2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяРазное по праву — Международное публичное право



Международное публичное право


Содержание

  1. Место международного права в глобальной нормативной системе. Его соотношение с национальным правом.
  2. Источники международного права.
  3. Нормы международного права.
  4. Субъекты международного права. Их правосубъектность.
  5. Взаимодействие норм международного и национального права.
  6. Право международных договоров.
  7. Международные организации в системе международно-правовых отношений.
  8. Ответственность в международном праве.
  9. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.
  10. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
  11. Международная безопасность.
  12. Мирное разрешение международных споров.
  13. Международное право и права человека.
  14. Международное морское право.
  15. Международное воздушное право.
  16. Международное космическое право.
  17. Международное экономическое право.
  18. Международное экологическое право.
  19. Международное право в период вооруженных конфликтов.
  20. Новые формы международных отношений.

Источники международного права.

Общеизвестно, что нормы международного права в основном закрепляются в двух источниках (формах существования норм международного публичного права) - договорах и обычаях. Согласованный список источников международного права содержится в ст. 38 Статута Международного суда ООН. Статут не упоминает о резолюциях (решениях) международных организаций в списке источников международного права. Однако надо иметь в виду, что Статут не является общеправовым документом: он носит функциональный характер и закрепляет создание межгосударственного института. Кроме того, на момент его подписания практика международных организаций по вопросам нормотворчества значительно отличалась от современного состояния дел в этой сфере.

Согласно уставам большинства межправительственных организаций системы ООН последние имеют право заключать международные договоры, а также регламентировать международные отношения посредством своих резолюций.

Участие межправительственных организаций в договорном правотворческом процессе достаточно подробно проанализировано как в отечественной так и в зарубежной международно-правовой литературе. Основные параметры этого процесса получили оформление в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986). Венская конвенция в значительной мере унифицировала положение государств и международных организаций в договорном процессе.

Согласно общей теории права термином "правовой акт" может определяться "надлежащим образом (словесно-документально) оформленное внешнее выражение воли субъектов права, выступающее в качестве носителя содержательных элементов правовой системы - юридических норм, правоположений практики, индивидуальных предписаний, автономных решений.

Правовые акты разнообразны и играют различную роль в международно-правовом регулировании: они либо образуют основу всего механизма юридического регулирования (юридические нормы), либо выражают индивидуально-правовую правоприменительную деятельность компетентных органов (в практике ООН, например, это может быть резолюция Совета Безопасности), либо воплощают правовую активность участников международных общественных отношений и принадлежат к заключительному звену международно-правового регулирования - реализации прав и обязанностей (резолюция международной организации о приеме государства в число ее членов).

Иными словами, правовые акты, характеризующиеся тем общим, что они имеют: а) словесно-документальной формой; 6) волевым характером (фиксируют волю субъекта права), в частных случаях могут выступать как: а) источники норм права, 6) акты толкования права; в) акты применения права; г) акты реализации прав и обязанностей субъектов права.

Термин "резолюция" международной организации охватывает все виды правовых актов: резолюция может быть источником права, актом толкования права и правоприменительным актом. В силу этого обстоятельства правовой анализ документов межправительственных организаций должен начинаться с определения вида правового акта, зафиксированного в резолюции.

В международно-правовой литературе проанализированы многие вопросы правовой природы и юридической силы регламентов международных организаций. Вывод о том, что регламенты специализированных учреждений ООН являются новым источником международного публичного права, можно считать достаточно взвешенным и широко признанным. Вместе с тем вопрос о правовой природе этого вида источников международно-правовых обязательств государств до сих пор остается спорным.

Как известно, исторические корни двух других источников международного публичного права - договоров и обычаев - находятся в согласовании воль создавших их участников международных отношений. Регламент - не договор и не обычай, но односторонний акт международной организации. В таком случае: какова его правовая природа, в какой степени эти правовые акты зависят от воли участников международных отношений?

Регламенты признаются либо итогом международной законодательной (квазизаконодательной) деятельности межправительственных организаций, либо итогом своеобразного согласования воль государств в рамках межправительственных организаций.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314151617181920




Интересное:


Международное право и опыт мирового регулирования вопросов беженцев и вынужденных переселенцев
К вопросу о выработке научного определения финансовых расследований
Трансформация норм национального права в контексте интеграции межгосударственных отношений
Запрет дискриминации в трудовых отношениях
Историко-правовые аспекты анализа взаимодействия норм международного и национального права
Вернуться к списку публикаций