признающих цену существенным условием договора купли-продажи.

Национальные законы разных стан не содержат положений о соответствии цены стоимости вещи. Правда, в Германии возможно признание договора недействительным при явной несоразмерности взаимных обязательств (§139 ГТУ). Во Франции убыточность является основанием оспаривания действительности договора только в некоторых случаях и для некоторых лиц (ст. 1305, 1306, 1308, 1657 ФГК). В англо-американском праве несоответствие обязательства встречному удовлетворению не влияет на действительность договора.

Продажа товаров по ценам, значительно более низким по сравнению со средними рыночными на аналогичные товары (демпинговым ценам), может привести к возбуждению против продавца специальной административной процедуры рассмотрения и к установлению санкций. Это предусмотрено нормами национального законодательства, антимонопольными или антитрестовыми (в США, Японии, Канаде и других странах) либо по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (в Скандинавских странах, Австрии) [10]. Соответствующие нормы имеются в Генеральном соглашении по тарифам и торговле ГАТТ (ст. 6).

Ст. 54 Конвенции накладывает на покупателя обязательство уплатить цену, что в свою очередь включает «принятие таких мер и соблюдение таких формальностей, которые могут требоваться, согласно договору или согласно законам и предписаниям, для того, чтобы сделать возможным осуществление платежа». В связи с обязанностью по уплате цены покупатель должен предпринять различные действия: обратиться с просьбой об открытии аккредитива или предоставления банковской гарантии, зарегистрировать договор в государственных органах или банках для получения (приобретения) валютных средств, получить разрешение на перевод платежа за границу и т.п. Все эти действия составляют обязанность покупателя уплатить цену и, соответственно, невыполнение какого-либо из них может привести к использованию продавцом средств правовой защиты, предусмотренных Конвенцией.

Сделанный вывод подтверждается практикой МКАС. Предметом иска, предъявленного фирмой США к российской организации, была оплата товара, поставленного истцом ответчику сверх количества, предусмотренного контрактом, заключенным сторонами в январе 1995 г. Истец ссылался на то, что ответчик принял излишне поставленное количество товара, однако его не оплатил и не возвратил, несмотря на то, что стороны об этом договорились и истец направлял в этих целях ответчику грузовые автомашины, вернувшиеся порожними. Требования истца включали: оплату излишне поставленного количества товара и процентов за пользование его средствами, возмещение упущенной выгоды и стоимость найма грузовых автомашин, направлявшихся истцом для вывоза товара со склада ответчика, и оплата услуг их водителей.

Истец пояснил, что отгрузка излишнего количества товара была осуществлена в целях рационального использования емкости контейнеров, в которых поставлялся товар. В отзыве на иск ответчик заявил о предъявлении к истцу встречных требований, однако, не оформил свое заявление в порядке, предусмотренном Регламентом МКАС. В заседании арбитража ответчик признал, что им получено и использовано поставленное истцом излишнее количество товара. Истец снял часть своих исковых требований (уплату процентов годовых, возмещение упущенной выгоды, и расходов за наем грузовых автомашин) и выразил готовность возместить ответчику расходы, понесенные им в связи с таможенной очисткой товара, после предоставления документов, подтверждающих их оплату (товар поставлялся на условиях «сиф» – место назначения в России).

МКАС принял решение, содержащее следующие основные положения. Он констатировал признание ответчиком факта принятия поставки товара и отсутствие с его стороны возражений по количеству, качеству и стоимости товара. С учетом этого он пришел к выводу, что ответчик (покупатель) не выполнил своих обязательств по оплате поставленного ему истцом (продавцом) товара, нарушив тем самым п. 1.1 контракта и положения ст. 53 Венской конвенции 1980 г., применение положений которой вытекает из подпункта «а» п. 1 ст. 1 этой Конвенции. Таким образом, ответчик обязан оплатить истцу стоимость принятого, но не оплаченного товара.

МКАС принял во внимание, что просьба истца об оставлении прочих требований без рассмотрения поддержана ответчиком, и нашел эту просьбу при данных обстоятельствах подлежащей удовлетворению. Суд, обратившись к встречным требованиям ответчика и установив, что ответчик не выполнил необходимые действия, предусмотренные регламентом МКАС в том, что касается заявления встречных требований, и не уплатил в установленном порядке регистрационный и арбитражный сборы, постановил, что ответчик тем самым лишил себя процессуальной возможности использовать в судебном заседании права, предоставленные стороне, предъявляющей встречные требования, которые соответственно остаются без рассмотрения [11].

В ст. 54 Венской Конвенции не указано, законы и предписания какой страны должны соблюдаться покупателем для выполнения им такой обязанности. В первую очередь он должен знать и соблюдать предписания государства, из которого осуществляются платежи и в котором, обычно, находиться коммерческое предприятие покупателя, имеющее наиболее тесную связь с договором купли-продажи. Если платеж, согласно договору, осуществляется в другом государстве, покупатель, соответственно, должен соблюдать предписания и этого государства. Обычно формальности по получению платежей в международной торговле не особо обременительны [12]. Сложность состоит в том, как определить те формальности, которые для осуществления платежа в стране продавца или третьей стране действительно не может выполнить покупатель. Если в соответствующей стране такие формальности существуют, разумнее всего было бы предусмотреть в договоре обязанность продавца выполнить их.

В комментарии к Конвенции нет единого мнения в отношении того, может ли покупатель в отсутствие прямого указания требовать в договоре открытия аккредитива для осуществления платежей, так как данная форма платежа не требует санкции со стороны государственных органов и во многом гарантирует поступление средств продавцу. Наиболее рациональным было бы прямо зафиксировать эту обязанность покупателя в договоре и указать, что неисполнение покупателем этой обязанности рассматривается сторонами как существенное нарушение договора.

Как известно, цена контракта – весьма сложный и переменчивый фактор. Она подчиняется законам рынка и зависит, в основном, от спроса и предложения. Чем больше спрос, тем выше цена, и наоборот, чем больше предложение, тем цена ниже. Значимое место в определении цены занимают конкурентоспособность и качество товара [13].

При установлении цены товара в контракте определяются: единица измерения, базис цены, валюта цены, способы фиксации и уровень цен. Выбор единицы измерения зависит от характера товара и торговых обычаев, сложившихся в торговле данным товаром на мировом рынке. Цена товара может быть установлена за определенную количественную единицу товара (веса, длины, объема, штук и т.д.) или в счетных единицах (сотни, дюжины). Для таких товаров, как руды, концентраты, химические продукты применяется весовая единица, исходя из базисного содержания основного вещества в товаре [14]. Для зерна, сахара и других товаров, которые содержат посторонние примеси и влажность, весовая единица зависит от колебаний натурального веса [15].

При поставке товара разного качества, ассортимента цена устанавливается за единицу товара каждого вида, сорта, марки в отдельности. При поставке по одному контракту нескольких наименований товара цены указываются, как правило, в спецификации, которая является неотъемлемой частью контракта. При поставках комплектного оборудования цены обычно устанавливаются по позициям на отдельные комплектующие части или на каждую частичную поставку с указанием их в приложении к контракту (технические условия, техническое описание) [16]. Если в основу цены кладется весовая единица, то в контракте необходимо оговорить включается ли в цену стоимость тары и упаковки или же цена устанавливается за вес нетто.

«Если цена установлена в зависимости от веса товара, то в случае сомнения она определяется по весу нетто» (ст. 56 Конвенции). Под весом нетто понимается совокупный вес товара за вычетом веса упаковочных материалов [17].

Ст. 56 применяется в том случае, когда ни договор, ни применимые обыкновения или сложившаяся практика не устанавливают порядок определения веса (нетто или брутто), от которого зависит цена товара. Например, стороны договорились о возврате упаковки, отсюда, ясно, что вес, за который стороны договорились уплатить цену, понимается как вес нетто. Если же в договоре содержится условие «брутто за нетто», то цена устанавливается за вес в упаковке.

Согласно Венской конвенции цена может быть определена тремя способами: прямо, косвенным образом или путем указания на порядок ее установления. Соответственно в международной торговой практике существует несколько способов определения цены. Например, используются твердые цены. Они устанавливаются при заключении договора и не подлежат каким-либо изменениям в дальнейшем. Твердые цены весьма часто применяются в практике внешнеторговых операций, однако этот способ установления цены лучше подходит для краткосрочных сделок и сделок с немедленной поставкой. Такая цена точно фиксирует размер платежа покупателя, но в тоже время исключает возможность учета колебаний экономической конъюнктуры, что может привести к большим убыткам продавца (если к наступлению срока платежа рыночные цены возрастут) или покупателя (они окажутся ниже) [18].

Если стороны выбрали фиксированную цену, то в контракте делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит». Формулировка цены товара в контракте может выглядеть следующим образом: Цена за одну метрическую тонну составляет 450 американских долларов, понимается на условиях франко-вагон ж/д станция Владивосток – Находка. Общая сумма контракта составляет 450 000 американских долларов (четыреста пятьдесят тысяч американских долларов) [19].

Продавец, соглашаясь на фиксированную цену, идет на значительные уступки покупателю, т.к. за время действия контракта с момента его подписания и до исполнения фактическая цена на поставляемый товар может существенно возрасти. Чтобы избежать потерь, связанных с ростом цен, продавец может добиваться от покупателя предоплаты поставляемого товара или выбрать другой вид цен и способ ее фиксации.

Именно поэтому на мировом рынке наибольшей популярностью пользуются такие способы согласования цен, которые позволяют сторонам достаточно гибко реагировать на изменение экономической обстановки. Часто устанавливается «скользящая» цена, когда предусмотренная в договоре сумма, которую необходимо заплатить за товар, подвергается соответствующей корректировке в случае изменения ценообразующих факторов (заработной платы, стоимости сырья) в период действия обязательства. Этот способ установления цены может применяться при поставках сырья и оборудования или товаров с длительным циклом изготовления [20]. В этом случае цена контракта увязывается с изменением рыночной цены товара к моменту его поставки и меняется в зависимости от условий, независящих от воли продавца (изменение стоимости сырья, рабочей силы, повышение платы за энергоносители и т.д.) В контракте обязательно указывается источник, по которому следует судить об изменении цен, а также оговаривается допустимый минимум и максимум отклонений фактической цены от договорной в ту или иную сторону (+-15%).

Скользящая цена позволяет учитывать изменения в издержках производства, которые имели место за период времени, необходимого для изготовления этих изделий. Издержки обращения изменяются в результате изменения цен на сырье, материалы, топливо, изменения ставок заработной платы и др. [21]. Это обуславливает применение специальных формул. При установлении скользящей цены устанавливается базисная цена на основе рыночных цен на момент подписания контракта. В составе этой цены определяется удельный вес: расходов на сырье и материалы (а); расходы на оплату рабочей силы (в); прочие расходы на электроэнергию, накладные амортизационные отчисления, прибыль (с).

Соответственно, контрактная цена будет формироваться из;

Ц = а + в + с,

где а + в + с – выражает установленное в контракте процентное соотношение отдельных элементов договорной цены. Их сумма составляет 100%.

Определение степени изменения цены производится путем соотношения индекса цен и заработной платы на момент установленной в контракте:

Цс = Цб (А 1с/1б + В 1с/1б + с),

где Цс – цена скольжения; Цб – базисная цена; А – удельный вес расходов на сырье в базисной цене; 1с – индекс периода, выбранного в качестве периода скольжения; 1б – индекс базисного периода; В – удельный вес расходов на рабочую силу в базисной цене; с – неизменная часть в базисной цене (индекс торможения) [22].

В некоторых случаях применяются цены с последующей фиксацией. В этом случае договор не содержит размера цены, а регламентирует порядок ее исчисления к моменту платежа (стороны договорились оплатить стоимость товаров по цене, соответствующей котировке на определенной бирже в день сдачи товара для перевозки в адрес покупателя). То есть цена устанавливается в ходе исполнения договора, например, перед поставкой очередной партии, или при долгосрочных контрактах пред началом каждого календарного года, а в исключительных случаях после поставки. Такая система скидок и надбавок, существенно влияющая на конечный уровень цены, применяется достаточно часто в международной торговой практике [23].

В контракте необходимо определить порядок фиксации такой цены, в частности, период фиксации, право выбора времени фиксации покупателем на основании определенного источника информации (текущая котировка на бирже и рубрика котировального бюллетеня, справочная цена по официальному бюллетеню и т.д.) либо условия согласования цены сторонами по взаимной договоренности [24]. Также в контракте оговаривается срок, в течение которого покупатель обязан уведомить продавца о своем желании зафиксировать цену.

В международной торговой практике считается, что профессиональней и выгодней использование цен с последующей фиксацией и скользящих цен, так как они позволяют вести расчеты с покупателями по средним мировым ценам.

В контрактах на промышленное сырье, продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным контрактам, чаще всего устанавливаются «подвижные» цены. Это цена, которая фиксируется в момент заключения контракта, но в случае изменения рыночной цены данного товара к моменту его поставки может быть пересмотрена сторонами. При установлении подвижной цены в контракт вносится оговорка «о повышении и понижении цены» [25]. Она предусматривает: «Если к моменту исполнения контракта цена на рынке повысится или понизится, соответственно должна измениться и цена, зафиксированная в контракте». В тексте договора контрагенты должны оговорить допустимый минимум отклонения рыночной цены от контрактной (2-5 %), в этих пределах пересмотр зафиксированной цены не производится. Также обязательно указывается источник, по которому следует судить об изменении рыночной цены.

Четкое составление статьи контракта о цене товара позволяет максимально точно рассчитать расходы, которые понесет какая-либо из сторон контракта и прибыль, которую они планируют получить. В международной торговле при определении цены товара используют ценовые скидки. Они представляют собой метод уторговывания цены, т.е. снижение цены с учетом состояния рынка и условий контракта [26].

Скидка – это условие сделки, определяющее размер уменьшения базисной цены товара, указанной в контракте. Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателем и от конъюнктуры рынка в момент заключения сделки. На сегодняшний момент в практике международной торговли используется около 40 видов ценовых скидок, но я расскажу о наиболее распространенных.

Скидка простая – скидка с базовой цены товара, представляемая покупателю в целях стимулирования сбыта. Данный вид скидки чаще всего используется при заключении контрактов на стандартные виды оборудования, а также на промышленное сырье.

Скидки базисные – ценовые скидки, которые представляются крупным оптовым покупателям, как правило, постоянным клиентам, не за каждую отдельную сделку, а за обусловленный объем оборота в год по сырьевым и сельскохозяйственным товарам, Достигают 7-8 % стоимости оборота, по отдельным видам оборудования -15-30 % оборота.

Скидки дилерские – ценовые скидки, которые представляются оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. Эти скидки должны покрывать расходы дилеров на продажу и сервис, а также обеспечивать им определенный процент прибыли, Дилерские скидки широко используются при продаже автомобилей, сельскохозяйственной техники и некоторых видов стандартного оборудования. Размер этих скидок составляет в среднем от 15-20 % розничной цены.

Скидки экспортные – ценовые скидки, цель которых проникновение о повышение конкурентоспособности того или иного товара на рынках других стран. Используются, как правило, при отсутствии специального экспортного каталога. Скидка сезонная – уменьшение цены товара или услуги для потребителей, совершающих внесезонные покупки.

Скидка скрытая – форма дополнительных бесплатных услуг, например, предоставление льготных кредитов, стимулирующих покупку оптовых партий товаров, предоставление бесплатных образцов и т.д.

Скидка специальная – ценовые скидки, которые представляются покупателям, имеющим длительные связи с поставщиками и другие особые отношения. Размеры этих скидок представляют коммерческую тайну и могут быть определены только оценочно. Предположительно, они составляют 5-8%.

Скидки закрытые – ценовые скидки, которые представляются на продукцию, обращавшуюся в замкнутых экономических единицах, например, во внутрифирменных поставках или во внутренней торговле международных замкнутых группировок; на товары, поставляемые по специальным межправительственным соглашениям.

Скидка временная - скидка с цены товара, как правило, применяется при торговле продукцией массового спроса, имеющей сезонный характер.

Скидки количественные – ценовые скидки, размер которых зависит от величины или серийности заказа. При поставках товаров массового спроса размер их невелик, а для товаров, производимых по индивидуальному заказу или малыми партиями, скидка на количество имеет большое значение, т.к. увеличение серии ведет к сокращению издержек производства (иногда они достигают 15 %).

Скидки «сконто» – предоставляются за оплату наличными или за досрочное осуществление платежей по сравнению со сроками, установленными контрактом. Могут составлять 3-5 % стоимости сделки.

Использование ценовых скидок позволяет избежать частого пересмотра цен, установленных в каталогах, обеспечивает ценообразование отдельных партий товаров, создает возможность сохранения коммерческой тайны по поводу истинных цен реализации.

В то же время известно, что во многих странах договор купли-продажи заключается без указания цены или порядка ее исчисления. В таких случаях за товар выплачивается «обычная», «разумная» цена. Исходной точкой в определении цены выступают базисные цены, в основе которых лежат два вида цен: публикуемые и расчетные. В международной торговой практике цена устанавливается с помощью следующих публикуемых источников:

1) справочные цены, то есть цены, запрашиваемые продавцами и публикуемые в прейскурантах, бюллетенях и иных периодических изданиях. Практика показывает, что обычно реальные цены оказываются ниже справочных;

2) цены статистики внешней торговли, определяемые делением общей суммы, вырученной от продажи отдельных товаров, на количество последних;

3) биржевые котировки, то есть реальные цены сделок, совершаемых на бирже в тот или иной момент;

4) цены аукционов [27].

Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. Исходя из них, можно определять уровень мировых цен, то есть выражаемых в свободно конвертируемой валюте цен сделок, осуществляемых в важнейших центрах международной торговли, где регулярно производятся крупные экспортные и импортные операции.

Международной торговле свойственно существование разных цен на одинаковые товары не только на одном, но и на разных рынках. Мировые цены различаются в зависимости от места, времени, условий, реализации товара, конъюнктуры рынка, особенностей контракта и т.д. Уровень мировых цен зависит от условий франкировки, т.е. порядка учета и возмещения транспортных, страховых, погрузочно-разгрузочных затрат [28].

В соответствии с торговыми обычаями мировыми ценами на пшеницу и алюминий являются экспортные цены Канады, на пушнину – цены Санкт-Петербургского и Лондонского аукционов, на нефть – цены Нью-йоркской биржи, на каучук – цены Сингапурской биржи и т.д. [29]. На товары сырьевой группы берутся за основу цены тех регионов мира, в которых сосредоточенно их производство и\или торговля. Для нефти и нефтепродуктов – это цены портов Персидского и Мексиканского заливов, а в Европе – портов Антверпен, Роттердам и Амстердам [30].

Расчетные цены используются при поставке уникального товара, который ранее на рынок не поставлялся и который трудно сравнить с другими аналогами.

Иногда применяется внутрифирменная расчетная цена (трансферабельная), которая используется при расчетах за поставки между материнскими и дочерними компаниями, а также между заграничными филиалами [31]. Она, как правило, держится в секрете.

Так как цена выражается в денежной форме, продавцом и покупателем по договору международной купли-продажи являются граждане различных государств, то особую важность приобретают связанные с ценой валютные вопросы.

На мировом рынке расчеты за товары производятся в свободно конвертируемой валюте. Различают валюту долга (денежную единицу, в которой исчислена сумма обязательства) и валюту платежа (денежную единицу, которая служит средством погашения денежного обязательства), В большинстве случаев они тождественны, а в случае расхождения между ними «важно предусмотреть валютный курс, по которому будет производиться пересчет, во избежание потерь из-за различий в величинах различных курсов [32]».

Итак, цена в контракте указывается в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу на согласованном базисе поставки. При этом стороны оговаривают, входят ли в цену товара расходы, связанные с транспортировкой, страхованием, хранением, упаковкой, т.е. определяют базис (основу) цены. Базис обычно определяется применением соответствующего термина, в соответствии с Международными правилами по толкованию торговых терминов (Инкотермс), например, FCA, FOB, CIF или другие [33].

Далее необходимо обратиться к вопросу об определении места платежа. На международном рынке решение данного вопроса осложнено из-за различий в законодательстве о валютном контроле тех или иных государств. Поэтому порой продавец может быть заинтересован в осуществлении платежа в его стране, в то время как для покупателя предпочтительнее было бы избрать местом платежа свое или какое-либо иное государство. Стороны договора должны избрать такое место платежа, которое было бы минимально подвержено воздействию этого регулирования. Если сторонам все-таки не удалось согласовать место платежа, ст. 57 Конвенции содержит диспозитивное правило, обязывающее покупателя произвести платеж:

«а) в месте нахождения коммерческого предприятия продавца; или

б) если платеж должен быть произведен против передачи товара или документов – в месте их передачи».

Если оплата товара не осуществляется в обмен на передачу товара или его документов, то платеж должен быть произведен в месте нахождения коммерческого предприятия продавца. Отсюда у покупателя появляются следующие обязанности:

а) организовать перевод средств таким образом, чтобы они поступили в место нахождения предприятия продавца вовремя;

б) принять во внимание предписания отечественного и иностранного правопорядка, касающиеся перевода средств;

в) нести расходы и риски по переводу средств до места платежа.

Передача товара по условиям договора может считаться состоявшейся при сдаче товара не самому покупателю, а перевозчику, а документы могут передать не покупателю, а, например, банку (при расчетах за товар посредством документарных аккредитивов). Передача может осуществляться в государстве продавца, покупателя или другом государстве. Поэтому и платеж должен быть совершен в том месте, где состоялась передача документов.

Если местонахождение предприятия продавца изменяется после заключения договора, то покупатель обязан произвести платежи по новому местонахождению продавца, однако дополнительные в этой связи расходы по переводу средств возлагаются на продавца.

Теперь рассмотрим вопрос о сроке платежа. Национальные законодательства многих стран и международные соглашения в отношении данного вопроса основываются на взаимном характере обязанностей продавца и покупателя. Они исходят из того, что оплата цены должна производится одновременно с передачей товара или связанных с ним документов [34].

Ст. 58 Конвенции гласит:

«1) если покупатель не обязан уплатить цену в какой-либо иной конкретный срок, он должен уплатить ее, когда продавец в соответствии с договором и настоящей Конвенцией передает либо сам товар, либо товарораспорядительные документы в распоряжение покупателя. Продавец может обусловить передачу товара или документов осуществлением такого платежа.

2) Если договор предусматривает перевозку товара, продавец может отправить его на условиях, в силу которых товар или товарораспорядительные документы не будут переданы покупателю иначе как против уплаты цены.

3) Покупатель не обязан уплачивать цену до тех пор, пока у него не появилось возможности осмотреть товар, за исключением случаев, когда согласованный сторонами порядок поставки или платежа несовместим с ожиданием появления такой возможности».

В статье предусматривается две разновидности отношений между продавцом и покупателем: 1) товары (документы) передаются в распоряжение покупателя и 2) договор купли-продажи предусматривает перевозку товаров.

Для договора купли-продажи характерна взаимосвязь с перевозкой. Продавец может отправить товары на условии, что товары либо товарораспорядительные документы не будут переданы покупателю до уплаты цены. Таким образом, продавец может, получив товарораспорядительный документ от перевозчика, дать ему указание о выдаче товара покупателю только против товарораспорядительного документа, который не будет передан до уплаты цены. При линейных перевозках продавец может уполномочить перевозчика взыскать цену с покупателя при выдаче ему товара.

Если стороны не договорились о месте передачи товаров или товарораспорядительных документов, то необходимо помнить, как сочетаются место и сроки уплаты цены. 1) Покупатель обязан, а продавец вправе требовать уплаты в месте нахождения предприятия продавца. 2) Покупатель не вправе требовать получения товаров (документов) до уплаты цены. 3) Продавец вправе отгрузить товар и удерживать товарораспорядительный документ до уплаты цены.

Конвенция не устанавливает обязанность использовать аккредитивную форму расчетов. Но именно использование документарного аккредитива как одного из самых распространенных средств платежа в международной торговле позволяет логично соединить приведенные выше моменты. Продавец не отгрузит товар, пока покупатель не откроет (обеспечит подтверждение) документарный аккредитив в банке, находящимся в районе местонахождения предприятия продавца, что обеспечит платеж при условии, что продавец представит в этот банк документы, указанные в аккредитиве. В пункте 3 исходят из общей посылки, что покупатель должен иметь возможность осмотреть товар. Это вполне реально, если базисом поставки являются, например «с завода», «с пристани» или «поставлено с оплатой пошлины». При базисе CIF, CFR, CIP продавец может отсрочить предоставление документов до тех пор, пока товар не прибудет и покупатель в течение разумного срока не осмотрит товар, если только по условиям договора необходимые документы не должны были быть отосланы покупателю немедленно после отгрузки. С другой стороны, покупатель, заинтересованный в осмотре товара, прежде чем уплатить цену, обычно имеет возможность договорится с независимой контрольной организацией в стране продавца о проведении необходимого осмотра и договориться с продавцом о том, что акт данной организации будет представлен вместе с прочими документами, против которых будет осуществляться платеж.

Внутренние и международные правовые нормы, приурочивающие платеж по договору купли-продажи к моменту передачи товара или касающихся его документов, носят диспозитивный характер и предоставляют сторонам возможность разделить данные моменты во времени. Такая возможность широко используется в международной торговой практике, где активно применяются сделки в кредит.

В данном случае используется не только банковский кредит, когда импортер приобретает товар на средства, полученные от банка в виде ссуды, но и так называемый финансовый кредит, когда экспортер отгружает товар с предоставлением импортеру отсрочки платежа [35].

В целях уменьшения риска коммерческая практика международной торговли выработала меры, направленные на обеспечение финансово-валютных интересов стороны, оказывающей кредит зарубежному партнеру. К таким мерам относится банковская гарантия, то есть поручительство банка по обязательству его клиента, выданное либо непосредственно в пользу контрагента последнего, либо в пользу банка, обслуживающего контрагента [36].

Все более широкое развитие в современных условиях получает страхование риска неплатежа. Круг рисков определяется с учетом того, что неполучение продавцом покупной цены может быть обусловлено не только неплатежеспособностью покупателя, но и целым рядом факторов, находящихся вне контроля с его стороны. Ими могут быть: невозможность конвертирования местной валюты в валюту платежа, мораторий и др. Страхование покрывает данные и иные обстоятельства, перечень которых определяется соглашением сторон.

Пределом страховой суммы является цена товара, предусмотренная контрактом купли-продажи. Страховой случай, приводящий к возникновению платежной обязанности страховщика, наступает при одновременном наличии двух условий: 1) надлежащего выполнения продавцом своих договорных обязанностей перед покупателем; 2) неполучения продавцом покупной цены [37].

Начало ответственности страховщика приурочивается к установленному договором купли-продажи моменту передачи товара продавцом, а окончание – к истечению срока, в продолжение которого покупатель был обязан оплатить товар [38].

В отношении форм расчетов за товары, приобретаемых по договорам международной купли-продажи, на мировом рынке применяются: документарные аккредитивы, инкассо с предварительным акцептом, инкассо с последующим акцептом (с немедленной оплатой), банковские переводы, открытые счета, векселя и чеки и т.д.

В ст. 59 Конвенции указано, что «покупатель обязан уплатить цену в день, который установлен или может быть определен, согласно договору и настоящей Конвенции, без необходимости какого-либо запроса или выполнения каких-либо формальностей со стороны продавца», Главная цель этой статьи – устранить действие предписаний некоторых национальных правовых систем (Франция, Германия), которые предусматривают формальное и неформальное напоминание должнику для установления факта просрочки и, соответственно, возникновения ответственности за просрочку [39]. День уплаты цены может быть прямо зафиксирован в контракте, и в этом случае особых сложностей в интерпретации срока платежа не будет.

Дата уплаты цены может быть определена с учетом положений всего договора, а также применимых дополнительно положений Конвенции, в особенности ст. 58, устанавливающей принципы определения сроков уплаты цены. Так как ст. 58 базируется на взаимном предоставлении товара и цены, то возникает вопрос о том, должна ли определимость срока платежа носить объективный или субъективный характер? Видимо, действие ст. 59 основано на том, что «разумный» покупатель знает о тех обстоятельствах, с которыми ст. 58 связывает определение момента по производству платежа. Данные обстоятельства могут стать известными покупателю накануне даты платежа и, соответственно затруднить своевременный платеж. Конвенция не разрешает таких сложностей. Вероятно, дополнительный срок разумной продолжительности в таких ситуациях может быть предоставлен с учетом применимых торговых обыкновений (ст. 9).



[1] Гражданское право. Словарь-справочник. М., 1996. С. 555.

[2] Бублик В. Ценообразование во внешней торговле: что необходимо знать при заключении контрактов // Хозяйство и право. №7. 1999. С. 95.

[3] Витрянский В.В. Существенные условия договора // Хозяйство и право. № 7. 1998. С. 5.

[4] Гражданское право. Часть вторая. Обязательственное право: курс лекций. / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1997. С. 12.

[5] Гражданское право. Учебник. Часть вторая. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, М., 1997. С.13.

[6] Витрянский В.В. Существенные условия договора // Хозяйство и право. № 7. 1998. С. 8.

[7] Обзор отдельных постановлений Президиума ВАС РФ по вопросам, связанным с заключением договоров // Хозяйство и право, № б, 2000. С. 112.

[8] Вестник Высшего Арбитражного суда РФ, № 9. 1996, С. 18.

[9] Там же. С. 119.

[10] Зыкин И.С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М., 1994. С. 43.

[11] Арбитражная практика за 1996-1997 гг. / М.Г. Розенберг. М., 1998. С. 130-131.

[12] Розенберг М.Г. Заключение договоров международной купли-продажи товаров. М., 1991. С. 32.

[13] Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. М., 1996. С. 124.

[14] Оберг Р.Р., Фафурин Н.А. Коммерческая практика заграничного плавания. М., 1973. С. 43.

[15] Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. М., 1996. С. 86.

[16] Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. М., 2000. С. 48.

[17] Плотников А.Ю. Внешнеторговый контракт: особенности, структура и порядок заключения. М, 1994. С. 47.

[18] Брызгалова Н.Я. Контракт во внешнеэкономической деятельности. Владивосток, 1995. С. 57.

[19] Вильям Р. Договорное право. М., 1984. С. 235.

[20] Томсинов В.А. Внешнеторговые сделки: практические рекомендации по составлению контрактов. М., 1994, С. 65.

[21] Беляев В.И. Структура и содержание международного торгового контракта. Барнаул, 1993. С. 53.

[22] Беляев В.И. Структура и содержание международного торгового контракта. Барнаул, 1993. С. 56.

[23] Феонова Л.А., Постоленко М.Л., Никитин С.П. Организация и техника внешней торговли СССР. С. 165-168.

[24] Плотников А.Ю. Внешнеторговый контракт: особенности, структура и порядок заключения. М., 1994, С. 47.

[25] Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация; Внешнеторговый практикум. М, 1996. С. 238.

[26] Зыкин И.С. Внешнеэкономические операции: право и практика М., 1994. С. 200.

[27] См.: Фаминский И.П. Современная международная торговля. М., 1981. С. 121-122.

[28] Феонова Л.А. Контракты. Из практики внешнеэкономической деятельности. СПб., 1998. С. 120.

[29] Предприятие на внешних рынках. Внешнеторговое дело: Учебник / Под ред. Долгова С.И., Кретова И.И. М., 1997. С 34.

[30] Русско-английский торговый словарь международных, финансовых, валютных, биржевых терминов и понятий. М., 1991. С. 113.

[31] Феонова Л.А. Контракты. Из практики внешнеэкономической деятельности. СПб., 1998. С. 121.

[32] Международные расчеты и финансирование внешней торговли. М., 1980. С. 309.

[33] Коротков В.В. Валютно-финансовые условия внешнеторговых контактов: Методические рекомендации. СПб., 1992. С. 34.

[34] Синецкий Б.И. Внешнеторговые операции: организация и техника. М., 1989. С. 62.

[35] Альтшулер А.Б. Восток-Запад: валютно-кредитные отношения. М., 1979. С. 31.

[36] Лунц Л.А. Денежное обязательство в гражданском и коллизионном праве капиталистических стран. М, 1948. С. 63.

[37] Крестъянов А. Современная торгово-договорная практика РФ // Внешняя торговля. № 6.1993. С. 15.

[38] Карпович С. О некоторых вопросах страхования во внешнеторговых операциях // Внешняя торговля. 1981. № 12. С. 45.

[39] Эннекцерус Л. Курс германского гражданского права. Том 1. Часть 2. М., 1950. С. 100.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Понятие источников международного частного права с позиции современного развития права
Принципы международного частного права (МЧП)
Заключение договора международной купли-продажи товаров
Методы правового регулирования международного частного права
Характер и содержание общественных отношений, составляющих предмет международного частного права
Вернуться к списку публикаций