2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяРазное по праву — Международное публичное право



Международное публичное право


Содержание

  1. Место международного права в глобальной нормативной системе. Его соотношение с национальным правом.
  2. Источники международного права.
  3. Нормы международного права.
  4. Субъекты международного права. Их правосубъектность.
  5. Взаимодействие норм международного и национального права.
  6. Право международных договоров.
  7. Международные организации в системе международно-правовых отношений.
  8. Ответственность в международном праве.
  9. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.
  10. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
  11. Международная безопасность.
  12. Мирное разрешение международных споров.
  13. Международное право и права человека.
  14. Международное морское право.
  15. Международное воздушное право.
  16. Международное космическое право.
  17. Международное экономическое право.
  18. Международное экологическое право.
  19. Международное право в период вооруженных конфликтов.
  20. Новые формы международных отношений.

Мирное разрешение международных споров.

УСИЛИЯ межправительственных организаций системы ООН по разрешению межгосударственных конфликтов прославились своей широкой известностью и одобрением международной общественности.

Несмотря на то что средства мирного урегулирования межгосударственных разногласий вырабатывались в течение чуть ли не всего исторического развития, международно-правовая норма императивного характера о мирном разрешении межгосударственных споров сформировалась сравнительно недавно. Становление этой нормы принято связывать с подписанием Гаагских конвенций о мирном разрешении международных столкновений 1899 и 1907 годов. Дальнейшее свое развитие принцип мирного разрешения международных споров нашел в уставах международных организаций, в том числе организаций системы ООН.

Учредительные документы межправительственных организаций системы ООН закрепляют как сам принцип мирного разрешения споров, так и средства урегулирования межгосударственных разногласий. Наиболее широкая компетенция в области мирного разрешения споров закреплена в Уставе самой Организации Объединенных Наций. В нем общий подход в отношении мирного разрешения споров основан на четком определении обязательств ООН и обязательств государств-членов. В силу этого Устав ООН закрепляет мирное урегулирование споров и как цель организации (ст. 1), и как принцип поведения государств-членов (ст. 2, п. 3).

Мирное разрешение споров скорее не цель, но средство достижения главной цели - поддержания мира и международной безопасности. В Уставе ООН четко проведена мысль, что в отношении межгосударственных конфликтов Организация Объединенных Наций выполняет две функции: а) помогает спорящим сторонам найти мирное решение и б) принимает меры к прекращению военного конфликта.

В уставах специализированных учреждений компетенция международных организаций в области мирного разрешения споров определена на более узкой основе и касается лишь споров в специальных сферах сотрудничества - ст. 84-88 Устава ИКАО, ст. IX Устава МБРР, ст. 187-189 Устава МАГАТЭ, ст. 16-18 Генерального соглашения по тарифам и торговле, ст. 26 Устава МОТ и т.д.

Уставные положения по поводу мирного разрешения споров в системе ООН получили развитие в нормах права международных организаций. Этими нормами служат положения резолюций-рекомендаций межправительственных организаций. Прежде всего здесь следует назвать резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, также, как Декларация о принципах международного права 1970 года, касающиеся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и др.

Последние десятилетия в системе ООН были отмечены особым вниманием к вопросам разрешения споров, в том числе и к вопросам совершенствования нормативно-правового закрепления этого принципа. В 1982 году была принята Манильская декларация о мирном разрешении международных споров, в 1988 году - Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности. В этих документах подчеркивалось, что роль межправительственных организаций системы ООН в мирном разрешении споров неуклонно повышается и заключается как в контроле за выполнением государствами-членами обязательств по реализации этой нормы международного права, так и в принятии превентивных мер в целях предотвращения конфликтных ситуаций или в предложении средств разрешения конкретного межгосударственного спора.

В Манильской декларации 1982 года в разделе 1 очерчен круг норм международного публичного права, на базе которых должен разрешаться любой международный конфликт. Прежде всего среди этих норм называются основные принципы международного права, носящие императивный характер.

Наряду с императивными нормами в Манильской декларации обозначены и общие принципы права - добросовестность и справедливость - как нормативные основания разрешения любого межгосударственного конфликта.

Нормативно-правовое закрепление общих принципов права в международно-правовых системах происходило в основном за счет решений межправительственных организаций, в том числе и учреждений системы ООН. При этом особо важную роль играют те резолюции и решения межправительственных организаций, которые базируются на нормах, относящихся к общим принципам права.

Таким образом, межправительственные организации системы ООН принимают активное участие в мирном разрешении межгосударственных споров, основывая свою деятельность в этой сфере на общепризнанных принципах и нормах.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314151617181920




Интересное:


О предмете трудового законодательства субъектов Российской Федерации
Россия возвращается к демократическим принципам судопроизводства
О совершенствовании института опеки и попечительства
Историко-правовые аспекты анализа взаимодействия норм международного и национального права
Основания классификации актов судебного толкования правовых норм
Вернуться к списку публикаций