2013-12-14 22:22:24
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Воздушное пространство международной территории общего пользования



Воздушное пространство международной территории общего пользования


Воздушные зоны безопасности (опознавания)

Иногда органами различных государств устанавливаются воздушные зоны опознавания (воздушные зоны безопасности), воздушные зоны резервирования для военных маневров, демонстрационных полетов, групповых полетов по маршруту и т.п. [1].

Прилежащая зона - морской район, прилегающий к территориальному морю и совместно с ним имеющим ширину не более 24 морских миль. В пределах этой зоны прибрежное государство осуществляет контроль и юрисдикцию в специальных областях (рыболовство, обеспечение безопасности морской и воздушной навигации, обеспечение безопасности прибрежного государства и т.п.) в соответствии с общими требованиями к режиму данной зоны, как они определяются ст. 24 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958г. и ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982г. Существуют прилежащие зоны (зоны безопасности), установленные на основе односторонних актов прибрежных государств (Южной Кореей, США, Канадой).

Воздушные зоны опознавания протяженностью до 300 морских миль, на постоянной основе, установили вдоль своего океанического побережья такие государства как Испания, Италия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Филиппины, Франция, Южная Корея, Япония [2].

ВЗБ (воздушно-морские) устанавливаются государствами при проведении военных учений, стрельб, испытаний баллистических ракет в Мировом океане, а также при ведении войны [3]. Государства, установившие ВЗБ, требуют от любого воздушного судна, влетающего или влетевшего в ВЗБ, сообщения данных о самом судне и о направлении его полета.

Считается, что нарушение режима ВЗБ порождает применение «права преследования, в соответствии с которым военные воздушные суда или воздушные суда, находящиеся на правительственной службе и специально на то уполномоченные, могут осуществлять в открытом море определенные принудительные меры в отношении иностранных морских и воздушных судов.

Преследование должно начаться во внутренних водах, в территориальных водах или прилежащей зоне преследующего государства, и может быть начато только после подачи судну - нарушителю сигнала с предложением остановиться. Преследование прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальные воды (воздушное пространство) своей страны или территориальные воды (воздушное пространство) какого-либо третьего государства.

Особо регулируется Конвенцией 1958 года преследование морских судов, осуществляемое летательным военным аппаратом. Военный самолет, который отдает приказ об остановке и не может самостоятельно осуществить акт задержания, должен сам активно преследовать морское судно до тех пор, пока какой-либо корабль или летательный аппарат прибрежного государства не придет ему на смену для продолжения преследования.

По Конвенции 1958 г., для обоснования задержания какого-либо судна в открытом море летательным аппаратом необходима не только фиксация таким аппаратом какого-либо нарушения, совершенного этим кораблем, но и чтобы одновременно судну - нарушителю было направлено требование остановиться в момент преследования самим летательным аппаратом или другими летательными аппаратами, продолжающими непрерывное преследование. Если же морское судно было остановлено или задержано в открытом море без достаточных оснований, то владельцу судна должны быть возмещены убытки.

Эти меры в совокупности с правилами полетов ИКАО над открытым морем создают условия для поддержания безопасного воздушного движения в международном воздушном пространстве.

На наш взгляд, установление подобных зон и права преследования содействуют повышению уровня обеспечения безопасности международных полетов и критика в их адрес не имеет серьезной основы.


Круглова Инна Александровна



[1] См.: ICAO Doc. 9426-AN/924. С. I-2-3-6, п.п. 3.3.3; 3.3.3.1.

[2] См.: Словарь международного воздушного права. С. 47.

[3] Примером последнего является объявление США в 1965 году «района боевых действий» в 100 морских миль у побережья Вьетнама.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Реализация норм международного частного права (МЧП)
Метод правового регулирования в международном частном праве (МЧП)
Правовой статус и место транснациональной корпорации в системе международного частного права
Основные направления деятельности всемирной таможенной организации по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела
Принципы международного частного права (МЧП)
Вернуться к списку публикаций