2009-07-07 14:26:07
ГлавнаяРазное по праву — Понятие, признаки и виды актов официального толкования



Понятие, признаки и виды актов официального толкования


Нормативным толкованием является официальное разъяснение правовой нормы компетентным органом, обязательное для всех лиц и органов и распространяющееся на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой правовой нормой, обеспечивая тем самым единообразное и правильное проведение в жизнь предписаний этой нормы. Нормативное толкование отличается государственной обязательностью, распространяется на широкий круг общественных отношений и возможностью неоднократного использования в юридической практике.

Среди нормативного толкования в теории права различают аутентическое (авторское) и делегированное, разрешенное толкование.

Аутентическое толкование представляет собой разъяснение, исходящее от органа, установившего данную правовую норму. Издав любой нормативный акт, правотворческий орган может в любое время дать необходимые разъяснения с целью уточнения и конкретизации нормативного акта. Субъектами аутентического толкования являются все правотворческие органы: Федеральное Собрание РФ в лице обеих палат: Государственной Думы и Совета Федерации, Президент РФ, Правительство РФ, правотворческие органы субъектов РФ и т.д.

Делегированное толкование осуществляется субъектами, которым такое право поручено, разрешено. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, не являясь правотворческими органами, имеют право толковать нормативно-правовые акты, в том числе и акты, принимаемые законодательным и представительным органом власти РФ - Федеральным Собранием.

В литературе также встречается понятие легального толкования. Относительно того, что называть легальным толкованием, существуют различные точки зрения. Наиболее правильным представляется понимать под легальным толкованием закрепленное в законе полномочие официальных органов давать общеобязательное нормативное толкование.

В этой связи необходимо иметь в виду, что официальное толкование всегда обязательно, но не всегда общеобязательно. Не является общеобязательным, например, судебное толкование, даваемое судами общей юрисдикции, подконтрольными Верховному Суду РФ, арбитражными судами, подконтрольными Высшему Арбитражному Суду РФ. Поэтому примером легального толкования является толкование, даваемое Конституционным Судом РФ, высшими федеральными и региональными органами представительной и законодательной, а также исполнительной власти, Пленумами Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

В отличие от нормативного казуальное толкование дается компетентными органами по поводу рассмотрения конкретного дела и является обязательным только для лиц, в отношении которых оно дается. Казуальное толкование может быть выражено в специальных указаниях разъясняющего характера, чаще всего оно выступает в виде мотивировочной части правоприменительных актов: судебных приговоров, решений, правоприменительных актов органов исполнительной власти и т.д.

Разновидностями казуального толкования являются судебное и административное толкование, осуществляемое применительно к тому или иному конкретному делу.

Судебное толкование осуществляется судебными органами.

Административное представляет собой толкование, исходящее от министерств, ведомств, иных органов исполнительной власти в связи с их правоприменительной деятельностью.

В связи с делением официального толкования на нормативное и казуальное выделяются подсистемы актов нормативного и казуального толкования, каждой из которых присущи свои специфические особенности.

Подсистема актов нормативного толкования включает в себя две группы актов: акты аутентического толкования и акты делегированного (разрешенного) толкования.

Отличительным признаком, характеризующим эти группы актов, является нормативность. Следует отметить, что термин нормативность в данном случае носит условный характер.

В теории права под нормативным содержанием понимается наличие в акте норм права (общеобязательных предписаний, установлений, правил поведения).

В актах нормативного толкования не содержится новых правовых норм. Нормативность в данном случае рассматривается с точки зрения общеобязательности этих актов, их распространения на неограниченное число случаев и обширный круг субъектов, подпадающих под регулирующее воздействие толкуемых юридических норм.

Нельзя согласиться с существующим в литературе мнением о том, что нормативный характер признается только за актами толкования высших представительных органов власти. Дело в том, что влиять на общественные отношения могут не только акты толкования представительных органов власти, значительную роль в совершенствовании общественных отношений призваны играть и акты толкования исполнительных, судебных и прокурорских органов. Поэтому нормативность является их неотъемлемым качеством и проявляется в следующих признаках:

1) они распространяются на неопределенный круг общественных отношений и их субъектов, в связи с чем приобретают общий характер;

2) имеют большую степень государственной обязательности по сравнению с другими видами актов толкования.

В зависимости от компетенции субъекта толкования и его положения в системе органов государственной власти обязательность даваемых этими органами разъяснений различна. Общеобязательными для всех субъектов и на всей территории Российской Федерации являются акты толкования представительного и законодательного органа - Федерального Собрания РФ, обеих его палат - Государственной Думы и Совета Федерации; главы государства- Президента РФ; исполнительного органа государственной власти РФ - Правительства РФ, акты толкования, издаваемые Конституционным Судом РФ, что вытекает из смысла ст.6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.94г. Что касается актов толкования Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, то их обязательность не только для судебных, но и всех остальных органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц предусмотрена ст.6 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96г.

3) отличаются присущей им установленной формой юридического документа.

Акты нормативного толкования издаются в форме постановлений, указов, решений, распоряжений и т.д. При этом следует отметить, что иногда толкование может осуществляться в устной форме представителями органов власти при даче официальных разъяснений гражданам. Однако отличительная особенность нормативных разъяснений заключается именно в том, что они объективируются в форму письменного юридического документа, обладающего необходимыми реквизитами и изданного в установленном законом порядке.

4) акты нормативного толкования играют особую роль в процессе правового регулирования общественных отношений, способствуют повышению его эффективности.

Во-первых, акты нормативного толкования оказывают существенное влияние на юридическую практику, предохраняя от возможности неправильного применения закона. Конкретизируя, уточняя веления правовых норм, они делают доступными их для понимания всеми субъектами, тем самым становятся средством эффективности правовых норм.

Во-вторых, толкование нормативных актов завершает процесс регламентации общественных отношений. Акты нормативного толкования играют здесь особую роль, т.к. реально регламентация общественных отношений, которая осуществляется при помощи юридических норм, оказывается завершенной лишь тогда, когда участники правоотношений уяснили содержание юридических норм при помощи актов толкования, которые действуют вместе с нормативными актами. Акты нормативного толкования включают в себя две группы актов: акты аутентического толкования и акты делегированного толкования.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Функции актов судебного толкования и пути повышения эффективности этих актов
К вопросу о формировании правоохранительной государственной службы Российской Федерации
Основания классификации актов судебного толкования правовых норм
Россия возвращается к демократическим принципам судопроизводства
Место и роль понятий «внутригосударственная правовая система» и «международная правовая система» в категориальном аппарате общей теории государства и права
Вернуться к списку публикаций