2012-09-25 11:22:53
ГлавнаяРазное по праву — Трансформация норм национального права в контексте интеграции межгосударственных отношений



Трансформация норм национального права в контексте интеграции межгосударственных отношений


Создание и укрепление правового государства в России - решающий фактор всего процесса социально-экономических реформ. От успехов преобразований в этой области зависят не только демократический процесс в постсоциалистическом обществе, но также экономический рост и социально-политическая стабилизация в целом. Во-первых, изменилась и продолжает быстро меняться вся система правоотношений в России, что требует переосмысления самых общих представлений о праве и его задачах в обществе. Во-вторых, открытость общества и его стремление воспринять основные достижения западной гражданской и политической культуры диктуют настоятельную необходимость интегрировать в единую систему достижения российской и мировой правовой науки и практики. Третьей, не менее важной особенностью современного этапа развития является восстановление правовой традиции путем обращения к лучшим достижениям русской юриспруденции предшествующего времени.

Основные трудности в реализации правовой реформы заключаются в «ограниченности» разработанной законодательной базы социально- экономических реформ, в социальных, экономических и административных условиях, затрудняющих использование рациональных правовых норм, а также в недостатке разработанных механизмов и технологий эффективного применения правовых рычагов социального регулирования. В этом контексте принципиальное значение имеет дискуссия о трансформации российского внутригосударственного права применительно к общемировым глобализационным процессам.

Конец XX и начало XXI века характеризуются двумя тенденциями в правопонимании. С одной стороны, стали актуальными проблематика «естественного права» и утверждения международных стандартов в области прав человека. С другой стороны, отмечается возросшее внимание к региональным и национальным особенностям правовой культуры, которые играют возрастающую роль в образовании различных региональных государственных объединений как субъектов формирующегося многополярного мира. В содержательной интерпретации концепции этого мира значительную роль играет правопонимание, отдающее должное как глобализации (в форме международно-правовых стандартов), так и регионализации (в форме признания и уважения особенностей региона и образующих его государств).

Оценивая существующую правовую систему России можно сказать, что она имеет ряд особенностей. Прежде всего, она поражает своей громадностью. Прежде всего, это касается законодательной системы - великое множество законодательных документов разного ранга. Тут и множество федеральных законов, и бессчетное число «областных» законов - документов, принимаемых всеми 89 субъектами Федерации: областями, краями, республиками, округами.

Громадность нынешней российской правовой системы, в которой «тонут» и становятся плохо различимыми действительно крупные, основополагающие законодательные документы и институты, превращает ее в некое безликое, «серое» множество разнообразных элементов - законодательных норм, актов разнообразных юридических учреждений. Такое множество, которое не имеет своего лица.

Несмотря на отмеченную громадность и безликость, современная российская правовая система отмечается еще и разноплановостью: в ней довольно отчетливо проступают качественно разнородные элементы и тенденции правового регулирования и в то же время по некоторым моментам существует неопределенность, позволяющая строить правовую регламентацию тех или иных отношений в различных направлениях.

Является ли в целом правовая система современной России «демократической»? Отвечая на этот вопрос С.С. Алексеев, пишет, что правовая система России по ряду сторон своего содержания находится довольно близко к общедемократическому праву. Кроме того, в ней существуют элементы последовательно демократического гуманистического права, характерного для цивилизации либерального типа.

В этой связи, он выделяет два момента представляющимися наиболее существенными:

Во-первых, современное российское право уже порвало с «конструкцией» советского права и социалистической законности.

Во-вторых, определяющей чертой современного российского права является противостояние в его содержании, действии и применении, с одной стороны, последовательно демократических, гуманистических элементов, а с другой - элементов, отражающих в том или ином виде коммунистическую философию права: государственное всевластие, силовых ориентаций в правовом регулировании.

До недавнего времени правовая система России входила в прекратившее свое существование семью социалистического права, которую образовывали страны, ранее входившие в социалистическое сообщество. До возникновения социалистической правовой семьи, указанные страны принадлежали к семье романо-германского права, поэтому впоследствии они сохраняли характерные для него черты.

Норма права там всегда рассматривалась как общая норма поведения: сохранялись в значительной степени и система права, и терминология юридической науки, основанной трудом европейских университетов и восходящей к римскому праву. Однако наряду с некоторым сходством правовые системы социалистических стран имели такого рода отличия, на основании которых закономерно считать социалистические правовые системы отошедшими от романо-германских и образовывавших самостоятельную правовую семью.

С крушением социалистического строя российского общества возникла необходимость построения новой государственности и соответствующей ей правовой системы. Характерной особенностью современной российской государственности является то, что на начальном этапе ее возникновения и развития действовало большинство нормативных актов бывшего РСФСР. С течением времени вновь образованные органы государственной власти издавали собственные нормативные акты, конституируя тем самым обновленную правовую систему.

В связи с этим возникла необходимость определения роли и места вновь возникшей правовой системы в типологии современных правовых систем. По данному вопросу существуют несколько точек зрения. Согласно одной, прежняя принадлежность социалистических стран к романо-германской правовой семье позволяет вести речь лишь об их возвращении в это сообщество. Согласно другой, сущность российской правовой системы «нельзя сводить лишь к характеру используемых ею юридических источников и на этом основании причислять отечественную правовую систему к романо-германскому правовому ареалу... Для того, чтобы определиться в правовой природе бывших социалистических стран и, соответственно, продолжить исследования этого аспекта глобальной правовой типологии, недостаточно традиционных технико-юридических и социально-экономических критериев. Историческая и этнокультурная специфика России, других восточноевропейских стран требует учета в компаративистских исследованиях в качестве фактора дифференциации правовых семей в большей степени, чем это было ранее, этно-правовых и культурно-исторических особенностей правового регулирования». В связи с этим, прежние социалистические страны образовывают славянскую правовую семью.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в современном мире правовое регулирование фактически осуществляется лишь двумя типами правовых систем. Поэтому, казалось бы, правомерно вести речь о возврате к романо-германскому правовому сообществу. Между тем, в настоящее время в Российской Федерации среди законодательных элементов правообразования существуют и нормативно-судебные элементы. Это видно из того, что все большую роль в правовом регулировании большинства отраслей начинает играть доктринальная трактовка законодательных положений, проводимая судебными органами власти, путем принятия соответствующих решений по спорным вопросам законодательства, а также при отсутствии законодательного регулирования какого-либо вопроса. Прежде всего, это касается решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Указанная тенденция явилась следствием интеграции Российской Федерации с государствами нормативно-судебной правовой семьи на основе общей концепции правового государства (к примеру с США), обусловившей процессы интеграции правовых явлений в рамках существующей типологии правовых систем на фоне развития международного права. Поэтому становится все труднее говорить о принадлежности правовой системы Российской Федерации только лишь к нормативно-законодательному типу.

В современной политико-правовой доктрине правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права человека. Смысл же концепции правового государства заключается, прежде всего, «в поисках средств защиты общества от государства, в определении той сферы человеческой жизни, которая свободна от государственного контроля, то есть частной жизни, или, иными словами, обеспечить защиту частного права от публичного». Таким образом, доктрина правового государства является полностью противоположной марксистско-ленинской в своем отношении к праву.

Принципы правового государства, находясь в тесной взаимосвязи, обеспечили возникновение демократических политических процессов по созданию права в соответствии с новой доктриной. Демократизм в правовом государстве означает, что управление общественной жизнью осуществляется самими индивидами при помощи политических средств, при этом политика есть «способ согласования различных интересов, существующих в обществе, а правовой закон - результат этого процесса». Политика, непосредственно определяя право, вместе с тем, испытывает на себе его обратное воздействие в том отношении, что придает ей более четкую определенность, общеобязательность, обеспеченность государственно-правовыми средствами. Право закрепляет политику и представляет собой средство, инструмент, форму ее проведения. При этом право характеризуют относительно самостоятельные юридические моменты, непосредственно не совпадающие с политикой, хотя последняя и имеет более широкую сферу проявления и действия.

Указанные принципы впоследствии обрели качество правовых, будучи последовательно закреплены в Конституции Российской Федерации, и повлекли за собой коренную перестройку системы права и системы законодательства, а в конечном счете и правовой системы в целом. Это вызвано, прежде всего, тем, что непосредственно правообразующее значение в процессе формирования права имеет деятельность государства, его компетентных органов. В связи с этим, Конституция важна и необходима прежде всего потому, что в ней закрепляются исходные принципы и назначение государства, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Государство заинтересовано закрепить в правовой форме, занимающей высшую ступень в иерархической лестнице правовых ценностей, такие виды общественных отношений, которые «воплощают сущностные черты социально-экономического и политического строя общества и положения в нем личности». Иными словами «правовые принципы, получившие закрепление в Конституции и тем самым приобретшие не только высшее нормативно-правовое значение, но государственно-правовую защиту и охрану, являются общими принципами права, всей правовой системы, принципами государства и общества».

Будучи обобщенным, концентрированным выражением объективных закономерностей и потребностей общественного развития, конституционные принципы в полной мере обладают регулятивным характером, поскольку оказывают направляющее воздействие на общественные отношения, на всю правовую систему государства. Они действуют именно как правовые принципы, которыми должны руководствоваться все правотворческие, правоприменительные и правоохранительные органы, все граждане и должностные лица, общественные организации. Им присуща высокая степень обобщения воли народа, синтезированное воплощение представлений о долженствующем состоянии общественных отношений, государственно-правовой организации общественной жизни. В конституционных принципах получают предметное отражение самые характерные для организации и функционирования общества и государства отношения, составляющие их устои. Отсюда - нормативность конституционных принципов особого рода: им присуща большая степень нормативной обобщенности. Это значит, что конституционные принципы оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения не только в рамках данной отрасли права или отдельных институтов, но и определяют ведущие направления, тенденции правового регулирования в целом, устанавливают отправные начала правотворчества, правоприменения, правовой охраны в государстве, служат ориентиром в правовом воспитании и формировании правосознания законодателя и правоприменителя. Этим обусловлено универсальное межотраслевое значение конституционных принципов, отражающих такие стороны правового регулирования, которые являются общими для всей правовой системы.

Конституцию справедливо называют основным законом государства, так как если представить многочисленные правовые акты, действующие в государстве, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Конституция занимает верховенствующее положение в правовой системе государства. Ее положения являются первичными, а все остальные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции РФ.

Конституция выступает как юридическая база для развития всех отраслей права, составляющих российскую правовую систему. Кодексы, федеральные законы, иные нормативные акты, в некоторых случаях содержат ссылки на действующую Конституцию, тем самым обеспечивая единство и взаимосвязанную согласованность отраслей права, общность их исходных принципов.

Указанное значение Конституции РФ закреплено в части 1 ст. 15, согласно которой Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Художественная литература как средство формирования правосознания и источник знаний о специфике правосознания определенной эпохи
Личные имущественные и неимущественные отношения супругов в России в второй половине 19 века. Усыновление и узаконение
К вопросу о названии отрасли экологическое право
О зарубежном опыте оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи
Международное право и опыт мирового регулирования вопросов беженцев и вынужденных переселенцев
Вернуться к списку публикаций