2012-02-22 23:06:34
ГлавнаяРазное по праву — Художественная литература как средство формирования правосознания и источник знаний о специфике правосознания определенной эпохи



Художественная литература как средство формирования правосознания и источник знаний о специфике правосознания определенной эпохи


Формирование правосознания с помощью художественной литературы как социокультурное явление.

Учитывая рассмотренные выше сложности, возникающие при исследовании вопросов формирования и изучения правосознания, а также конкретные задачи настоящего исследования, представляется целесообразным подходить к этой проблеме с несколько иных позиций, опираясь при этом на опыт других ученых, изучавших данный вопрос. Речь идет о возможности рассмотрения и исследования процессов формирования и отражения правосознания как социокультурных явлений. Еще раз подчеркнем, что подобный подход отнюдь не призван заменить собой другие существующие, а должен лишь способствовать более глубокому пониманию поставленной в данной работе проблемы.

Само понятие «социокультурных» явлений и реалий появилось в лексиконе культурологов в 80-е годы, когда предпринимались активные попытки связать традиционное для марксистской культурологии теоретическое осознание культуры в ее связях с обществом, понимание культуры как «человеческого подтекста» социальной деятельности с практикой конкретного изучения социального бытия культуры, обращением к месту сопряжения культурных явлений с социальными. Такая «социокультурная ориентированность» исследовательского поиска позволила не только объяснить те или иные тенденции и отдельные явления в культурном процессе, но и обнаружить явления, прежде не фигурировавшие в качестве «культурного факта» или «культурного события» (например, феномен «интегрального успеха», описанный В.И. Толстых).

Очевидно, однако, что использование понятия «социокультурное явление» и соответствующих механизмов его анализа не является приоритетом исключительно культурологии; более того, наиболее логичным представляется изучение подобных реалий в рамках именно междисциплинарного исследования, предметом которого является феномен взаимодействия культурной и психо-социальной сфер. Можно сказать, что, рассматривая воздействие художественной культуры на формирование правосознания и процесс отражения в литературе правосознания определенной исторической эпохи, мы имеем дело с реалиями социокультурными, то есть возникающими и существующими на стыке культурной и социальной (социально­-психологической) сфер. Такой подход представляется абсолютно приемлемым, если учитывать, что культуру (и художественную литературу, в частности) нередко рассматривают как явление социальное, а правосознание, в свою очередь, воспринимается и изучается как составная часть культуры. Их взаимопроникновение и взаимодействие представляет собой весьма органичный процесс.

В культурологических исследованиях не раз подчеркивалось, что при изучении социокультурных явлений и механизмов наибольший интерес представляют так называемые переходные периоды, когда и социальная, и культурная сферы подвергаются существенным изменениям в ходе революционных или иных преобразований. Таким периодом является, безусловно, и первое послереволюционное десятилетие, на котором сфокусировано внимание в настоящей работе. В этот период, как известно, революционным преобразованиям подвергаются буквально все сферы жизни общества; параллельно решаются задачи создания нового права, новой культуры, формирования нового правосознания, и, более широко, - «нового» человека. Для повышения эффективности этого процесса необходимо координировать усилия, учитывать возможности взаимодействия и взаимовлияния указанных областей и направлять это взаимодействие в нужное русло, то есть - использовать собственно социокультурные механизмы. Одним из таких механизмов становится и использование художественной культуры в процессе формирования правосознания.

С точки зрения практики речь идет о возникновении новых правовых принципов, реалий; их образном толковании в художественной литературе и внедрении с ее помощью в общественное сознание, и последующем отражении в литературе определенных особенностей правосознания, что делает ее своеобразным источником информации о состоянии правового сознания на определенном историческом этапе.

С исследовательской точки зрения рассмотрение процесса воздействия художественной литературы на формирование правосознания и отражения в литературе определенных особенностей правосознания как социокультурного явления, социокультурного механизма открывает пути к более глубокому и всестороннему пониманию изучаемых проблем. С одной стороны, появляется возможность выявления причинно-следственных зависимостей между социально-правовыми и культурными явлениями, между социальными изменениями и тенденциями художественного процесса, характером искусства и «духом времени» (хотя очевидно, что такие зависимости нередко скрыты и опосредованы, «время социальное» и «культурное», темпы культурных изменений и сдвигов в общественном сознании не всегда совпадают), а также механизмов обратного воздействия искусства на социальные и психологические процессы. Однако, еще важнее другое. Такой подход предполагает возможность соотнесения и исследования разнородных и разносущностных явлений «не по способу их жесткой механической сцепляемости, а по принципу резонансных соответствий, установления аказуальных и казуальных синхронных зависимостей». Подобный метод активно используется и в исторической науке, когда «предметом рассмотрения выступает не совокупность отдельных параллельных, пусть и сопряженных... сфер культуры вместе с социокультурным и историческом фоном», а «сквозная умонастроенность, таящаяся в глубине этих сфер, их жизнестроительная направленность и структурная общность».

Исследуя процесс воздействия художественной литературы на формирование правосознания и специфику отражения правосознания в литературе, мы имеем, таким образом, возможность сочетать два подхода, два контекста понимания. С одной стороны, выстраивается цепь причинно- следственных связей, содержательных детерминаций, воздействующих на культурные и социальные процессы. С другой - сопрягаются различные значимые явления социально-правовой и культурной жизни с целью выявления их смысловой общности. На пересечении этих двух подходов и возникает новое знание о состоянии общественного сознания, направленности его изменений.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Гибель члена судового экипажа от инфаркта и безвиновная ответственность судовладельца
Трансформация норм национального права в контексте интеграции межгосударственных отношений
Международное право и опыт мирового регулирования вопросов беженцев и вынужденных переселенцев
Международно-правовой аспект прямого действия
Институт суррогатного материнства как способ реализации репродуктивной функции человека
Вернуться к списку публикаций