2013-12-14 22:22:24
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Воздушное пространство международной территории общего пользования



Воздушное пространство международной территории общего пользования


Договор об Антарктике не препятствует использованию военного персонала или военного оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей (п. 2 ст. I). Инициатива о закреплении данной нормы в Договоре мотивировалась соответствующими участниками конференции 1959 года тем, что в суровых условиях Антарктики весьма трудно осуществлять научные исследования в мирных целях без привлечении военного персонала и использовании военного оборудования. Но поскольку в данном вопросе возможны злоупотребления Договор обязывает его участников информировать друг друга о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления его в Антарктику с соблюдением условий, предусмотренных п. 2 ст. I Договора.

Первое Консультативное совещание рекомендовало производить определенный обмен упомянутой информацией через дипломатические каналы каждый год в определенное время. Рекомендация включала конкретный перечень вопросов, по которым дается информация. К этому перечню были приняты дополнения третьим и шестым консультативными совещаниями. Восьмое Консультативное совещание рекомендовало «стандартную форму обмена информацией», которая включает обширный перечень вопросов, в том числе: 1) типы, описание и вооружение морских судов, самолетов и других транспортных средств, которые вводятся в район действия договора; 2) время прибытия и пребывания, маршруты следования экспедиций; 3) подробное описание всех научных станций, создаваемых в районе действия договора, с указанием программы их работ, оборудования, персонала и его личного оружия; 4) средства связи и запасные аэродромы; 5) средства оказания помощи; 6) извещения о намерении использовать радиоизотопы, о научно-исследовательских работах и о морских судах, используемых для широких океанографических исследований, а также некоторые другие сведения.

В Антарктике действует также принцип свободы научных исследований, что предусмотрено статьей II Договора об Антарктике.

Вопрос о юрисдикции государств над лицами во время их пребывания в пределах Антарктики получил следующее решение в ст. VIII Договора об Антарктике: «Без ущерба для соответствующей позиции каждой Договаривающейся стороны относительно юрисдикции над всеми другими лицами в Антарктике наблюдатели, назначаемые в соответствии со ст. VII, и научный персонал, которым обмениваются станции и экспедиции Договаривающихся сторон, а также все лица, сопровождающие наблюдателей и членов научного персонала, находятся в Антарктике под юрисдикцией той Договаривающейся стороны, гражданами которой они являются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функций».

Договором об Антарктике (ст. VII) предусмотрена также система инспекции: государства-участники Консультативных совещаний вправе назначать из числа своих граждан неограниченное число наблюдателей, каждый из которых «имеет полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики». Все районы Антарктики, находящиеся в ней объекты (станции, установки и оборудование, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки), а также персонал, пребывающий в Антарктике, открыты для инспекции указанными наблюдателями в любое время. По результатам инспекции наблюдатели составляют доклады, направляемые участникам Консультативных совещаний.

Наблюдение с воздуха может производиться в любое время над любым или всеми районами Антарктики каждой договаривающейся стороной, имеющей право назначать наблюдателей.

В настоящее время, кроме 12 первоначальных сторон Договора, еще 14 государств являются Консультативными сторонами Договора, и еще 12 государств являются участниками Договора, но не являются его Консультативными сторонами.

Договор об Антарктике бессрочный. Он допускает внесение в него изменений и поправок с согласия всех Консультативных сторон Договора.

В дипломатическом, практическом и научном обороте устоялось и стало общепризнанным понятие «система Договора об Антарктике», главной составной частью которой является Договор об Антарктике 1959 года. Наряду с данным Договором в «систему» входят: 1. действующие в его рамках меры, 2. связанные с ним другие международные договоры, 3. меры, действующие в рамках таких других международных договоров.

В частности, в рамках Договора об Антарктике действует стандартная система обмена информацией, содержащая перечень вопросов для представления государствами обязательных сведений относительно их деятельности в Антарктике и используемых с этой целью средствах. Сюда же относятся «Согласованные меры по охране фауны и флоры Антарктики», одобренные Консультативным совещанием в 1964 году, а также отдельные конвенции, касающиеся сохранения живых природных ресурсов, охраны окружающей среды Антарктики, во многом заменившие принятые по этим вопросам «Согласованные меры».

4 октября 1991 г. XI сессия специального Консультативного совещания по Договору об Антарктике одобрила Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике. В соответствии со ст. 2 Протокола 1991 года Антарктика определена «в качестве природного заповедника, предназначенного для мира и науки». Согласно ст. 7 Протокола 1991 года, в Антарктике запрещается «любая деятельность, связанная с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований».

Поскольку Протокол 1991 года является дополнением к Договору об Антарктике 1959 года, Консультативные стороны Договора об Антарктике в соответствии с положениями Протокола «определяют политику по всеобъемлющей охране окружающей среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем», в частности организуют — индивидуально или коллективно — инспекции, проводимые наблюдателями, как это предусмотрено ст. VII Договора об Антарктике. Оговорки к Протоколу не допускаются.

Как совершенно очевидно, подавляющая часть наблюдений и перемещений в Антарктике (а также в Антарктику и из нее) производится посредством воздушных судов. Правовой статус воздушного пространства Антарктики - временная международная территория общего пользования (учитывая «замороженные» территориальные претензии государств).

На наш взгляд, даже если эти претензии со временем «разморозятся», воздушное пространство Антарктики не должно изменить своего статуса.



[1] The Canadian Claims to Sovereignty over waters of Arctic. // Canad. Y.B. Inter. Law, 12. 1974.

[2] После образования СССР совершались провокации в Арктике, которые следует связывать с политической ситуацией того времени, но не с давно решенным вопросом о принадлежности арктических земель и островов.

[3] Собрание законодательства СССР. 1926. № 32. Ст. 203.

[4] Вышнепольский С. А., К проблеме правового режима Арктической области. Советское государство и право. 1952, № 7. С. 39.

[5] Джавад Ю.Х., Жудро А.К., Самойлович П.Д.. Морское право Под редакцией А.К. Жудро. М.: Транспорт. 1964. С. 100.

[6] Там же. С. 101.

[7] House of Commons Debates, 15 May 1969. P. 8720.

[8] Mitchel Sharp.// Interviews, 19 Feb, 1970.

[9] House of Commons, Standing Committee of External Affairs and National Defense. 1975. P. 24- 26.

[10] The Arctic in Question. - Edited by E.J. Dodman. Toronto, Oxford University Press. 1976.

[11] See: International Legal Materials 613 (1970). P. 607, 613.

[12] Военно-стратегические вопросы играют особенную роль в данном регионе. Канада, как член НАТО, ходит в единую систему ПВО, подчиненную объединенному командованию ПВО Северо-американского континента - North American Air defence Command (NORAD), НОРАД (рус.). На территории Канады США постоянно содержат, в рамках контингента войск НАТО, около трех тысяч военнослужащих. Важную роль в военных планах НАТО в Арктике играет система дальнего обнаружения самолетов и ракет, которая состоит из двух основных элементов - линии Distant Early Warning (DEW), ДЬЮ (рус), и специальной противоракетной системы «БИМЬЮС», включающей 31 радиолокационную станцию (РЛС), которые проходят от Алеутских островов через Аляску, Канаду, Гренландию и заканчиваются у английского города Йоркшир. В центральной части Канады установлены 24 радиолокационные станции линии «Пайнтри».

[13] Бордунов В. Д., Котов А. И., Малеев Ю. Н. Правовое регулирование международных по­летов гражданских воздушных судов. М., 1988.

[14] Договор об Антарктике 1959 г., ст.VI.

[15] Первые территориальные претензии в Антарктике датируются 1908 и 1917 годами, когда Великобритания объявила острова и территории между 20 и 50° западной долготы к югу от 50-й параллели и между 50 и 80° западной долготы к югу от 58-й параллели «зависимой землей», находящейся под управлением генерал-губернатора английской колонии на Фольклендских островах. В 1923 г. Великобритания провозгласила суверенитет над Колонией Росса, переданной в последующем под управление Новой Зеландии. В 1933 г. таким же образом под суверенитет Великобритания перешли земли к югу от 60-й параллели между 160 и 45° восточной долготы (кроме Земли Адели), переданные в последующем Австралии.

Притязания Франции восходят к 1924 году, когда Земля Адели была объявлена находящейся под управлением генерал-губернатора Мадагаскара. В 1938 году Франция заявила о своем суверенитете над этой территорией. Наконец, в 1955 году было объявлено о создании французской заморской территории (Южные и Антарктические владения Франции), в составе островов Святого Павла, Амстердам, Крозе и Кергелен.

Чили провозгласило своей территорией земли, острова, заливы, скалы, ледники в секторе между 53 и 90° западной долготы, Декретом Правительства от 6 ноября 1940 г.

Декретом от 12 ноября 1940 года, Аргентина провозгласила своими земли между 25 и 70° западной долготы, а в ноябре 1946 г. - территории до 74° западной долготы. В состав таких «аргентинских» территорий вошли Фолклендские (Мальвинские) острова, которыми еще раннее провозгласила своими Великобритания. Это привело к вооруженному конфликту между Великобританией и Чили в 1948 году. Несколько конфликтных ситуаций в данном районе между Великобританией, с одной стороны, и Чили, с другой, имели место до середины 50-х годов. В те же годы появились сведения о планах западных стран использовать Антарктику для военных целей, в частности для испытаний ядерного оружия.

Норвегия объявила в 1930 году свой суверенитет над тем районом Антарктики, в который вошел, кроме прочего, остров Петра I, открытый экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Правительство СССР своей нотой правительству Норвегии от 24 января 1939 г. заявило о непризнании соответствующего акта Норвегии. СССР, официально не претендуя на свой суверенитет, резервировал свою позицию по поводу государственной принадлежности земель, открытых русскими мореплавателями в Антарктике.

Договор об Антарктике 1959 года указанные территориальные претензии «заморозил». Ст. IV Договора устанавливает, что ни одно из положений Договора не должно, с одной стороны, толковаться как «отказ любой из Договаривающихся сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике», но с другой - как «отказ от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую оно может иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам» (п. 1 «Ь»). Одновременно ничто в Договоре не должно толковаться как «наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике» (п. 1 «с» ст. IV). Созданию стабильности в территориальных вопросах Антарктики особенно способствует п. 2 статьи IV Договора, согласно которой: «Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляется, пока настоящий Договор остается в силе» (Статья IV, п. 2).



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Правовой статус и место транснациональной корпорации в системе международного частного права
Понятие источников международного частного права с позиции современного развития права
Заключение договора международной купли-продажи товаров
Природа и место международного частного права в правовой системе Российской Федерации
Источники и методы гражданско-правового регулирования внешнеторговых договоров
Вернуться к списку публикаций