2014-01-16 21:45:36
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Объем и размер возмещения международного авиаперевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира



Объем и размер возмещения международного авиаперевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира


Объем возмещения вреда, причиненного в связи со смертью пассажира

Российское законодательство

В случае причинения смерти пассажиру, авиакомпания будет обязана возместить расходы на погребение погибшего (статья 1094 Гражданского кодекса РФ). При этом, пособие на погребение, полученное гражданами, понесшими эти расходы, в счет возмещения вреда не засчитывается.

В случае если на иждивении погибшего находились лица, круг которых определен в статье 1088 Гражданского кодекса РФ, то авиаперевозчик будет обязан возместить причиненный таким лицам вред в связи с потерей кормильца. Согласно статье 1089 Гражданского кодекса РФ, указанным лицам вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. В состав заработка (дохода) умершего, в том числе, включаются получаемые им при жизни пенсия, пожизненное содержание и другие подобные выплаты. По общему правилу, выплаты должны производиться авиакомпанией ежемесячно.

Согласно пункту I1 статьи 117 Воздушного кодекса РФ при отсутствии граждан, имеющих право на возмещение вреда в связи с потерей кормильца, перевозчик обязан выплатить компенсацию в размере два миллиона рублей в счет возмещения вреда родителям, супругу, детям умершего пассажира, а в случае смерти пассажира, не имевшего самостоятельного дохода - гражданам, у которых он находился на иждивении. Следует отметить, что объем возмещения вреда лицам, получившим право на компенсацию ввиду отсутствия у погибшего иждивенцев, законодательством не определен. По всей видимости, в данном случае следует руководствоваться положениями статьи 15 Гражданского кодекса РФ, где говорится, что подлежащие возмещению убытки включают в себя реальный ущерб и упущенную выгоду (неполученные доходы).

Требование к перевозчику о возмещение морального вреда может быть заявлено и в связи с гибелью пассажира. Так, как это подтверждается российской судебной практикой, моральный вред может, например, выражаться в нравственных переживаниях в связи с утратой близкого человека [1]. В отличие от круга лиц, имеющих право на возмещение в связи со смертью пассажира имущественного вреда, круг лиц, которые могут завить требование о возмещении морального вреда, не ограничен. Такими лицами могут быть, например, и родственники погибшего, которые не являлись его иждивенцами.

При рассмотрении вопроса о возмещении родственниками погибшего пассажира причиненного им морального вреда важно понимать, что в данном случае иск подается не в связи с нарушением таких неимущественных прав погибшего, как жизнь и здоровье, а в связи с нарушением неимущественных благ самих истцов. Как это следует из норм российского законодательства и подтверждается судебной практикой [2], право требовать компенсации морального вреда неразрывно связано с личностью потерпевшего, носит личный характер и не может переходить к другим лицам. Одновременно, в ситуации, когда пострадавшему в результате авиапроисшествия присуждена компенсация морального вреда, но он умер, не успев получить ее, то в данном случае речь будет идти не о выплате морального вреда родственникам погибшего, а о получении ими присужденной суммы в составе наследственной массы.

При определении размера морального вреда, причитающегося родственникам погибшего, суд должен руководствоваться теми же абстрактными критериями, которые применимы при расчете суммы компенсации морального вреда истцу-пассажиру: требования разумности и справедливости, степень вины правонарушителя, индивидуальные особенности потерпевшего и другие фактические обстоятельства. В результате судебная практика сталкивается с теми же проблемами, что и в случае компенсации морального вреда в связи с повреждением здоровья самого истца. Размер компенсации зависит от субъективной оценки судьями степени понесенных истцом страданий, как правило, не имеет под собой какой-либо реальной аргументации, отсутствуют единые критерии установления размера компенсации морального вреда.

Зарубежное законодательство

Французское законодательство предусматривает право родственников погибшего требовать компенсации причиненного смертью пассажира вреда. Однако такое право за родственниками было признано не сразу. Основной причиной этого были сомнения о том, может ли ответственность перевозчика, имеющая договорную природу, распространяться на родственников погибшего, не являющихся стороной сделки. Однако, в конце концов, судебной практикой было окончательно установлено, что являющееся неотъемлемой частью договора воздушной перевозки обязательство авиакомпании обеспечить безопасность пассажира предоставляется авиакомпанией, в том числе, в пользу имеющихся у пассажира родственников и иных иждивенцев (договор в пользу третьих лиц) [3].

Национальное законодательство Канады и Австралии четко устанавливает круг лиц, имеющих право требовать компенсации вреда по международным транспортным конвенциям в случае гибели пассажира в авиапроисшествии, к которым относятся наиболее близкие родственники, такие, как, например, супруг, родители, бабушки, дедушки, дети, единокровные и не единокровные братья и сестры. Примечательно, что в отличие от российского законодательства права указанных лиц на компенсацию не обусловлено их несовершеннолетием или нетрудоспособностью. Если лицо в состоянии доказать, что оно получало существенную финансовую поддержку от погибшего, то оно вправе требовать возмещения вреда.

В США, где объем возмещения урегулирован законодательством штатов, состав компенсации может варьировать в зависимости от применимых норм. В частности, по праву ряда штатов в дополнение к утрате содержания могут возмещаться такие вызванные гибелью пассажира виды вред, как утрата «заботы» (loss of саге), «спокойствия» (loss of comfort), «общества близкого человека» (loss of society), «родительской опеки» (loss of parental guidance), «супружества» (loss of consortium), «предсмертные страдания» (pre-death pain) [4].

В случае гибели пассажира во время полета над открытым морем, объем возмещения определяется по Федеральному закону США о гибели в открытом море (Death on the High Seas Act) 1920 года. Согласно указанному закону правом на возмещение будут обладать жена, муж, родители, дети или иные находившиеся на содержании погибшего родственники. Объем возмещения включает в себя имущественный вред, а также неимущественный (моральный) вред, выражающийся в «утрате заботы, спокойствия и общества близкого человека» (loss of care, comfort and companionship).

Как и в случае с компенсации морального вреда пострадавшему пассажиру, размер морального вреда, выплачиваемый пережившим его лицам, устанавливается судом в каждом деле исходя их неких субъективных критериев. В судебной практике отсутствует какая-либо единая логика в подсчете неимущественных убытков. В качестве иллюстрации сказанного можно привести следующие два примера из судебной практики.

Рассматривая в 1996 году иск сестры и матери пассажира, находившегося в самолете авиакомпании Кориан Эйр Лайнс (Korean Air Lines), сбитом 1 сентября 1983 года над Японским морем советскими ракетами в связи с несанкционированным входом в воздушное пространство СССР, суд присяжных присудил к компенсации моральный вред в размере 70.000 долларов США сестре погибшего и 28.000 долларов США матери погибшего [5].

В 2006 году федеральный судья Восточного Округа Нью-Йорка рассматривал иск, заявленный родителями, четырьмя сестрами, братом и двоюродным братом египтянина Сами Макари, погибшего в 1997 году в результате крушения самолета авиакомпании Иджипт Эйр (EgyptAir) [6]. В результате родителям погибшего была присужден моральный вред в размере 1.310.000 долларов США, а каждому из остальных членов семьи - по 125.000 долларов США. Материалы дела не дают возможности понять, почему во втором случае душевные страдания родственников погибшего были оценены в несколько раз выше, чем в первом случае.

Говоря об американской практике возмещения вреда, причиненного смертью пассажира во время авиаперевозки, нельзя не сказать несколько слов о порядке компенсации семьям погибших в результате террористических актов 11 сентября 2001 года. В результате трагических событий погибло 233 пассажира, для части которых смерть наступила во время международной воздушной перевозки.

Учитывая масштабы случившегося, в данном случае для родственников погибших пассажиров американским законодательством было сделано исключение и они были вправе либо заявить иск к перевозчику (Американ Эйрлайнс или Юнайтед Эйрлайнс) на основании международно-правовых норм, либо получить возмещение из специально созданного Правительством США Фонда компенсации жертвам 11 сентября. При этом данные возможности были взаимоисключающими. При обращении к средствам Фонда компенсация как имущественного, так и морального вреда производилась на основании принятого 22 сентября 2001 года Закона о безопасности и стабилизации транспорта (Air Transportation Safety and Stabilization Act). Учитывая то, что выплата денег из Фонда предполагалась в бесспорном порядке и пострадавшим не требовалось для этого с кем-либо судиться, родственники погибших пассажиров выбирали именно этот путь. В этой связи нормы Варшавской конвенции при выплате возмещений жертвам 11 сентября не учитывались [7].



[1] См. п.2 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 от 20 декабря 1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».

[2] См. Обзор судебной практики Верховного суда РФ по гражданским делам от 15 мая 2003 года, раздел «Вопросы гражданского права», п. 2, Бюллетень Верховного суда РФ № 6, 2003 год.

[3] Rodiere Rend. Droit des transports: transports terrestres et aeriens. - Paris. 1977. P. 748.

[4] International Air Transport Association. The Liability Reporter. Condon & Forsyth LLP, New York, Los Angeles, Washington D.C. February 2007. Volume 10. P.7.

[5] См., Zicherman v. Korean Air Lines Co., Ltd., 516 U.S. 217 (1996), (Цит. no: Larsen Paul.B., Sweeney Joseph C., Gillick John E. Aviation law: cases, laws and related sources. - Transnational publishers, Inc. 2006. P. 419).

[6] См. Makary v. EgyptAir, 2006 WL 3408111 (E.D.N.Y. November 27, 2006). International Air Transport Association. The Liability Reporter. Condon & Forsyth LLP, New York, Los Angeles, Washington D.C. February 2007. Volume 10. P. 61.

[7] Подробнее см. Kreindler Lee. S. The Terrorist Attacks of 11 September 2001. Legal Liability Issues Confronting Claimants - the Congressional Response - Salvation or Frustration? // Air & Space Law, Vol. XXVII/6 (December 2002).



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Условия ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира при международной авиаперевозке
Предмет международного частного права (МЧП)
Природа, содержание и применение «публичного порядка» в международном частном праве
Понятие источников международного частного права с позиции современного развития права
Метод унификации в механизме международно-правового регулирования международной торговли услугами
Вернуться к списку публикаций