2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяКонституционное право — Ограничения конституционного права на жизнь



Ограничения конституционного права на жизнь


Вслед за этим Договором, поскольку сохранялась возможность опустошительных последствий, которые имела бы для всего человечества ядерная война, и вытекающую из этого необходимость приложить все усилия для предотвращения опасности возникновения такой войны и принять меры для обеспечения безопасности народов, поскольку распространение ядерного оружия серьезно увеличило бы опасность ядерной войны, в 1968 г. в Женеве был заключен Договор о нераспространении ядерного оружия. В тексте документа уже было сказано, что государства, подписавшие данный Договор, обязуются не передавать кому бы то ни было ядерное оружие, а также контроль над ним; не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия, а также контроля над ним [1]. Каждый участник Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах, направленных на прекращение гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и на ядерное разоружение, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем. Этим же Договором впервые на международном уровне было провозглашено применение и развитие ядерной энергии в мирных целях.

Дальнейшее развитие нормативной базы о запрещении ядерного оружия проходило под лозунгом ограничения и сокращения стратегических вооружений. Например, Договор между СССР и США в 1972 г. (ОСВ-1) и в 1979 г. (ОСВ-2), Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении в 1972 г. и др.

Небольшая разрядка в международной обстановке произошла в 70-е годы. Венцом ее стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Тридцать три государства Европы, а также США и Канада совещались два года, и 1 августа 1975 году в г. Хельсинки эти страны подписали Заключительный акт совещания, который подвел окончательную черту под второй мировой войной и положил в основу взаимоотношений между государствами принцип мирного сосуществования. Благодаря этому удалось предотвратить опасную тенденцию гонки вооружений, начать процесс сокращения вооружений.

Начиная с 1985 г. между СССР и США была проведена целая серия переговоров на высшем уровне, в результате которых удалось добиться реального сокращения ядерных вооружений. Подписание договоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) в 1987 г., о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) в 1991 г. и в 1993 г. (СНВ-2), а также принятие в 2002 г. между Россией и США Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов [2] (который пока не подписан) позволили не только отойти от политики милитаризации и взаимного недоверия между странами, но и гарантировать право на жизнь, так как ядерная катастрофа означала бы конец всей человеческой цивилизации.

В 1996 г. был принят Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, в котором говорится, что «каждое государство-участник обязуется не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв, а также запретить и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем» [3]. Данный Договор еще не вступил в силу, и не ясно, когда вступит. Это и понятно: в ст. XIV Договора сказано, что «Договор вступает в силу через 180 дней после даты сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами, перечисленными в Приложении 2 к настоящему Договору (Австралия, Алжир, Аргентина, Вьетнам, Германия, Египет, Израиль, Индия, Иран, Испания, Италия, Канада, Китай, КНДР, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Пакистан, Республика Корея, Россия, Румыния, Великобритания, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония и др.), но ни в коем случае не ранее чем через два года после его открытия для подписания» [4]. Однако в настоящее время Договор подписали 166 государств, ратифицировали – 97 [5]. 12 стран, которые имеют или проводят разработки в области создания ядерного оружия, не ратифицировали его. Среди них США, Китай, Индия, Пакистан, Северная Корея и Иран.

За время принятия Договора было проведено три международных конференции [6], на которых предпринимались попытки убедить страны, занимающиеся разработкой ядерного оружия, полностью запретить все испытания. Результата пока не видно, и вообще, в связи с событиями в мире (Северная Корея, Ирак, Иран, США) неизвестно, когда Договор будет принят. По словам председателя конференции, министра иностранных дел Финляндии Э. Туомиоя, «даже при наиболее благоприятных условиях на ратификацию договора может уйти несколько лет. Это все понимают. Но мы также должны отметить, что в данный момент ядерные испытания не проводятся, так что, несмотря на то, что договор не вступил в силу, к нему относятся с уважением» [7].

С тем, что ядерные испытания не проводятся, трудно согласиться. По словам президента Д. Буша-младшего, «угроза, которую несет ядерное, биологическое и химическое оружие, не исчезла с завершением холодной войны, а разделилась на много отдельных угроз, некоторые из них сложнее увидеть, и им труднее противостоять. США должны противостоять ракетной угрозе с помощью новейших технологий» [8]. И это действительно так, разработка ядерных программ или уже самого оружия ведется во многих странах. Например, США намерены обновить свой ядерный арсенал [9]. Северная Корея уверяет, что у нее уже есть ядерное оружие. Иран, судя по всему, твердо намерен начать ядерную программу. Бразилия дает понять, что и ей может понадобиться ядерное оружие как средство самозащиты. «В последнее время ядерное оружие обретают страны, которые враждебно относятся друг к другу, и поэтому распространение превращается из проблемы дипломатии и глобальной безопасности в прямую угрозу» [10]. Американским ученым удалось сократить время, необходимое для подготовки ядерных испытаний, а администрации – получить от Конгресса согласие на создание «проникающих» ядерных зарядов, способных уничтожать хранящееся в бункерах биологическое, химическое и ядерное оружие. По мнению некоторых аналитиков, такого рода шаги, особенно планы создания ядерных зарядов меньшего калибра, могут привести к обратному результату: вместо того чтобы укрепить безопасность, эти меры вызовут новый виток гонки вооружений [11].

Все это подводит к тому, что ядерная опасность для человечества была, остается и будет оставаться. Разработка, испытание и применение ядерного оружия, как показывает практика, оборачивается огромным вредом для человека. Налицо резко отрицательное воздействие радиации на окружающую среду и, следовательно, на здоровье человека, а в случае ядерной войны – и вовсе гибель всего живого [12]. При ядерных взрывах, направленных против людей происходит наиболее массовое нарушение неотъемлемого фундаментального права человека – права на жизнь. Это подтверждают известные события в Хиросиме, Нагасаки, Чернобыле. Кроме того, непомерные расходы на оборону сужают выделение средств на охрану окружающей среды, которая и без того страдает от несовершенства технологий, варварского отношения к природе и просто экологического невежества политиков, военных, производителей. Все это приводит и будет приводить к массовой угрозе права на жизнь.

Производство и использование ядерной энергии создает дополнительную угрозу праву на жизнь миллионов людей во все мире со стороны международного терроризма. Он же является распространенным способом нарушения права на жизнь в современных условиях во всех его формах и проявлениях. По словам генерального директора британской разведки МИ-5 Элизы Мэннингем-Буллер, террористический акт в одном из западных городов с применением биологического, химического или ядерного оружия «лишь вопрос времени»: «Мы стоим перед лицом реальной угрозы нетрадиционной атаки с применением стратегического вооружения» [13].

Терроризм по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Появление терроризма влечет за собой массовые человеческие жертвы, разрушение духовных, материальных, культурных ценностей. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп и организаций терроризм стал способом решения проблем, политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, даже не имеющий никакого отношения к конфликту.

Начиная с первого исследования международного терроризма, проведенного ООН в 1972 г., мировое сообщество до сих пор не выработало единого понятия из-за политических разногласий между государствами, которым не удалось достичь полного общего согласия и в отношении мер, необходимых для предотвращения пагубных последствий актов террористического насилия, а также для борьбы с ними [14]. В проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества он определяется как совершение, организация, содействие осуществлению, финансирование или поощрение актов против другого государства или попустительство совершению таких актов, которые направлены против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют целью вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом [15].

Большой советский энциклопедический словарь определяет международный терроризм, описывая его внешние признаки и формы, без анализа целей, мотивов и сущности: это насильственные акты против отдельных граждан или объектов, в том числе находящихся под защитой международного права (убийства глав иностранных государств и правительств, их дипломатических представителей, взрывы помещений посольств и миссий, представительств организаций, штаб-квартир международных организаций), взрывы в общественных местах, на улицах, в аэропортах и на вокзалах [16]. По словам А. Кинах, «у международного терроризма нет ни границ, ни религии, ни национальности» [17].

В Федеральном законе от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» выделяется такое понятие, как «международная террористическая деятельность». Это деятельность, осуществляемая террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства; гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства; в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств [18].

Как видно из этих определений, объектом посягательства в данных преступлениях является человеческая жизнь.

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество вошло в XXI век. Терроризм все больше угрожает безопасности многих стран и их граждан, приводит к огромным политическим, экономическим и моральным потерям, оказывает сильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше уносит жизни ни в чем не повинных людей. Только за последнее время человеческие жертвы и материальные потери в связи с террористическими актами зафиксированы в Северной Ирландии, США, России, Кении, Танзании, Японии, Аргентине, Индии, Пакистане, Алжире, Израиле, Египте, Турции, Албании, Югославии, Колумбии, Иране, в государствах Юго-Восточной Азии и ряде других стран. Наиболее бесчеловечным и жестоким, отличающимся безупречным планированием и скрупулезной многолетней подготовкой стал террористический акт, совершенный в самом центре Нью-Йорка 11 сентября 2001 г., когда погибли и пропали без вести около 6807 человек [19]. «История человечества еще не знала более чудовищного в своей изобретательности преступления, чем атака террористов на Америку» [20] – и с этим трудно не согласиться.

В России в 1996 г. число террористических актов увеличилось в 2,5 раза по сравнению с двумя предыдущими годами [21]. В сентябре 1998 г. в г. Махачкале был взорван жилой дом. 17 человек погибли, 90 были ранены. В марте 1999 г. совершен террористический акт на Центральном рынке г. Владикавказа. 64 человека погибли, более 100 получили ранения. В мае 1999 г. взрыв в военном городке в окрестностях города Владикавказа – четверо погибших, 9 раненых. В сентябре 1999 г. взрыв жилого дома в г. Буйнакске – 61 человек погиб и 130 ранены. Октябрь 2000 г. – взрывы в г. Пятигорске и г. Невинномысске. Два человека погибли, 14 ранены. В декабре 2000 г. – взрыв на рынке в г. Пятигорске. Два человека погибли, 169 ранены [22]; а также взрывы в г. Волгодонске, в г. Москве, унесшие жизни более полутора тысяч людей [23]. Только за последний год (осень 2002 – осень 2003 гг.) в Москве были устроены два крупных теракта: в театральном центре на Дубровке 21 октября 2002 г. [24] и 5 июля 2003 г. на территории Тушинского рынка, примыкающего к аэродрому, где проходил рок-фестиваль «Крылья» [25].

Можно приводить немало примеров, подтверждающих всплеск террористической активности на фоне чеченских событий. Не вызывает сомнений то, что терроризм в настоящие дни превратился в важнейший фактор угрозы национальной и международной безопасности.

Террористические действия могут быть разнообразны, но всех их объединяют два общих элемента: направленность, во-первых, на подрыв государственной власти и, во-вторых, на создание у населения чувство страха и беспомощности, возникающих под влиянием организованного и жестокого насилия террористов.

Сегодня в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций, совершивших с 1968 по 1980 гг. около 6700 террористических актов, в результате которых погибло 3668 и ранено 7474 человека [26]. В современных условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций, усложняется ее характер, возрастают изощренность и античеловечность террористических актов. Согласно исследованиям российских ученых и данным зарубежных исследовательских центров, совокупный бюджет в сфере террора составляет ежегодно от 5 до 20 млрд. долл. [27] В связи с этим в 1999 г. была принята Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, которую Российская Федерация ратифицировала в 2002 г. [28]

Перечень нормативно-правовых актов о борьбе с терроризмом очень большой. Это объясняется разными причинами, возникшими в большей степени в XX веке: войнами, политической ситуацией, социальной обстановкой и др. Это такие документы, как Конвенция 1963 г. о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, Конвенция 1970 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, Конвенции 1988 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, Конвенция 1979 г. о борьбе с захватом заложников, Конвенция 1980 г. о физической защите ядерного материала, Конвенция 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, и др.

Международному сообществу принадлежит заслуга принятия принципа международного осуждения терроризма и признания его во всех случаях независимо от политических мотивов противозаконным действием (Резолюция ГА ООН 40/61 от 9 декабря 1985 г.). В Декларации о мерах по пресечению международного терроризма, принятой на 49-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1994 г., было подчеркнуто, что никакие идеологические, расовые, этнические, религиозные или другие мотивы не оправдывают преступных действий, направленных на создание атмосферы террора среди широких слоев населения. На встрече стран «семерки» в Галифаксе, в которой участвовала и Россия, было принято решение содействовать практическим мерам многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом. В соответствии с этим решением на конференции глав внешнеполитических и правоохранительных органов стран «восьмерки» (Оттава, 12 декабря 1995 г.) принята Заключительная декларация, определяющая политические обязательства стран – членов «восьмерки», по взаимодействию в борьбе с терроризмом [29]. В 1996 г. в г. Париже был принят Итоговый документ совещания министров «восьмерки» по борьбе с терроризмом; в документе участники заявляли «о своей решимости уделять первостепенное внимание борьбе с терроризмом». Они приняли решение «рассмотреть и реализовать, в сотрудничестве со всеми государствами, все меры, которые могли бы усилить возможности мирового сообщества по искоренению терроризма» [30]. В дальнейшем были приняты Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. [31], Московская декларация Российской Федерации и Республики Индия о международном терроризме от 6 ноября 2001 г., Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. [32] и др.

Такое количество международных документов, принятых сравнительно за небольшой период времени, подтверждает, что вопрос о терроризме в мире очень актуален. Главное, что нарушается право на жизнь, которое подавляющим большинством государств признается неотъемлемым, фундаментальным и естественным правом, имеющим высшую ценность.

В заключение подведем итоги сказанного. Представляется, что необходимо принять следующие меры:

1. Заменить институт срочной службы созданием регулярных воинских формирований на добровольно-контрактной основе.

2. Внести дополнения в Конституцию России, во-первых, закрепив принцип отказа от войны, от угрозы или применения вооруженной силы. Во-вторых, необходимо добавить, что действия, направленные на нарушение мирного сосуществования народа и предпринимаемые с этой целью, в частности для подготовки к ведению агрессивной войны, являются антиконституционными. В-третьих, должна быть сделана оговорка о том, что вступать в войну можно, только если Россия подверглась нападению или находится в такой непосредственной опасности, при которой недопустимо промедление.

Кроме этого, в ст. 87 п. 2 Конституции РФ следует внести дополнения, которые будут закреплять нормы, предусматривающие начало объявления войны, а также о том, кому принадлежит данная компетенция.

3. Информировать рядовых солдат и офицеров о нормах международного права, регламентирующих отношения во время военных действиях, путем проведения соответствующих занятий, которые помогут военнослужащим не только понять свои права, но и осознать обязанности во время ведения боевых действий.

4. И в дальнейшем проводить политику, направленную на исключение войны из средств разрешения каких бы то ни было конфликтов.

5. Большое значение приобрело бы вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Такие государства, как США, Китай, Индия, Пакистан, Северная Корея, Иран и др., должны ратифицировать данный Договор, чтобы он вступил в силу.

6. Ратифицировать Договор между Россией и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Москва, 24 мая 2002 г.).

7. Ратифицировать Договор о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств, в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.).


А. ГОЛОВИСТИКОВА, соискатель



[1] Договор о нераспространении ядерного оружия (Женева, 1 июля 1968 г.). Договор ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 24 ноября 1969 г. Ратификационные грамоты СССР депонированы 5 марта 1970 г., преамбула, ст. 1//Ведомости ВС СССР. 1970. № 14.

[2] Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Москва, 24 мая 2002 г.). Настоящий Договор одобрен и представлен Президенту РФ для внесения на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания России постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 834, преамбула//Дипломатический вестник. 2002. № 6.

[3] Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г., ст. I// Дипломатический вестник МИД РФ. 1996. № 10. С. 38 – 59; № 11. С. 46 – 62. Российская Федерация ратифицировала настоящий Договор Федеральным законом от 27 мая 2000 г. № 72-ФЗ. Договор не вступил в силу.

[4] Там же. Ч. 1. Ст. XIV.

[5] Данные от 25 февраля 2003 г.

[6] Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г. Ч. 2. Ст. XIV// Дипломатический вестник МИД РФ. 1996. № 10. С. 38 – 59; № 11. С. 46 – 62.

[7] См.: США, Китай и Северная Корея оказались в числе 12 стран, которые подверглись критике за отказ ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний//Российский сайт ядерного нераспространения, http://nuclearno.ru, 6 сентября 2003 г.

[8] См.: Новая гонка ядерных вооружений началась//Российский сайт ядерного нераспространения, http://nuclearno.ru, 12 сентября 2003 г.

[9] Например, Пентагон приступил к разработке нового ядерного заряда огромной разрушительной силы, который, действуя подобно нейтронной бомбе, уничтожает все живое. В результате взрыва бомбы из гафния выделяется смертоносное гамма-излучение, но, в отличие от атомной бомбы, не образуется остаточной радиоактивности. По информации английского журнала New Scientist, Пентагон внес новый ядерный заряд в список наиболее важных военных разработок. См.: Лесков С. Новое ядерное оружие американцев может потрясти мир и произвести революцию в военном деле. Бомба из гафния бьет по живому//Российский сайт ядерного нераспространения, http://nuclearno.ru, 11 сентября 2003 г.

[10] См.: Новая гонка ядерных вооружений началась//Российский сайт ядерного нераспространения, http://nuclearno.ru, 12 сентября 2003 г.

[11] Там же.

[12] Возможности защиты от воздействия ядерного взрыва весьма ограниченны. Можно эвакуировать большое число людей из зон повышенного риска, но при этом возникнут тяжелые осложнения в системах транспорта и снабжения. В случае критического развития событий эвакуация примет, скорее всего, неорганизованный характер и вызовет панику. На распределение радиоактивных осадков будут влиять погодные условия. Разрушение плотин может привести к наводнениям. Повреждения атомных электростанций вызовут дополнительное повышение уровня радиации. В городах обрушатся высотные здания и образуются груды обломков с погребенными под ними людьми. В сельской местности радиация поразит посевы, что приведет к массовому голоду. В случае ядерного удара зимой уцелевшие при взрыве люди останутся без укрытий и погибнут от холода. Возможности общества хоть как-то справиться с последствиями взрыва будут очень сильно зависеть от того, в какой степени пострадают государственные системы управления, здравоохранения, связи, правоохранительные и противопожарные службы. Начнутся пожары и эпидемии, мародерство и голодные бунты. Дополнительным фактором отчаяния станет ожидание дальнейших военных действий. Повышенные дозы радиации приводят к росту раковых заболеваний, выкидышей, патологий у новорожденных. Эксперименты на животных показали, что радиация поражает молекулы ДНК, в результате возникают генетические мутации и хромосомные аберрации. Первым пагубным воздействием долговременного характера явится разрушение озонового слоя. Озоновый слой стратосферы защищает земную поверхность от большей части ультрафиолетового солнечного излучения, губительного для многих форм жизни. Поэтому считается, что, благодаря образованию озонового слоя около 600 миллионов лет назад, появились многоклеточные организмы и вообще жизнь на Земле. Согласно докладу национальной академии наук США, в мировой ядерной войне может быть взорвано до 10 000 Мт ядерных зарядов, что приведет к разрушению озонового слоя на 70% над Северным полушарием и на 40% – над Южным. Эти разрушения озонового слоя приведут к губительным последствиям для всего живого: люди получат обширные ожоги и даже раковые заболевания кожи, некоторые растения и мелкие организмы погибнут мгновенно, многие люди и животные ослепнут и потеряют способность ориентироваться. В результате крупномасштабной ядерной войны произойдет климатическая катастрофа. При ядерных взрывах загорятся города и леса, облака радиоактивной пыли окутают Землю непроницаемым покрывалом, что неминуемо приведет к резкому падению температуры у земной поверхности. После ядерных взрывов суммарной силой 10 000 Мт в центральных районах континентов Северного полушария температура снизится до минус 31° С. Температура вод мирового океана останется выше 0° С, но из-за большой разности температур возникнут жестокие штормы. Затем, спустя несколько месяцев, к Земле прорвется солнечный свет, но, по-видимому, богатый ультрафиолетом из-за разрушения озонового слоя. К этому времени уже погибнут посевы, леса, животный мир. Трудно ожидать, что где-либо на Земле уцелеет хоть какое-то человеческое сообщество. См.: Энциклопедия Кругосвет//Официальный сайт Энциклопедии Кругосвет, http://www.krugosvet.ru/index.htm.

[13] См.: Британская разведка: биологические теракты – «дело времени»//Официальный сайт Агентура, http://www.agentura.ru/, 18.06.2003 г.

[14] Меры по борьбе с международным терроризмом (приняты Восьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа – 7 сентября 1990 г.)//Сборник правовых актов. 1998. Выпуск 10. С. 140.

[15] См.: Акименко К. Указ. соч. С. 67.

[16] См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 1338.

[17] См.: Александров Е. Премьер-министр Украины заявил, что международному терроризму необходимо оказать жесткое противодействие//Корр. РИА «Новости». Киев, 28 октября, http://www.anews.ru.

[18] См.: Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»//СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3808.

[19] См.: Война с международным терроризмом. Крупнейшие теракты против Америки//Грани Ру. 2001. 20 сентября.

[20] См.: Война без правил. Как в кино//Спецпроект NTV.ru, http://www.ntvru.com/special/terror/kakvkino.html.

[21] См.: Гушер А.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества//Российская юстиция. 2000. № 9.

[22] См.: Где на Северном Кавказе в последние годы совершались террористические акты?//Грани.ru. 2001. Апрель.

[23] Взрывы домов на Каширском шоссе, на ул. Гурьянова, взрыв в переходе на Пушкинской и др.

[24] Было захвачено 700 заложников, которых удерживали три дня. В операции по освобождению заложников погибло более 100 человек.

[25] В результате двух взрывов погибло более 16 человек.

[26] См.: Гушер А.И. Указ. соч.

[27] Там же.

[28] Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.). Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ с заявлениями. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 27 декабря 2002 г.//СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1059.

[29] Декларация совещания министров «восьмерки» в Оттаве по борьбе с терроризмом от 12 декабря 1995 г.//Сборник правовых актов 1998 г. Выпуск 10. С. 108.

[30] Итоговый документ совещания министров «восьмерки» по борьбе с терроризмом (Париж, 30 июля 1996 г.)//Сборник правовых актов 1998 г. Выпуск 10. С. 125.

[31] Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.). Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом РФ от 13 февраля 2001 г. № 19-ФЗ с заявлениями//СЗ РФ. 2001. № 35. Ст. 3513.

[32] Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.). Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 3-ФЗ//Московский журнал международного права. 2003. № 1.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Взаимодействие органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации с Конституционным Судом Российской Федерации
Содержание и основные этапы конституционных реформ в странах СНГ
Права и свободы человека в конституциях стран СНГ
Комментарий к федеральному закону о политических партиях
Конституционные основы системы законодательства в странах СНГ и Балтии.
Вернуться к списку публикаций