2009-07-07 14:26:07
ГлавнаяРазное по праву — Функции актов судебного толкования и пути повышения эффективности этих актов



Функции актов судебного толкования и пути повышения эффективности этих актов


Толкование права по своему содержанию представляет собой мыслительную, интеллектуальную деятельность. В процессе толкования правовых норм человек использует весь запас своих теоретических знаний и практического опыта. Таким образом, правосознание субъекта, осуществляющего процесс толкования, является инструментом, с помощью которого создаются акты толкования. Поэтому, чем выше уровень правосознания субъекта, его общей и юридической подготовки и правовой культуры, тем больше гарантий отсутствия неточностей, неясностей формулировок в актах толкования. В процессе правоприменения в деятельности судебных органов, к сожалению, допускается немало ошибок при интерпретации правовых норм, многие из которых связаны именно с невысоким уровнем профессиональной подготовки кадров. Несмотря на то, что Конституцией РФ, федеральными законами устанавливаются достаточно жесткие критерии к лицам, назначаемым на должности судей, судейское кресло нередко еще занимают люди недалекие, недостаточно грамотные, не способные правильно и умело ориентироваться в действующем законодательстве. В связи с этим, на наш взгляд возникает необходимость более качественной профессиональной подготовки специалистов-юристов в Вузах, что может быть достигнуто, в частности, путем снижения резко возросшего за последнее время количества специальных заведений, осуществляющих подготовку кадров в области юриспруденции. Помимо этого следует предусмотреть законодательно меры по целенаправленной углубленной подготовке кандидатов в судьи. Такая практика спецподготовки может выражаться в виде стажировки, что имело место и ранее, в качестве помощника судьи или консультанта.

В юридической литературе не раз отмечалось, что акты толкования могут отличаться предвзятостью и зависеть от социально-политических ориентации и пристрастий лиц, осуществляющих процесс толкования. Один и тот же нормативный акт не всегда вызывает одинаковые оценки. Примером тому может служить то обстоятельство, что даже члены Конституционного Суда РФ, осуществляя официальное толкование Конституции РФ, не всегда едины во мнениях и высказывают свою особую позицию по тому или иному вопросу.

Б.С. Эбзеев отмечает, что решения Конституционного Суда по вопросам толкования или конкретизации норм Конституции не могут удовлетворить всех участников возможного спора или все политические силы, действующие в обществе, в связи с чем неизбежны обвинения в политической пристрастности Конституционного Суда, питательной почвой для которых является политизированность самой юриспруденции и готовность некоторых юристов служить не Конституции и праву, а личности или абстрактному политическому интересу. Выход из подобной ситуации Б.С. Эбзеев видит в гарантиях Конституции, которые заключаются в честной и энергичной позиции главы государства, законодательной и исполнительной власти, Конституционного Суда, политических партий и общественных объединений, в нравственном сознании, чувстве долга и готовности защищать конституционный строй, уважении к государственным институтам и издаваемым ими актам.

Эффективность актов толкования, издаваемых Конституционным Судом, связана с его положением в политической системе общества. Только будучи независимым, свободным от политической борьбы, обвинения и давления со стороны Президента, законодательной и исполнительной властей, данный орган может оставаться действительным гарантом Конституции, пользоваться поддержкой и уважением всех членов общества. Конечно, ни один судебный орган или орган конституционного контроля не может отмежеваться от политики, поскольку и сама Конституция имеет политико-правовое содержание, однако любое решение данных органов должно иметь сугубо правовое обоснование и обеспечиваться исключительно правом, а не политической целесообразностью.

Для повышения эффективности актов толкования Конституционного Суда РФ необходимо проводить информационную, разъяснительную работу в целях доведения до сведения всех субъектов права степени обязательности данных актов, невозможности подвергать их сомнению или игнорированию. К сожалению, приходится констатировать, что в российском государстве полностью отсутствует механизм реализации решений Конституционного Суда РФ. Отсутствие четкой регламентации юридической природы актов этого органа становится причиной неправильного их применения. В связи с этим, представляется, что закон «О Конституционном Суде РФ» должен содержать в себе положения о реализации способов претворения в жизнь каждого конкретного решения Конституционного Суда РФ. Необходимо также ввести соответствующие меры ответственности должностных лиц, принимающих решения, противоречащие Конституции, законам, интерпретационным актам Конституционного Суда.

Представляется важным определить и законодательно закрепить соотношение полномочий Конституционного Суда РФ и Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, дающих руководящие разъяснения по вопросам практики правоприменения, выработать соответствующую процессуальную форму сотрудничества этих органов по вопросам конституционности правоприменительной практики.

Необходимость совершенствования актов судебного толкования связана еще и с тем, что в процессе правоприменительной деятельности нередко осуществляется ограничительное или расширительное толкование, при котором имеют место случаи выхода за пределы толкуемой нормы, т.е. объем воли законодателя определяется не применительно к регулируемым общественным отношениям, а распространяется на новый круг общественных отношений. Естественно, что такое толкование является недопустимым, и в этом случае акт толкования должен быть отменен. В то же время некоторые нормативные акты по своему характеру, направленности выраженной в них воли не могут толковаться расширительно или ограничительно. К таковым следует отнести нормы, устанавливающие определенные изъятия или ограничения по сравнению с общими нормами, нормы, устанавливающие более строгую юридическую ответственность, которые не подлежат расширительному толкованию, или же не подлежащие ограничительному толкованию нормативные акты, смягчающие юридическую ответственность, нормативные акты, регулирующие права и свободы граждан и т.д. Несоблюдение указанных правил, естественно, должно вести за собой отмену акта толкования, как несоответствующего требованиям закона. Жесткий контроль за издаваемыми актами судебного толкования должен осуществляться не только со стороны органов, их издающих, но и законодательных и исполнительных органов. При этом должна иметь место практика формирования специальных комиссий по подготовке и разработке актов нормативного судебного толкования с привлечением представителей законодательных органов с тем, чтобы наиболее достоверно выявлять и раскрывать волю законодателя.

Во избежание неверной интерпретации смысла содержащихся в нормативных актах предписаний следовало бы рекомендовать компетентным органам и научным учреждениям при подготовке проектов законов и других нормативно-правовых актов разрабатывать применительно к каждому акту понятия, раскрывающие содержание терминов, использованных в нормативном акте, по которым возможны различные толкования, способные осложнить правоприменительную деятельность.

Таким образом, эффективность актов судебного толкования, которые создаются на фактической (юридическая практика) и нормативной (действующее законодательство) основе, зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Совершенствование законодательного процесса, устранение юридических коллизий, четкая систематизация действующих правовых актов, повышение уровня подготовки и профессионального мастерства субъектов правоприменительной деятельности, строгое соблюдение законов являются теми обязательными условиями, без которых невозможно нормальное функционирование актов судебного толкования и правовой системы в целом.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Россия возвращается к демократическим принципам судопроизводства
Интеллектуальная собственность - правовое обеспечение
Функции актов судебного толкования и пути повышения эффективности этих актов
О предмете трудового законодательства субъектов Российской Федерации
К вопросу о территориальной организации системы юстиции в Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций