2009-07-07 14:26:07
ГлавнаяРазное по праву — Понятие, признаки и виды актов официального толкования



Понятие, признаки и виды актов официального толкования


Подзаконный характер актов толкования Президента связан, прежде всего с конституционно закрепленным верховенством Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ст. 4 Конституции РФ), а также с положением статьи 90 Конституции, согласно которой указы и распоряжения не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Кроме того, о подзаконном характере актов Президента говорит и тот факт, что при осуществлении своей деятельности он в большинстве случает находится в связке с Правительством, а не с Федеральным Собранием, что свидетельствует о преобладании в деятельности Президента функций исполнительной власти. Следует отметить, что существует и другая точка зрения, согласно которой актам Президента отводится роль законодательных актов, призванных восполнять пробелы в российском законодательстве. В качестве аргумента сторонники данной точки зрения приводят то обстоятельство, что Указы Президента являются актами главы государства, который согласно Конституции, призван определять основные направления внутренней и внешней политики, в связи с чем его решения обладают законодательной силой.

Представляется, что аргументы такого рода не вполне убедительны, так как правовая природа актов Президента определена, прежде всего Конституцией РФ и подтверждена судебной практикой. К примеру, Конституционный Суд РФ в отдельных случаях отказывает в разрешении вопроса о проверке конституционности некоторых указов Президента в связи с их неподведомственностью Конституционному Суду, так как они не носят нормативный характер, а Конституционный Суд разрешает дела о соответствии лишь нормативных актов.

3. Акты толкования Президента РФ имеют нормативный характер, так как являются обязательными для исполнения всеми субъектами на всей территории РФ, о чем указано в ст. 90 Конституции РФ.

4. Публикуются в «Собрании законодательства РФ» и других официальных изданиях.

Данный признак характеризует далеко не все акты официального толкования. Указанная особенность связана с исключительным правом Президента издавать указы и распоряжения.

5. Время действия актов толкования Президента связано со временем действия толкуемых им норм. Многие нормативные указы Президента носят временный характер, в связи с чем акты толкования данных указов также носят временный характер. Так, в распоряжении Президента от 11.01.94 г. № 578-РП записано, что нормативные акты Президента «рассчитаны на период формирования экономики, государственного и общественного устройства, являются временной правовой основой проводимых реформ». На характер актов толкования Президента влияет юридическая сила толкуемых ими норм. Так, разъяснения Президентом нормативных актов, изданных представительным и законодательным органом власти РФ обладают большей юридической силой по сравнению с актами толкования своих же нормативных указов или других подзаконных актов, изданных иными органами, например, постановления Правительства РФ.

Распоряжения Президента РФ, будучи актами толкования в чистом виде, не должны содержать предписаний, носящих нормативный характер. Однако на практике имеют место случаи, когда распоряжениями Президента регламентируются вопросы, которые согласно Конституции и статуса главы государства должны были бы оформляться Указами. Примерами тому могут служить распоряжение Президента РФ от 30.03.94 г. «О полномочном представителе Президента РФ в Федеральном Собрании», утвержденном указом Президента РФ (между тем Положение «О полномочном представителе Президента РФ в Федеральном Собрании» было утверждено не распоряжением, а Указом Президента), а также распоряжение Президента России от 05.04.94 г. «О дополнительном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед РФ». Масштабность и полнота функций и полномочий Правительства РФ как органа общей компетенции предопределяет природу, признаки и виды правовых актов Правительства.

Полномочия Правительства РФ реализуются посредством его актов -постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Правительство РФ обеспечивает их исполнение.

В форме постановлений издаются решения Правительства, имеющие наиболее существенное значение и носящие нормативный характер.

Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений, являющихся правоприменительными актами.

В процессе своей правотворческой деятельности Правительство РФ издает постановления, направленные на реализацию тех или иных нормативных актов вышестоящих федеральных органов, в связи с чем в них содержатся ссылки на законы и осуществляется их толкование. Что касается правоприменительной деятельности Правительства, то в каждом конкретном случае распоряжение Правительства содержит в себе уяснение и разъяснение смысла применяемых правовых норм.

Еще одним видом актов, издаваемых Правительством, являются пояснительные записки как приложения к законопроектам, вносимым на рассмотрение Правительства. В них содержатся необходимые обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий реализации данного законопроекта. Пояснительные записки не носят нормативного характера, а содержащиеся в них различные обоснования, в том числе и правовые, направлены на конкретизацию и толкование проектируемых правовых норм.

Акты толкования Правительства РФ отличаются подзаконностью, обязательностью к исполнению на всей территории РФ, имеют межотраслевое содержание, определенные процедуры подготовки, принятия и опубликования, могут быть отменены Президентом РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента.

Повышение самостоятельности субъектов РФ придает особую значимость актам Правительств республик. Акты толкования Правительств республик в большей степени ориентированы на реализацию законодательных актов этих субъектов. Для них характерны те же черты, что и для актов толкования Правительства РФ.

Следует отметить, что толкованием права в виде самостоятельной деятельности Правительство РФ и правительства республик в составе РФ занимаются сравнительно редко. Данная функция ложится на плечи подчиненных им министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти.

Ведомственные акты органов исполнительной власти издаются на основе законов, актов Правительства и указов Президента. Это управленческие акты органов общей и специальной компетенции. Среди всего массива ведомственных актов различаются нормативные, правоприменительные (индивидуальные) и акты толкования правовых норм.

Акты толкования министерств, комитетов и ведомств различны по своей форме. Они издаются в виде инструкций, указаний, писем, разъяснений, рекомендаций, записок, циркуляров и т.д.

Юридическая сила этих актов неоднозначна и зависит от функций издавшего их органа, но все эти акты характеризует подзаконность, специализированность, оперативная распорядительность, внутриведомственный характер, обязательность для тех субъектов, кому они адресованы, они издаются на основании действующего законодательства и в пределах компетенции издавших их органов.

В зависимости от содержания в данной группе актов толкования права выделяются:

а) инструктивные положения;

б) указания, связанные с конкретизацией правовых норм;

в) положения, разъясняющие межведомственные правовые отношения и т.д.

В зависимости от органа, издавшего акт толкования, различаются:

а) акты толкования федеральных исполнительных органов (разъяснения, инструкции и т.д. федеральных министерств, государственных комитетов и служб);

б) акты толкования органов исполнительной власти субъектов РФ (постановления, разъяснения министерств и других ведомств субъектов РФ).

В зависимости от функций органа, издавшего акт:

а) ведомственные акты толкования органов общей компетенции, т.е. ведающих всеми или многими отраслями исполнительной деятельности;

б) ведомственные акты толкования органов специальной компетенции, т.е. ведающих отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности.

В связи с делением органов специальной компетенции на отраслевые, т.е. руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое управление, акты толкования подразделяются на акты толкования отраслевых и межотраслевых органов. Так как органы отраслевого управления зачастую дают разъяснения совместно с другими органами, существует группа актов, имеющих межведомственное значение.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


О совершенствовании института опеки и попечительства
Интернет и право - проблема юрисдикции
Закон о свободе совести и религиозных объединениях и старообрядчество
Институт суррогатного материнства как способ реализации репродуктивной функции человека
Гибель члена судового экипажа от инфаркта и безвиновная ответственность судовладельца
Вернуться к списку публикаций