2014-01-16 21:45:36
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Объем и размер возмещения международного авиаперевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира



Объем и размер возмещения международного авиаперевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира


Неограниченная ответственность по Монреальской конвенции

Монреальская конвенция отменила установленный Варшавской конвенцией предел в отношении возмещения вреда жизни или здоровью пассажиров. Эта новая конвенция исходит из необходимости справедливой компенсации на основе принципа наиболее полного возмещения вреда.

В отношении вреда, сумма которого не превышает 100.000 специальных прав заимствования (СПЗ) из расчета на одного пассажира, установлена объективная ответственность перевозчика. Перевозчик может быть освобожден от ответственности или размер его ответственности может быть снижен лишь в случае «смешанной» вины. В отношении выплаты компенсации в части, превышающей 100.000 СПЗ, установлен закрытый перечень оснований, по которым перевозчики могут быть освобождены от ответственности. Ответственность на таком «втором» уровне строится на основании принципа вины (статья 20 Монреальской конвенции).

По сути, Монреальская конвенция заимствует «двухуровневую» систему ответственности из Соглашений ИАТА, положения которых о неограниченной ответственности перевозчика получили широкое распространение в практике ведущих авиакомпаний еще до проведения Монреальской конференции 1999 года.

Таким образом, согласно Монреальской конвенции пострадавшие лица могут получить компенсацию в полном объеме. Несмотря на то, что иные статьи Монреальской конвенции называют указанную в статье 21 сумму в 100.000 СПЗ «пределом ответственности», с юридической точки зрения эту сумму правильнее было бы называть не пределом, а «порогом» ответственности [1]. Ведь такой «порог» лишь влияет на то, на каком основании может возникнуть ответственность воздушного перевозчик, но не в коей мере не ограничивает пассажира или его иждивенцев в их праве требовать полной компенсации понесенных ими убытков. Пострадавшим лицам более не нужно прибегать к каким-либо ухищрениям, пытаясь доказать, что причиной вреда стал умысел или грубая неосторожность перевозчика.

Согласно статье 25 Монреальской конвенции, перевозчик вправе повысить «порог» ответственности, в пределах которого он несет объективную ответственность перед пассажиром, либо вовсе отменить такой «порог» и осуществлять международные воздушные перевозки на основании объективной ответственности. На наш взгляд, в условиях существующей конкуренции между авиапредприятиями и учитывая ранее имевшие место в международной практике тенденции, положения статьи 25 будут способствовать тому, чтобы перевозчики добровольно ужесточали режим применимой к ним ответственности и повышали «порог» в 100.000 СПЗ согласно требованиям времени.

Помимо основной суммы компенсации согласно пункту 6 статьи 22 Монреальской конвенции суд может, руководствуясь своим законом, присудить истцу все или часть судебных издержек и других расходов по судебному разбирательству, понесенных истцом, включая проценты. Вышеуказанная формулировка позволит американским судам присуждать проценты за пользование авиакомпанией деньгами за период до вынесения судебного решения и за период после вынесения судебного решения (pre-judgment interest и post-judgment interest). Одновременно, такое дополнительное присуждение не должно иметь место, если утвержденная судом сумма компенсации, исключая расходы, связанные с судебным разбирательством, не превышает сумму, которую перевозчик в письменном виде предложил истцу в течение шести месяцев со дня причинения вреда или до начала судебного дела, если эта дата является более поздней.

Преимуществом Монреальской конвенции является установленный ею механизм автоматического увеличения пределов ответственности, под который согласно определениям конвенции подпадает и «порог» в 100.000 СПЗ. В соответствии со статьей 24 Монреальской конвенции, такой «порог» совместно с иными установленными конвенцией пределами должен пересматриваться депозитарием, ИКАО, каждые пять лет и первый такой пересмотр должен произойти по истечении пяти лет после даты вступления в силу Монреальской конвенции (то есть в конце 2008 года). Пересмотр осуществляется с использованием коэффициента инфляции, соответствующего совокупным темпам инфляции за период со времени предыдущего пересмотра, а при первом пересмотре - за период с даты вступления конвенции в силу. Размер темпов инфляции, используемый при определении коэффициента инфляции, исчисляется на основе средневзвешенных годовых ставок увеличения или понижения индексов потребительских цен в государствах, валюты которых образуют специальные права заимствования. В случае, если в результате пересмотра делается вывод о том, что коэффициент инфляции превысил 10 %, то ИКАО уведомляет государства-участники об изменении пределов ответственности, которое вступает в силу по истечении шести месяцев после уведомления при условии, что в течение трех месяцев после уведомления большинство государств не заявят о своем несогласии со сделанным пересмотром.

Также пересмотр «порога» и иных пределов ответственности авиаперевозчика возможен в любое время при условии, что просьба о пересмотре высказана не менее, чем одной третью государств-участников Монреальской конвенции, и что коэффициент инфляции превысил 30 %.

На наш взгляд, установленный Монреальской конвенцией механизм пересмотра пределов является разумным и взвешенным. Благодаря такому механизму будет исключена имевшая место в течение длительного времени ситуация, когда установленный транспортной конвенцией предел ответственности уже давно не соответствовал ни уровню цен, ни стоимости жизни, но он не мог быть пересмотрен без проведения международной конференции, а также подписания и ратификации государствами-участниками изменений к такой транспортной конвенции. Теперь пересмотр по сути передан в руки ИКАО. Конечно же, за государствами-участниками оставлено право не согласиться с пересмотром, но для того, чтобы новые пределы не вступили в силу все же требуется несогласие большого числа государств — более половины участников.

Таким образом, установленный Монреальской конвенцией принцип неограниченной ответственности авиаперевозчика отвечает сложившейся мировой практике, требованиям времени и защищает интересы пострадавших в авиапроисшествии. В существующих условиях представляется крайне целесообразным присоединение Российской Федерации к Монреальской конвенции, так как это способствовало бы не только дальнейшей унификации норм об ответственности в мировых масштабах, но и дало бы российским пассажирам надежду на получение справедливой компенсации при международных авиаперевозках.


Щурова Алина Александровна



[1] В литературе использование термина «порог ответственности» было предложено Остроумовым Н.Н. См. Остроумов Н.Н. Монреальская конвенция об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. и ответственность перевозчика за жизнь и здоровье пассажира // Московский журнал международного права, 2004 год, №4 . С. 127.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Бернская конвенция 1886 года об охране литературных и художественных произведений
Понятие международно-правового регулирования и механизма международно-правового регулирования
Правовая природа и договорная составляющая международного коммерческого арбитража
Понятие источников международного частного права с позиции современного развития права
Конвенция учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности
Вернуться к списку публикаций