2009-07-07 14:26:07
ГлавнаяКонституционное право — Акты толкования правовых норм, издаваемые Конституционным судом РФ и Конституционными судами субъектов РФ



Акты толкования правовых норм, издаваемые Конституционным судом РФ и Конституционными судами субъектов РФ


Акты официального толкования, издаваемые Конституционным Судом РФ, представляют собой юридические документы, содержащие уяснение и разъяснение смысла конституционных и иных правовых норм, обладающие особой степенью нормативности, общеобязательностью для всех субъектов права на всей территории РФ, играющие существенную роль в механизме правового регулирования общественных отношений.

Данные акты обладают следующими признаками:

1. Они являются актами официального судебного нормативного и казуального толкования.

2. Они не содержат в себе правовых норм, в связи с чем не являются источниками (формой) права.

3. Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной органов власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

4. По своей юридической силе решения Конституционного Суда РФ являются окончательными не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Они действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.

5. Решения Конституционного Суда должны удовлетворять определенным требованиям, предъявляемым к ним Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ»: они должны основываться на материалах, исследованных Судом; при принятии решения Суд оценивает как буквальный смысл, рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов и др.

6. Акты толкования Конституционного Суда будучи письменными документами содержат обязательные атрибуты и содержательные моменты, предусмотренные ст. 75 Закона о Конституционном Суде РФ.

7. Решения Конституционного Суда провозглашаются и направляются сторонам в установленном законом порядке и подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях государственной власти РФ, субъектов РФ, «Вестнике Конституционного Суда РФ» и иных изданиях.

8. В отличии от других актов судебного толкования рассматриваемые акты содержат в себе указания на сроки исполнения решения и последствия его неисполнения.

9. Данные акты аккумулируют в себе свойства профессионального и доктринального толкования, так как в процессе подготовки дела к слушанию осуществляются экспертизы, консультации специалистов, проверки, исследования, а в процессе рассмотрения дела выступают эксперты, адвокаты, иные лица, имеющие ученую степень по юридической специальности.

10. Акты толкования Конституционного Суда обладают определенной степенью политичности.

В течение вот уже нескольких лет в ряде субъектов РФ функционируют конституционные (уставные) суды.

Образование этих органов предусмотрено Конституциями Бурятии, Башкортостана, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карелии, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Татарстана, Тывы, Хакасии.

Компетенция специальных судебных органов конституционного контроля до начала 1997г. регламентировалась региональным законодательством и лишь после принятия 31.12.96г. Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» деятельность этих органов нашла закрепление в федеральном законодательстве.

Статья 27 указанного закона определила, что конституционный (уставной) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Закрепленный в ст. 27 перечень полномочий конституционного суда субъекта РФ не является исчерпывающим. Особенность компетенции этих судов заключается в том, что она регламентируется помимо Федерального конституционного закона конституциями, уставами и законами субъектов РФ, которые ее дополняют, изменяют, но все таки «увязывают» с Федеральным конституционным законом.

Особенность статуса того или иного субъекта, его политическая, экономическая, национальная специфика развития, модель государственного устройства, степень суверенитета обусловливают различия в компетенции органов конституционного контроля этих субъектов.

М.А. Митюков, обобщая различные виды полномочий данных органов насчитывает более 20 полномочий, которые условно сводит в 11 групп. Среди них: контроль за конституционностью правовых актов субъектов РФ, его договоров с РФ и другими субъектами, а также международных договоров; официальное толкование конституции (устава) субъекта РФ; решение споров о компетенции между органами государственной власти субъекта, органами местного самоуправления и др.; защита конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и по запросам судов о неконституционности закона субъекта РФ; контроль за проведением выборов Президента республики и решением регионального парламента о назначении референдума; контроль за конституционностью деятельности политических партий и иных общественных объединений; защита конституции (устава) субъекта от нарушений ее высшими должностными лицами, парламентами республик; дача заключений о соответствии конституции республики, действующих на ее территории законов, других нормативных актов; участие в законодательном процессе и др. При этом, автор указывает, что судебный орган конституционного контроля субъекта реально обладает не более, чем 6 полномочиями Большинству из них свойственны первые четыре группы, а также право законодательной инициативы, а все остальные носят факультативный характер.

Анализ компетенции судебных органов конституционного контроля субъектов РФ позволяет выявить особенности издаваемых этими органами актов.

Юридическая природа этих актов аналогична юридической природе актов Конституционного Суда РФ, т.е. все они являются актами официального нормативного или казуального толкования правовых норм. Это связано как со статусом данных органов - они являются судебными органами и включаются в судебную систему, несмотря на двойственность юридической природы некоторых из них, так и с функциональным предназначением - осуществлять конституционный контроль.

Толкование в деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ осуществляется в нескольких формах: а) при рассмотрении конкретных дел о соответствии Конституции (Уставу) субъекта тех или иных нормативных актов по спорам о компетенции органов власти субъектов, по жалобам граждан и запросам судов о неконституционности акта, при осуществлении контроля за проведением выборов, деятельностью политических партий и общественных объединений и т.д. (в данных случаях судом дается официальное казуальное толкование); б) при даче официального толкования Конституции (Устава) субъекта РФ (результатом такого толкования является нормативное толкование, обязательное для всех граждан, региональных государственных органов и других субъектов права на территории данного субъекта РФ).



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Назначение председателя правительства
Новые региональные законы о выборах - проблемы введения смешанной избирательной системы
Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду в зарубежных странах
Конституционно-правовые нормы и институты
Роль конституционного суда РФ в обеспечении надлежащего соблюдения органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан
Вернуться к списку публикаций