2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяРазное по праву — О зарубежном опыте оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи



О зарубежном опыте оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи


Право на квалифицированную юридическую помощь относится к числу конституционных. Часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. При этом в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

На деле, однако, реализация предусмотренной Конституцией гарантии зачастую оказывается декларативной в силу неурегулированности вопросов деятельности субъектов оказания квалифицированной юридической помощи, отсутствия должного финансирования и вообще внимания государства к данному вопросу. Например, даже в случаях, когда процедура оказания помощи стороны адвокатуры действует, нередко не учитывается целый ряд современных объективных тенденций, в частности; к углублению специализации самих адвокатов. Современная российская правовая система не позволяет адвокату быть специалистом сразу во всех отраслях права. Наверное, неправильным было бы оказание бесплатной юридической помощи по уголовному делу специалистом по хозяйственному праву, не имеющим серьезной подготовки и практики по уголовным делам.

В связи с этим представляется заслуживающим внимания опыт оказания бесплатной юридической помощи в США. По многим видам гражданских дел юридическая помощь малоимущим оказывается различными обществами юридической помощи за счет добровольных пожертвований. Общества объединены в Национальную ассоциацию юридической помощи и защиты. Корпорация юридических услуг, финансируемая из федерального бюджета, выделяет средства частным юридическим службам по всей стране, которые занимаются оказанием юридической помощи малоимущим. На нерегулярной основе нередко бесплатную помощь малоимущим гражданам оказывают частнопрактикующие юристы.

Существует три формы предоставления услуг защитника за счет федерального правительства: адвокаты-защитники по назначению, адвокаты-защитники по контракту и ведомства публичных защитников [1].

Программы адвокатов-защитников по назначению чаще всего создаются в некрупных муниципальных образованиях, не имеющих самостоятельного ведомства публичных защитников. Местная власть составляет список частнопрактикующих адвокатов, готовых представлять интересы нуждающихся. Отбор адвокатов для конкретного дела производится судом на основе одноразового назначения либо путем выбора судьей адвоката из соответствующего списка (по делам, требующим специализации). Услуги адвоката оплачиваются через суд из федерального бюджета или бюджета штата, и адвокат должен заручиться согласием суда на расходы, связанные с проведением собственного расследования или приглашением экспертов.

Программа адвокатов по контракту обеспечивает участие в процессе частнопрактикующего адвоката, который заключает контракт с местной властью о выплате гонораров на заранее оговоренную сумму. Американская ассоциация юристов разработала рекомендации по заключению таких контрактов в целях обеспечения высокого уровня представительства и полного изложения прав и обязанностей сторон.

Программы деятельности ведомства публичных защитников обеспечивают оказание юридической помощи большинству малоимущих обвиняемых по уголовным делам. Такие ведомства создаются местными органами власти; в некоторых штатах адвокаты, сотрудники ведомства, формально считаются государственными служащими. Публичный защитник имеет помощников, частных детективов, участвующих в сборе доказательств в пользу обвиняемого, клерков, стенографистов и другой вспомогательный аппарат. Он может пользоваться услугами адвокатов, не состоящих в его ведомстве, но согласившихся выступать по конкретным делам безвозмездно. В крупных городах на контрактной основе с городской властью создаются частные некоммерческие корпорации; организации по оказанию бесплатной юридической помощи, которые финансируются из бюджета и/или муниципалитета, но могут получать и благотворительные пожертвования.

Сотрудники ведомств публичных защитников и корпораций получают зарплату, набираются из числа допущенных к практике адвокатов, прошедших проверку квалификационных комиссий, создаваемых учредившим данное ведомство органом власти. Обычно сотрудникам запрещено совместительство, чтобы их рабочее время целиком уделялось защите малоимущих.

В небольших городах и сельских местностях бесплатная юридическая помощь неимущим оказывается адвокатами, вызвавшимися представлять интересы неимущих помимо своей основной практики. Такие адвокаты после собеседования в квалификационной комиссии включаются в списки адвокатов, ведущих дела неимущих граждан, распространяющихся по всем судам данной юрисдикции. Аналогичные списки составляются и на федеральном уровне. Услуги «списочных» адвокатов оплачиваются государством по тарифной сетке (почасовая оплата или оплата за дело), утвержденной соответствующим органом власти.

Для Российской Федерации представляет интерес и судебная практика Верховного суда США, относящаяся к обеспечению права на квалифицированную юридическую помощь. В 1932 г. Верховный суд по делу Пауэлла назвал право на помощь адвоката основным и установил, что по делам малоимущих, малограмотных, обвиняемых, которым может быть назначена смертная казнь и которые не в состоянии оплатить услуги адвоката, последний должен быть назначен судом. Таким образом, право неимущего обвиняемого на помощь адвоката реализовывалось только на стадии судебного разбирательства и по определенным категориям дел.

В 1938 г. Верховный суд предписал федеральным судам назначать адвоката обвиняемому, не имеющему средств для защиты. Лицо, которое ходатайствует о бесплатной помощи адвоката, должно под присягой подтвердить отсутствие у него необходимых для защиты денежных средств. В 1944 г. право на помощь адвоката было воспроизведено в Федеральных правилах уголовного судопроизводства, которые установили, что вопрос о том, является ли обвиняемый неимущим, решается по усмотрению судьи или специального чиновника.

До 60-х годов суды штатов предоставляли неимущим обвиняемым бесплатного адвоката лишь по делам о преступлениям, за которые предусмотрена смертная казнь, и только на стадии судебного разбирательства. До 1964 г. отдельные адвокаты назначались судом, чтобы выполнять обязанности защитника по конкретному делу, причем чаще всего они не получали денежного вознаграждения. Кроме того, защита регулярно поручалась адвокатам, чей труд оплачивался из специальных федеральных или штатных фондов. Наконец, бесплатной защитой занимались назначенные судом адвокаты, получавшие вознаграждение из благотворительных источников. Профессионализм адвокатов, оказывавших бесплатную помощь, оставлял желать лучшего.

Федеральный закон об уголовном правосудии 1964 г. провозгласил необходимость оказания юридической помощи каждому нуждающемуся обвиняемому на любой стадии процесса, за исключением дел о малозначительных преступлениях, по которым назначалось наказание в виде лишения свободы сроком до 6 мес. или штрафом до 5 тыс. долларов. На коллегии была возложена обязанность предоставлять в федеральный суд список адвокатов, которые могут быть назначены для защиты неимущих.

В решении по делу Эскобедо Верховный суд установил, что правом на бесплатную помощь адвоката обвиняемый может воспользоваться с момента первого допроса в полиции. Решение по делу Миранды устанавливало, что, если лицо не в состоянии нанять адвоката, тот будет ему назначен, когда оно того пожелает, и в том числе до допроса.

В соответствии с Законом об оплате труда адвокату, представляющему интересы неимущих обвиняемых, платят по определенному тарифу [2], который может быть увеличен с санкции окружного федерального суда и главного судьи судебного округа, когда это необходимо для справедливой компенсации за продленное обеспечение защиты в суде [3].

Представляется также интересным опыт общественных неправительственных организаций США, которые активно защищают права человека и предоставляют юридическую помощь (в т. ч. Американский союз гражданских свобод, где работают более 400 адвокатов, защищающих в судах интересы пострадавших от нарушений гражданских прав; Лига защиты детей, Общество правовой защиты; Центр содействия общественным переменам). Схемы оказания юридической помощи малоимущим гражданам в Нидерландах [4] также привлекательны. Здесь создана сильная, образцовая, хорошо финансируемая государством структура оказания юридической помощи населению. Кроме того, отсутствует монополия на предоставление юридических советов.

Деятельность частных адвокатов дополняется мощным консультативным сектором: Бюро юридической помощи, Центрами юридической помощи, добровольными «юридическими магазинами». Каждый профсоюз имеет службу оказания бесплатной юридической помощи своим членам. Советники муниципальной социальной службы безвозмездно отвечают на вопросы о жилье, социальном обеспечении, налогах, финансах. Ассоциация потребителей бесплатно предлагает своим членам правовые консультации, дает рекомендации по телефону или в письменной форме по делам, связанным с предпринимателями, поставщиками и компаниями, предлагающими услуги. Членам Нидерландского королевского туристического клуба обеспечена бесплатная юридическая помощь в вопросах транспорта, отдыха и туризма. Общество владельцев домов предоставляет советы своим членам в случае возникновения проблем с жильем.

Защита по уголовным делам не является доминирующей сферой деятельности адвокатов. Большая часть бюджета затрачивается на оказание юридической помощи по делам социального обеспечения (занятость, иммиграция, жилье и социальные пособия). Социальные адвокаты составляют пятую часть практикующих адвокатов. Нидерландская социальная адвокатура более эффективна, чем германская, французская и бельгийская схемы юридической помощи, поскольку предоставляет услуги значительной части населения.

Первая схема юридической помощи, финансируемой государством, была введена в 1957 г. и опиралась только на частных адвокатов. Однако многие адвокаты отказались участвовать в ней из-за низкой оплаты их труда. В 1969 г. группа студентов основала «юридический магазин», предлагающий бесплатную юридическую помощь в течение нескольких часов в неделю. К 1976 г. было уже 90 таких магазинов, оказывающих оперативное юридическое консультирование в области занятости, жилья и социального обеспечения. Некоторые из них существуют за счет грантов от Министерства юстиции, муниципальных властей и университетов.

В 1974 г. в Амстердаме был учрежден альтернативный коллектив адвокатов, существовавший за счет доходов от юридической помощи. В 1976 г. он получил заем от правительства и стал специализироваться в области права социального обеспечения. К 1979 г. было создано примерно 60; 70 таких коллективов.

В ответ на эти инициативы «снизу» были учреждены Бюро юридической помощи, которые, во-первых, оказывали первоочередную помощь, предоставляя советы по делам социального обеспечения, жилья, занятости, иммиграции и защите прав потребителей, во-вторых, направляли клиентов к частным адвокатам, в-третьих, предоставляли сертификаты, дающие право на субсидируемую юридическую помощь лицам, обратившимся к частным адвокатам. Первое Бюро было открыто в Амстердаме в 1974 г., в 1989 г. бюро были созданы в каждом из девятнадцати округов. Бюро финансируются Министерством юстиции и нанимают выпускников юридических факультетов, занятых в течение полного рабочего дня. Многие социальные адвокаты отказываются взимать плату с малоимущих. В целях сохранения профессионального имиджа Бюро работает бесплатно, даже когда частный адвокат взимает плату за свои услуги.

Условиям оплаты государством части юридических расходов отвечают лица, чей уровень доходов дает право на получение пособия по социальному обеспечению (примерно 50% населения). Совет юридической помощи после проверки информации, представленной заявителем, принимает решение об оказании помощи [5]. В случае автоматического назначения адвоката (дела, связанные с лишением свободы) оплата его услуг производится судебными властями. Лица, имеющие доход, превышающий установленный уровень, не вправе претендовать на финансовую поддержку государства и оплачивают услуги за свой счет. Они могут воспользоваться институтом страхования юридической помощи [6]. Держатель полиса получает консультацию от юридического советника страховой компании или может использовать внешних экспертов. Компания оплачивает юридические счета держателей полиса.

Девяносто Центров юридической помощи являются местными информационными и консультативными учреждениями (в основном по делам о социальном обеспечении, налогообложении, жилье, образовании), которые, в отличие от Бюро, оказывают помощь до возникновения споров. Первый центр появился в 1875 г.; в 1948 г. местные органы были уполномочены учреждать их по всей стране. Ныне большинством центров руководят местные органы, консультации предоставляются оплачиваемыми советниками, хотя еще осталось несколько добровольных центров.

Что касается Российской Федерации, то, еще раз подчеркнем, практика показывает, что реальное право на квалифицированную юридическую помощь может быть обеспечено лишь при условии выделения средств на оплату труда адвокатов из государственного бюджета. Вместе с тем в литературе выдвигаются предложения об учреждении муниципальными органами муниципальных адвокатур [7], обеспечиваемых из средств бюджета местного самоуправления, что отчасти способствовало бы решению пока еще весьма острой проблемы оказания бесплатной юридической помощи. Думается, муниципальные адвокатуры способны стать хорошей школой для молодых честолюбивых выпускников юридических вузов, готовых оттачивать профессионализм за умеренное вознаграждение [8]. Кроме того, было бы целесообразно формировать общественные приемные или юридические клиники при органах власти, что стало бы хорошей формой самостоятельной практики студентов, осуществляемой, как правило, под общим руководством профессионального адвоката, и еще лучше; под общим патронажем депутата законодательного органа. Помещения для своей работы, техническое обеспечение деятельности, расходные материалы консультации и общественные приемные получают от органов местного самоуправления или соответствующих органов власти.

Автор считает полезным еще раз подчеркнуть, что внимательное отношение и вдумчивое использование мирового опыта юридической деятельности, особенно в части оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи, могло бы принести немалую пользу пока не окрепшей и не накопившей собственной практики молодой российской демократии.


Г. СМАГИН, соискатель



[1] Адвокаты, работающие для бедного населения, составляют 1,1% общего числа адвокатов. В настоящее время до 90% обвиняемых обеспечиваются бесплатными защитниками. См.: Курдова А.В. Право малоимущих обвиняемых на защиту в уголовном процессе США//Государство и право. 1998. № 10. С. 106; 109.

[2] Установлены следующие тарифы: 60 долларов в час за время, проведенное в суде, и 40 долларов в час за время, проведенное вне суда.

[3] В 80-е годы произошло резкое снижение финансирования программ поддержки неимущих обвиняемых. В 1990 г. сумма ассигнований достигла 327 млрд. долларов. В 1995 г. Конгресс принял решение выделить новые средства в размере 3 млрд. дол. на создание новых и укрепление существующих организаций юридической помощи малоимущим.

[4] См., в частности, Голландская правовая культура/Под ред. В.В. Бойцовой, Л.В. Бойцовой. М., 1998.

[5] Часовая консультация на основе сертификата юридической помощи стоит 60 гульденов.

[6] В 1994 г. максимальный страховой вклад составлял 1300 гульденов на чистый доход в 3000 гульденов для лиц, состоящих в браке или сожительствующих вне брака. Наблюдается тенденция увеличения размеров вкладов.

[7] См.: Канукова М. Нужна муниципальная адвокатура//Российская юстиция. 2000. № 4. С. 30.

[8] В то же время следует обратить внимание на негативный опыт США, где большинство судебных решений по делам, обслуживание которых возложено на муниципальную адвокатуру, изобилует нарушениями прав и интересов подсудимых.







Интересное:


Акты толкования Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции
Ограничение прав работодателя международно-правовыми актами о труде
К вопросу о названии отрасли экологическое право
Законодательная база развития сельскохозяйственной кооперации
Общеправовое понятие тайны
Вернуться к списку публикаций