2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяРазное по праву — Некоторые аспекты правового регулирования внешнеэкономической деятельности в России и странах Европы



Некоторые аспекты правового регулирования внешнеэкономической деятельности в России и странах Европы


В настоящее время, когда Россия стремиться к взаимодействию с другими государствами во всех сферах деятельности, когда 70 лет нахождения страны в изоляции сделали её неудобным партнёром, необходимо быстро и правильно оценивать новые явления в правовой жизни за пределами страны, знать и применять зарубежное законодательство и нормы международных договоров.

Для понимания сложных и масштабных задач, которые стоят перед нашим государством в настоящее время, для понимания глубоких закономерностей правового развития во всём мире, в первую очередь необходимо хорошо разбираться в многообразии правовых систем, более глубоко и активно изучать системы законодательств стран мира и особенно, появляющиеся феномены, которые так не похожи друг на друга, например: Европейские сообщества, Европейский Союз, Международная Организация содействия и развития, Организация Североатлантического договора и другие.

Прошедший в июне 1998 года в Москве симпозиум был посвящён отношениям между Россией и Европейским Союзом. Он прошёл под названием “Кто мы?”, в котором приняли участие дипломаты, учёные, политики. Иностранные специалисты отмечают, что вопрос “Кто мы?” для России и россиян возник во времена Михаила Горбачёва, когда началась перестройка [1]. И сейчас ставится вопрос - смогут ли бывшие восточно-европейские страны, и в частности Россия, параллельно с развитием демократии приблизится к достигнутому Западом уровню экономических успехов, избежав при этом серьёзных конфликтов.

Каждая страна стремится вести торговлю с зарубежными странами, развивать экономическое, научно-техническое, культурное сотрудничество. И если участником таких отношений является частное лицо - организация, юридическое лицо или гражданин, то такие отношения регулируются нормами такой отрасли права как международное частное право. Если же участниками являются государства или международные организации, то такие отношения регулируются нормами международного публичного права. До настоящего времени эти две отрасли права, несмотря на их тесную связь, различались и по своему субъектному составу и по своему содержанию и по своему объекту. Представляется, что в последнее время с созданием различных международных организаций с целью осуществления внешнеэкономической деятельности, роль международного частного права снижается т.к. его функции начинают выполнять вновь создаваемые феномены, которые трудно назвать системой права, отраслью права, под отраслью права, институтом права и т.п., например, право Европейского Союза или же Европейское право. Европейское право охватывает право всех европейских организаций, включая Совет Европы, Организации Североатлантического договора, Западно-Европейского Союза и других союзов, причём в Европейском праве представлены, по существу, почти все основные отрасли права - как публичного, так и частного права, в том числе и нормы международного частного права и международного публичного права [2].

Поэтому представляется интересным вначале рассмотреть вопрос, связанный с развитием международного частного права, нормы которого регулируют международные отношения, носящие экономический, имущественный, частно-правовой характер.

В России сегодня достаточно чётко взят курс на интеграцию с Европейским Союзом, Европейскими странами, однако, закона в области Международного частного права в России нет, разработан лишь проект YII раздела III части Гражданского Кодекса РФ, в котором представляются нормы Международного частного права. Проект опубликован в “Российской газете” 30 ноября 1996 года - в течение трёх лет, т.е. до настоящего времени, проект не представлен в Государственную Думу.

В каких же источниках содержатся нормы Международного частного права России? В первую очередь необходимо назвать внутригосударственные законодательные акты РФ, например, Закон РФ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, вступивший в действие 13 декабря 1995 года и действующий в настоящее время с изменениями и дополнениями от 06.06.1997 года и от 10.02.1999 года, Указ Президента РФ “О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок” от 18 августа 1996 года, Указ Президента РФ “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РФ” от 5 ноября 1995 года. Эти законодательные акты были приняты после принятия I части Гражданского Кодекса РФ, который был назван Экономической конституцией РФ и который служит основанием к принятию различных актов в различных отраслях права. В тоже время необходимо назвать правовые акты, принятые в годы создания независимого российского государства: Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” от 9 октября 1992 года, Указ Президента РФ “О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров, /работ, услуг/ на территории РФ в 1992 году от 6 ноября 1992 года, Указ Президента РФ “О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы” от 16 декабря 1993 года.

Основу международного частного права всегда составляли не нормы “прямого действия” как в вышесказанных актах, а коллизионные нормы. Однако, доктрина российского законодательства не ограничивает содержание международного частного права коллизионными нормами, а материально- правовые нормы внутреннего законодательства, которые были названы выше, предназначены исключительно для регулирования отношений с “внешним, иностранным элементом”, для урегулирования которых непригодны нормы общего характера.

В Европейских странах нормы в области международного частного права /МЧП/ начали разрабатываться и приниматься ещё в прошлом столетии. Франция была одной из первой Европейских стран, законодательство которой содержало несколько статей, относящихся к правам иностранцев /Кодекс Наполеона 1804 года/. Нормы, регулирующие экономическую деятельность, содержались в Вводном законе к Гражданскому Уложению Германии /1886 год/. Затем наступил период затишья и только в 60-70 года XX века развитие законодательства в области МЧП получило своё продолжение. Как представляется, это можно объяснить тем, что через Европу проходят торговые пути многих стран, и тем, что Европейские страны стремятся в первую очередь осуществлять экономическое сотрудничество между собой. Результатом этого стремления является появление в 50-х годах Европейского экономического сообщества, а в 90-х годах Европейского Союза, основной принцип которых состоит в создании “общего рынка для стран -участниц”.

Тридцать лет - это небольшой срок для разработки общих правил поведения в экономическом сотрудничестве, если принять во внимание, что только в 1980 году была принята Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров, к которой к настоящему времени присоединилось более 50 стран, когда такой деятельностью как торговля между странами занимались с незапамятных времён.

В 60-х годах, в частности в 1961-1964 годах в Польше были приняты некоторые законы в области МЧП, например, такие как Закон о воздушном праве, Закон о морском праве, Гражданский процессуальный Кодекс содержал отдельные нормы в области МЧП.

Россия, Португалия, Франция относятся к странам, внутреннее законодательство которых содержит отдельные нормы, регулирующие внешнеэкономическую, торговую деятельность и в которых до настоящего времени отсутствует единый закон в области МЧП. Основные положения в области МЧП содержатся в нормах Гражданского Кодекса и большое значение имеют иные законодательные и нормативно-правовые акты в различных областях права. До 1995 года Италия также относилась к этим странам, однако, в 1995 году был принят Закон о реформе итальянской системы международного частного права, который вступил в силу 2 сентября 1995 года.

В Болгарии – отдельные правила международного частного права содержатся в Законе об обязательствах и договорах 1950 года, Указе о торговле и судоходстве 1953 года, Декрете об экономическом, промышленном, научном и техническом сотрудничестве с иностранными юридическими и физическими лицами от 1974 года. Вопросы международного гражданского процесса разрешаются в ГПК в редакции 1983 года, вопросы заключения и расторжения брака с иностранными гражданами в Семейном Кодексе 1985 года, т.е. Болгария идет по пути развития внутригосударственного законодательства в области МЧП.

В настоящее время к этим странам относятся и некоторые бывшие республики СССР, например Литва и Эстония, Молдова и др. В Гражданские Кодексы этих стран введены статьи, регулирующие отношения в области МЧП. Новые Гражданские Кодексы были приняты в 1994 году.

Великобритания - это та страна, где правовое значение имеют частные кодификации, т.е. судебные решения и прецедент. В некоторых случаях, в силу непосредственного указания в нормах Международных договоров, участницей которых является Великобритания, о необходимости принятия закона, приняты такие законы, как Закон о завещаниях 1963 г., Закон об усыновлении 1968 г., Закон о признании судебных решений о разводе и раздельном жительстве супругов - 1971 года, Закон о доказательствах при судопроизводстве и других юрисдикций 1975 г.

Особо необходимо выделить Европейские страны, где действуют самостоятельно Законы о МЧП:

Чехословакия - Закон “О международном частном и процессуальном праве” - 1963 год, Торговый Кодекс Чехии, регулирующий международные вопросы, касающийся собственности, 1991г., Закон “Об арбитраже в международных торговых отношениях и об исполнении арбитражных решениях” - 1994 г. В Австрии - Закон о МЧП действует с 1 января 1979 года. В Венгрии детально разработанный Закон в области МЧП действует с 1 июня 1979 года.

В Югославии - Закон в области МЧП, а именно Закон “О разрешении коллизий между законом и нормами иностранного права в определённых правоотношениях” вступил в силу 1 января 1883 года. Однако с момента распада единого Югославского государства на несколько государств этот закон, с некоторыми изменениями, был введён в действие в Хорватии, Словении, Сербии и Черногории 26 июня 1991 года.

Почти в это же время был принят Закон о МЧП в Турции, вступивший в силу с 22 декабря 1982 года.

Немного позднее, но достаточно подробный Закон о МЧП был разработан и принят в Швейцарии в 1987 году. Закон о МЧП Швейцарии содержит наряду с общими положениями об иностранных физических и юридических лицах, главы по семейному праву, наследовании, вещному праву, праву интеллектуальной собственности, обязательственному праву, международной арбитражной подсудности, рассматриваются вопросы гражданства, конкурсного производства, права товарищества и многие вопросы, обычно не включаемые в законодательные акты подобного рода1. Этот Закон содержит 200 статей. Можно сказать, что он является образцом законотворческой деятельности, его структура делает его четким и стройным.

В Румынии 22 сентября 1992 года принимается Закон о МЧП, и с 1 декабря вступает в силу. В 1991 году в бывшей республике СССР - Украине принимается Закон о внешней торговле и в дальнейшем в принимаемом в 1996 году Гражданском Кодексе содержатся некоторые нормы в области МЧП.

Существенное значение на развитие внутреннего законодательства государств оказывает, как было указано выше, процесс интеграции стран в различные союзы - экономические, торговые. Целью таких союзов является развитие и укрепление экономических, торговых, научных, культурных, в т.ч. политических отношений.

Нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения между странами, представляющими собой различные союзы, являются многосторонние конвенции, международные договоры, соглашения, модельные кодексы, директивы и различные правила, принципы, доктрины, которые не рассматриваются как нормы, однако, они снимают проблему коллизий в регулировании отношений между различными странами.

Одним из таких союзов являлась Внешнеторговая организация стран бывшего социалистического лагеря - Совет экономической взаимопомощи, и такой документ, как Общие условия поставок между внешнеторговыми организациями стран-членов СЭВ, который применялся в 1968 -1988 годах и стал основным документом, регулировавшим отношения стран-членов СЭВ.

По своему содержанию Общие условия охватывали широкий круг вопросов: заключение, изменение и прекращение контракта, базис поставки, сроки, качество товаров, гарантии качества, упаковка, маркировка, техническая документация, порядок приёмки товара, права и обязанности сторон, порядок платежей, сроки предъявления претензий, арбитраж, исковая давность и многие другие. В основном Общие условия содержали материальные нормы, однако, с целью избежания коллизии в них было установлено, что “к отношениям сторон по поставкам товаров по тем вопросам, которые не урегулированы или не полностью урегулированы Общими условиями или контрактами, применяется материальное право страны продавца”. Необходимо оговориться, что Общие условия 1968/88 годов применяются и в настоящее время, после ликвидации СЭВ, по усмотрению сторон [3].

Задачами обеспечения формирования и развития общего экономического пространства и сохранения хозяйственных связей между бывшими республиками СССР призваны служить Соглашение об Общих условиях поставок между организациями государств-участников Содружества Независимых государств от 20 марта 1992 года, Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности государств членов СНГ 1992 года и др.

В рамках СНГ принято множество деклараций, конвенций, соглашений. Несмотря на то, что интеграционные процессы в рамках СНГ проходят возможно не интенсивно, неровно, например, в рамках СНГ появился союз четырёх государств: России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, совсем недавно мы стали свидетелями попыток создания союза двух государств: России и Белоруссии. Очень трудно предсказать как будут развиваться интеграционные процессы СНГ в дальнейшем, но предпринимаемые шаги несомненно будут способствовать добрососедству, доверию, взаимопониманию и взаимовыгодному сотрудничеству [4]. Однако, как это часто было при разрешении каких либо проблем и в частности правовых, экономических, Россия попадала под влияние Европейских стран и часто Германии, так и при создании вышеназванных союзов СЭВ, СНГ, Россия находилась под большим влиянием функционирующих и развивающихся союзов, например, Европейского сообщества, а в настоящее время - Европейского Союза.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


О совершенствовании института опеки и попечительства
Функции актов судебного толкования и пути повышения эффективности этих актов
Интернет и право - проблема юрисдикции
Трансформация норм национального права в контексте интеграции межгосударственных отношений
Периоды назревания необходимости создания следственного комитета в РФ
Вернуться к списку публикаций