2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяРазное по праву — О приведении норм российского финансового законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами



О приведении норм российского финансового законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами


Сегодня в сфере взаимодействия мировой экономики и финансов возникает целый спектр новейших проблем, связанных с содержанием современных финансово-правовых отношений. В этой связи особенно актуальными становятся также проблемы гражданского, административного, финансового права, общей теории права, международного публичного и частного права. Исследование международных и внутригосударственных правоотношений в таком контексте определяется сложнейшим положением, в котором находится российская система финансово-правовых норм, требующая коренного пересмотра многих своих базовых институтов из-за влияния международно-правового регулирования.

О применении правил международных договоров РФ говорится в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, а также в ст. 5 Закона «О международных договорах Российской Федерации». Помимо международных договоров составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Иными словами, Конституция РФ включает общую правовую норму, заключающуюся в установлении во внутреннем праве Российской Федерации определенного обязательства о придании международно-правовым нормам силы внутригосударственного действия.

В этой связи изучение механизма воздействия на внутреннее право международных финансовых соглашений с участием РФ является особенно актуальным, поскольку возникает разделение международных норм, действующих непосредственно или требующих трансформации через внутренний правовой акт. Этим определяются и задачи государства по созданию концептуальных основ (теоретических и практических) приведения норм российского финансового законодательства в соответствие с международно-правовыми финансовыми нормами.

Многие российские финансово-правовые нормы и институты оказались неэффективными при их применении в новейших финансово-правовых условиях, в которых уже давно функционирует мировая финансовая система. Одна из причин в том, что современные международные финансовые нормы создаются и действуют в экономико-финансовых условиях глобализированного мирового хозяйства. То есть в сфере мировых финансов формируются международно-правовые нормы, регулирующие геофинансовые отношения и влияющие на нормы, создаваемые государствами, международными организациями, транснационализированными хозяйствующими субъектами и организациями.

Поэтому приведение норм российского финансового законодательства в соответствие с международно-правовыми финансовыми нормами должно исходить из учета фактора активного влияния мировых финансов на российскую финансовую деятельность. В противном случае будут ущемляться национальные российские интересы в мирохозяйственной сфере и ограничиваться права собственности российских предпринимателей из-за заключения низкоэффективных (с точки зрения юридической техники и долгосрочного эффекта) международных финансовых договоров и внешнеэкономических контрактов.

Приведение норм российского финансового законодательства в соответствие с международно-правовыми финансовыми нормами требует пристального внимания и к следующим аспектам:

принципиально новые формы проявления и взаимодействия публичного и частного интересов в финансовой деятельности государства (повышение роли финансовых организаций, страхование финансовых рисков, развитие негосударственного финансового контроля);

новая роль государственных органов Российской Федерации в отношениях с наднациональными финансовыми структурами;

повышенное влияние на финансово-правовую среду условий обеспечения прав и свобод человека, свободы конкуренции и малого предпринимательства, качества жизни (повышение роли государственных доходов в обеспечении качества жизни, льготное налогообложение малого бизнеса, учреждений культуры, здравоохранения, образования и т.д.).

Необходимо учитывать также международно-правовые финансовые акты, влияющие на внутреннее финансовое законодательство:

- международные финансовые договоры РФ с иностранными государствами, типовые соглашения о финансовых рынках, о предотвращении двойного налогообложения;

- универсальные финансовые конвенции, принятые в рамках международных экономических организаций, таких как УНИДРУА, ЮНСИТРАЛ, ЮНИДО, ЮНКТАД и др.;

- международно-правовые акты Всемирной Торговой Организации;

- Устав Международного валютного фонда, Устав Мирового банка, уставы и типовые (модельные) акты межправительственных финансовых организаций;

- документы неправительственных финансовых организаций, находящихся под эгидой Лондонского и Парижского клубов;

- своды финансовых норм, систематизированных и кодифицированных в рамках Мировой фондовой биржи, Всемирной межбанковской биржи, Всемирного депозитарного хранения и др. финансовых институтов;

- модельные кодексы ОЭСР.

Отсутствие ясных подходов к этим проблемам создает трудности для вступления России во Всемирную Торговую Организацию, осложняет применение иностранными инвесторами общепринятых в мире финансовых норм, препятствует созданию финансового рынка в России, увеличивает финансовые риски для ресурсодобывающих и других крупных компаний России, выходящих на мировой рынок.

Приведение норм российского финансового законодательства в соответствие с международно-правовыми финансовыми нормами должно пройти несколько основных этапов.

Первый этап касается внедрения международно-правовых норм (в частности, международных норм Лимской декларации о финансовом контроле) о финансовой дисциплине и финансовом контроле. Принятие федерального закона «О финансовом контроле в РФ» позволило бы использовать международные стандарты финансового контроля. Правительство РФ смогло бы обеспечить конституционные, экономические, общественные условия налоговой политики, федеративные налогово-бюджетные отношения, управление финансовым рынком, валютное регулирование и валютный контроль - важнейшие механизмы реализации государственной финансовой политики во внутренней и внешней финансовой среде.

Второй этап определяется тем, что международные финансовые обязательства России требуют развития правового регулирования финансового рынка и страхования всех видов финансовых рисков в РФ. Сегодня среди норм финансового законодательства действуют преимущественно нормы, регулирующие фискальные функции финансовых органов, отсутствует целостность в подходе к регламентации контрольно-координационных и стимулирующих функций финансового регулирования.

Третий этап связан с необходимостью привязки российского финансового законодательства к институциональным требованиям международного валютного, кредитного, денежного и торгово-расчетного оборота (создание множественности взаимоконтролируемых финансовых институтов и организаций, помимо ЦБ РФ и коммерческих банков).

Четвертый этап относится к российским обязательствам перед мировым сообществом по упорядочению правовых требований к банковской системе РФ, страхованию банковских рисков, устойчивости государственных и частных гарантий исполнения кредитных обязательств. На данном этапе содержание норм финансового законодательства не включает задачи и цели управления государственными и частными кредитными средствами в интересах создания рынка капиталов, долгов и инвестиций, согласованного с глобальными и замкнутыми процессами мирового геофинансового пространства. Последний этап касается правового регулирования финансовых отношений с учетом норм, рекомендаций и типовых документов международных экономических и финансовых организаций, в которых участвует Российская Федерация по межправительственным соглашениям. В большинстве финансовых законов базовые юридические понятия не отвечают общепринятым мировым стандартам регулирования того или иного типа финансовых отношений или не имеют достаточной регламентации.

Российская доктрина международно-правового финансового регулирования формируется и действует в системе всеобъемлющей глобализации мирохозяйственных процессов, активно изменяющей традиционные подходы к применению международных норм в национальных системах финансового регулирования отдельных государств.

Нужно подчеркнуть, что международные и национальные финансовые нормы играют новую качественную и функциональную роль в регулировании межгосударственных финансовых потоков. Финансовое право отдельных государств не может не согласовываться с новейшими требованиями правового регулирования финансовой деятельности, существующими в мировой практике.

Исследуя международные финансовые нормы, необходимые для включения в российское финансовое законодательство, следует учитывать экономическое содержание и функции различных видов мировой финансовой деятельности и глобализированных финансовых потоков, которые регулируются данными нормами. В мировой практике появилось много финансовых норм по защите устойчивых валют и фондовых ценностей влиятельных транснациональных структур. В завуалированной форме такие субъекты стремятся избежать добросовестной конкуренции на финансовых рынках. Более того, международные финансовые нормы часто захватывают и так называемую сферу нереальных («виртуальных») финансов (электронных расчетов, компьютерных фондовых ценностей, финансовой информации, финансовых методик расчета и др.), не поддающихся контролю и без необходимой документации об ответственном лице.

Таким образом, когда в структуре финансовых потоков переплетены два несопоставимых денежных слоя (товарно-инвестиционный, кредитно-расчетный и виртуальный), перед финансовым законодательством встают абсолютно новые задачи по формулированию норм и принципов правового поведения структур (государственных органов и хозяйствующих субъектов), принимающих и применяющих правовые нормы, и формированию правовых основ их полномочий и функций. Это вытекает из того, что не все общепринятые нормы и стандарты могут быть выгодны Российской Федерации, хотя она в соответствии с договорами имеет обязательства по включению международных норм во внутреннее право.

Большинство стран мира и мировое сообщество в целом начинают разрабатывать правовые и экономические приемы борьбы с недобросовестным финансовым поведением, чтобы защитить мировые финансовые рынки и национальные финансовые системы от запрограммированных финансовых кризисов.

В качестве мотивации формирования международных финансовых актов выступают особые информационно-правовые, институционально-правовые, управленческо-правовые и организационно-правовые условия, которые диктуются потребностями и целями конкретного международно-правового финансового регулирования (налогового, валютного, кредитно-расчетного) и, имея определенное самостоятельное значение, являются существенным системообразующим фактором, влияя на формирование российского финансового законодательства.

Создание правовых норм для регулирования и выделения в национальном доходе современной (виртуальной) части финансов, не обеспеченной «реальными» обязательствами России перед кредиторами, является настоятельной необходимостью для достижения бюджетного равновесия. Под словами «реальные обязательства» в данном контексте подразумевается система мер по подсчету стоимости российских внешних долгов с учетом мировых стандартов учета всех параметров международной финансовой добросовестной (или недобросовестной) конкуренции. Имеются в виду действия международных финансовых организаций и иных субъектов, касающиеся национального валютного курса, видов рисков, недобросовестного поведения международных и национальных финансовых субъектов, вынужденных мер по обеспечению финансовых обязательств, налогового бремени и др. То есть речь идет о совокупности мер, которые уже закреплены в международных нормах о честной финансовой конкуренции в условиях глобализации финансов. Если в международном и национальном праве о недобросовестном поведении на товарных рынках существует юридическая ответственность за недобросовестную конкуренцию, то такая же ответственность существует и на финансовых рынках, где деньги (кредиты) выступают таким же товаром и их собственники подвержены схожим приемам недобросовестного поведения и расправы с ними как с должниками.

В науке международного права уделялось особое внимание взаимодействию национальной и международной правовой системы с учетом ряда факторов, которые позволяют говорить о международном праве и национально-правовых системах как о самостоятельных и взаимодействующих правовых системах, включающих определенные подсистемы. Международное частное право регулирует определенную, специфическую часть международных отношений - отношения, в которых стороны не подчинены друг другу и ни одна из них не выступает как субъект власти, то есть международные отношения невластного характера. Межгосударственные, то есть межвластные отношения, отличны от международных немежгосударственных отношений властного характера (например, налогообложения иностранных физических и юридических лиц, выдачи виз иностранцам и т.д.). Что же касается международного права, то большинство исследователей считают, что в нем используется только один метод регулирования и, следовательно, применять метод регулирования в качестве разграничителя при определении самостоятельных отраслей оказывается невозможным.

Необходимо также отметить роль отработанных международной практикой приемов сближения и унификации финансового законодательства стран Содружества Независимых Государств. В Основных направлениях сближения национальных законодательств государств - участников СНГ от 15 сентября 1992 года определено, что стороны договорились проводить работу по сближению законодательств, в числе прочих сфер, в области денежной и банковской систем, регулирования рынка ценных бумаг, финансов, налогов, ценообразования, внешнеэкономических связей, таможенных правил и тарифов. К формам совместной финансово-правовой деятельности отнесены: выработка общих принципов и концепций финансового, налогового, бюджетного, валютного регулирования; общих условий движения товаров, финансовых средств и общий порядок взаимных расчетов. Страны СНГ согласовывают для участников Содружества модельные Налоговый и Бюджетный кодексы, Общие принципы валютного регулирования и валютного контроля.

При определении роли международных договоров в приведении норм российского финансового законодательства в соответствие с международно-правовыми финансовыми нормами во внимание принимаются следующие общие тенденции финансово-правового регулирования:

- повышение влияния международных договоров Российской Федерации в области финансовой деятельности на внутреннее финансовое законодательство и практику его применения;

- повышение роли обычаев делового финансового оборота как источников международных частноправовых норм, регулирующих финансовые отношения;

- повышение роли международных финансовых организаций в унификации норм международного финансового регулирования;

- приобщение внутреннего финансового законодательства и правоприменительной практики к внедрению международных финансовых норм, обычаев и стандартов;

- усиление восприимчивости национального законотворчества к использованию документов неправительственных финансовых организаций, типовых и модельных финансовых актов, международных финансовых правил.

Особенностями современного подхода российской правовой теории и практики к приведению норм российского финансового законодательства в соответствие с международно-правовыми финансовыми нормами являются:

1. Международно-правовые финансовые нормы приобретают юридическую силу в российском финансовом законодательстве в результате их трансформации в нормы внутреннего налогового, валютного, банковского и других отраслей финансового права.

Наиболее ярким примером являются определенные этапы трансформации норм и принципов Соглашения о МВФ в валютное законодательство РФ. В частности, новая концепция Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» направлена на включение общепризнанных международных принципов и норм валютного регулирования в этот закон.

2. Трансформация норм международных налоговых, кредитных, финансово-экономических и инвестиционно-финансовых договоров и конвенций во внутригосударственное финансовое право осуществляется в различных правовых формах (путем внесения изменений и дополнений в действующие налоговые законы, принятия новых законов, например «О лизинге», «О защите конкуренции на финансовых рынках» и др.).



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Идеология правового экстремизма как отражение кризиса государственности
Институт суррогатного материнства как способ реализации репродуктивной функции человека
К вопросу о проблеме государственно-церковных отношений на современном этапе развития Российской Федерации
О приведении норм российского финансового законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами
Функции актов судебного толкования и пути повышения эффективности этих актов
Вернуться к списку публикаций