2009-07-07 14:26:07
ГлавнаяРазное по праву — Понятие, признаки и виды актов официального толкования



Понятие, признаки и виды актов официального толкования


По времени действия акты официального толкования различаются в зависимости от времени действия разъясняемых ими норм. Если срок действия толкуемой нормы или группы норм предусмотрен в самом нормативном акте, то с его истечением прекращается действие и соответствующего акта официального толкования. И напротив, акты толкования норм, рассчитанных на неопределенный срок, сохраняют силу весь период их действия.

В юридической литературе в качестве одного из оснований классификации актов толкования норм права, имеющим немаловажное значение для юридической практики, выделяют структурные элементы разъясняемых норм. В этой связи различаются:

а) акты толкования гипотезы нормы права;

б) акты толкования диспозиции нормы права;

в) акты толкования санкции нормы права;

г) комплексные акты толкования, в которых разъясняется смысл нескольких структурных элементов правовой нормы.

В зависимости от объема толкования различаются акты буквального, расширительного и ограничительного толкования. Данная классификация имеет важное значение для юридической практики в связи с тем, что толкующие субъекты имеют возможность ограничительно или расширительно толковать применяемую норму, при этом важнейшим условием реализации процесса толкования является строгое и точное соответствие смыслу правовой нормы. При ограничительном или расширительном толковании не должен иметь место выход за пределы смысла толкуемой нормы, что, к сожалению, нередко встречается в правоприменительной деятельности.

В юридической литературе существуют и некоторые другие точки зрения по вопросу классификации актов толкования. Однако, вследствие того, что они носят либо частный характер, либо не прошли должной апробации критикой, представляется целесообразным не распылять внимание по данному вопросу, сосредоточив его на исследовании наиболее существенных из числа рассмотренных оснований классификации актов официального толкования.

В связи с тем, что юридическая природа актов официального толкования в большей степени зависит от субъектов, осуществляющих процесс толкования, и их классификация по этому основанию имеет наибольшее значение для юридической практики, остановимся на данной классификации более подробно.

В зависимости от субъектов, издающих акты официального толкования, различаются акты толкования представительных, исполнительных, судебных органов государственной власти, акты толкования органов прокуратуры и управомоченных на то общественных объединений.

Особенности актов толкования представительных органов государственной власти обусловлены тем положением, которое занимают данные органы в системе механизма российского государства. В связи с изменениями, происшедшими в структуре органов государственной власти после принятия Конституции РФ 1993г., которая в качестве фундаментального принципа конституционного строя обозначила концепцию о четком разделении властей, функции органов представительной власти претерпели ряд изменений, что отразилось и на издаваемых этими органами юридических актах.

Согласно законодательству Союза ССР, союзных и автономных республик, органами государственной власти, полномочными осуществлять толкование действующих законов, являлись Президиум Верховного Совета СССР (п. «б» ст. 121 Конституции СССР) и Президиумы Верховных Советов союзных республик. Именно эти органы имели право издавать акты официального толкования норм права, которые характеризовались общеобязательностью для всех субъектов в пределах действия толкуемых законов. Неправильное толкование Президиумов могло быть отменено только Президиумами или соответствующими Верховными Советами. Толкование этих органов не могло быть отменено органами прокуратуры.

В соответствии с новым Основным законом Российской Федерации представительный и законодательный орган Российской Федерации - Федеральное Собрание РФ не наделен конституционно закрепленной функцией толкования законов. В целях обеспечения системы сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, а также во избежание коллизий между судебным толкованием и толкованием, осуществляемым представительными органами, Конституция РФ 1993г. в отличие от предшествующей ввела институт толкования Конституции и отнесла его к компетенции Конституционного Суда РФ.

Данное обстоятельство вовсе не означает, что представительные органы не наделены функцией толкования вообще. Естественно, будучи правотворческими, данные органы имеют право конкретизировать, детализировать любой изданный ими акт.

Акты Федерального Собрания РФ существуют в виде законов, а также актов его палат - Государственной Думы и Совета Федерации.

И Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам своей компетенции издают постановления. Часть из них характеризуется нормотворческим содержанием, т.к. ими устанавливаются новые правовые нормы в порядке текущего правотворчества, содержащие в себе правила о порядке применения норм закона, о порядке вступления законов в силу, переходные правила и т.д. Однако большая часть постановлений, издаваемых палатами Федерального Собрания РФ, в частности связанных с их текущей организационной деятельностью, являются актами применения права.

Что касается актов толкования парламента в чистом виде, то их количество незначительно, что связано с характером осуществляемых данным органом функций. Эти акты обладают высшей юридической силой по сравнению с актами толкования других органов, являются общеобязательными, не ограничены рамками предметной компетенции.

Относительная самостоятельность актов толкования, издаваемых представительным и законодательным органом РФ, связана с положением, занимаемым этим органом в системе органов государственной власти. При этом следует отметить, что содержащиеся в этих актах предписания носят подзаконный характер и не противоречат действующему законодательству.

Интерпретационные акты представительного и законодательного органа власти, как правило, не содержат в себе подробного и полного анализа смысла правовых норм, которые подвергаются толкованию. Отсутствует в них и анализ юридической практики, а также ошибок, допускаемых в правоприменительной деятельности. Краткость и лаконичность - отличительная черта указанных актов.

В связи с наличием в парламенте двухпалатной системы различаются акты толкования Совета Федерации и акты толкования Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Они являются актами аутентического толкования, т.к. издаются теми же органами, которые принимали данный нормативный акт, не содержат в себе новых норм и не являются актами нормотворчества.

Содержащиеся в Постановлениях Государственной Думы и Постановлениях Совета Федерации разъяснения можно разделить на две группы: разъяснения о порядке вступления в силу и применения вновь изданных правовых актов и разъяснения, связанные с практикой применения правовых норм. Примером первой разновидности может служить Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О порядке исполнения ст.97УПК РСФСР в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ по делу «О проверке конституционности ч.5 ст.97 УПК РСФСР в связи с жалобой гр-на В.В. Щелухина от 13.06.96»; примерами второй - Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24.09.97г. «О парламентских слушаниях «О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в РФ в современных условиях», Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.06.97г. « О ходе приватизации в Российской Федерации и допущенных нарушениях законодательства Российской Федерации при ее осуществлении».



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Некоторые аспекты правового регулирования внешнеэкономической деятельности в России и странах Европы
К вопросу о формировании правоохранительной государственной службы Российской Федерации
Законодательная база развития сельскохозяйственной кооперации
К вопросу о выработке научного определения финансовых расследований
К вопросу о проблеме государственно-церковных отношений на современном этапе развития Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций