2009-07-07 14:27:07
ГлавнаяРазное по праву — Акты толкования Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции



Акты толкования Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции


Деятельность судов общей юрисдикции напрямую связана с процессом правоприменения, т.е. реализацией общих правовых предписаний в жизнь.

Распространяя действие правовые нормы на тот или иной конкретный жизненный случай, суды разрешают юридическое дело по существу, тем самым принимают необходимые меры по практической реализации правовых норм.

Одним из основных этапов в процессе правоприменения судами общей юрисдикции является толкование права, т.к. в процессе уяснения смысла и содержания нормы начинает формироваться та государственно-властная воля, которая в дальнейшем составит содержание правоприменительного акта.

Некоторые авторы отмечают, что в правоприменительном акте выражается то понимание нормативного акта, которое нередко имеет характер специального разъяснения. Поэтому, в процессе выбора и анализа юридической нормы правоприменительными органами осуществляется не толкование вообще, а особое, правоприменительное толкование, органически вплетающееся во властноорганизующую деятельность компетентного органа, обеспечивающую реализацию юридических норм.

Особенность актов официального толкования, издаваемых судами общей юрисдикции, связана с положением того или иного органа в судебной системе, а также объемом и характером осуществляемых им полномочий.

В соответствии со ст.4 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» систему федеральных судов общей юрисдикции составляют Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов, районные, городские суды, военные и специализированные суды.

Верховный Суд РФ, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Регламентированные законом обязанность и право Верховного Суда РФ давать официальные разъяснения по вопросам судебной практики представляет собой специальный вид деятельности этого органа, направленный на анализ, обработку судебной практики и выработку руководящих указаний и разъяснений, необходимых для обеспечения правильного и единообразного судебного правоприменения. Такие разъяснения облекаются в форму постановлений и являются актами официального нормативного толкования.

В течение длительного времени в литературе имело место значительное несовпадение взглядов на природу и юридическую силу Постановлений Пленума Верховного Суда. Как уже отмечалось в предыдущей главе, в 40-70 годах велась оживленная дискуссия относительно того, являются ли эти акты источником права.

Принятый в 1979г. Закон о Верховном Суде СССР разрешил данный спор, закрепив компетенцию Верховного Суда и определив степень обязательности издаваемых им актов. В ст.3 говорилось, что Верховный Суд изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающие при рассмотрении судебных дел. Впервые законодательно было закреплено, что руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда являются обязательными не только для судебных органов, но и для других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.

Если ранее основания для вывода о том, что руководящие разъяснения являются источниками права давала сама практика Верховного Суда СССР, т.к. во многих постановлениях Пленума содержались самостоятельные правовые нормы, то с момента принятия указанного закона, который четко определил компетенцию Верховного Суда СССР, не наделив его правотворческой функцией, стало очевидно, что Верховный Суд СССР, как судебный орган, не вправе издавать правовые нормы, а его обязанностью является разъяснять закон в целях единообразного, правильного применения.

Как писал еще до принятия указанного закона М.С. Строгович, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР новых правовых норм не создают, а потому источником права не являются, «...их действительная роль вовсе не в том, чтобы создавать наряду с действующими законами другие правовые нормы, а в том, чтобы обеспечивать строгое соблюдение законов. Те руководящие указания, которые дает Пленум Верховного Суда по вопросам применения законодательства, не должны и не могут не только вступать в противоречие с действующими законами, но и не могут их дополнять иными нормами, не могут предписывать того, чего в законе нет».

Аналогичной позиции придерживается Х.Б. Шейнин, отмечая, что руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР «даются по вопросам применения законодательства и, следовательно, законодательство является первичным, а разъяснения вторичным. Без закона не может быть и разъяснения. Более того, лишь в процессе применения закона судом возникает тот или иной вопрос, требующий разъяснения. Само слово «разъяснение» подчеркивает, что речь идет не о новой норме, дополнении или изменении закона, а о раскрытии смысла нормы уже существующей, применяемой в процессе судебной деятельности. Разъяснение должно не только вытекать из закона, но и полностью соответствовать ему». Аналогичную позицию высказывал М.С. Строгович. По его мнению

В настоящий момент право Верховного Суда РФ давать официальные разъяснения закреплено в ст. 126 Конституции РФ, а также ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ».

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, будучи актами официального толкования, имеют своей целью правильно разъяснить закон, тем самым помочь судебным и иным правоприменительным органам четко отправлять правосудие, не нарушая принципа законности.

Принятие любого Постановления Пленума ВС связано с обработкой и анализом большого числа уголовных, гражданских и административных дел, рассмотренных судами общей юрисдикции. Естественно, на практике при применении того или иного нормативного акта очень часто допускаются ошибки следователями, судьями, прокурорами, связанные с неправильным пониманием смысла закона и, как следствие, его неверной интерпретацией. Именно с тем, чтобы предупредить возможные ошибки, устранить уже допущенные, обеспечить единство судебной практики по той или иной категории дел, Верховный Суд РФ издает акты официального нормативного толкования, обязательные для исполнения всеми гражданами на всей территории РФ.

Обязательность Постановлений Пленума ВС вытекает из смысла ст. 6 Закона о судебной системе, согласно которой вступившие в законную силу постановления федеральных судов (а следовательно и Постановления Пленума ВС) являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

В литературе иногда встречается точка зрения о том, что обязательность разъяснений Пленума ВС не должна распространяться на судебные органы, т.к. в соответствии с Конституцией РФ судьи независимы и подчиняются только закону, а Постановления Пленума законом не являются. Такие соображения нельзя признать правильными. Многолетний опыт издания Верховным Судом руководящих разъяснений свидетельствует о том, что они в большей степени координируют и направляют деятельность именно судебных органов. Вряд ли можно встретить судью, который бы не обращался при рассмотрении дел к разъяснениям Пленума Верховного Суда. В мотивировочной части приговоров, решений, определений, наряду с нормами материального права часто встречается ссылка на Постановления Пленума ВС, положения которого оказывают существенную помощь при выборе позиции. Даже в самих Постановлениях Пленума судам даются указания к их исполнению. Например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 29.09.94г. «О выполнении судами Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.93г. № 9 «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или содержания под стражей», где указывается на необходимость осуществить проверку законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей в строгом соответствии с законом и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ.

Все сказанное еще раз подтверждает мысль об обязательности Постановлений Пленума для всех субъектов права.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


О предмете трудового законодательства субъектов Российской Федерации
Основания классификации актов судебного толкования правовых норм
К вопросу о территориальной организации системы юстиции в Российской Федерации
О некоторых проблемах правового регулирования деятельности региональных счетных палат
Общеправовое понятие тайны
Вернуться к списку публикаций