2009-07-07 14:26:07
ГлавнаяКонституционное право — Акты толкования правовых норм, издаваемые Конституционным судом РФ и Конституционными судами субъектов РФ



Акты толкования правовых норм, издаваемые Конституционным судом РФ и Конституционными судами субъектов РФ


Очень часто в процессе рассмотрения какого-либо дела суд исследует вопросы, возникающие при формировании правовой позиции, при этом подвергает толкованию нормы Конституции или иных правовых актов, а в дальнейшем приходит к выводу о невозможности окончания рассмотрения дела. В таких случаях определение об отложении также является актом толкования, поскольку содержит в себе уяснение и разъяснение смысла правовых норм. Так, в определении об отложении рассмотрения дела о проверке конституционности ряда положений Устава Тюменской области Конституционный Суд подверг толкованию конституционное положение и в дальнейшем пришел к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела до урегулирования отношений Тюменской области и входящих в ее состав Ханты- Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов на основе федерального закона и договора между органами государственной власти.

Аналогичным содержанием характеризуются и определения о прекращении производства по делу.

Разновидностями таких определений являются: определения о прекращении производства по делу в случае выявления оснований к отказу в принятии обращения к рассмотрению; определения о прекращении производства в связи с отзывом запроса или ходатайства (например, определение от 26.01.97г. по делу о соответствии Конституции РФ ряда статей Закона Республики Калмыкия «О выборах Президента Республики Калмыкия», определение от 03.07.97г. по делу о разрешении спора о компетенции в связи с ходатайством администрации Корякского автономного округа и др.); определения о прекращении производства в связи с отменой или утратой юридической силы акта, конституционность которого оспаривается к началу рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ (определение от 23.01.97г. по делу о проверке конституционности ряда норм Конституции (Основного Закона) Республики Тыва и Закона Республики Тыва от 21.03.93г. « О порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) Республики Тыва»).

Некоторые определения содержат в себе целый комплекс оснований для прекращения производства по делу. Так, в определении от 14.07.98г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой Конституционный Суд указал, что производство по делу прекращено:

а) поскольку непосредственно указанные положения, примененные в деле заявительницы не нарушают ее конституционных прав и свобод, и, следовательно, ее жалоба не является допустимой;

б) поскольку оспариваемые акты к началу рассмотрения дела утратили силу;

в) поскольку оспариваемые положения нормативного акта не применены и не подлежат применению в деле заявительницы.

Особую разновидность составляют определения о разъяснении решения Конституционного Суда.

В соответствии со ст.83 Закона о Конституционном Суде РФ решение Конституционного Суда может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом РФ.

Практика показывает, что иногда решение Конституционного Суда сопряжено с необходимостью его разъяснения (например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.96г. по делу о проверке конституционности п.5 ч.2 ст.371, ч.3 ст.374 и п.4 ч.2 ст.384 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева, В.С. Лалуева, Ю.В. Лукашева и И.П. Серебренникова Конституционный Суд постановил, что уголовные дела указанных граждан подлежат пересмотру. Однако, в пересмотре дел этим гражданам было отказано. Полагая, что причиной отказа в пересмотре дел явилось неправильное истолкование правоприменительными органами Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.96г., И.П. Серебренников просил «официально разъяснить, при наличии каких условий и в каком порядке Постановление подлежит исполнению».

Особенностями определений Конституционного Суда о разъяснении его решений является то, что своим содержанием данные акты имеют наряду с толкованием правовых норм, в том числе конституционных, интерпретацию собственных решений. При этом, давая разъяснения, Суд не вправе выйти за пределы правовой позиции, ранее принятого решения, вступившего в законную силу. Данные акты принимаются в пленарном заседании или же заседании палаты, принявшей это решение. Указанные определения подлежат обязательному опубликованию в тех изданиях, где было опубликовано само решение.

Помимо перечисленных актов Закон о Конституционном Суде РФ предусматривает и такой вид, как послания. О них говорится в ст. 21 указанного закона, где перечисляются вопросы, рассматриваемые в пленарных заседаниях Конституционного Суда.

В период действия прежнего Закона о Конституционном Суде послания ежегодно направлялись Верховному Совету Российской Федерации и содержали изложение мнения Конституционного Суда о состоянии конституционной законности в РФ, основывающиеся на рассмотренных им материалах. По результатам рассмотрения послания законодательным органом принималось постановление (например, Послание Конституционного Суда РФ Верховному Совету РФ «О состоянии конституционной законности в РФ» от 05.03.93 г.).

Еще одним видом решений Конституционного Суда, которые оформляются в виде определений, являются обращения Конституционного Суда к соответствующему органу или должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора РФ до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом РФ. В соответствии со ст. 42 Закона о Конституционном Суде РФ такое обращение возможно лишь в случаях не терпящих отлагательств.

Несмотря на то, что данное определение регламентирует по сути процессуальный вопрос, оно будет содержать интерпретационные положения конституционных и иных норм в связи с потребностью обосновать необходимость срочного решения вопроса о приостановлении действия оспариваемого акта.

Характерной особенностью посланий и определений с предложением о приостановлении действия акта является то, что они не обладают признаком общеобязательности и не всегда влекут юридические последствия. Послания в большей степени носят информационный характер. Что же касается предложений о приостановлении, то соответствующие органы и должностные лица, в адрес которых это предложение направляется, самостоятельно принимают окончательное решение приостанавливать действие акта или нет.

Подведение итогов анализа актов официального толкования, издаваемых Конституционным Судом РФ, позволяет прийти к следующим выводам.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


О взаимодействии органов государственной власти РФ в сфере исполнения решений, принимаемых Конституционным судом РФ и конституционными судами субъектов РФ
О некоторых актуальных проблемах организации законодательной деятельности представительных органов власти в субъектах РФ
Формирование структуры органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации; статус судей и членов органов конституционного надзора.
Упрочение федерации в Конституции США. Эволюция политического режима США
Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод граждан
Вернуться к списку публикаций