2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяРазное по праву — Международное публичное право



Международное публичное право


Содержание

  1. Место международного права в глобальной нормативной системе. Его соотношение с национальным правом.
  2. Источники международного права.
  3. Нормы международного права.
  4. Субъекты международного права. Их правосубъектность.
  5. Взаимодействие норм международного и национального права.
  6. Право международных договоров.
  7. Международные организации в системе международно-правовых отношений.
  8. Ответственность в международном праве.
  9. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.
  10. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
  11. Международная безопасность.
  12. Мирное разрешение международных споров.
  13. Международное право и права человека.
  14. Международное морское право.
  15. Международное воздушное право.
  16. Международное космическое право.
  17. Международное экономическое право.
  18. Международное экологическое право.
  19. Международное право в период вооруженных конфликтов.
  20. Новые формы международных отношений.

Международное морское право.

Если бы арктическая зона прилежала к какому-либо государству, то она бы регулировалась как прилежащая зона. Прилежащая зона - полоса открытого моря, прилегающая к территориальному морю государства, в которой оно осуществляет специализированную юрисдикцию. Дело в том, что быстроходность современных судов не дает возможность обеспечить надежный контроль за ними в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставлено право контроля в дополнительной полосе для предотвращения нарушений его таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории, включая территориальное море. Соответственно говорят о таможенной, фискальной, иммиграционной, санитарной зоне. В этом случае мы имеем дело с одним из примеров ситуации, когда международное право расширяет юрисдикцию государства во имя обеспечения его интересов. Ширина прилежащей зоны определяется государством, но не может быть больше 24 миль, которые отсчитываются от тех же исходных линий, что и территориальные воды. Иначе говоря, последние как бы включаются в прилежащую зону, но со своим режимом. Некоторые страны определили ширину зоны в 18 миль, а США в 12 миль.

В 1982 г. Женевская конвенция приняла Конвенцию по морскому праву. Конвенция подтвердила давний принцип морского права - свободу открытого моря, в соответствии с которым открытым морем могут свободно пользоваться на основе равноправия все государства, разумеется в рамках международного права. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету. Режим открытого моря охватывает свободу судоходства, включая военное, свободу рыбной ловли, научных исследований и др., при условии уважения прав и законных интересов других государств и международного сообщества в целом. Свобода открытого моря определяет и свободу воздушного пространства над ним.

Конвенция также отразила влияние на морское право основных принципов международного права. Принцип неприменения силы нашел отражение в принципе мирного использования моря. Конвенция внесла существенные новеллы и в конкретные институты и нормы. Сделала общепризнанным 12-мильный предел территориального моря, ввела новые институты: исключительную экономическую зону, концепцию архипелажного государства, режим свободного прохода через международные проливы. Но самое важное нововведение состоит в установлении режима исследования и эксплуатации ресурсов морского дна за пределами национальной юрисдикции.

В Конвенции речь идет о международных проливах, под которыми понимаются такие, которые используются для международного судоходства и ведут из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую. Конвенция не затрагивает проливов, в которых режим определен специальными конвенциями. Примером могут служить Черноморские проливы.

Режим Черноморские проливов определен Конвенцией, подписанной в Монтрё в 1936 г. Он предусматривает свободу невоенного судоходства для судов всех стран. Что же касается военных кораблей, то они должны предварительно уведомлять правительство Турции. Только черноморские страны могут проводить через проливы линейные корабли и подводные лодки. Для нечерноморских государств установлены и другие ограничения в от-. ношении прохода военных кораблей в Черное море.

Режим международных проливов представляет еще один пример изъятия из суверенной юрисдикции во имя обеспечения общих интересов, в данном случае интересов международного судоходства. Проливы, их берега и воды входят в состав государственной территории. Однако суверенитет осуществляется с ограничениями, установленными международным правом в отношении свободного прохода морских судов и летательных аппаратов, который должен быть прямым и не наносить ущерба прибрежным государствам. В пределах, установленных международным правом, эти государства могут принимать правила, относящиеся к транзитному проходу. Гражданская и уголовная юрисдикция в отношении транзитных судов осуществляется прибрежным государством в том же объеме, что и при транзите через территориальное море.

На наш взгляд в Кильском канале режим судоходства должен проводиться как в исключительной экономической зоне. Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) представляет собой район, прилегающий к территориальному морю, шириной не свыше 200 миль, для которого международное право установило особый правовой режим. Отсчет ширины производится от той же береговой линии, от которой исчисляется ширина территориального моря. Смысл особого режима в том, что права прибрежного государства и права других государств определяются международным правом. В данном случае имеет место новое явление, когда государство обретает суверенные права на международное пространство благодаря международному праву. Как известно, в других случаях права государства вытекают из его суверенитета.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314151617181920




Интересное:


К вопросу о формировании ювенального права в России
Интернет и право - проблема юрисдикции
Международное публичное право
О совершенствовании института опеки и попечительства
Художественная литература как средство формирования правосознания и источник знаний о специфике правосознания определенной эпохи
Вернуться к списку публикаций