2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяРазное по праву — Некоторые аспекты правового регулирования внешнеэкономической деятельности в России и странах Европы



Некоторые аспекты правового регулирования внешнеэкономической деятельности в России и странах Европы


Заведующий отделом европейской интеграции Института Европы РАН, профессор Борко Ю.А. соглашаясь с мнением Медведкова М.Ю., о том, что Соглашение пока не действует, всё-таки смягчает эту точку зрения сбалансированной оценкой. Он отмечает, что “ни у кого не было иллюзий о том, что СПС с первого года “заработает” в полную силу. Экономическая философия Соглашения - это философия рыночной экономики, а наша страна ещё и сейчас на дальних подступах к рыночной экономике” [8].

Это понятно, наша страна находится в переходном периоде - была разрушена одна хозяйственная система “социалистическая”, но не построена другая хозяйственная система. Потребуется не один десяток лет для создания рыночной экономики, но каждая крупица позитивного опыта стоит очень дорого. И здесь необходимо остановиться на том, как участники с российской стороны, а это Институт Европы РАН и Ассоциация европейских исследований осуществляют информирование широких кругов о ходе сотрудничества ЕС и России. Информационное и аналитическое обеспечение всех организаций, так или иначе причастных к проблемам ЕС и его отношениям с Россией проводится путём осуществления переводов документов и брошюр ЕС под общим названием: “Европейский Союз: прошлое, настоящее и будущее”, ежеквартального обозрения “Европейский Союз: факты и комментарии” и справочника “Европейский Союз. Путеводитель”. В 1999 году изданы учебники: Топорнин Б.Н. Европейское право. М. Юристъ. 1999 и Право Европейского Союза: Правовое регулирование торгового оборота. Под редакцией В.В. Безбаха, А.Я. Капустина и В.К. Пучинского.// М. Зерцало. 1999 и переведённое с английского языка на русский. Эти учебные пособия дают возможность познакомиться и изучить правопорядок ЕС и европейских сообществ, их институтов, а также механизмы рассмотрения судебных споров. Этот материал даётся на основе анализа учредительных документов Европейского Союза.

Но хотелось бы привести ещё одну точку зрения, которая прямо противоположная высказанным. Начальник Департамента международных финансово-экономических отношений Центрального банка РФ, Смирнов П.С. считает, что высокая степень привязки России, которая приближается к 35% в торговле, помимо полученных кредитов к ЕС, “ослабит способность России противостоять новым вызовам, с которыми она может столкнуться” [9].

Он отметил, что другого партнёра, сопоставимого с ЕС по своим параметрам, у России нет. На долю стран, входящих в СНГ, приходится 21-22%, а восточное направление, 21 страна, включая Россию, объединившиеся в Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество - АТС, оттягивает на себя около 16% от всего внешнего оборота России. Поэтому здесь встаёт вопрос: в каком направлении развиваться России в своих внешнеэкономических отношениях.

Таким образом, анализируя различные этапы в развитии внешнеэкономической деятельности России и некоторых стран Европы, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, внешнеэкономическая деятельность вышеназванных стран регулируется нормами такой отрасли права как международное частное право, однако источники международного частного права - это не только законодательные и нормативно-правовые акты этих стран, но и принципы международного частного права, как например, принцип наибольшего благоприятствования, взаимности и др.. Это и обычаи, это и прецеденты. Неоднозначную роль как источников МЧП играют международные договоры, соглашения, конвенции, межправительственные телеграммы, письма и т.п., которые не имеют законодательной силы, однако, обязательны для тех стран, которые взяли на себя обязательства, став их участниками. И особую роль как источники играют документы различных союзов и сообществ, таких, как например, учредительные документы Европейского сообщества, решения Совета Европейских сообществ, Единый Европейский Акт, Договор о ЕС, декларации ЕС, и др.

Источники, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения между государствами-членами Европейского союза представляют в настоящее время самостоятельную отрасль права - право Европейского союза, которое складывалось на основе все возрастающего правового массива Европейских Сообществ [10].

С середины 80-х гг. здесь издаётся ежегодно более 12 тысячи актов. Это ускорило работы по кодификации права ЕС. С конца 80-х - начала 90-х годов такие работы ведутся в области частного, гражданского процессуального права, таможенного права и др. В мае 1989 года Европарламент принял резолюцию о гармонизации общего частного права Сообществ и рекомендовал провести работы по подготовке общеевропейского кодекса частного права [11]. Первая часть Кодекса, принятая посредством резолюции Европарламента в 1994 году, называется “Принципы европейского договорного права”, которым предшествовала пятилетняя работа по унификации договорного права ЕС, и в которой исследовался опыт унификации частного права в США и подготовки Конвенции ООН о международной купле-продаже товаров 1980 г. О достоинствах и особенностях данного Кодекса говорить ещё рано, во всяком случае это своеобразный документ, требующий отдельного рассмотрения [12].

Во-вторых, Европейский Союз является крупнейшим торговым партнёром России: на него приходится 32,9% российского экспорта и 37,0% - импорта. Россия занимает 4-е место в экспорте ЕС с долей 3,5% и 6-е место в импорте ЕС с долей 4,0%. Основными статьями экспорта остаются сырьевые материалы, в основном энергоносители, а в импорте - продовольствие, готовые изделия и потребительские товары. ЕС является также крупнейшим источником инвестиций в России. Вместе с тем их величина остаётся незначительной как в сравнении с общими объёмами международных потоков инвестиций, так и с точки зрения потребностей промышленности России[1]. Сегодня 1/3 экспорта в ЕС приходится на минеральное сырьё, металлы и лесотовары. Соотношение обмена продукцией машиностроения составляет в пользу ЕС 30:1 - т.е. мы продаём на один доллар, покупаем на 30.

В последнее время наметилось снижение темпов роста российского экспорта в Западную Европу и этому есть несколько причин. Во-первых, Россия ещё не признана страной с рыночной экономикой, поэтому невозможно сотрудничать с ЕС на равноправной основе. Во-вторых, положение российских экспортёров усложняется по мере расширения ЕС. Недавнее присоединение к ЕС Финляндии, Швеции и Австрии приближает ЕС к границам России и тем самым уменьшается пространство для российских товаров. Эти страны являлись традиционными партнёрами России, но присоединение их к ЕС обостряет проблемы с сертификацией российской продукции для внутреннего рынка ЕС[13].

В-третьих, внешнеэкономическая деятельность России подлежит глубокой реформации. Недостаточно того, что в начале 90-х годов были предоставлены широкие права предприятиям, организациям, производственным кооперативам, а коммерческим юридическим лицам участвовать во внешнеэкономической деятельности. Необходима соответствующая правовая база, т.е. законодательные и нормативно-правовые акты и как было показано выше не только правовая база, необходимы и документы регулятивного характера, например, программы технического содействия или иные программы общероссийского масштаба, и которые в дальнейшем становились бы обязательными для их участников.

Эти программы должны быть разработаны не только на основании Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и РФ, но и с учётом интересов России участвовать и в других международных союзах: СНГ, ВТО, АТЭС и др.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Законодательная база развития сельскохозяйственной кооперации
Понятие, признаки и виды актов официального толкования
Международное право и опыт мирового регулирования вопросов беженцев и вынужденных переселенцев
Ограничение прав работодателя международно-правовыми актами о труде
Личные имущественные и неимущественные отношения супругов в России в второй половине 19 века. Усыновление и узаконение
Вернуться к списку публикаций