2012-02-22 23:16:11
ГлавнаяРазное по праву — Методологические аспекты использования литературно-художественного материала при анализе вопросов формирования правосознания



Методологические аспекты использования литературно-художественного материала при анализе вопросов формирования правосознания


Было бы логичным и корректным с научной точки зрения предварить рассмотрение проблемы взаимодействия правосознания и художественной литературы обзором работ отечественных исследователей, посвященных аналогичным или, хотя бы, близким по тематике вопросам. Задача эта, однако, оказывается почти невыполнимой ввиду практически полного отсутствия соответствующих исследований в российской науке. Среди огромного множества литературоведческих, культурологических и собственно юридических исследований нет ни одной серьезной работы, посвященной интересующей нас проблеме.

Зарубежные исследования, в свою очередь, также могут лишь частично способствовать решению методологических задач настоящей работы. Несмотря на давний интерес и многообразие подходов западных ученых к проблеме взаимосвязи права и литературы, нельзя не заметить, что по крайней мере один из важнейших теоретических аспектов темы остается практически не изученным. Речь идет о правосознании как области, опосредующей взаимоотношения и взаимовлияние двух столь разнородных явлений, как право и литература, и, более конкретно, о роли художественной литературы в процессе внедрения в массовое сознание правовых принципов и установок. Невнимание к подобной проблематике обусловлено, по-видимому, целым рядом причин, в числе которых — и некоторая практическая, даже «инструментальная» направленность большей части зарубежных исследований (взаимосвязь права и литературы рассматривается с точки зрения возможности применения в практической деятельности юристов методов литературного анализа, с позиций более глубокого изучения художественного текста с учетом знаний об определенных правовых явлениях и т.п.); и несколько настороженное отношение западных правоведов к проблематике, лежащей вне сферы т.н. позитивного права, к вопросам «метаюридическим», используя терминологию Г. Кельзена.

Таким образом, в соответствии с задачами данного исследования, представляется целесообразным комбинировать накопленный российской наукой опыт изучения различных аспектов проблемы правосознания и разработки западных специалистов в сфере методологии использования литературного материала в правоведении.

Прежде всего, необходимо отметить, что для российской науки (и юридической, и филологической) внимание к вопросам сознания (в целом и во всем многообразии его проявлений) весьма традиционно.

Особая роль сознания в процессе возникновения, функционирования и развития права, органичная связь сознания с правом как социальным институтом, с правотворчеством и правоприменением уже на протяжении многих лет рассматривается в качестве одной из важнейших проблем юридической наукой. Речь идет не только о психологической теории права Л.И. Петражицкого и его последователей, в которой право вообще определялось и исследовалось как явление индивидуальной психики, но и о менее «радикальных» взглядах, которые отстаивались, в частности, российскими учеными. Так, эта проблема не раз поднималась при исследовании регулирующего и воспитательного воздействия права. «Право, - писал один из крупных советских теоретиков С.С. Алексеев, - это такой инструмент регулирования общественных отношений, который действует через сознание и волю людей». О том, что регулирующее воздействие права невозможно вне сознания человека, без познавательной и оценочной деятельности сознания писали С.А. Голунский, Е.А. Лукашева, Г.С. Остроумов, и многие другие исследователи. Об органичной связи сознания с правом говорил и автор одной из последних общих работ по теории государства и права А.Б. Венгеров. Иными словами, правовая теория в нашей стране уделяет значительное внимание проблеме сознания в связи с различными правовыми вопросами.

То же можно сказать и о теории литературы, и шире - о теории искусства. Искусствоведение и литературоведение, особенно, в нашей стране, уделяло большое внимание проблемам сознания в их связи с основным предметом изучения. В целом ряде работ искусство рассматривается как одна из форм общественного сознания; в качестве комплексной проблемы философии и конкретных наук рассматривается взаимодействие искусства и обыденного сознания в работе И.В. Никитиной; особую роль искусства в «психологической структуре общества» отмечает А.Б. Чаковский. О взаимосвязи художественной культуры в целом и отдельных ее проявлений с индивидуальным сознанием «потребителя культурных ценностей» писали В.Б. Чурбанов, Ю.У. Фохт-Бабушкин и другие исследователи.

Излишне видимо, упоминать, что, разумеется, и авторы исследований, основным предметом которых является собственно сознание, почти никогда не рассматривают эту категорию в отрыве от различных явлений социальной и духовной жизни общества в целом и отдельного индивида.

На этом фоне представляется вполне логичным использовать уже признанную и исследованную отраслевыми науками связь вышеуказанных явлений в междисциплинарном исследовании. Более того, вряд ли будет ошибкой предположить, что именно сознание отдельного индивида и сознание общества в целом является той областью, которая и опосредует взаимодействие правовых и литературных явлений.

Это положение нуждается, однако, в конкретизации. Как правило, поднимая проблему взаимосвязи и взаимообусловленности сознания и различных явлений социальной жизни, такие науки как философия, социология, этика, эстетика, теория права и др. рассматривают это явление не как монолит, а как единую систему взаимосвязанных, но все же не идентичных, форм сознания. В качестве таких форм могут выступать политические, философские, моральные, эстетические воззрения, которые различаются как по предмету (объекту), так и по способу отражения. Разумеется, четких границ между формами сознания не существует, все они являются взаимосвязанными, взаимообусловленными и взаимозависимыми элементами единой системы. Однако, каждая из таких форм имеет свою специфику, которая и составляет основной предмет изучения той или иной отрасли знания.

Не является исключением в этом смысле и юридическая наука. Отказавшись от попыток рассматривать правовые проблемы исключительно «в узких формально-юридических рамках», теория права давно уже включила в сферу своего интереса вопросы о взаимодействии права с самыми различными формами сознания, подчеркивая, что нет, по сути, «ни одной формы сознания, безразличной, нейтральной к праву, законности». Тем не менее, говоря о соотношении сознания в целом, в единстве различных его форм, с правом, юридическая наука выделяет одну из форм сознания, которая связана с правом настолько тесно, что нередко даже отождествляется с этим явлением. Эта форма именуется правовым сознанием, или правосознанием, и анализу этого явления уделяется значительное внимание как в общей теории права, так и отраслевых юридических науках.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Понятие, признаки и виды актов официального толкования
Международное право и опыт мирового регулирования вопросов беженцев и вынужденных переселенцев
Гибель члена судового экипажа от инфаркта и безвиновная ответственность судовладельца
Международное публичное право
Идеология правового экстремизма как отражение кризиса государственности
Вернуться к списку публикаций