2013-12-14 22:22:24
ГлавнаяМеждународное (частное) право — Воздушное пространство международной территории общего пользования



Воздушное пространство международной территории общего пользования


Понятие «Открытое воздушное пространство»

За пределами суверенной территории государств находится пространство, изъятое из сферы действия государственного суверенитета. Примерно 3/4 воздушного пространства Земли входит в состав международной территории общего пользования (над открытым морем и Антарктикой) и в научной литературе (очень редко - в нормативных актах) называется «открытым воздушным пространством» [1] или «международным воздушным пространством» [2].

Открытое воздушное пространство разделяет правовой статус нижележащего пространства, в частности, открытого моря, включая mutatis mutandis особенности правового статуса и режима использования его частей. При этом здесь следует отвергнуть попытки оперировать категорией собственности в ее гражданско-правовом аспекте. Понятие римского гражданского права res omnium communis (общая собственность) только на первый взгляд кажется пригодным в данном случае [3]. В действительности оно только запутывает вопрос, что было подчеркнуто давно [4].

Если речь вести о собственности, то непременно должен быть и собственник, на роль которого в данном случае может претендовать только человечество в целом. Но, не говоря уже о том, что общая собственность в принципе может подлежать разделу (что в данном случае полностью исключается) [5], как отмечает Р.В. Деканозов, «Несостоятельны и попытки приписать человечеству права и обязанности субъекта общей собственности, потому что человечество таковым быть не может, как не может быть субъектом международного права вообще...» [6]. Отсюда указанный автор полагает целесообразным применять понятие «международная территория общего пользования», кроме прочего, к воздушному пространству над открытым морем и Антарктикой [7].

Мы согласны с этой позицией, которая особенно применима в отношении такого специфического вида территории как воздушное пространство (открытое воздушное пространство), где институт собственности вообще с трудом воспринимается.

В советской юридической литературе предпринималась попытка условно разделить все надземное воздушное пространство на два вида: первый - воздушное пространство, находящееся под суверенитетом государств; второй - воздушное пространство, простирающееся над территориями, находящимися за пределами действия государственного суверенитета, и дать последнему название «международное воздушное пространство» [8]. Такой точки зрения придерживаются В.Д. Бордунов и М.Н. Копылов. При этом эти ученые полагают, что режим такого пространства неоднороден. Оно включает в себя воздушное пространство, расположенное: над открытым морем; над Антарктикой; над международными проливами; над архипелажными водами [9]. По мнению Ю.Н. Малеева здесь лучше подходит термин «открытое воздушное пространство» по аналогии с открытым морем, так как в пределах указанной территории находятся пространства, международно-правовые аспекты использования которых различны [10]. Так, некоторые авторы вводят в научный оборот термин «международное воздушное пространство» [11]. Но этот термин лишь уточняет, что такое пространство является частью международной территории общего пользования. Встречающееся наименование «воздушное пространство над открытым морем» также не полностью раскрывает содержание понятия, поскольку имеет сугубо географический смысл [12].

К открытому, или международному, воздушному пространству относится воздушное пространство за пределами территориальных вод прибрежных государств. Правовой статус открытого воздушного пространства можно определить как установленное нормами международного права правовое положение части международной территории общего пользования, находящейся над открытым морем, Арктикой и Антарктикой до границы с космическим пространством.

Под «открытым воздушным пространством» следует понимать «находящуюся за пределами суверенного воздушного пространства пространственную протяженность от уровня Мирового океана до границы с космическим пространством» [13].

В обобщенном виде открытое воздушное пространство, являющееся частью международной территории общего пользования, это - территория, находящаяся за пределами действия государственного суверенитета. Соответственно и воздушное пространство над ней логичнее называть «открытое воздушное пространство общего пользования» или «международное воздушное пространство общего пользования». Но на практике сложилась иная терминология: «воздушное пространство над открытым морем», «воздушное пространство над Антарктикой», просто «открытое воздушное пространство».

В открытом воздушном пространстве хотя и действует принцип свободы его исследования и использования, но на практике эта «свобода» с очевидностью ограничена интересами безопасности полетов, а также интересами других пользователей открытым воздушным пространством. В морском праве кодифицирована только эта «свобода» применительно к воздушному пространству над открытым морем.

Понимая ее как применимую к любым видам деятельности посредством летательных аппаратов, допустимо толковать эту свободу полётов как включающую равное право всех государств на осуществление основных видов деятельности в открытом воздушном пространстве. Эти виды деятельности предусматривают право государств: осуществлять беспрепятственно полёты гражданских и военных летательных аппаратов; осуществлять юрисдикцию над своим воздушным судном и его экипажем; применять аэронавигационные средства для контроля и управления полётами воздушных судов в целях обеспечения безопасности; наблюдать с воздушных судов за обстановкой на море в интересах военных, научно-исследовательских, промысловых, торговых судов; преследовать иностранное торговое судно в открытом море за нарушение законов и правил прибрежного государства; привлекать воздушные суда для борьбы с пиратством; привлекать воздушные суда для борьбы с работорговлей [14].

Виды деятельности в открытом воздушном пространстве объединены аэронавигационным аспектом свободы полётов вследствие разного правового положения суверенного воздушного пространства и открытого воздушного пространства. Для первого характерен разрешительный порядок деятельности иностранных лиц, а навигационный аспект (право полёта) обеспечивает реализацию разрешений на деятельность. В открытом воздушном пространстве не требуется получать разрешение на деятельность.

В открытом воздушном пространстве действуют все «свободы» открытого моря, а не только свобода полётов, право преследования и нормы по борьбе с пиратством и работорговлей. Здесь также существуют: свобода научных исследований; свобода участия посредством летательных аппаратов в деятельности (в акватории открытого моря на континентальном шельфе и морском дне) по прокладке кабелей и трубопроводов, возведению искусственных островов и других установок и сооружений; свобода ведения рыболовного и иного промысла с помощью воздушных судов; свобода военных учений и манёвров; свобода воздушных перевозок; свобода испытаний обычных видов оружия и ракет-носителей; свобода полета и посадки космических аппаратов; свобода военно-разведывательной деятельности; свобода применения в пределах искусственных установок и сооружений правил полетов тех государств, кому они принадлежат.

В сочетании со «свободами», действующими в воздушном пространстве Антарктики, они составляют перечень «свобод», определяющих режим открытого воздушного пространства.



[1] См.: Малеев Ю.Н. Международное воздушное право. С. 66-70.

[2] См.: Бордунов В.Д., Копылов М.Н. Указ. соч. Там же.

[3] Подробнее см.: Деканозов Р.В. Некоторые вопросы юридической природы территорий (пространств), изъятых из сферы государственного суверенитета. // Советский ежегодник международного права, 1973.М.: Наука, 1975. С. 205-208.

[4] See: Chicago Conference Anniversary 1944-1994 //Annals of Air and Space Law.Vol. XIX- 1994, Part I. McGill University.Institute of Air and Space Law.McGill. 1994. P.206 45-46.

[5] Подробнее см.: Клименко Б.М. Морское дно за пределами континентального шельфа как общее достояние человечества. - В кн.: Международно-правовые проблемы Мирового океана на современном этапе. М.: Транспорт, 1976. С.90 и др.

[6] Деканозов Р.В. Понятие «общее наследие человечества» в международном праве // Советский ежегодник международного права 1981. М.: Наука, 1982. С.147.

[7] Там же.

[8] Малеев Ю. Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики. М., 1986 стр. 66.

[9] Бордунов В. Д., Копылов М. Н. Правовой режим международного воздушного пространства // Вопросы международного морского и воздушного права / Под ред. Лазарева М. И., Менжинского В. И., Сперанской Л. В. М., 1979. стр. 117.

[10] Малеев Ю. Н. Указ. работа, стр. 66.

[11] Захарова Н. В. Международное воздушное право. М., 1987, стр.404

[12] Бордунов В. Д., Котов А. И., Малеев Ю. Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 1988.

[13] Малеев Ю. Н. «Международное воздушное право: вопросы теории и практики». М., 1986 стр. 49.

[14] См.: Серёгин В.П. Международное воздушное право. М., 1978. С. 12.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Конвенция учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности
Метод унификации в механизме международно-правового регулирования международной торговли услугами
Статус международного частного права (МЧП)
Источники и методы гражданско-правового регулирования внешнеторговых договоров
Участие России в международно-правовом регулировании международной торговли услугами
Вернуться к списку публикаций