2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяРазное по праву — Законодательная база развития сельскохозяйственной кооперации



Законодательная база развития сельскохозяйственной кооперации


В системе мероприятий по реформированию экономики агропромышленного комплекса важное значение придается развитию кооперации. Для того чтобы кооперация стала не только объективной необходимостью, но и реальной возможностью необходимо наличие благоприятной законодательной базы.

Определяющей правовой основой развития сельскохозяйственной кооперации являются статьи Конституции Российской Федерации, предоставляющие гражданам право на объединение и осуществление различных видов совместной деятельности. В законодательной практике стран с рыночной экономикой создание и развитие сельскохозяйственных кооперативов регулируется нормами гражданского права, а так же нормами административного, финансового, налогового, земельного, трудового законодательства. Для грамотного и всестороннего регулирования деятельности сельскохозяйственной кооперации необходим документ, учитывающий специфику как кооперативной формы организации производства так и сельского хозяйства.

До 1 января 1995 г. правовую основу существования сельскохозяйственных кооперативов создавали законы «О кооперации в СССР» (1988 г.), «О потребительской кооперации» (1992 г.), «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1992 г.). Но содержание ни одного из этих законодательных актов не отражало особенностей организации и функционирования кооперативной экономической деятельности и соответственно не могло служить полноценной правовой базой ее регулирования [1].

Вступивший в силу с 1 января 1995 г. Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ) легализовал кооперативную организационно-правовую форму хозяйственной жизни на высоком уровне. Однако здесь кооперативы представлены только двумя видами: производственные и потребительские. Деятельность кредитных и страховых сельскохозяйственных кооперативов не определена.

С 1 января 1996 г. вступил в силу закон «О сельскохозяйственной кооперации». Именно в этом документе предприняты попытки учесть специфику кооперативной формы хозяйствования.

Согласно закону сельскохозяйственным производственным кооперативом признается производственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной, не запрещенной законом деятельности. Производственные кооперативы являются коммерческими организациями, к ним относятся сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (рыболовецкий колхоз), а также кооперативные хозяйства (коопхозы) [2].

До принятия закона согласно ГК РФ артель и производственный кооператив - равнозначные понятия. А согласно «Закону о сельскохозяйственной кооперации» артель - является синонимом слова колхоз. Исторически более верен «Закон о сельскохозяйственной кооперации». Во времена НЭПа, когда сельскохозяйственная кооперация переживала период возрождения и расцвета, производственные кооперативы, которые называли коллективными хозяйствами, существовали в трех основных формах: товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы), сельскохозяйственные коммуны и сельскохозяйственные артели, – отличавшие степенью обобществления имущества и земли и принципами распределения дохода. В количественном отношении преобладали ТОЗы, однако, с переходом к политике сплошной коллективизации решениями руководства страны ведущей формой коллективного хозяйства была названа артель. Вскоре все иные формы производственной кооперации были перерегистрированы в артели, которые стали единственным видом коллективного хозяйства (колхоза). В 1969 г. термин «артель» перестал использоваться. «Закон о сельскохозяйственной кооперации» возвращает этот термин. Кстати, артель называют продуктом социального творчества истинно русского характера. Географические и климатические условия России с которыми столкнулись первые колонисты - славяне, способствовали выработке у населения духа солидарности, привычки действовать сообща. Артели начали появляться еще в эпоху татарского нашествия, так слово «артель» от татарского «артос» [3].

«Закон о сельскохозяйственной кооперации» вводит новое понятие - коопхоз, аналогий которому нет ни в дореволюционном, ни в советском кооперативном законодательстве. От других производственных кооперативов коопхозы отличаются тем, что в них не объединяются земельные участки их членов и в этом они напоминают ТОЗы, а так же тем, что создаются они индивидуальными предпринимателями. Принцип по которому коопхозы отнесены к производственным кооперативам - личное трудовое участие его членов в хозяйственной деятельности. Но определенное противоречие с понятием производственного кооператива в данном случае все же имеется. Последний представляет собой объединение не являющихся предпринимателями граждан, но главы фермерских хозяйств, создающие коопхоз, как раз представляют собой индивидуальных предпринимателей, вхождение их в коммерческую организацию такую, как коопхоз, может создать целый ряд проблем, в частности, привести к двойному налогообложению фермеров. На селе в последние годы сложились формы производственного сотрудничества фермеров - главным образом по совместному использованию сельскохозяйственной техники, но такие отношения вполне могут регулироваться договором о совместной деятельности, без создания специальной организации.

При рассмотрении «Закона о сельскохозяйственной кооперации» прежде всего бросается в глаза схожесть кооперативной формы с акционерным обществом. Владельцами кооператива выступает коллектив собственников. Управление кооперативом осуществляют общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных), правление кооператива и наблюдательный совет кооператива, присутствует ревизионный союз, полученный доход распределяется между участниками. Полномочия и порядок созыва общего собрания членов кооператива, полномочия правления кооператива все это напоминает акционерное общество. Следует отметить, что обе формы довольно распространены в странах с развитой экономикой.

Но существуют принципиальные отличия, которые позволяют рассматривать кооперацию, как особую специфичную форму хозяйствования.

При образовании кооператива происходит объединение членов с едиными интересами, вносится паевый взнос в паевый фонд в размерах и в сроки, установленные уставом. Паи не подлежат открытой продаже, как акции акционерных обществ (кроме закрытых акционерных обществ). Голосование в кооперативе происходит по принципу «один член - один голос» и обычно не бывает голосования по доверенности. В акционерном обществе одна акция - один голос. Размер заемных средств при формировании имущества кооператива не должен превышать 60% от общего объема средств кооператива. К сожалению это ограничение часто является тормозом в развитии кооперации. Потому, что для организации, например, кредитного кооператива необходимы значительные денежные вливания. Источники капитала в АО - инвесторы, в кооперативе чаще всего сами члены. Часто кооперативы могут достигать значительных размеров и охватывать до 100% рынка. Но на них не распространяются антимонопольные законы. Дело в том, что пока кооператив объединяет только сельскохозяйственных производителей, не предпринимает шагов по поглощению другого бизнеса на том же рынке, не стремится к монопольному регулированию цен и вообще следует кооперативным принципам, своего устава, антимонопольное регулирование на него не распространяется. Например, в ФРГ 5 кооперативов приняли решение о создании совместного предприятия, которое станет крупнейшей молочной фирмой ФРГ и 5 по величине в Евросоюзе (будет иметь 21 молочный завод и получать молоко от 13 тыс. кооператоров). Сам по себе размер кооператива и его доля на рынке не являются основанием для признания его монопольности. Много вопросов вызывает противоречивость статей закона о размерах, форме и порядке внесения паев.

На данный момент «Закон о сельскохозяйственной кооперации» важнейший государственный документ определяющий порядок функционирования кооперативов. И после его принятия активизировалось создание сельскохозяйственных кооперативов. Но существует еще много неопределенных вопросов о порядке функционирования сельскохозяйственных кооперативов. Поэтому необходимо государству предпринять усилия для поддержки развития кооперации. Согласно данным опроса руководителей кооперативов Госкомстата России, среди прочих причин сдерживающих развитие сельскохозяйственной кооперации называлось и несовершенство законодательной базы. Поэтому особая роль в развитии сельскохозяйственной кооперации принадлежит целенаправленной деятельности государства в формировании грамотной законодательной базы для развития сельскохозяйственной кооперации в агропромышленном секторе, качественное управление развитием которой позволит ей сыграть важную роль в преодолении нынешнего аграрного кризиса и дальнейшем подъеме сельского хозяйства России.


Литература

1.Сельскохозяйственная кооперация. Теория, мировой опыт, проблемы возрождения в России. М.:Наука, 1997.С.255.

2.Федеральный закон. «О сельскохозяйственной кооперации». М.: Издательство «Ось-89», 1997. С.48.

3. Прижеголинский В.П., Гиркин В.А. Кооперация в переходной экономике. Ставрополь:А.О.Пресса, 2000.С.180.







Интересное:


Акты толкования права, издаваемые Высшим Арбитражным Судом и поднадзорными ему арбитражными судами
Интернет и право - проблема юрисдикции
Личные имущественные и неимущественные отношения супругов в России в второй половине 19 века. Усыновление и узаконение
К вопросу о формировании правоохранительной государственной службы Российской Федерации
Ограничение прав работодателя международно-правовыми актами о труде
Вернуться к списку публикаций