2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяРазное по праву — Международное публичное право



Международное публичное право


Содержание

  1. Место международного права в глобальной нормативной системе. Его соотношение с национальным правом.
  2. Источники международного права.
  3. Нормы международного права.
  4. Субъекты международного права. Их правосубъектность.
  5. Взаимодействие норм международного и национального права.
  6. Право международных договоров.
  7. Международные организации в системе международно-правовых отношений.
  8. Ответственность в международном праве.
  9. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.
  10. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
  11. Международная безопасность.
  12. Мирное разрешение международных споров.
  13. Международное право и права человека.
  14. Международное морское право.
  15. Международное воздушное право.
  16. Международное космическое право.
  17. Международное экономическое право.
  18. Международное экологическое право.
  19. Международное право в период вооруженных конфликтов.
  20. Новые формы международных отношений.

Нормы международного права.

Согласно общетеоретическим подходам нормы права могут создаваться или при помощи выработки обязательных (не согласованных с адресатом) правил (законодательный метод), или путем согласования воль участников общественных отношений по поводу связывающих их обязательств (согласительный метод).

Создание регламента, как правило, охватывает четыре стадии: а) разработка проекта текста регламента. Данную работу проводят специалисты международного учреждения, учитывающие мнение государств-членов; 6) принятие (большинством голосов) текста регламента в компетентном органе международного учреждения; в) принятие извещений (в определенный срок) от членов организации об отказе от выполнения данного регламента; г) вступление регламента в силу. С этого момента нормы регламента становятся обязательными для всех государств, не заявивших об отказе, несмотря на то, что при принятии текста их представители могли голосовать против регламента.

Первые две стадии разработки регламента - создание и принятие текста регламента - вполне соответствуют процедурам, принятым при создании норм законодательным методом. При этом учет мнения адресатов о проекте - традиционный способ разработки законодательного акта. С помощью элементов законодательного метода вырабатываются сами правила поведения государств, закрепляемые в регламенте межправительственной организации. Но данное правило еще не является нормой права, ибо не обладает таким свойством, как юридическая обязательность. Это свойство регламент приобретает на двух следующих стадиях - извещении от отказе и вступлении в силу. Юридическую правомерность регламент приобретает уже с помощью другого метода - согласования воль субъектов международных отношений: государств-членов и международной организации. На двух последних стадиях создания регламента вырабатывается согласование о том, что норма, созданная организацией, становится обязательной для ее членов.

Таким образом, резолюция-регламент международной организации - международно-правовой акт сложного характера. Регламент вырабатывается при помощи двух правовых методов - законодательного и согласительного - и является новым источником международного публичного права. Использование двух методов создания правовых норм в этом случае вызвано быстро меняющимися условиями межгосударственного сотрудничества в атмосфере научно-технической революции "третьей волны".

Общеизвестно, например, что достижения научно-технического прогресса вызывают стремительное изменение в средствах связи и транспорта.

Правовые нормы, регламентирующие применение этих средств, должны изменяться столь же быстро, как и сами средства. В то же время право-явление достаточно статичное, его изменение требует времени. Совмещение двух нормотворческих методов позволило сократить разрыв во времени между изменениями в технических средствах и в правилах, регламентирующих их применение. В более широком контексте последнее позволило международному публичному праву адекватно отражать изменения, происходящие в международных отношениях под влиянием достижений научно-технического прогресса.

Вопрос о природе резолюций-рекомендаций, их юридической силе, а также о роли в международном нормотворческом процессе является сегодня одним из наиболее спорных в международно-правовой доктрине. По поводу роли резолюций-рекомендаций в международном нормотворческом процессе высказано несколько мнений: 1. Резолюции-рекомендации могут выступать в качестве промежуточной стадии образования нормы международного публичного права. 2. Резолюция является способом констатации действующей международно-правовой нормы обычного характера. 3. Резолюция может служить целям толкования международно-правовой нормы. При этом подобное толкование может привести к изменению нормы как в плане ее развития, так и в плане ее разрушения.

Рациональное зерно есть в каждом из этих утверждений. Необходимо подчеркнуть, что во всех этих случаях речь идет о тех правовых актах, которые направлены не на создание нового правила поведения, но на применение права, реализацию субъективных прав и обязанностей участников международных отношений. Правовые акты такого рода создаются не с целью трансформации права, но для решения более утилитарных задач, встающих перед международными организациями в ходе их функционирования. Впоследствии такая резолюция может оказаться стадией оформления международно-правовой нормы обычного или договорного происхождения.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314151617181920




Интересное:


Периоды назревания необходимости создания следственного комитета в РФ
Акты толкования Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции
Законодательная база развития сельскохозяйственной кооперации
Художественная литература как средство формирования правосознания и источник знаний о специфике правосознания определенной эпохи
О приведении норм российского финансового законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами
Вернуться к списку публикаций