2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяРазное по праву — Некоторые аспекты правового регулирования внешнеэкономической деятельности в России и странах Европы



Некоторые аспекты правового регулирования внешнеэкономической деятельности в России и странах Европы


В течении более полувека протекала холодная война между Западной и Восточной Европой. После окончания второй мировой войны возникла идея создания союза, сообщества, во-первых, с целью реконструкции экономики Европы, во-вторых, с целью восстановления экономики Германии. Страны Западной Европы во время войны и в первые послевоенные годы накопили определённый опыт взаимодействия. Началом создания Европейского союза послужило объединение ряда организаций Европейских стран в октябре 1948 года в Объединение союзов европейского единства, и затем на его основе в 1949 году Совета Европы. Документом принципиального значения в истории создания Европейского Союза стала Декларация Шумана, в которой отразилось соглашение Франции и Германии о создании франко-германского объединения по углю и стали, которые в то время были ключевые отрасли промышленности в этих странах [5]. Декларация исходила в первую очередь из того, чтобы покончить со столетиями противостояния между Францией и Германией. Этот Союз стал экономическим объединением открытого типа. Результатом такой инициативы явилось подписание в Париже 25 марта 1951 года Соглашения о создании Европейского объединения угля и стали в составе стран: Франции, Германии, Италии и союза Бенилюкса /1944 год/: страны Бельгии, Нидерланд и Люксембурга. Основной целью Сообщества было создание общего рынка угольной и сталелитейной продукции /ЕОУС/.

В 1957 году в Риме государства - члены ЕОУС подписали ещё два соглашения об учреждении Европейского экономического сообщества /ЕЭС/ и Европейского сообщества по атомной энергии /ЕВРОАТОМ/. Европейское экономическое сообщество сыграло значительную роль среди сообществ. Его созданием предусматривался отказ государств от части своего суверенитета в тех областях, которые охватывались сотрудничеством в рамках ЕЭС, расширении экономической интеграции путём создания “общего рынка”, в рамках которого происходит “свободное движение товаров, услуг, лиц и капитала”.

Предполагается создание общего рынка сельскохозяйственной продукции, проведение общей политики в области транспорта, сближение законодательства стран-участниц, выработка и введение в действие правил свободной конкуренции. Римским договором, например, запрещаются любые соглашения между предприятиями, координирование деятельности, объединение предприятий, если это будет воспрепятствовать, ограничивать или нарушать свободу конкуренции внутри “общего рынка”. Запрещены любые формы помощи государствам, которые нарушают или грозят нарушить свободу конкуренции. Договором о создании ЕЭС, который вступил в силу 1 января 1958 года , Парижским договором и Римским договором предусматривалось создание Верховного суда, как высшей судебной инстанции. В его компетенцию входит наблюдение за правильностью применения положений Римского договора, актов органов Сообщества, разрешения споров при применении указанных положений. Сторонами в Суде могут выступать как государства, так и юридические и физические лица. Решения Суда подлежат принудительному исполнению на территории государств-членов, подобно решениям их национального суда.

В 1965 году вследствие слияния различных органов ЕОУС, ЕЭС, ЕВРОАТОМ, возникло Европейское сообщество /ЕС/. Совету ЕС принадлежит верховная власть в ЕЭС. В 1986 году был подписан Единый Европейский Акт, в котором была сделана первая попытка кардинального пересмотра Договора о создании Европейского экономического сообщества 1958 года. В Акте, в частности предусматривалась обязанность государств-членов принять соответствующие меры для создания “внутри европейского рынка”, взамен “общего рынка”, к 1992 году. К 1992 году в состав Европейского экономического сообщества входили Великобритания, Дания, Норвегия, Ирландия, Греция, Испания, Португалия. А в 1991 году был подписан Маастрихтский договор о Создании Европейского союза, совершенно принципиально нового по своей структуре. На разработку новой структуры большое влияние оказала политическая ситуация в Европе: распад СССР, объединение Германии, радикальные изменения во всех восточноевропейских странах. Встал очень принципиальный вопрос: идти по пути интеграционных процессов между странами-членами или по пути расширения Сообщества с целью стабилизации политического равновесия в Европе. Маастрихтским соглашением были внесены изменения, связанные с правовым статусом органов Европейского союза, вводится гражданство Союза - которым обладают граждане государств-членов Союза, но основной целью ЕС является закрепление “единого внутреннего рынка”, как основного стержня экономической политики.

Формальная отмена пограничного контроля в отношениях между государствами-членами связана с устранением материальных технических и фискальных препятствий. [6]. Подписанный в Копенгагене в 1993 году саммит положил начало подписанию ряда соглашений об интеграции, кооперации и сотрудничестве со странами Восточной Европы: Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Румынией и странами Балтии. В 1994 году были заключены соглашения о сотрудничестве и кооперации между Европейским Союзом, Россией, Украиной и Молдовой. Соглашение между РФ и ЕС явилось шагом вперёд по сравнению с Соглашением о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве, подписанном между ЕС и с СССР в 1989 году и основанием для подписания в 1997 году нового Соглашения между ЕС и Российской Федерацией: Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Российской Федерацией. Важность Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом состоит в том, что оно вписывается в систему многосторонних договоров и других действующих в Европе институциональных соглашений. Эта система общеевропейского партнёрства и сотрудничества призвана гарантировать мир, стабильность и экономическое процветание на Европейском континенте.

Россия и Европейский Союз ни один год шли к подписанию Согласия о партнёрстве и сотрудничестве и ни один год понадобится для воплощения той программы, которая заложена в этом соглашении. В соответствии с этой программой в Соглашении предусматривается: осуществление предпринимательской деятельности и инвестиционной, трансграничное предоставление услуг, охрана интеллектуальной собственности, сотрудничество в области законодательства, промышленное сотрудничество, стандартизация, наука и техника, образование и профессиональная подготовка, сельское хозяйство и агропромышленный сектор, энергетика, ядерная энергетика, космос, окружающая среда, транспорт, услуги электрической и почтовой связи, финансовые услуги, региональное развитие, социальная область, малые и средние предприятия, информатика и информационная инфраструктура, таможенное дело, статистика, экономика и др.

Таким образом, уже с образованием Европейского экономического сообщества началось формирование общей европейской рыночной модели. И по мнению некоторых учёных “теперь, когда в ЕС входят все ведущие страны Западной Европы, с завершением создания единой валютной системы оформится и рыночная модель, характерная для большинства европейских стран. Важно то, что в Европе при создании единого рыночного пространства, сохраняются политически независимые государства” [7].

Национальные рыночные модели в Европе развиваются сегодня в условиях общности рыночных принципов и во многих странах рыночной экономики они осуществляются. И в случае реализации Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве России и ЕС также должен быть план краткосрочных и долгосрочных мероприятий, увязанный с общей концепцией экономического развития как Евросоюза, так и России. Такие планы должны быть разработаны и на уровне страны и отдельных отраслей и направлений.

Конечно, Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Россией не может принести за один год его действия каких либо ощутимых результатов, но очень важно дать правильную оценку тех результатов, что были получены в процессе действия этого Соглашения, поэтому весьма интересны точки зрения участников Конференции, проведённой в Москве 8 декабря 1998 года. Организаторами Конференции выступили Институт Европы РАН, Ассоциация европейских исследований и Представительство Европейской комиссии в России.

По мнению Медведкова М.Ю.- генерального директора Центра торговой политики и права – соглашение за год своего действия не применяется, т.е. те обязательства, которые вытекают из Соглашения для России и для ЕС, ни одна из сторон в полной мере не выполняет. России до сих пор не предоставлен режим наибольшего благоприятствования, основы всех торговых договоров. До сих пор Россия сталкивается с проблемами, связанными с той системой льгот, которые до сих пор предоставляются при поставке товаров в рамках различных инвестиционных проектов, например, известно, что в России отсутствует свобода транзита, из-за таможенной пошлины российский потребитель платит 120 млн. долларов в год и таких примеров очень много [14].



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


О зарубежном опыте оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи
Запрет дискриминации в трудовых отношениях
К вопросу о территориальной организации системы юстиции в Российской Федерации
Россия возвращается к демократическим принципам судопроизводства
Общеправовое понятие тайны
Вернуться к списку публикаций