2009-07-07 14:26:07
ГлавнаяРазное по праву — Понятие, признаки и виды актов официального толкования



Понятие, признаки и виды актов официального толкования


Акты официального толкования, наряду с нормативно-правовыми и правоприменительными, являются одним из видов правовых актов. В связи с этим им присущи те же признаки, что и правовым актам вообще.

1. Акт официального толкования издается государственным органом или уполномоченным на то государством общественным объединением.

Как официальный акт, в котором заключена воля государства, акт толкования должен: во-первых, издаваться в пределах компетенции данного органа, во-вторых, облекаться в документальную форму, предусмотренную для актов данного органа, в-третьих, соответствовать актам вышестоящих органов.

2. Акты официального толкования являются продуктом волевой, сознательной деятельности, охраняемой государством.

Воля, понимаемая как осознанная целенаправленность в деятельности индивидуумов, присуща всем социальным актам. Актам официального толкования присущ государственно-волевой характер, т.к. это акты государственно-правовой сферы жизни общества. В актах толкования выражается трансформированная органами, применяющими право, государственная воля и воля отдельных лиц, содержащаяся в правоотношениях. Реализация этой воли производится посредством сознательной деятельности субъектов, осуществляющих толкование как одну из стадий процесса правоприменения. Государство порождает и обеспечивает эти акты, охраняя от нарушений своей принудительной силой.

3. Акты толкования, как и другие правовые акты, вызывают определенные юридические последствия.

4. Имеют целевой характер, т.к. направлены на достижение определенного юридического эффекта. В этой связи представляется возможным присоединиться к точке зрения Ф.А.Григорьева о том, что правовые акты (а, следовательно, и акты толкования) служат: «а) средством государственно-правовой организации общества; б) средством государственного руководства обществом; в) средством установления и реализации юридических норм».

5. Акты официального толкования обладают государственной обязательностью.

В зависимости от юридической силы тех или иных актов толкования круг субъектов, на которых распространяется обязательность данного акта, различен.

Общеобязательными для всех субъектов являются акты толкования высших представительных органов власти, а также акты, содержащие толкование Конституции Российской Федерации, издаваемые Конституционным Судом РФ. Акты толкования высших судебных, прокурорских органов формально обязательны только для подчиненных им органов. Такое же значение имеет толкование органов исполнительной власти. Акты казуального толкования имеют значение для заинтересованных по данному делу лиц.

Обязательность актов официального толкования подтверждается контрольно-надзорными функциями вышестоящих органов, с другой стороны юридическая практика свидетельствует о том, что игнорирование официальных разъяснений в процессе реализации правовых норм влечет отмену правоприменительных актов.

6. Акты официального толкования имеют форму, аналогичную другим правовым актам.

Под формой правового акта понимается способ выражения и закрепления выраженной в нем воли. Результат процесса толкования объективируется вовне в форме юридического документа (акта толкования). Акты толкования выступают в виде постановлений, указов, приказов, распоряжений, писем, инструкций, приговоров, решений, определений, разъяснений и т.д.

7. В основе издания и осуществления актов официального толкования, как и правовых актов вообще лежит принцип законности.

Толкование правовых норм органом, не наделенным правотворческой функцией, должно осуществляться только на основе и в рамках толкуемой нормы. Недопустимым является установление в акте толкования новых норм. Правотворческие органы иногда в процессе толкования действующих нормативных актов допускают издание в них и новых правовых норм. Такой акт государственного органа является одновременно и нормативно-правовым и интерпретационным.

Акт толкования действует и существует только параллельно с толкуемой правовой нормой. Изменение или отмена нормы права влечет за собой и изменение или прекращение действия акта толкования.

8. Акты официального толкования служат юридической основой и гарантией осуществления законности.

Правильное уяснение и разъяснение правовых норм, соответствующее действительному смыслу и воле законодателя, способствует правильному пониманию законов всеми гражданами, что влияет на формирование правосознания и правовой культуры в обществе и способствует укреплению законности и правопорядка.

Наряду с указанными общими признаками, акты официального толкования норм права обладают присущими только им специфическими особенностями, что свидетельствует об определенной самостоятельности данной группы актов в системе юридических актов. При этом, на наш взгляд, целесообразно выделить две группы специальных признаков:

во-первых, признаки, характеризующие всю систему актов официального толкования в целом как качественно однородную группу в рамках общей системы правовых актов;

во-вторых, признаки, характеризующие внутреннюю структуру системы актов официального толкования.

К первой группе признаков следует отнести следующие:

1. Акты толкования образуют качественно однородную систему, характеризующуюся единством юридической природы и функционального назначения.

Данный факт подтверждается рядом общих признаков, о которых уже говорилось выше: акты официального толкования обладают государственной обязательностью; имеют определенную форму, аналогичную другим правовым актам и т.д. Кроме того, акты официального толкования отличает их иерархичность, в соответствии с которой различные по своей юридической силе акты толкования находятся между собой в определенной взаимосвязи и располагаются в той же последовательности, которая установлена для нормативных актов, которые они толкуют. Иерархичность, с одной стороны, проявляется в том, что наибольшей юридической силой обладают акты толкования Конституции РФ и конституционных законов, за ними следуют акты толкования обычных законов и подзаконных актов; с дугой стороны, иерархичность проявляется в связи с делением органов государства на вышестоящие и подчиненные. Акты толкования органов общей компетенции обладают большей юридической силой по отношению к аналогичным актам отраслевой компетенции, также как и разъяснения вышестоящих органов по отношению к актам подчиненных им органов.

Единство формы и юридического содержания актов официального толкования, их государственная обязательность, иерархичность структуры свидетельствуют о целостности системы официальных разъяснений.

2. Отличительной чертой актов официального толкования является то, что они не ставят своей задачей создание новых правовых норм, их назначение заключается именно в уяснении, разъяснении, смысловом и логическом обосновании действующего законодательства в целях его наиболее правильной и эффективной реализации. Акты толкования имеют силу и значение только в течение срока действия толкуемых ими норм и в случае их отмены прекращают свое действие. В процессе правоприменения акты толкования сами по себе не имеют практического значения, их реализация происходит только в случае реализации толкуемой ими нормы. В связи с этим, содержание актов официального толкования характеризуется в отличие от нормативных актов вспомогательным значением. «Практическим результатом конкретизации и уточнения норм права является установление в акте толкования организационно-вспомогательных правил, регулирующих и направляющих процессы усвоения смысла права и его реализации… Конкретизируя, уточняя веления разъясняемых правовых норм, интерпретационные правила тем самым организуют наиболее правильный, в соответствии со смыслом норм процесс реализации действующего законодательства. И в этой связи их следует называть организационно-вспомогательными». Указанные признаки характеризуют всю систему актов толкования в целом. Вместе с тем, как уже отмечалось, внутренняя структура системы официальных разъяснений характеризуется сложностью и наличием ряда подсистем. Существование данных подсистем связано, прежде всего, с делением официального толкования, даваемого уполномоченными на то органами, на два вида: нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное).



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Россия возвращается к демократическим принципам судопроизводства
Ограничение прав работодателя международно-правовыми актами о труде
К вопросу о территориальной организации системы юстиции в Российской Федерации
Институт суррогатного материнства как способ реализации репродуктивной функции человека
Законодательная база развития сельскохозяйственной кооперации
Вернуться к списку публикаций