2009-07-07 14:26:07
ГлавнаяРазное по праву — Понятие, признаки и виды актов официального толкования



Понятие, признаки и виды актов официального толкования


Акты толкования могут приниматься как единолично, так и коллегиально. К первой группе относятся приказы, инструкции, указания, подписанные должностными лицами; ко второй - решения, постановления коллегий министерств и других органов.

Особую разновидность составляют акты толкования администраций краев, областей, городов федерального значения, автономных округов. Актам этих органов свойственно сочетание нормативности и оперативной распорядительности. Разновидностями таких актов являются: распоряжения глав администраций как оперативно-распорядительные акты, принимаемые единолично главой администрации или его заместителем; приказы руководителей органов администрации (отделов, управлений, комитетов) как акты функционально-отраслевого характера по общим и оперативным вопросам; инструкции - методические акты; рекомендации и т.д.

Акты толкования органов администрации несут на себе основную нагрузку по уяснению и разъяснению смысла правовых норм. Актами толкования отделов, управлений, комитетов доводятся до сведения вновь установленные правовые нормы, даются комментарии к ним, что стабилизирует юридическую практику и способствует укреплению законности. Разновидностями данных актов являются инструктивные, методические и обзорные письма, содержащие разъяснения общего характера по неясным вопросам в связи с реализацией норм права, а также разъяснения по конкретным делам, относящиеся к актам казуального толкования, которые характеризуются разовым значением и обязательностью только для тех субъектов, по отношению к которым данное разъяснение давалось.

Акты толкования исполнительных органов местного самоуправления оформляются в виде приказов руководителей органов и структурных подразделений местной администрации, а также решений этих органов. Они издаются в пределах компетенции указанных органов, содержат в себе, как правило, разъяснения норм, изданных органами представительной и исполнительной власти местного самоуправления и не должны противоречить действующему законодательству. К сожалению, еще нередки случаи, когда административные органы, издающие указанные акты толкования выходят за пределы своей компетенции, ставят ведомственные интересы выше государственных. Совершенно очевидно, что с такого рода фактами мириться нельзя.

Таким образом, акты толкования органов исполнительной власти характеризуются подзаконным характером, имеют нормативное или казуальное значение, издаются на основании и во исполнение действующего законодательства, направлены на конкретизацию и детализацию правовых норм, имеют отраслевое или межотраслевое содержание.

Среди актов официального толкования особую группу составляют акты толкования органов прокуратуры.

Органы прокуратуры осуществляют толкование в двух формах: в форме деятельности организационно-распорядительного характера, а также в форме издания юридических документов, направленных на уяснение и разъяснение смысла правовых норм, конкретизацию правовых предписаний и детализацию порядка их применения, восполнение пробелов в праве.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Генеральный прокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения.

Помимо указанных актов, к актам толкования, издаваемым органами прокуратуры, следует отнести информационные письма, постановления коллегии Генеральной прокуратуры РФ и обзоры практики осуществления прокурорского надзора.

Акты толкования органов прокуратуры подразделяются на акты нормативного и казуального толкования.

К числу актов нормативного толкования следует отнести:

1. Приказы Генерального прокурора и прокуроров субъектов Российской Федерации. С помощью этих актов доводятся до сведения работников прокуратуры нормативные акты органов законодательной, исполнительной власти, акты нормативного толкования Конституционного Суда РФ, Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также нормы и принципы прокурорской деятельности. Например, Приказ Генерального прокурора РФ № 30 от 22.05. 96 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

2. Указания Генерального прокурора, прокуроров субъектов РФ, иных прокуроров, содержащие разъяснения смысла правовых норм. Например, Указание Генерального прокурора № 31/7 от 17.06.96 г. «Об усилении прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «О ветеранах».

3. Инструкции Генеральной прокуратуры, прокуратур субъектов РФ, которыми регламентируются внутриведомственные вопросы, нуждающиеся в детализации.

4. Информационные письма, призванные информировать работников прокуратуры о наиболее часто встречающихся ошибках и недостатках в деятельности прокуратуры (Информационное письмо Генеральной прокуратуры № 38-15/1-95 от 02.08.95 г. «О практике использования прокурорами полномочий по предъявлению исков в арбитражные суды и участию в их рассмотрении»').

Разновидностью информационных писем являются совместные письма Генеральной прокуратуры и других органов в целях создания надлежащих организационных условий для реализации прокурорских полномочий. Примером тому может служить совместное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ и Генеральной прокуратуры РФ от 31.07.95 г. «О порядке истребования, направления (выдачи) арбитражных дел в органы прокуратуры».

5. Постановления коллегии Генеральной прокуратуры РФ по вопросам юридической практики.

Акты казуального толкования органов прокуратуры обладают общими признаками, характерными для актов казуального толкования. Они носят единичный характер, рассчитанный на однократное, разовое применение в связи с рассмотрением конкретного дела, являются обязательными только для заинтересованных субъектов. Чаще они содержатся в мотивировочной части таких правоприменительных актов как протест, представление, постановление.

1. Протест прокурора, представляющий собой акт прокурорского реагирования на противоречащий закону правовой акт органа или должностного лица (например, протест в порядке надзора на решение или приговор суда).

2. Представление прокурора - акт, направленный на устранение нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, а также на дачу судам разъяснений по вопросам судебной практики.

3. Постановление прокурора - правоустанавливающий акт, порождающий права и обязанности для субъектов, в процессе осуществления прокурорского надзора (например, постановление о возбуждении уголовного дела, об отмене постановления о прекращении уголовного дела и т.д.).

4. Указания прокурора по вопросам предварительного следствия и дознания в процессе расследования конкретного уголовного дела, которые обязательны для исполнения органами, производящими предварительное следствие или дознание.

Указанные акты издаются в процессе осуществления прокурорского надзора и содержат в себе элементы уяснения и разъяснения правовых норм. Так, при вынесении протеста, представления прокурор указывает на те нарушения закона, которые имели место в действиях или актах органов и должностных лиц, а также основания, по которым он считает эти действия или акты незаконными. Таким образом, осуществляется уточнение, разъяснение содержащихся в законе предписаний в целях их единообразного и правильного понимания всеми субъектами.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Институт суррогатного материнства как способ реализации репродуктивной функции человека
К вопросу о формировании правоохранительной государственной службы Российской Федерации
Запрет дискриминации в трудовых отношениях
Международно-правовой аспект прямого действия
Россия возвращается к демократическим принципам судопроизводства
Вернуться к списку публикаций