2009-07-07 14:26:07
ГлавнаяКонституционное право — Акты толкования правовых норм, издаваемые Конституционным судом РФ и Конституционными судами субъектов РФ



Акты толкования правовых норм, издаваемые Конституционным судом РФ и Конституционными судами субъектов РФ


Государственной Думой в первом чтении Федеральном законе «О нормативных правовых актах Российской федерации» нормативный правовой акт определяется как «письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной настоящим Федеральным законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера». Применительно к нормативно-правовому акту признак нормативности обобщенно проявляется в том, что он содержит правовые нормы, т.е. общеобязательные правила поведения, а также отправные, исходные предписания.

Что касается актов официального толкования Конституционного Суда, то нормативность в данном случае рассматривается с точки зрения их общеобязательности, распространенности на неограниченное число случаев и обширный круг субъектов.

Нормативное толкование предполагает не создание новых правовых норм, а лишь разъяснения смысла уже изданных. В связи с тем, что положения акта толкования Конституционного Суда РФ разделяют судьбу толкуемой нормы (или норм), они по своим основным чертам во многом сходны с ней: они распространяют свое действие на заранее неперсонифицированный круг субъектов правоотношений, рассчитаны на все случаи применения толкуемой нормы или норм, когда возникают обстоятельства, предусмотренные ее гипотезой; несмотря на отсутствие в рассматриваемом акте толкования правовых норм, он характеризуется наличием вспомогательных правил, приемов, конкретизирующих положений, позволяющих более точно и полно раскрыть содержание соответствующей конституционной нормы.

Решениям о толковании, как и другим решениям Конституционного Суда РФ присуща общеобязательность. Закон не дает однозначного ответа на вопрос, присуща ли обязывающая сила решения только его формулировке или она распространяется и на его мотивировочную часть.

Для ответа на этот вопрос следует обратиться к такому понятию, как «правовая позиция Конституционного Суда». Данная категория является новой в правовой науке. Г.А. Гаджиев определяет правовую позицию Конституционного Суда РФ как интерпретацию конституционной нормы в мотивировочной части его постановления, причем именно той нормы, которая положена в основу резолютивной части окончательного постановления Конституционного Суда.

Понятия правовой позиции и решения по делу тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Правовая позиция является частью решения Конституционного Суда, фрагментом его мотивировочной части. Правовая позиция формируется в процессе рассмотрения какого-либо дела на основе исследования правовой позиции участвующих сторон, материалов дела, заключений экспертов, специалистов и т.д.; правовая позиция отражает мнение большинства судей, участвующих по делу.

Исходя из ст. 6 Закона о Конституционном Суде РФ, правовые позиции, являясь составной частью решений, также как и сами решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех субъектов права. Обязательны они и для самого Конституционного Суда. Так, в ст. 73 Закона о Конституционном Суде говорится, что если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание. Таким образом, законодательно предусмотрена особая процедура выработки правовой позиции с соблюдением ряда условий, при которых возможна передача дела на рассмотрение пленарного заседания, что свидетельствует о достаточно высокой стабильности правовой позиции.

Общеобязательность правовых позиций Конституционного Суда распространяется и на законодательные органы, которые должны учитывать, систематизировать их, а в дальнейшем использовать в процессе разработки законопроектов. Не может игнорироваться и правовая позиция, содержащаяся в Постановлениях Конституционного Суда, которыми признаются неконституционными и утрачивают силу правовые акты или их отдельные положения, т.к. в соответствии с ч.2 ст.79 Закона о Конституционном Суде РФ юридическая сила такого постановления не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Что касается судебных органов, то в процессе осуществления правосудия суды общей юрисдикции, арбитражные, конституционные суды субъектов РФ обязаны учитывать сложившиеся в практике Конституционного Суда правовые позиции. При рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел суды руководствуются действующими нормативно-правовыми актами. В случае признания Конституционным Судом РФ того или иного правового акта или его положения неконституционным и утратившим силу, такой акт не может быть положен в основу решения суда. Правовые позиции, содержащиеся в постановлениях о проверке конституционности правовых актов фактически становятся прецедентами толкования и используются судами при рассмотрении аналогичных дел. Содержание же правовых позиций в решениях Конституционного Суда о толковании Конституции РФ не может подвергаться изменению или игнорироваться, т.к. Конституционный Суд является единственным органом, обладающим правом официального толкования Конституции РФ.

Все изложенное еще раз подтверждает общеобязательность правовых позиций Конституционного Суда для всех без исключения субъектов права. А т.к. правовая позиция является составляющей мотивировочной части решения Суда, то и сама мотивировочная часть обладает признаком общеобязательности. Таким образом, обязательность присуща не только резолютивной, но и мотивировочной части решения Конституционного Суда РФ.

Итак, постановлениям Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ присущи следующие специфические особенности:

1. Постановления о толковании Конституции РФ являются актами официального нормативного толкования конституционных норм.

2. Данные акты обладают более высокой юридической силой по сравнению с актами казуального толкования этого органа.

3. Они не влекут за собой утрату юридической силы каких-либо нормативных актов, отдельных правовых норм и положений.

4. Данные акты вызывают определенные юридические последствия, связанные с преодолением неопределенности в понимании конституционных норм.

5. Содержание решений о толковании Конституционного Суда РФ неотделимо от содержания толкуемой ими конституционной нормы, подвергающейся толкованию, и в случае прекращения ее действия, сами утрачивают силу.

6. Постановления о толковании Конституции Российской Федерации издаются только по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, органов законодательной власти субъектов РФ.

7. Указанные решения принимаются исключительно на пленарных заседаниях (п.2 ч.2 ст.21 Закона о Конституционном Суде РФ). В отличие от других решений, которые принимаются большинством участвовавших в голосовании судей, решения о толковании принимаются большинством, не менее 2/3 от общего числа судей.

8. Решения о толковании должны быть совместимы с другими решениями Конституционного Суда РФ, т.е. не должны противоречить ранее принятым решениям о толковании или решениям по другим делам.

9. Решение Конституционного Суда РФ о толковании Конституции Российской Федерации может являться основанием для судебного обжалования (в судах общей юрисдикции и арбитражных судах) соответствующих решений и действий, если при их вынесении или осуществлении органы и должностные лица руководствовались неправильной интерпретацией своих полномочий, не соответствующими толкованию Конституционным Судом нормами о разграничении предметов ведения и полномочий неадекватным пониманием конституционных положений и т.п.

Как уже отмечалось, к итоговым решениям помимо постановлений относятся заключения Конституционного Суда.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Гражданская законодательная инициатива как форма непосредственной демократии
Защита конституции (устава) от неправомерных актов и действий должностных лиц органами конституционного контроля и надзора
Защита права частной собственности при ее изъятии
Теория и практика Конституционного судопроизводства в органах конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации
Понятие и природа компетенции органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций