2009-07-07 14:26:07
ГлавнаяРазное по праву — Понятие, признаки и виды актов официального толкования



Понятие, признаки и виды актов официального толкования


Акты толкования представительного и законодательного органа РФ имеют большое значение как средство устранения возникающих правовых коллизий. Примером тому может служить Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 10.04.96г. «О стабильности правовой системы Российской Федерации», в котором указывается, что после принятия Государственной Думой Постановлений от 15.03.96г. «Об углублении интеграции народов, объединившихся в Союз ССР и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от12.12.91г. «О денонсации Договора об образовании СССР» и «О юридической силе для Российской Федерации-России результатов референдума СССР 17 марта 1991г. по вопросу о сохранении Союза СССР» возникла правовая коллизия, связанная с расширительным толкованием принятых постановлений. В целях устранения возникшего противоречия и правильного толкования упомянутых постановлений Государственная Дума постановила подтвердить, что указанные постановления Государственной Думы от 15 марта 1996г. отражают гражданскую и политическую позицию депутатов и не затрагивают стабильность правовой системы Российской Федерации и международные обязательства РФ.

Порядок опубликования актов толкования, издаваемых высшим представительным и законодательным органом государственной власти РФ, регулируется федеральным законом от 25.05.94г. «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», согласно которому они публикуются в «Собрании законодательства РФ», «Ведомостях Федерального Собрания РФ», центральных газетах и других печатных изданиях.

Деятельность представительных и законодательных органов субъектов Российской Федерации, наряду с нормотворчеством, включает в себя процесс толкования правовых норм, изданных данными органами. Особенности актов толкования, издаваемых этими органами, заключаются в том, что они не должны противоречить федеральным законодательным актам Российской Федерации, распространяют свое действие на территории данного субъекта РФ и обязательны только для лиц, проживающих на данной территории.

Следующим видом актов в зависимости от субъектов, осуществляющих процесс толкования, являются акты толкования органов исполнительной власти.

Согласно Конституции Российской Федерации исполнительная власть в РФ фактически включает в себя следующие звенья:

1) Президент РФ, который является главой государства и в то же время остается ключевой фигурой, которой подведомственна исполнительная власть;

2) Правительство РФ, которое осуществляет исполнительную власть Российской Федерации;

3) министерства, государственные комитеты, федеральные службы и департаменты - федеральные органы исполнительной власти;

4) органы исполнительной власти субъектов РФ- президенты и главы администраций субъектов Федерации, региональные правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства;

5) исполнительные органы местного самоуправления.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, который носит исполнительный и распорядительный характер. Они призваны исполнять акты представительных и законодательных органов государственной власти, Указы Президента РФ, организовывать исполнение этих актов. Данная функция органов исполнительной власти, предусмотренная федеральным и региональным законодательством, предполагает широкое использование этими органами различных правовых форм деятельности: правотворчества, правоприменения и толкования правовых норм.

Исполнительные органы издают свои акты на основании и во исполнение Конституции РФ, Конституций и Уставов субъектов федерации, федеральных и региональных законов, нормативных Указов Президента РФ и нормативных актов Президентов и руководителей глав администраций субъектов РФ, постановлений и распоряжений органов исполнительной власти. Следовательно, в процессе правотворчества и в процессе правоприменения одним из необходимых условий в деятельности этих органов является четкое понимание подлинного смысла, вложенного законодателем в нормативные акты, которые данные органы призваны исполнять. В связи с этим важной формой функционирования исполнительных органов является деятельность по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, которая находит свое выражение в виде издания актов толкования, конкретизирующих и уточняющих установления и веления правовых норм.

Акты толкования органов исполнительной власти различаются по своей юридической силе в зависимости от положения этих органов, их функциональной роли и предметной компетенции.

Особое положение среди актов толкования органов исполнительной власти занимают акты толкования Президента РФ.

Реализуя свои функции и осуществляя конституционные полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения.

Указами оформляются решения Президента РФ нормативного характера, т.е. содержащие общие правила поведения, рассчитанные на постоянное или многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государственной власти и управления, а также решения ненормативного характера по вопросам гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, назначения на должность и освобождения от должности руководителей центральных органов и иных структур федеральной исполнительной власти и т.д., что закреплено п.3 распоряжения Президента РФ от 5.02.93г.Решения по оперативным, организационным и кадровым вопросам Администрации Президента РФ принимаются в форме распоряжений, которые в отличие от указов не должны содержать предписаний нормативного характера. Нормативные указы Президента связаны в основном с развитием, конкретизацией и детализацией действующих законов. Они относятся к категории подзаконных нормативных правовых актов, обладающих после федерального закона наибольшей юридической силой.

Ненормативные указы и распоряжения Президента РФ, будучи весьма близкими по своей правовой природе, направлены на исполнение принятых решений или содержат рекомендации Правительству, Администрации Президента, другим органам. Они всегда подзаконны и единичны. Именно эти акты, на наш взгляд, могут рассматриваться в качестве актов толкования «в чистом виде».

По своему содержанию многие указы и некоторые распоряжения Президента (особенно в социально-экономической сфере) имеют комплексный характер и включают в себя нормативные, оперативно-распорядительные, индивидуальные и другие предписания. В связи с этим следует выделять смешанные акты толкования Президента и акты толкования в чистом виде.

Отличительными признаками актов толкования Президента можно назвать следующие:

1. Они являются актами официального толкования, так как даются высшим должностным лицом - главой государства.

2. Носят подзаконный характер.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Запрет дискриминации в трудовых отношениях
Некоторые аспекты правового регулирования внешнеэкономической деятельности в России и странах Европы
Личные имущественные и неимущественные отношения супругов в России в второй половине 19 века. Усыновление и узаконение
Международно-правовой аспект прямого действия
Законодательная база развития сельскохозяйственной кооперации
Вернуться к списку публикаций